ОБЪЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «СТЕРЛИТАМАКСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ» И.А. Сыров, Н.В. Пятаева УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО НАПИСАНИЮ СТУДЕНЧЕСКИХ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ РАБОТ РЕФЕРАТ, КУРСОВАЯ И ДИПЛОМНАЯ РАБОТЫ, ТЕЗИСЫ Для студентов 2 – 5-го курсов Филологического факультета по специальностям: 032900.00 Русский язык и литература, 050301.00 Русский язык и литература. Иностранный язык, 050301.00 Русский язык и литература. Культурология, 050301.65 Русский язык и литература. Чувашский язык и литература, 050302.65 Татарский язык и литература. Русский язык и литература СТЕРЛИТАМАК 2007 ББК 74.58 У 91 Рецензенты: кандидат филологических наук А.Ф. Гершанова (Московский государственный открытый педагогический университет имени М.А. Шолохова) кафедра русского языка СГПА кафедра теории и истории языка СГПА
Ответственный редактор – кандидат филологических наук, доцент В.Я. Пастухова
Учебно-методические рекомендации по написанию студенческих научно-исследовательских работ (реферат, курсовая и дипломная работы, тезисы) для студентов 2 – 5-го курсов филологического факультета / Составители: Сыров И.А., д.ф.н., профессор кафедры русского языка, Пятаева Н.В., к.ф.н., доцент кафедры теории и истории языка. – Стерлитамак: Стерлитамак. гос. пед. академия, 2007. – 57 с.
Учебно-методический комплекс включает рекомендации по подготовке, выполнению и правильному оформлению студенческих научно-исследовательских работ, предусмотренных Стандартом высшего профессионального образования Российской Федерации: рефератов, курсовых и дипломных сочинений, а также тезисов докладов, подготовленных к печати в научных сборниках. Рекомендации предназначены для студентов 2 – 5-го курсов фило-логического факультета, обучающихся по специальностям: 032900.00 «Русский язык и литература», 050301.00 «Русский язык и литература. Иностранный язык», 050301.00 «Русский язык и литература. Культурология», 050301.65 «Русский язык и литература. Чувашский язык и литература», 050302.65 «Татарский язык и литература. Русский язык и литература».
Учебно-методические рекомендации утверждены на совместном заседании кафедр русского языка и теории и истории языка 23.04.07 г., протокол № 8.
© И.А. Сыров, 2007 © Н.В. Пятаева, 2007 © Стерлитамакская государственная педагогическая академия, 2007 С О Д Е Р Ж А Н И Е Объяснительная записка . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 4
Рекомендации по подготовке, выполнению и оформлению реферата . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 6
Рекомендации по подготовке, выполнению и оформлению курсовой работы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 11
Учебный комплекс просеминариума «Организация научного исследования по подготовке, выполнению и оформлению дипломной работы» . . . . . . . . . 13
Рекомендации по подготовке и оформлению тезисов докладов, предназначенных для публикации в научных сборниках . . . . . 17
Список литературы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 20
Приложения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 22 Составляющие курсовой и дипломной работ . . . . . . . . . . . . . . . . . 22 Составляющие введения к курсовой и дипломной работам . . . . . 26 Этапы подготовки и выполнения дипломной работы . . . . . . . . . . 31 Накопление фактического материала для курсовой и дипломной работ . . . . . . . . . . 35 Образец оформления библиографической карточки . . . . . . . . . . . 39 Список научных, учебных и справочных сайтов Интернет . . . . . 40 Оформление записей в процессе изучения научной литературы . . . . . . . . . . . . 42 Цитирование и оформление цитат и ссылок на научную литературу в тексте курсовой или дипломной работы . . . . . . . . . . 44 Правила оформления библиографического описания научной литературы и словарей, использованных в написании курсовой или дипломной работы . . . . . 46 Образцы оформления списков литературы и словарей . . . . . . . . . 49 Терминологический минимум . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 52 ОБЪЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА По-настоящему переделать социальную жизнь можно лишь при свободе знанием, любовью к работе, страстью к делу. М. Горький
Ты равен тому, кого понимаешь. И. Гёте. Фауст.
