Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Проблемы экономической эффективности и социальной справедливости



2020-02-04 184 Обсуждений (0)
Проблемы экономической эффективности и социальной справедливости 0.00 из 5.00 0 оценок




Справедливость - одна из наиболее сложных социально-философских категорий, затрагивающих широкую сферу человеческой деятельности. Обеспечение социальной справедливости составляет одну из ведущих задач социальной политики государства. Объектами оценки с точки зрения социальной справедливости являются отношения: общества к личности; личности к обществу, классу, нации, государству, к другой личности.

Социальная справедливость выступает как мера равенства по отношению к средствам производства, как соблюдение законности действий. Отсюда всякое неравенство есть несправедливость, а уравнительность близка к справедливости.

В современных условиях нарушения социальной справедливости заключаются в следующем:

* в значительном отчуждении непосредственных производителей и основной массы населения от собственности на средства производства, выражающемся прежде всего в слабом участии их в ее использовании и отстранении от принятия решений по управлению основными процессами;

* в массовом нарушении принципа распределения по труду, слабой связи оплаты труда с его результативностью, чрезмерной дифференциации доходов населения вследствие наличия закрытых зон распределения благ (привилегии в жилье, местах отдыха, доплаты за звания и т. д.);

* в наличии и развитии теневой экономики, спекуляций, приписок, взяточничества, воровства и др., в том числе и путем использования руководителями служебного положения. В обществе возросла прослойка людей, в том числе и среди молодежи, для которых цель жизни свелась к материальному благополучию, наживе любыми способами. Их циничная позиция приобрела все более воинственные формы, отравляя сознание окружающих, породила волну потребительства;

* в наличии разрыва между сферами и регионами в распределении основных фондов, социальной инфраструктуры, интеллектуальных сил;

* в увеличении полярности между богатыми и бедными;

* в недостаточной социальной защищенности рядовых граждан, исполнителей перед органами власти и отдельными руководителями, а также малообеспеченных семей, детей, престарелых;

* в заметном отставании уровня материального потребления и уровня отдельных форм демократии от стандарта передовых стран.

Устранение в ходе общественного развития нарушений социальной справедливости, повышение ее роли в производстве, распределении, обмене и потреблении немыслимо без коллективных усилий, борьбы мнений, учета всех обстоятельств нашей жизни.

Для упрочения социальной справедливости необходимы коллективный подход при разрешении проблемы; всестороннее развитие всех членов общества с учетом общего результата их деятельности и результатов каждого из них.

Слагаемыми критерия социальной справедливости как собирательной характеристики существующей системы могут считаться:

* наилучшая относительно других вариантов форма организации производства, распределения, обмена, потребления;

* наибольший конечный социально-экономический результат как для общества, так и для отдельных личностей;

* наименьшие затраты и наибольшие творческие функции труда;

* равные социальные условия организации труда для всех его участников;

* распределение соответственно требованиям расширенного воспроизводства и реальному вкладу труда каждого в общий результат;

* равнодоступное использование общественных фондов потребления;

* обеспечение социальной защиты нетрудоспособных.

Как показывает практика, из этой совокупности критериев чаще используются отдельные показатели, и это не дает полной картины справедливости.

Известно, что люди разнятся талантом, усердием, квалификацией, силой. Социальную справедливость часто отождествляют с социальным равенством, но это в принципе не справедливо, так как в один ряд ставится нерадивый и добросовестный труженик. Общество выстраивается по иерархии, где каждый должен занимать социальное положение, соответствующее заслугам и возможностям. Под социальной справедливостью здесь понимается равенство в правах. Однако возможны два понимания социальной справедливости.

Одна справедливость полагает, что сильным и умным нужны привилегии, преференции с тем, чтобы они, Богом избранные, были высвобождены от рутинных бытовых забот и своим талантом и трудом двигали все общество по пути прогресса. Назовем это справедливостью избранных, так устроена большая часть государств.

Другая справедливость полагает, что все люди равноудалены от Всевышнего, и все должны жить и работать по одним правилам, без преференций. Тот, кому больше дано от Природы не нуждается в привилегиях, ибо при равных со всеми правах, более сильный и талантливый и так будет занимать более высокую ступень в иерархии общества. По законам конкуренции и принципу каждому по труду. Назовем эту справедливость справедливостью равноправных.

