Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Проблемы развития внутреннего туризма (на примере Вологодской области



2020-02-04 169 Обсуждений (0)
Проблемы развития внутреннего туризма (на примере Вологодской области 0.00 из 5.00 0 оценок




Общеизвестно, что внутренний туризм в нашей стране развит слабее, чем выездной. В первую очередь, это связано с тем, что государство не уделяет должного внимания развитию туристской и гостиничной сетей, в то время, как во многих европейских странах бюджет государства на 40-50% пополняется за счет туризма. При наличии огромного количества ресурсов туристская инфраструктура в России развита слабо.

Тем не менее, некоторые тур. дестинации активно продвигают свой турпродукт не только на внутреннем, но и на международном рынке. Одной из таких дестинаций является Вологодская область, которая развивает не только имеющиеся ресурсы, но и создает новые.

К вопросу продвижения своего турпродукта администрация Вологодской области подошла серьезно, еще в 1997 году осознав всю важность развития тур. инфраструктуры. В феврале этого же года при администрации области было создано управление по туризму и курортам в структуре департамента промышленности, развития предпринимательства и туризма. Благодаря деятельности управления, его целенаправленной программе и богатым тур. ресурсам, популярность этой области и приток туристов с каждым годом увеличиваются.

И это понятно, ведь Север всегда занимал особое место в истории русской культуры.

Многочисленные памятники истории и материальной культуры, деревянного и каменного зодчества и различных видов крестьянского творчества снискали Северу славу заповедника народной культуры и ее национальных традиций. Сохранению и развитию средневековых русских традиций способствовало то важное обстоятельство, что до Севера практически не докатилась лавина монголо-татарского нашествия, разорившая дотла многие города и земли Древней Руси. В то время, когда на всем пространстве Руси развитие культуры было насильственно приостановлено, на Севере она продолжала развиваться. Не случайно, что именно здесь сохранились древние обычаи и обряды, старинные песни и былины, промыслы и ремесла, получившие здесь особенное развитие и распространение.

Вологодчина – это один из самых интересных и привлекательных в туристском отношении северных районов РФ, древняя русская земля, «Северная Фиваида», прославившая Россию известными обителями и святителями, край «белых ночей», край «голубых озер.

Многие исторические места Вологодской области связаны с именами Ивана Грозного, Петра Первого, великих праведников Кирилла Белозерского, Ферапонта, Павла Обнорского, писателей и поэтов: К. Батюшкова, В. Гиляровского, И. Северянина, Н. Рубцова.

Природа Вологодской земли чиста и живительна, насыщена множеством рек, озер, изобилует ягодами, грибами, богата особо-охраняемыми территориями.Самобытность края выражается в большом разнообразии исконно вологодских народных промыслов - «Северная чернь», «Шемогодская резьба по бересте», «Мороз по жести», «Вологодское кружево», «Великоустюгская финифть», в дружелюбии, внимательности, радушии –истинных чертах вологодского характера.

Общие сведения.

Вологодская область расположена на севере Европейской части России в 500 км от Москвы. По площади является одной из крупных областей Российской Федерации и составляет почти 1% ее территории (145.7 тыс. кв. км). Для примера, площадь Вологодской области на 13,7 тыс. кв. км. превышает площадь Греции и на 5,1 тыс. кв. км. площадь острова Ирландия, причем умноженной на два.

Вологодская область имеет выгодное географическое положение. Она граничит с областями, города которых входят в «Золотое кольцо» России - Костромской, Тверской, Ярославской и такими областями, богатыми экскурсионными и природными ресурсами, как Архангельская, Ленинградская, Новгородская, Кировская, а также республика Карелия.

В современных условиях удобное географическое положение области, ее природные

ресурсы, высокий уровень квалификации специалистов, программно-целевой подход к

управлению экономикой, благоприятные возможности для развития предпринимательства, создаваемые администрациями области, городов и районов, открывают новые интересные возможности для развития тур. инфраструктуры.

Для области характерен умеренно - континентальный климат с продолжительно

холодной зимой, относительно коротким теплым летом. Средняя температура января на западе области -11°, на востоке -14°; июля соответственно +16° и +18°. Период с положительными температурами составляет 195-210 дней.

Туристская инфраструктура.