Известно: научить невозможно, можно лишь научиться, имея перед собой критерий совершенства. Г. Шитян
Следовать за мыслями великого человека есть наука самая занимательная. А.С. Пушкин Современные требования к высшему образованию в первую очередь ставят перед педагогическими вузами задачу формирования учителя-исследователя, потому что только учитель творческого склада способен достичь основной цели осуществляемой в настоящее время реформы школы – повысить качество образования. Чтобы воспитать учителя-сло-весника творческого склада, важно пробудить у студента-филолога интерес не только к его будущей профессии, но и к самой лингвистике, привить ему исследовательские навыки. Решение этой задачи невозможно без активизации таких форм, методов и приемов обучения, которые максимально способствовали бы интенсификации познавательных и творческих способностей студентов-филологов. Одной из важнейших форм, призванных осуществить поставленную задачу, является подготовка студенческих учебно-научных и научно-исследовательских работ: рефератов, курсовых и дипломных сочинений, выступлений с докладами на семинарах и научных конференциях, тезисов прочитанных докладов. Важнейшим и необходимым условием плодотворного завершения такой работы является взаимосвязь УИРС и НИРС, которые в учебном процессе должны быть тесно связаны и направлены на лингвистическое развитие студентов. Написание выпускной квалификационной (дипломной) работы, отвечающей требованиям сегодняшнего дня, невозможно без чувства ответственности, организованности, интеллектуальной активности, лингвистического чутья и достаточного уровня лингвистических знаний и способностей студента. У начинающих исследователей, каковыми являются студенты 2-го курса, приступающие к работе над курсовыми сочинениями, всегда возникает немало вопросов, связанных с методикой написания и правилами оформления учебно-научных работ. Однако получить ответы на эти вопросы часто бывает непросто. Во-первых, существует очень мало методических пособий, посвященных выполнению квалификационных научных трудов. Во-вторых, дипломная работа как разновидность научных исследований для студентов педагогических вузов – относительно новая форма, которой в методической литературе уделяется недостаточно внимания. Все это значительно снижает научную активность начинающих ученых и не позволяет им в полной мере реализовать свои возможности. В связи с этим по решению Совета филологического факультета СГПА в Учебные планы всех отделений факультета был введен курс «Организация научного исследования», главной задачей которого является рассмотрение всего процесса подготовки дипломной работы от выбора темы до завершения исследования. Чтобы расширить научно-методический кругозор студентов, предполагается познакомить их с общей методологией научного творчества, поэтапно рассмотреть методику написания дипломного сочинения, а также правила оформления рукописи. Содержание данного учебно-методического комплекса включает в себя вопросы, связанные с выбором темы для исследования, его последующим планированием, библиографическим поиском литературных источников и научной литературы по теме, их изучением и отбором фактического материала. Кроме этого, рекомендации призваны научить студентов ориентироваться в композиции реферата, курсовой и дипломной работы, ознакомить начинающих исследователей с правилами представления в рукописи отдельных видов текстового, табличного и иллюстративного материала, оформлением библиографического аппарата научного труда. Одним из важных вопросов, который поднимает данное учебное пособие, является повышение культуры письменной речи будущих учителей, в связи с чем необходимо научить студентов вести тщательную языково-стилистическую обработку материала, читать свой текст «чужими глазами», чтобы выявить в нем все без исключения изъяны, избавиться от них и по возможности акцентировать достоинства работы. Воспитательной задачей учебно-методических рекомендаций является обучение студентов основам научной этики, формирование у них тактичного отношения к интерпретации имеющихся сведений по исследуемой проблематике. Данный учебно-методический комплекс составлен на основе стандартной программы «Основы организации научно-исследовательской работы для магистрантов»[1] и опирается на знания студентов, полученные ими в стационарных курсах «Практический курс русского языка», «Теория языка», «Риторика и культура речи», «Стилистика русского языка», которые познакомили будущих исследователей с отличительными жанрово-стилис-тическими характеристиками разных текстов и подготовили к самостоятельному созданию научных произведений.
Популярное: Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... ![]() ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (271)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |