Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Апробация системы заданий



2020-02-03 306 Обсуждений (0)
Апробация системы заданий 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Для того чтобы проверить нашу гипотезу и убедиться на практике, действительно ли при организации необходимым образом практической деятельности младших школьников при изучении темы «Моделирование и формализация» повышается мотивация учащихся к изучению темы, нами был проведен эксперимент и использована предложенная в предыдущем параграфе система заданий.

Эксперимент проводился в параллелях четвертых классов. В 4 «А» классе, на всех уроках информатики при изучении темы «Моделирование и формализация» использовались задания, разработанные нами для повышения мотивации изучения темы и систематизации знаний учащихся. В 4 «Б» классе система заданий не была предложена.

Экспериментальная группа состояла из 24 учащихся, и в этой группе использовались разработанные задания. Остальные учащиеся задания не использовали.

По окончании изучения темы мы предложили учащимся обоих классов ответить на вопросы следующего теста:

1. Моделирование — это:

а) процесс замены реального объекта (процесса, явления) моделью, отражающей его существенные признаки с точки зрения достижения конкретной цели;

б) процесс демонстрации моделей одежды в салоне мод;

в) процесс постановки конкретной задачи;

г) процесс замены реального объекта (процесса, явления) другим материальным или идеальным объектом;

д) процесс выявления существенных признаков рассматриваемого объекта.

2. Модель — это:

а) фантастический образ реальной действительности;

б) материальный или абстрактный заменитель объекта, отражающий его пространственно-временные характеристики;

в) материальный или абстрактный заменитель объекта, отражающий его существенные характеристики;

г) описание изучаемого объекта средствами изобразительного искусства;

д) информация о несущественных свойствах объекта.

3. Процесс построения модели, как правило, предполагает:

а) описание всех свойств исследуемого объекта;

б) выделение наиболее существенных с точки зрения решаемой задачи свойств объекта;

в) выделение свойств объекта не относящихся к целям решаемой задачи;

г) описание всех пространственно-временных характеристик изучаемого объекта;

д) выделение не более трех существенных признаков объекта.

4. Информационной моделью объекта нельзя считать:

а) описание объекта-оригинала с помощью математических формул;

б) другой объект, не отражающий существенных признаков и свойств объекта-оригинала;

в) совокупность данных в виде таблицы, содержащих информацию о качественных и количественных характеристиках объекта-оригинала;

г) описание объекта-оригинала на естественном или формальном языке;

д) совокупность записанных на языке математики формул, описывающих поведение объекта-оригинала.

5. Информационная модель — это:

а) созданная из какого-либо материала модель, точно отражающая внешние признаки объекта-оригинала;

б) описание в виде схемы внутренней структуры изучаемого объекта;

в) набор величин, содержащий всю необходимую информацию об исследуемых объектах, процессах и явлениях;

г) совокупность записанных на языке математики формул, отражающих те или иные свойства объекта-оригинала или его поведение;

д) последовательность электрических сигналов.

6. К числу математических моделей относится:

а) милицейский протокол;

б) правила дорожного движения;

в) формула сложения чисел;

г) кулинарный рецепт;

д) инструкция по сборке мебели.

7. Укажите классификацию моделей по способу представления:

а) натурные, абстрактные, вербальные;

б) абстрактные, математические, информационные;

в) математические, компьютерные, информационные;

г) вербальные, математические, информационные;

д) материальные, воображаемые, информационные.

8. Формализация – это:

а) замена реального объекта (процесса, явления) его формальным описанием, то есть его информационной моделью;

б) замена реального предмета знаком или совокупностью знаков;

в) переход от нечетких задач, возникающих в реальной действительности, к формальным информационным моделям;

г) выделение существенной информации об объекте;

д) описание изучаемого объекта средствами изобразительного искусства.

9. Что такое компьютерная информационная модель:

а) представление объекта в виде теста на некотором искусственном языке, доступном компьютерной обработке;

б) совокупность информации, характеризующая свойства и состояние объекта, а также взаимосвязь с внешним миром;

в) модель в мысленной или разговорной форме, реализованная на компьютере;

г) метод исследования, связанный с вычислительной техникой;

д) этап перехода от содержательного описания связей между выделенными признаками объекта к описанию, использующему некоторый язык кодирования.

10. Компьютерный эксперимент состоит из последовательности этапов:

а) выбор численного метода - разработка алгоритма - исполнение программы на компьютере;

б) построение математической модели - выбор численного метода - разработка алгоритма - исполнение программы на компьютере, анализ решения;

в) разработка модели - разработка алгоритма - реализация алгоритма в виде программного средства;

г) построение математической модели - разработка алгоритма - исполнение программы на компьютере, анализ решения;

д) построение математической модели - исполнение программы на компьютере, анализ решения.

Приведем результаты эксперимента в виде гистограммы:

 

 

Вследствие этого подтвердилась гипотеза о том, что при организации практической деятельности младших школьников при изучении темы «Моделирование и формализация» необходимым образом, повышается мотивация учащихся к изучению темы, а так же повышается их интеллектуальный уровень, что приводит учебный процесс к лучшим результатам. Мы увидели, что тема «Моделирование и формализация» в 4 «А» классе была усвоена лучше, благодаря использованию системы заданий, нежели, чем в 4 «Б» классе.

Освоение данного раздела позволило учащимся научиться осознанно и целенаправленно пользоваться моделированием как инструментом познаний реальной действительности, научиться описывать любой простой или системный объект, научиться системному анализу, научиться строить компьютерные модели. Все это является важнейшими элементами общеучебных знаний, умений и навыков.

Таким образом, мы предполагаем использование данной системы заданий и в дальнейшей работе при изучении линии «Моделирование и формализация». Так же мы попытаемся разработать систему заданий по теме «Моделирование и формализация» для средней и старшей школы.

Выводы к II главе

 

Таким образом, в главе 2 «Методические рекомендации по формированию заданий при организации деятельности учащихся при изучении темы «Моделирование и формализация»» мы сформулировали требования к заданиям для младшего школьного возраста, представили систему заданий по теме «Моделирование и формализация» и показали апробацию системы заданий в начальной школе.

Основным требованием к выбору заданий является учет возрастных психолого-физиологических особенностей учащихся. Остальные требования к заданиям являются второстепенными и зависят от выбора самого задания. Работая с младшими школьниками, были сформулированы три основных принципа организации учебной деятельности: принцип доступности; принцип поуровневости; принцип временного развития, которыми мы руководствовались при составлении системы заданий для младших школьников.

Система заданий составлена в соответствии с тематическим и поурочным планированием для начальной школы. В ней представлены индивидуальные и групповые задания, которые направлены на повышение мотивации учащихся к изучению темы «Моделирование и формализация» и систематизацию полученных знаний.

Нами был поставлен эксперимент в параллелях 4 классов. Проведенный эксперимент подтвердил истинность гипотезы о том, что при организации практической деятельности младших школьников при изучении темы «Моделирование и формализация» необходимым образом, повышается мотивация учащихся к изучению темы, а так же повышается их интеллектуальный уровень, что приводит учебный процесс к лучшим результатам.

Освоение данного раздела позволило учащимся научиться осознанно и целенаправленно пользоваться моделированием как инструментом познаний реальной действительности, научиться описывать любой простой или системный объект, научиться системному анализу, научиться строить компьютерные модели. Все это является важнейшими элементами учебных знаний, умений и навыков.

 


Заключение

 

Одним из основополагающих педагогических принципов является учет возрастных особенностей младших школьников. Опираясь на него, учителя регламентируют учебную нагрузку, устанавливают обоснованные объемы занятости различными видами труда, определяют наиболее благоприятный для развития распорядок дня, режим труда и отдыха. Именно возрастные особенности помогают правильно решать вопросы отбора и расположения учебных предметов и учебного материала в каждом предмете, сделать правильный выбор форм и методов учебно-воспитательной деятельности [30].

Рассмотренные формы организации учебной деятельности способствуют активизации мышления и поддержки интереса к обучению. В свою очередь учителем определяется наиболее оптимальное сочетание этих форм для решения учебно-воспитательных задач на уроке. Так же выбор вариантов этого сочетания зависит от учебного предмета, содержания разделов и тем, от возраста и возрастных особенностей учащихся, от специфики класса и учебных возможностей учеников. Все вышеперечисленные формы организации учебной деятельности и формы организации занятий необходимо учитывать при составлении уроков информатики.

Не стоит забывать и про требования к заданиям для младшего школьного возраста. Основным требованием к выбору заданий является учет возрастных психолого-физиологических особенностей учащихся. Остальные требования к заданиям являются второстепенными и зависят от выбора самого задания, будь то творческое задание, задания на классификацию, сравнение или другие. Все задания делятся на несколько типов, каждому из которых применим некий набор требований. Приведем некоторые из них: открытость (содержание проблемной ситуации или противоречия); соответствие условия выбранным методам творчества; возможность разных способов решения; учет актуального уровня развития и другие.

Работая с младшими школьниками, были сформулированы три основных принципа организации учебной деятельности: принцип доступности; принцип поуровневости; принцип временного развития. Именно эти три принципа легли в основу при составлении системы заданий для младших школьников.

В ходе исследования были решены следующие задачи:

· проведен анализ научно-методической и учебно-дидактической литературы;

· сформулированы принципы отбора заданий по теме «Моделирование и формализация» для младших школьников;

· подготовлена система заданий по теме;

· показана значимость изучения темы «Моделирование и формализация» в начальной школе;

· организована практическая деятельность младших школьников при изучении темы «Моделирование и формализация» для повышения мотивации учащихся к изучению данной линии.

Таким образом, в ходе проведения эксперимента были получены результаты, которые подтвердили гипотезу. Поэтому мы предполагаем использование данной системы заданий и в дальнейшей работе при изучении линии «Моделирование и формализация». Так же планируется разработка системы заданий по теме «Моделирование и формализация» для средней и старшей школы.


Библиография

1. Аладьев, В.З. Основы информатики [Текст] : Учеб. пособие / В.З. Аладьев, Ю.Я. Хунт, М.Л. Шишаков.– 2-е изд., перераб. и доп.– М.: Филинъ, 1999.

2. Альтов, Г.С. И тут появился изобретатель [Текст] : Задачи на смекалку и сообразительность / Г.С. Альтов.– М.: Детская литература, 2001.

3. Босова, Л.Л. Изучаем информационные технологии в VII классе [Текст] : Информационное моделирование / Л.Л. Босова, В.В. Трофимова, А.Ю. Босова.– М.: Образование и Информатика, 2007.– (Информатика в школе: Приложение к журн. «Информатика и образование»; № 2/2007).

4. Босова, Л.Л. Информатика [Текст] : Учеб. для 7 кл. / Л.Л. Босова.– М.: Бином. Лаборатория знаний, 2006.

5. Горячев, А.В. Информатика. 4 кл. [Текст] : Комплект наглядных пособий в 2-х ч. / А.В. Горячев, Н.И. Суворова.– М., 2005.

6. Горячев, А.В. Информатика в играх и задачах. 4 кл. [Текст] : Учебник-тетрадь в 2-х ч. / А.В. Горячев, Н.И. Суворова.– 2-е изд., испр.– М.: Баласс, 2003.

7. Демкин, В.П. Организация учебного процесса на основе технологий дистанционного обучения [Электронный документ] / В.П. Демкин, Г.В. Можаева.– (http://ido.tsu.ru/ss/?unit=216&page=630). 03.11.2009.

8. Дергачева, Л.М. Информатика в начальной школе [Текст] / Л.М. Дергачева, М.В. Шиленкова, Т.С. Ягодкина.– М.: Образование и Информатика, 2008.– (Информатика в школе; № 8/2008).

9. Заславская, О.Ю. Конкретизация требований к результатам обучения информатике и информационно-коммуникационным технологиям выпускников школ [Текст] / О.Ю. Заславская, И.В. Левченко.– М.: МГПУ, 2004.

10. Левченко, И.В. Информатика и информационно-коммуникационные технологии. Ч. I [Текст] : Сборник учеб. задач для учащихся средних проф. учеб. учреждений / И.В. Левченко, О.Ю. Заславская.– М.: АПКиППРО, 2006.

11. Левченко, И.В. Общие вопросы методики обучения информатике в средней школе [Текст] : Учеб. пособие для студентов вузов и университетов / И.В. Левченко, Н.Н. Самылкина.– М.: МГПУ, 2003.

12. Леонтович, А.В. Исследовательская деятельность учащихся (сборник статей) [Электронный документ] / МГДД(Ю)Т; А.В. Леонтович.– (http://www.researcher.ru/methodics/teor/f_1abucy/a_1abujp.html?xsl:print=1). 15.01.2010.