По данным Госкомстата РФ о привлекательности туристских зон России для российских туристов зона Севера и Северо-Запада стоит на 6 месте. Ее опережают Санкт-Петербург, Москва, «Золотое кольцо», Северный Кавказ и Калининградская область. Менее привлекательны Поволжье, Дальний Восток, Сибирь и Урал. По привлекательности туристских зон России для иностранных туристов ситуация с зоной Севера и Северо-Запада не меняется, она также стоит на 6 месте. Но теперь ее уже опережают Санкт-Петербург, Москва, «Золотое кольцо», Дальний Восток и Сибирь, а отстают- Калининградская область, Поволжье, Северный Кавказ и Урал.

Оборот турпродукта по Вологодской области на 1999 г. составил 20 млн. руб., из них на 12,9 млн. руб. было продано туров гражданам России, на 0,3-иностранным гражданам, а на 6,8-гражданам России по зарубежным странам.

Численность принятых туристов за 1999 год –3,5 тыс.чел.; из них 3,3 тыс.чел. было принято из России и 0,2- из др.стран ( из них из стран СНГ - 0,01 ).

Численность же отправленных туристов составила 6,0 тыс.чел.: в Россию – 5,2, в др. страны – 0,8 ( из них в страны СНГ – 0,2 ).

В Вологодской области зарегистрировано свыше 40 турфирм ( в 1999 их было всего лишь 18 ). 35 турфирм имеют лицензии на занятие международной тур. деятельности, но большинство из них ориентированы преимущественно на внутренний туризм, что вполне объяснимо.

На территории области находится 112 памятников российского, и 154 - местного значения, 5 профессиональных театров, 28 музеев и 1 национальный парк «Русский Север». В список Всемирнрго наследия ЮНЕСКО в 2000 г. был включен Ферапонтов монастырь.

Сейчас тур. поток в Вологодскую область постоянно растет. Вологдчина - один из наиболее динамично развивающихся в туристском отношении регионов России. Здесь представлены все многообразие видов туризма : экскурсионный, паломнический, природно-экологический, бизнес-туризм, лечебный и лечебно-оздоровительный, спортивный и приключенческий. По данным Управления по туризму и курортам администрации города, количество туристов, посещающих вологодскую землю, увеличивается каждый год в среднем на 12 %. Некоторые экскурсионные программы, такие как великоустюжная или кириловская, уже стали настоящими брендами российского туризма. Связано это не только с растущей популярностью вологодских достопримечательностей как у отечественных, так и у иностранных гостей, но и с политикой руководства области, склонного видеть в туризме одну из наиболее перспективных в экономическом отношении областей.

В дополнение ко всему, немаловажную роль в притоке туристов играет сезонность. В отличие от многих тур. центров, которые носят сезонный характер и функционируют лишь короткий промежуток времени, активный туристский сезон на Вологодчине продолжается 6-7 месяцев. Благодаря проведению тематических акций в ее гоородах, в области практически нет "мертвого" сезона. В декабре и январе принимиется несколько тысяч туристов на новогодние «дедоморозовские» программы в Великом Устюге. Февраль - время студенческих каникул, и спектр молодежных программ постепенно расширяется. Это и областной конкурс «Юный вожатый года», и областная программа «Молодое поколение избирает», и программа патриотического воспитания, а также многие др. В марте туристов собирает масленица и праздник проводов русской зимы. С мая по сентябрь - постоянные теплоходные маршруты по Волго-Балту, от Череповца и до Астрахани, от Череповца до Кижей, организуются маршруты по заповедным местам Вологодчины, по старинной Мариинской системе и каналу герцога Вюртембергского и др. Остаются октябрь и ноябрь, в которые планируется развивать бизнес-туризм. Недавно в Вологде открыли выставочный центр, который используется для туристских и иных ярмарок и выставок, таких как выставка вологодского льна, вологодского кружева, вологодского масла, которые могут привлечь внимание потенциального клиента. Также можно посетить многочисленные объекты паломнического туризма: Кирилло- Белозерский мужской монастырь, Ферапонтов монастырь, Воскресенский Горицкий женский монастырь, Спас- Каменный мужской монастырь и др. Постепенно развивается спортивный и приключенческий туризм, который основывается на организации охоты на медведя, лося, кабана, глухаря, рыбной ловле и яхтинге, а также экологический туризм. В рамках экологического туризма наибольший интерес представляют: нац. парк « Русский Север», Орловская роща, водопад на реке Тагажме, Дарвинский государственный заповедник и мн. др. Развивается и лечебный и лечебно – оздоровительный туризм. Лечебный туризм базируется на 19 санаторно-курортных и оздоровительных учреждениях, располагающих хорошей лечебной базой и благоприятными рекреационными возможностями: источники с хлоридно-натриевой минеральной водой с повышенным содержанием брома, бюветы с высокоминерализированной хлоридно-сульфатно-натриевой минеральной водой, минеральная хлоридно-сульфатная, кальциево-натриевая вода. Все это дополняется хорошими климатическими и природными условиями - умеренным климатом и чистым лесным воздухом, что делает область прекрасным местом для отдыха и лечения.

К сожалению, мало кто знает все многообразие турресурсов Вологодской области. Никогда не бывавший в этом крае человек слово «Вологда» связывает со словами “вологодское масло” и “вологодское кружево”, которые для многих являются визитной карточкой области. Разнотравье заливных лугов Присухонской и Молого-Шекснинской низменностей способствует получению сливочного масла с неповторимым нежно-ореховым вкусом. Местные традиции маслоделия уходят в далекое прошлое, а в наше время их поддерживают и продолжают крупные предприятия пищевой промышленности Вологды, Грязовца, Череповца, Сокола. Также широко известно вологодское кружево. История развития кружевного промысла на вологодской земле насчитывает не одно столетие. Самые ранние кружева, сохранившиеся в музейных коллекциях, относятся к 17 - началу 18 в. Это мерные с геометрическим орнаментом кружева - выплетены из золотых, серебряных нитей или мишуры.

В XVIII в. распространение получили нитяные - льняные, шелковые и хлопчатобумажные кружева. В Вологде первая кружевная фабрика была основана в 1820 г. помещицей Засецкой, работали на ней крепостные девушки. Интересно, что в историю вологодского кружева вошли мать и дочь Брянцевы. Именно им приписывается создание особого "вологодского манера" плетения с плавно изгибающейся линией рисунка. Благодаря их усовершенствованию появилась возможность создавать штучные вещи: палантины, накидки, пелерины и т.д. и именно благодаря этому "вологодскому манеру" плетения, вологодское кружево столь уникально и известно как в России, так и за рубежом. Вологодские кружева получили признание за рубежом, начиная с 1876 г. на выставках в Филадельфии, Чикаго и Париже.

Особая технология плетения, использование многообразного орнамента, творчески осмысленные традиции сформировали своеобразный стиль вологодского кружева. Сегодня центром уникального, приобретающего все большую известность в стране и за рубежом промысла стало вологодское производственное объединение “Снежинка”.

Но, помимо вологодского масла и вологодского кружева, истинной визитной карточкой области области являются Кирилло-Белозерский монастырь, Ферапонтов монастырь, нац. парк «Русский Север», неофициальное « Серебрянное кольцо» России, о существовании которого мало кто знает, развивающиеся программы «Череповец – порт 5 морей», «Великий Устюг – родина деда Мороза».

Кирилло-Белозерский музей-заповедник.

Кирилло-Белозерский музей-заповедник расположен на территории бывшего Кирилло-Белозерского монастыря, основанного монахом московского Симонова монастыря Кириллом - учеником Сергия Радонежского.

Кирилловская коллекция уникальна тем, что представляет собой не разрозненные

памятники, а целые ансамбли и комплексы редкой художественной ценности, связанные общностью происхождения, стилистическим единством и, что особенно важно, сохраняемые в местах своего предназначения.

Уникальны два ансамбля монументальной живописи 16 и 17 в.в.: роспись святых врат 1585 г., стенопись Успенского собора 1641 г. и северной паперти 1650 г. Отдельные сооружения монастыря сохранили фрагменты подлинного убранства, в их числе: иконописные комплексы Успенского собора, церковь Иоанна Лествичника, церковь Преображения, церковь Епифания, церковь Иоанна Предтечи. Крепостные стены 17 в. представляют наивысший взлет средневековой военной архитектуры. С 1 января 1998 г. Кирилло-Белозерский музей-заповедник Указом Президента РФ включен в Государственный свод особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации. Ферапонтов Монастырь

Ансамбль памятников Ферапонтова монастыря включен в Свод особо ценных объектов народов Российской Федерации, а сессия ЮНЕСКО занесла его в список всемирного культурного наследия. Таких объектов в России насчитывается всего 14. Ансамбль памятников Ферапонтова монастыря, основанный преподобным Ферапонтом в 1398 году, состоит из шести каменных построек XV - XVII вв. обнесенных каменной стеной XIX - XX вв.: собора Рождества Богородицы, 1490; церкви Благовещения с трапезной палатой, 1531; казенной палаты, XVI в.; церкви преподобного Мартиниана, 1641; надвратной церкви Богоявления с приделом преподобного Ферапонта, 1650; колокольни, 1680-е.

Ансамбль Ферапонтова монастыря уникален по красоте, подлинности, согласованности архитектурных деталей разных столетий, объединяющих его в единое целое. Идея ансамбля - раскрытие в архитектурных и живописных образах темы Боговоплощения.

Комплекс памятников Ферапонтова монастыря также уникален росписями Дионисия. В настоящее время в памятниках Ферапонтова монастыря размещается Музей фресок Дионисия, имеющий статус историко-архитектурного и художественного музея-заповедника. Музей, возникший в начале XX века, на протяжении нескольких десятилетий мог осуществлять только охрану памятников в лице одного сотрудника -сторожа. С 1975 года началось формирование современного музея, превратившегося в научно-исследовательский и просветительский центр, распространяющий знания об уникальных памятниках ансамбля Ферапонтова монастыря через разнообразные формы музейной работы.

«Серебрянное кольцо» России.

Довольно давно сформировалось неофициальное. «Серебрянное кольцо» России, в закальцовку которого входят такие великолепные города Вологодской области, как Вологда, Кириллов, Тотьма. Устюжна, Белозерск, Череповец и Великий Устюг.

Значительно активизировалось в последние годы и Управление по туризму и курортам администрации Вологодской области. Ведется работа по формированию запоминающихся образов городов «Серебрянного кольца» - малых городов Вологодчины. Например, Вологды – центра кружевоплетения, Белозерска - одного из старейших городов России, Устюжны - города гоголевского "Ревизора", Кириллова – паломнического центра, Тотьмы - города русских землепроходцев, Великого Устюга – родины Деда Мороза, Череповца – города 5 морей.

Сейчас я хочу более подробно остановиться на Череповце и Великом Устюге и на их примере показать целевые программы развития туризма этих городов, имидж которых сейчас активно формируется на внутреннем российском рынке, а имидж Великого Устюга – и на м/народном.

Город Череповец всегда был известен как крупенйший промышленный центр Вологодской области и российского Северо-запада. В советское время здесь останавливалось транзитом более 200 круизных кораблей. В конце же 90-х годов число транзитных судов сократилось почти до нуля. Считалось, что индустриальному городу невозможно конкурировать с соседними Вологдой и Великим Устюгом. И перед администрацией Череповца встал вопрос о том, каким образом индустриальный город может стать крупным тур. центром. Поэтому в 1998 г. была создана Череповецкая ассоциация туризма (ЧАТ), которая в наст. время объединяет 18 компаний, специализирующихся в тур. и смежных отраслях.

После этого ситуация разительно изменилась. Ставка в развитии туризма была сделана на особенное геогр. положение города, возможность вкладывать в развитие туризма "промышленные деньги" и быть интересным для транзитного, событийного, промышленного и бизнес-туризма.

С этой целью был разработан общий городской инвестиционный проект развития туризма и был создан бренд - "Череповец - порт 5 морей", проведено аналитическое исследование рынка, открыт бюджет для тур. отрасли. Основная ставка проекта была сделана на то, чтобы вернуть Череповцу утерянное им в последнее время место на рынке речных круизов.

В последние год-два Череповец начал предлагать пассажирам приходящих теплоходов своеобразные экскурсионные "закольцовки", когда, сойдя с теплохода на берег, турист совершает на выбор однодневный автобусный тур в Вологду, Белозерск, Устюжну, Кириллов, Ферапонтово, о которых я говорила раньше, или четырехдневный жд тур в С.-Петербург, а затем снова присоединяется к теплоходной программе. Вместе с ростом предлагаемых череповецкими турфирмами маршрутов увеличивается посещаемость города круизными теплоходами. Если в 1999 г. в Череповце было обслужено менее десятка пассажирских судов, то в 2000 г. уже 19. В течении предстоящей летней навигации предполагается заход в череповецкий порт, как минимум, 35 судов. Череповец стал своеобразным и очень оживленным перекрестком российских тур. путей, связывающих "Золотое кольцо России" с формирующимся "Серебряным кольцом".

В связи с прогнозируемым ростом речного круизного туризма в ближайшее время начнется реконструкция речного вокзала города, будет запущена комплексная программа по улучшению обслуживания тур. теплоходов на Волго-Балте.

Промышленность Череповца, некогда отпугивающая туристов от посещения города, теперь по замыслу местных турфирм может стать для них хорошей приманкой. Уже опробован и запущен новый экскурсионный маршрут на один из крупнейших в мире металлургических заводов "Северсталь" с его знаменитой 101-метровой 5-й домной, занесенной в книгу рекордов Гинесса.

Др. интересная череповецкая инициатива - распространение дисконтной тур. карты "Торговый ряд" для получения скидок в музеях, ресторанах, гостиницах, сувенирных магазинах города. Примечательно,что участвующим в программе торговым и иным, связанным с обслуживанием туристов заведениям, череповецкими властями предоставляются налоговые льготы.

Безусловно высокая активность местного турбизнеса была бы невозможна без поддержки городских властей. Развитие внутреннего туризма входит составной частью в городской инвестиционный проект. Если в 1998 г. на туризм из городского бюджета было выделено 0,8 млн руб., то в 2000 г. уже 2,8 млн.

Т. о. на примере Череповца мы видим,что даже промышленный город может стать интересным тур. центром, как в данном случае, когда объектом аттрактивности становятся именно прмышленные предприятия.

Др. примером формирования положительного имиджа территории является Великий Устюг.

Город Великий Устюг, районный центр Вологодской области, ровесник Вологды и Москвы. В 17 веке получил титул Великий - за великую роль в развитии торговли русского государства, центр редкостных ремесел, прославленных музеев. Он не утратил своей самобытности. Ему присвоен статус города-заповедника.

Сегодняшний Великий Устюг славится серебрено-черневыми изделиями всемирно известного завода "Северная чернь", изделиями фабрики "Великоустюгские узоры", сохранившей народный промысел XVIII века - резьбу по бересте и дереву, далеко за пределы России идёт продукция красавинских ткачей и Великоустюгской щетинно-щёточной фабрики.

Недавно здесь открыт новый туристский маршрут " Великий Устюг - родина Деда Мороза ". Основной задачей нового проекта является пропаганда среди подрастающего поколения национальных традиций, приобщение к истокам русской духовности, знакомство с культурой Русского Севера. О том, что у нашего Деда Мороза появилось постоянное место жительства, и не просто домик или избушка, а целая резиденция, мы узнали в канун прошлого, во многом знаменательного, 2000 года. Новый проект взял старт по инициативе мэра Москвы Ю. М. Лужкова и губернатора Вологодской области В. Е. Позгалева. Так, в 2000 г. на развитие великоустюжских программ ими было ассигновано около 2 млн рублей, привлечены инвесторы для нового гостиничного строительства. "Дедоморозовские" акции с 1999 г. осуществляются во взаимодействии с туристским руководством и администрацией Костромской области, считающейся родиной отечественной снегурочки.

Федеральным институтом промышленной собственности зарегистрирован товарный знак, официальный символ программы "Великий Устюг - родина Деда Мороза", т. к. перспективы развития этой программы достаточно велики и уже начиная с февраля 1999 года новый туристский маршрут «Великий Устюг - Родина Деда Мороза» продвигается управлением по туризму и курортам на международных туристских биржах.

В Устюге планируется построить парк развлечений «Двенадцать месяцев во владении Деда Мороза» на территории, примыкающей к оздоровительному лагерю «Дружба». Развлекательный центр будет включать в себя комплекс самых разнообразных услуг: питания, быта, проката маскарадного и спортивного инвентаря, катания на лошадях, снежных мотоциклах, лыжах, коньках, санях - зимой, прогулочных лодках, водных велосипедах, сплав на плотах по Нижней Сухоне - летом. Но, скорее всего, у вас возникает вопрос : " Почему именно Великий Устюг выбрал Дед Мороз для своей вотчины ? ".

История зтого древнего северорусcкого города богата былинами, легендами и сказаниями. Есть среди них и такая. Жил на реке Гледен два брата - Водолей - старший и Мороз - младший. И правили они водами : старший - летом, младший - зимой. Однажды поссорились братья, и старший, закручинившись пошел куда глаза глядят, пришел на то место, где стоит сейчас Великий Устюг, и построил там дивный град. ( Кстати, на гербе города и по сию пору изображен в зеленом поле, лежащий на берегу Водолей, увенчанный лавровым венком, держащий в обоих руках красные кувшины, из которых льется вода.) Младший же решил пойти на чужбину счастья искать. Много дорог исходил Мороз, много чего с ним за это время приключилось... Но вот устал Мороз, душа его заныла, потянуло в края родные, знал он, что ждут его в Устюге, не дождутся. Вернулся он и поселился в деревушке Морозовице подле Устюга...

Так что неспроста Дед Мороз обосновался в Великом Устюге. Причем всерьез и надолго.

Для взрослых Дед Мороз - ностальгическое воспоминание из детства. Для детей - сказочный персонаж, безусловно добрый и хороший, потому что приносит подарки. Но такой ли уж он добрый? Вернее, всегда ли он был добрым или стал таковым вследствие роста соц. значимости гуманитарных ценностей?

Помните сказку "Морозко"? Девочке Маше, явно совравшей, отвечая на каверзный вопрос : "Тепло ли тебе девица?", он дал кучу подарков, тройку лошадей, шубу, сундук с приданным, а ее, пусть и не слишком добрую, но гораздо более честную сестру заморозил. Если спросить любого ребенка : "Какой он, Дед Мороз?", ответ будет неизменным : "Добрый и справедливый". Тут поневоле призадумаешся. Что же это за доброта? Не вызван ли по-детски непосредственный ответ боязнью лишиться подарка?

Дед Мороз - персонаж весьма неоднозначный, и чтобы понять его специфическую психологию, надо обратиться к истории и попытаться выяснить, откуда он вообще взялся, этот зимний друг детей?

Ответ на этот вопрос не так прост, как может показаться. И чтобы получить его нам придется совершить небольшое путешествие на шесть тысяч лет назад, на ту землю, которая сегодня зовется Русским Севером. Лето было длиннее почти на целый месяц, а зима- не такая холодная, как принято думать. Людей, которые жили в те далекие времена, современные ученые называют однимо бщим словом - индоевопейцы. Они говорили на одном для всех языке, занимались скотоводством и земледелием, любили свою землю и свято тчтили своих богов. Особенно же почитали самого главного, самого могучего - Творца Вселенной. Которого они называли Варуна. ( Через много тысячелетий это имя зазвучит в изначальных древнегреческих мифах, в виде звездного бога Урана ) А тогда для всех индоевропейцев Варуна, воплощением которого считалось ночное звездное небо, был суров, но справедлив. Он судил людей, награждая и корая. Ему, Владыке непреложногокосмического закона, подчинялись и небо, и звезды, и Луна. И еще он был владыкой всех вод, как земных, так и небесных. В руках Варуны находилось вечнозеленое древо, на ветвях которого висели свверкающие звезды.

Воле Варуны подчинялось и Солнцн. Древние гимны утверждали, что именно он "сотворил путь широкий, по которому солнце движется в небе". Царил Варуна всегда - и летом, и темной северной зимой, когда день сокращался до предела и на Землю опускалась ночь. Кстати само имя Варуны как раз и означает "темный цвет", "покрывать" ( от слова "вар" - "темный" ). Зимой же его власть была особенно ощутимой, ведь только в это время года можно видеть воды во всех проявлениях : в виде снега, инея, льда, тумана. Пара, воды. Варуна мог остановить бег всех вод, в том числе и тех, что окрашены в красный цвет и называются кровью. Поэтому Варуна был для наших пращуров Владыкой и жизни, и смерти. Шли века, сменялись тысячелетия, и потомки древних индоевроопейцев разошлись по Земле. И у Варуны появились новые имена. У наших предков он получиил имя Род, чть означает "порождающий". Иногда его еще называлди Сворогом 9 Небесным ), Трояном ( Трехликим ), Велесом ( Владыкой ) или просто Дедом. Замечу, что подобная форма обращения - "дед" к реальному живому дедушке в 16 - 17 веках была запрещена и заменялось словами "дядько" или "дедко". Термин "Дед" в древности и средневековье относился только к прадеду. Образ небесного Деда - владыки ночи, снега, холода и полярного сияния, сложившийся в глубокой древности с приходом христианства, заменился на святого Николая ( Николу или Санта Клауса ). Еще в начале 17 века иностранцы. Приезжавшие в Россию, называли святого Николая "русским богом" и отмечали, что "русские воздают Николе поклонение. Приличествующее самому Богу".