Каждая из двух справедливостей имеет право на сосуществование, имеет свою логику, но они принципиально разнятся и в нравственном плане, и в плане их реализации в одном государстве. Безусловно, что разнятся они и в плане взаимосвязи с экономической эффективностью общества в целом. Если рассматривать экономику общества как совокупность экономик каждого гражданина, эффективность работы которого напрямую связана с мотивацией труда, то математически строго можно показать, что суммарная эффективность общества будет оптимальна (максимальна) в том случае, если в обществе будет реализован единый для всех принцип прямой зависимости доходов каждого от личного трудового вклада в ВВП. Действительно, если человек получает от общества больше, чем заслуживает, то какой резон ему работать более напряженно, если благ и так достаточно? Если же человек получает меньше, чем заслуживает, тоже нет особого смысла напрягаться, все равно не получишь достойной оплаты труда. То есть социальная справедливость в таком понимании влечет и максимальную экономическую эффективность общества.

Этот простой теоретический вывод подтверждается нашей прошлой «социалистической» экономикой, и в еще большей степени отечественной практикой перестройки. При всех недостатках прошлого, уровень социальной справедливости был заметно выше, чем при настоящих порядках, и связанная с нею эффективность экономики была выше, чем сейчас. К сожалению, высокие доходы «элиты» не привели к росту эффективности руководимой ими экономики и мощи государства. Скорее, напротив.

Чтобы построить равноправную справедливость, надо реализовать принцип распределения по трудовому вкладу в стоимостном плане, что требует адекватного понимания механизма образования стоимости в процессе труда. На основе этого понимания можно построить адекватный механизм распределения дохода, пропорционального трудовому вкладу. Отношения распределения – это отношения собственности, следовательно, задача построения экономически справедливого общества сводится к построению справедливых отношений собственности. Безусловно, достичь, идеальной справедливости трудно (а может быть и невозможно), речь может идти лишь о приближении к идеалу. В любом случае надо выявить идеальный механизм образования новой стоимости в процессе труда (производства).

Чтобы построить адекватное правовое поле отношений присвоения (собственности), надо выявить пути и источники естественного формирования стоимости продуктов производительной деятельности человека. Затем следует построить такое право, которое поставит заслон отчуждению человека от результатов его производительного труда. Дело в том, что вновь создаваемая стоимость при общественном разделении труда создается благодаря сложному взаимодействию персонального трудового вклада живого труда каждого, совокупного общественного прошлого труда всего общества и общественных средств производства. Поэтому проследить путь образования новой стоимости персонально для каждого невозможно в принципе, следовательно, и измерить стоимость персонального труда практически невозможно. Но вполне реально построить такой механизм вознаграждения труда, то есть такие отношения собственности, которые смогут, по крайней мере, сводить к минимуму возможность присвоение стоимости чужого труда.

В общем случае можно утверждать, что труд каждого идет на обеспечение жизнедеятельности собственной личности, семьи (воспитание и образование потомства), трудового коллектива (если человек занят в общественном производстве), региона и страны в целом. Механизмы образования, учета и обращения вновь созданной стоимости для личности, для семьи, для трудового коллектива и для региона (страны) различны. Различными должны быть и отношения собственности личной (частной), семейной, коллективной, национальной (региональной, федеральной). Если самой системой права будет введен запрет на присвоение чужого труда в каждой форме собственности, то тем самым будет ликвидирована основа социальной несправедливости.

Итак, основой построения справедливого общества (по критерию равноправной справедливости), является адекватное понимание естественной природы образования стоимости. Утверждается, что традиционная теория прибавочной стоимости исчерпала себя, она неадекватно выражает суть образования вновь создаваемой стоимости, и потому не может лежать в основе адекватных отношений собственности. Именно этим и объясняются неудачи построения социалистической экономики, и как следствие, распад СССР.

Более адекватная модель образования вновь создаваемой стоимости, которая может лечь в основу построения социально справедливого общества, предложена Пунтусом В.И.

Кратко суть сводится к следующему: источником прибавочной стоимости является не прибавочное время, не прибавочный простой живой труд и вообще не текущий живой труд, а прошлый труд, капитализированный как в умении и навыках живого сложного труда, так и в средствах производства. Простой живой труд «лишь» умножает, переносит стоимость, капитализированную в умении и инструментальных средствах. Если полагать, что стоимость «рабочей силы» определяется лишь затратами на ее воспроизводство, то источником прибавочной стоимости (после справедливого расчета с «живым трудом» и производственными затратами) являются: 1)интеллектуальная составляющая персонального прошлого труда, капитализированная в сложном (квалифицированном) живом труде, и 2)интеллектуальная составляющая прошлого труда всего общества, капитализированная в инструментальных средствах производства. (А также стоимость природных ресурсов, но это отдельная тема).

Отсюда следуют два важных вывода для построения социально справедливой экономики. Первый. Квалификация работника содержит стоимость труда всех тех членов общества, которые вложили свой персональный труд в образование этой самой квалификации, и потому все члены общества, вложившие свой труд в образование «производителя» должны являться сособственниками результатов труда «производственного» работника. Это учителя, врачи, писатели, журналисты, одним словом, работники нематериальной сферы.

 Второй вывод. Поскольку интеллектуальная составляющая инструментальных средств производства также является результатом труда работников «непроизводственной» сферы экономики (ученые, инженеры, книгопечатники и т.д.), то подлинными хозяевами индустриального продукта наряду с непосредственными производителями являются также и носители «интеллектуальной» составляющей стоимости средств производства.

Если учесть, что немалую долю стоимости коллективного продукта составляет организационный труд предпринимателей и администраторов всех рангов, то получается важный политический вывод: с позиций построения справедливого общества невозможно выделить тот господствующий класс, диктатура которого является основной движущей силой. Также и в экономике не правильно выделять производственную сферу как базис экономики, скорее напротив, базисом экономики являются не материальная сфера, а сфера по «производству» умения человека и организации людей в коллектив, которая является первоисточником прибавочной стоимости.

Речь вовсе не идет об умалении труда работника материального производства, и не о чрезмерном возвеличивании труда умственного или организационного (предпринимательского). Любая крайность чревата.

Социальная экономическая справедливость здесь предполагает, что живой текущий труд человека должен цениться по его стоимости, независимо от профессии и рода деятельности, но с учетом его полезности. Способности человека к труду, как и любые другие способности не могут различаться более чем, скажем, в 10 раз. Следовательно, и доходы не должны различаться более, чем в 10 раз. Критерием социальной справедливости общества может быть справедливость законного получения жизненных благ. Это можно назвать распределением, присвоением, собственностью, льготами, не в названии дело. Если в обществе социальное расслоение условно говоря, более, десяти , то социальная справедливость нарушена. Следовательно, надо так изменить отношения собственности, механизм государственного распределения и т.д., чтобы расслоение приблизилось к той норме, которая заложена в природе способностей человека. Разница доходов в четыре-пять раз достаточно для оптимальной мотивации труда, можно показать, что большая разница снижает эффективность национальной экономики.

Из такого рассмотрения следует необходимость в кардинальной реформе права собственности, где должны быть регламентированы права личной (частной), семейной, коллективной, региональной собственности в соответствии с естественным механизмом их формирования.

Исследование социальной справедливости как фактора эффективности экономики является одной из фундаментальных проблем экономической теории. В настоящее время в России широкое распространение получили нарушения хозяйствующими субъектами правовых норм и этических правил экономического поведения, и в частности требований социальной справедливости. В этих условиях система государственного регулирования нуждается в мощной институциональной поддержке, ориентированной на повышение уровня социальной справедливости в экономических отношениях.

Немало политиков, экспертов и ученых утверждают, что эффективность национальной экономики и построение гражданского общества в России во многом зависят от того, насколько соблюдаются принципы социальной справедливости во всех сферах общественной жизни, включая экономику. Так, академик Л. Абалкин подчеркивает, что главный ориентир социальной политики на современном этапе - всемерное стимулирование экономической активности, формирование предпосылок, при которых каждый человек сможет своим трудом, энергией, инициативой и талантом обеспечивать достаточные условия жизни для себя и своей семьи. Это отвечает как требованиям эффективности, так и принципу социальной справедливости общества. В данных целях необходимо создание социально ориентированных и экономически эффективных институтов национального хозяйства.

Неотъемлемая обязанность, миссия и "доминирующая компетенция" государства - реализация присущих ему функций, в том числе институциональной. Речь идет о роли государства в создании (заимствовании, переносе, трансплантации и т. п.) и закреплении институтов - формальных и неформальных законов, правил и норм общественной жизни общества.

Социальную справедливость в экономических отношениях рассматривают как особый вид социально-экономического института.

Для ее обеспечения на государственном уровне необходимо разработать соответствующий институциональный механизм.

Стратегия смены административно-командной системы управления в России в значительной мере основывалась на идее формирования отечественной экономики по образцу западных стран, путем трансплантации или заимствования институтов, показавших свою эффективность, правда в иных институциональных условиях. Невозможность прямого переноса зарубежных институтов, составляющих основу открытого общества, убедительно доказал негативный опыт российских реформ. Насильственное навязывание альтернативных институциональных моделей в соединении, в частности, с искаженными. представлениями об автоматическом достижении социальной справедливости в условиях рынка привело к резкому ухудшению социального и экономического положения большинства населения страны.

Введение новых и трансплантация действующих в иной среде норм социальной справедливости могут быть позитивно восприняты одними социальными и профессиональными группами и негативно - другими. Например, такое предлагаемое рядом экономистов институциональное мероприятие, как изъятие в бюджет природной ренты с целью выравнивания несправедливого распределения доходов, будет негативно встречено работниками добывающих отраслей, тогда как представители прочих социальных групп эту акцию скорее всего одобрят.

Установление норм социальной справедливости в экономических отношениях во многом обусловлено спросом на указанные нормы и их предложением. Так, в настоящее время в стране возрастает соответствующий спрос со стороны многих социальных групп населения. В частности, в сфере пенсионного обеспечения и оплаты труда его предъявляют соответственно пенсионеры и работники бюджетной сферы - граждане с низким уровнем доходов. Данный спрос можно расценивать как положительный, поскольку он способствует усилению социальной справедливости в экономике страны. Примером нормы социальной несправедливости, вызывающей отрицательный спрос у большинства населения, могут служить непродуманные и финансово не обеспеченные попытки коммерциализации жилищно-коммунального хозяйства.

Предложение норм социальной справедливости может существовать и при наличии спроса, и при его отсутствии. Так, если незащищенные слои населения с низким уровнем доходов во главе с демократически настроенными политиками предъявляют спрос на подобные нормы, то властные структуры могут либо создать новые нормы социальной справедливости по собственной инициативе, либо трансплантировать их из развитых стран под давлением определенных политических кругов.


Заключение

 

Переходная экономика представляет собой такое особое состояние экономической системы, когда она функционирует в период перехода общества от одной сложившейся исторической системы к другой. Переходный период — это период времени, в течение которого общество осуществляет коренные экономические, политические и социальные преобразования, а экономика страны переходит в новое, качественно иное состояние в связи с кардинальными реформами экономической системы.

Переходная экономика имеет ряд отличительных признаков: неустойчивость; неполнота, отсутствие или зачаточное состояние отдельных институтов рынка; масштабность и глубина идущих преобразований; альтернативный характер и другие.

В нашей стране существуют некоторые особенности перехода к рыночной экономике:

· длительный экономический спад;

· кризис технологий;

· углубление структурных диспропорций;

· высокая подвижность и изменчивость отношений собственности;

·  «переходное» состояние производственных отношений.

Процесс перехода к рыночным отношениям начался в 1991 году. Это было обусловлено экономическим кризисом, начавшимся в 1990-ом году. Этот период характеризуется резким спадом производства и высоким уровнем инфляции. Катастрофически обесценивался основной и оборотный капитал предприятий и денежные сбережения граждан, резко упали реальные денежные доходы населения. Резко сузились рынки сбыта продукции. Резко сократились объемы капитального строительства.

Процесс формирования и функционирования экономической системы включает три основных этапа: становления, зрелости и умирания. Смена вышеперечисленных этапов обуславливает возникновение особого переходного состояния развития общества.

Отличительные черты переходного состояния общества:

сосуществование элементов старой и новой системы;

противоречия между элементами отмирающей и новой экономики;

неустойчивость развития, обусловленная процессами трансформации общества, неопределенность и альтернативность вариантов будущего.

В силу неодинакового уровня развития различных стран, переходность в современном мировом сообществе оказывается сложной и многогранной.
Список использованной литературы

 

1. (Лебедева Н. Н. Институциональный механизм экономики: сущность, структура, развитие. Волгоград: Волгоградский гос. ун-т, 2002. С. 83.

2. Абалкин Л. И. Избранные труды: В IV т. Т. IV: В поисках повой стратегии. М.: Экономика, 2000. С. 643.

3. Гражданское общество: Мировой опыт и проблемы России. М.: Эднториал УРСС, 1998; Коэн А. Л., Аратпо Э. Гражданское общество и политическая теория. М.: Весь Мир, 2003.

4. Клейнер Г., Петросян Д., Беченов А. Еще раз о роли государства и государственного сектора в экономике // Вопросы экономики. 2004. N 4. С. 32 - 33.

5. Курс экономической теории: учебник – 5-е исправленное, дополненное и переработанное издание – Киров: «АСА», 2005г.

6. Маневич В. А. О закономерностях становления рынка. Вопросы экономики, 2005 г., № 3.

7. Медведев, Р. Экономика стран Содружества // ЭКО. – 2006. - №6 – с. 62-65

8. Пунтус В.И.Социальная справедливость и экономическая эффективность, 2009

9. Райзберг Б. А. К рынку через поиски и сомнения. М., Знание, 2003 г., № 4

10. Теория переходной экономики. Макроэкономика. Ч. 2: учеб. пособие для ВУЗов / под редакцией Е.В. Красниковой. – М.: Теис, 1998. – 231 с.

11. Теория переходной экономики: Учебное пособие/Под ред. Николаевой И.П. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001.



2020-02-04 184 Обсуждений (0)
Проблемы экономической эффективности и социальной справедливости 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Проблемы экономической эффективности и социальной справедливости

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (184)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)