13. Макарова, Н.В. Информатика. 7-9 кл. Базовый курс. Практикум по информационным технологиям [Текст] / Н.В. Макарова, И.Н. Кузнецова, Ю.Н. Нилова и др.; Под ред. Н.В. Макаровой.– СПб.: Питер, 2003.

14. Макарова, Н.В. Информатика. 7-9 кл. Базовый курс. Теория [Текст] / Н.В. Макарова, И.В. Волкова, Г.С. Николайчук и др.; Под ред. Н.В. Макаровой.– СПб.: Питер, 2003.

15. Матвеева, Н.В. Информатика и ИКТ. 4 кл. [Текст] / Н.В. Матвеева, Е.Н. Челак, Н.К. Конопатова, Л.П. Панкратова, Н.А. Нурова.– М.: Бином. Лаборатория знаний, 2009.

16. Матвеева, Н.В. Информатика и ИКТ. 4 кл. [Текст] : Рабочая тетрадь / Н.В. Матвеева, Е.Н. Челак, Н.К. Конопатова, Л.П. Панкратова, Н.А. Нурова.– М.: Бином. Лаборатория знаний, 2009.

17. Махмутов, М.И. Современный урок / М.И. Махмутов.– М., 1985.

18. Наумов, П. Информационные технологии в образовании [Электронный документ] / П. Наумов. (http://www.rusedu.info/Article105.html). 16.01.2010.

19. Переслегин, С.Б. Стратегия чуда [Электронный документ] : введение в теорию неаналитических операций / С.Б. Переслегин.– (http://www.metodolog.ru/00200/00200.html). 16.01.2010.

20. Подвинцева, О.В. Информатика [Электронный документ] / О.В. Подвинцева.– (http://informatika.sch880.ru/p26aa1.html). 03.11.2009.

21. Савченко, Н.А. Исследовательская деятельность учащихся гимназии [Электронный документ] / Н.А.Савченко.–

(http://www.humanities.edu.ru/db/msg/83777). 15.01.2010.

22. Семакин, И.Г. Информатика и информационно-коммуникационные технологии. Базовый курс. 8 кл. [Текст] / И.Г. Семакин, Л.А. Залогова, С.В. Русаков.– М.: Бином. Лаборатория знаний, 2007.

23. Симонович, С.В. Специальная информатика [Текст] : Учеб. пособие / С.В. Симонович, Г.А. Евсеев, А.Г. Алексеев.– М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2004.

24. Тур, С.Н. Методическое пособие по информатике для учителей 2-4 классов общеобразовательных школ [Текст] / С.Н. Тур, Т.П. Бокучава.– БХВ-Пб., 2005.

25. Тур, С.Н. Учебник-тетрадь по информатике. 4 кл. [Текст] / С.Н. Тур, Т.П. Бокучава.– БХВ-Пб., 2008.

26. Угринович, Н.Д. Информатика. Базовый курс [Текст] : Учеб. для 8 кл. / Н.Д. Угринович.– 2-е изд.– М.: Бином. Лаборатория знаний, 2005.

27. Харламов, И.Ф. Педагогика [Текст] / И.Ф. Харламов.– 2-е изд.– М., 1990.

28. Чередов, И.М. Методы обучения как условия развития активности и самостоятельности учащихся [Текст] / И.М. Чередов; Под ред. И.М. Чередова.– Омск, 2000.

29. Чередов, И.М. Система форм организации обучения в советской общеобразовательной школе [Текст] / И.М. Чередов.– М., 1987.

30. http://www.erudition.ru/referat/ref/id.34493_1.html [Электронный документ].– 16.01.2010.

31.http://www.examen.ru/db/examine/catdoc_id/A1D50807334C7386C3256B49003C6044/rootid/9327995FB7A6D40FC3256A02002CE0D5/defacto.html [Электронный документ].– 15.01.2010.

32.http://2balla.ru/index.php?option=com_ewriting&Itemid=116&func=chapterinfo&chapter=10819&story=8542 [Электронный документ].– 16.01.2010.

 

 



2020-02-03 306 Обсуждений (0)
Апробация системы заданий 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Апробация системы заданий

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (306)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)