Присмотримся к нашему Деду Морозу внимательнее. Как персонаж русских народных сказок и обрядов, он связан с тем периодом, когда "солнце поворачиваает на лето, а зима на мороз", иначе говоря - с зимним солнцестоянием. Это время, когда солнце как бы останавливается на небе, чтобы потом медленно повернуться и двинуться на север, навстречу весне. А ведь именно это и происходит во время небезызвестных зимних Сяток. Неподвижное Солнце " обретает ноги", ему "торятся дороги", и в результате освобожденные ото льдев реки устремляются к морям. Только делает это уже не Варуна, а Дед Мороз. Заметим, что наши прабабушки и прадедушки начинали "кликать" Мороз именно с Николиных дней - с 19-20 декабря по 17-18 января, что составляло целый луный месяц (29 дней ). Это связано с древнейшими предствлениями о том, что "Луна - солнце мертвыз", а "путь предков ведет на Луну, откуда души возвращаются на Землю дождем, росой или снегом". Зимние святки, длящиеся в мире живых целый месяц, в лунном мире предков составляли всего лишь сутки.Как древний Варуна, русский Дед Мороз соединяет мир живых и мир умерших, потомков и предков. И наконец, как и архаический бог Варуна, наш Дед Мороз держит в руках вечнозеленое дерево - ель со сверкающими звездами - на ветвях и судит своих потомков, воздавая всем по заслугам, как и его рообраз Варуна, высший и справедливый судия. Именно эта справедливость в известной сказке про Машеньку воплотилась в том, что Дед Мороз одаривает всем необходимым девушку, способную бороться за жизнь, девушку, кровь которой достаточно горяча, чтобы, даже посинев от холода, она могла, не задумываясь, ответить на каверзный вопрос : "Тепло ли тебе девица ?" словами жизни : "Тепло, дедушка!". А той, второй, с холодным сердцем, он и дал уйти в мир холода, где тройка лошадей, шуба и сундук с приданным уже будут не нужны.

Ну а теперь самое время вспомнить о том, что рядом с Дедом Морозом всегда красавица Снегурочка - символ застывших вод. И пока царит Зима, они вместе как образы древних божеств.

Но стоит сказать, что внучка Деда Мороза появилась только после Великой Отечественной Войны. До этого празднование Нового года с весельем, застольем и Дедом Морозом было запрещено. Только после войны И. В. Сталин разрешил справлять этот праздник, но с маленьким добавлением – Снегурочкой.

В наше время, когда у Деда Мороза появилась уже даже своя резиденция, по стране прошли конкурсы Снегурочек. Право сопровождать всероссийского Деда Мороза в Москву в преддверии двухтысячного года получила его самая очаровательная внучка из Костромы.

Но не все так «безоблачно» в этом крае, наполненном легендами и сказании, овеянном прекрасным историческим прошлым, крае богатых тур. ресурсов. Есть и проблемы.

До этого мы говорили только о положительных перспективах развития туризма области, о положит. сдвигах в этой сфере. Но не стоит забывать и об «обратной стороне медали» - о проблемах.

Первая и наиважнейшая - гостиничная. Даже той сети размещения, которая была в области в советское время, фактически нет - в белозерской гостиинице осталось всего 30 мест, в устюженской - и того меньше. Если бы Великий Устюг располагал не 300 гостиничными номерами, как сейчас, а, например, 2-мя тысячами, то они были бы гарантированно заполнены на протяжении 7-8 месяцев в году.

Если еще пару лет назад ситуацию с размещением туристов в гостиницах Вологды и Череповца можно было назвать более или менее благополучной, то теперь дефицит комфортабельных номеров ощущается все острее. Очевидно, тур. руководству области следует идти на сотрудничество с владельцами частных домов, особенно в тех районах, которые в летнее время наиболее популярны у "неорганизованного" туриста - в первую очередь в Кириллове и в Ферапонтове.

К сожалению инвестиционные гостиничные программы пока развиты в области очень слабо. Но положительные сдвиги есть - на средства Межрегионгаза строится гостиница в Великом Устюге, реконструируются гостиницы в др. городах.

Другая проблема - у области практически нет современного автобусного парка, а без нескольких десятков комфортабельных автобусов очень трудно будет выполнять многие планируемые маршруты. Например, "закольцовки" сухопутных и водных маршрутов из Череповца на Белозерск, Устюжну, Кириллов, даже С-Петербург.

Но, несмотря на все проблемы, значение туризма для Вологодской области, да и не только для нее, велико. Это и экономическое. и соц., и экологическое значение.

Теперь, когда шаг за шагом набирает силу проект "Великий Устюг - родина Деда Мороза", в древнем богобоязненном городе мастеров и прославленных землепроходцев имеет возможность побывать любой, кто соскучился по русским истокам. Пройдет время, и Великий Устюг вместе с бывшей леспромхозовской базой отдыха, которую Дед Мороз избрал теперь своей главной резиденцией, станет тем, чем стала Лапландия для его по всем меркам младшего собрата Санта Клауса Судя по тому, с каким интересом отнеслись к проекту уже во многих регионах России, надежды на такой поворот дела небеспочвенны. На поддержку регионов рассчитывает и Почта Деда Мороза в Великом Устюге. Весь год мальчишки и девчонки писали о сокровенном не «на деревню дедушке», а по вполне конкретному адресу конкретному адресату: "Вологодская область, город Великий Устюг. Деду Морозу". Среди 26 тысяч писем, полученных на сегодня от детей, есть такие, которые вызывают слезы. Кто-то жалуется, что не может ходить в школу - нет пальто, развалились ботинки, купить не на что… Кто-то ни на что не жалуется, а просто рассказывает, как собирал для пропитания выброшенную из чужих сараев гнилую картошку... Поскольку помощь в таких случаях требуется незамедлительная и адресная, достигнута договоренность вологодских властей с властями других регионов о координации действий по оказанию такой помощи без сбоев.

Об относительной стабильности сегоднячной экономической ситуации в Вологодской области свидетельствует то, что в 2000 году объем ее промышленного производства по сравнению с прошлогодним,1999 вырос более чем на 6 процентов. Область вошла в число тех субъектов Российской Федерации, где меньше всего убыточных предприятий. Впрочем, здесь и в отношении убыточных стараются не рубить сплеча. Показательный пример - фабрика народных промыслов "Великоустюгские узоры" и вологодская «Снежинка». Они издавна кормили многих вологчан, занимающихся удивительно тонкой резьбой по бересте, дереву, финифтью и прочим художественным ремеслом. Год назад, вспоминает глава администрации Великоустюгского района Виталий Филимонов, когда большинству людей стало просто не до сувениров, вопрос стоял о банкротстве этих фабрик. Люди по сути работали на склад, финансовое положение и их самих, и дело фабрик в целом был архиплохим. Но воистину терпение и труд все перетрут. Сегодня, когда каждый хочет купить что-нибудь на память о родине Деда Мороза, устоявшая в испытаниях кризисом фабрика задышала. Умельцы начали и сами получать зарплату, и налоги в казну платить. Да, дедморозовский проект - это не только ожившая русская народная сказка для детей. Как востребованность сувениров на глазах возрождает старую фабрику, так превращение Великого Устюга и всей Вологодчины в туристическую Мекку способно преобразить и этот древний город, и всю область, в каждом уголке которой есть чему подивиться. Одних только озер, рек и речек здесь больше ста тысяч, а снег на Вологодчине так девственно чист, что его можно есть, как сахар. Если же вспомнить, что в вологодской земле просияло больше всего российских святых, и оглянуться на многочисленные святыни и культурно-исторические памятники, то лучшего места для собственного духовного очищения и не сыскать. Естественно, развитие современной туристической инфраструктуры требует серьезных вложений. К сожалению, ни у губернатора, ни у глав местных администраций нет волшебного дедморозовского мешка, и решить все проблемы разом невозможно.Однако и самый малый шаг навстречу туризму, как мы уже увидели, сделанный с умом, способен изменить многое.

Таблица №1.

Экскурсионные ресурсы.

Название Адрес Описание Статус
Вологодский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник г. Вологда, ул. Орлова,15, тел. 72-22-83 Основан в 1923 г., расположен в подворье архиерейского двора. Широкой популярностью пользуются экспозиции природы, истории, древнерусской живописи, декоративно-прикладного искусства. Имеет богатые фонды, в т.ч. старинных книг и рукописей, народно-прикладного искусства, археологических раскопок. В ансамбль входит ансамбль каменных зданий, Софийский собор (памятник архитектуры 16 в.), колокольня. На территории музея 1 раз в 2 года проходит театральный фестиваль “Голоса истории” Государственное учреждение культуры
Дом-музей Петра 1 Г. Вологда, Советский проспект, 47, тел. 72-27-59 Основан в 1885 г. Историко-мемориальная экспозиция (филиал) Государственное учреждение культуры
Музей-квартира К.Н.Батюшкова Г. Вологда, ул. Батюшкова,2 Основан в 1980 г., литературно-мемориальная экспозиция. Государственное учреждение культуры
Историко-мемориальный музей А.Ф.Можайского Вологодский район, с. Можайское тел.

2020-02-04 169 Обсуждений (0)
Проблемы развития внутреннего туризма (на примере Вологодской области 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Проблемы развития внутреннего туризма (на примере Вологодской области

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (169)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.015 сек.)