Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


ОСОБЕННОСТИ РЕАБИЛИТАЦИОННОЙ РАБОТЫ С НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИМИ



2020-02-04 386 Обсуждений (0)
ОСОБЕННОСТИ РЕАБИЛИТАЦИОННОЙ РАБОТЫ С НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИМИ 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Социальная работа с подростками "группы риска" как деятельность, направленная на оказание индивидуальной поддержки несовершеннолетним, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, в современных методах ориентирует нуждающихся в помощи на собственную активность по ее разрешению и помогает им в этом. Поддержка и помощь детям и подросткам "группы риска", основную массу которых составляют беспризорные, реализация их интересов и разрешение их проблем эффективно осуществляется социально-реабилитационными учреждениями.[4]

В отличие от детских интернатных учреждений, детских домов, характерным для социально-реабилитационных центров является то, что они призваны играть роль механизма быстрого реагирования на сложившуюся ситуацию, т.к. часто речь идет об оказании ребенку экстренной помощи, а это предполагает работу по принципу "открытых дверей", когда ребенок сам может обратиться в учреждение и его беспрепятственно туда помещают, не требуя каких-либо документов, официальных направлений. Реабилитационная работа ведется после помещения ребенка в реабилитационное учреждение.

Организация реабилитационного процесса в социально-реабилитационном центре осуществляется комплексно. Комплексный подход реабилитации основывается на ряде принципов: выявление и экспертная оценка реабилитационного потенциала каждого ребенка; выделение приоритетного направления реабилитации; дифференцированный подход к организации и реализации реабилитационных мероприятий; последовательность реабилитационного воздействия; преемственность методов реабилитации при комплексном воздействии.

Реабилитационная работа с ребенком в учреждении строится по следующим основным этапам: подготовительный- это сбор информации: знакомство с ребенком, с семьей, социальным окружением и условиями среды, обследование и социальная диагностика физического и психического состояния; организационный - анализ информации, выявление возможностей, дифференциация проблем и нужд, разработка программы индивидуальной работы ; практический - реализация индивидуальной программы, непосредственно реабилитационная деятельность. 

На подготовительном этапе специалисты собирают как можно больше информации о ребенке, о социальной ситуации, о семье, родственниках и т.д. Полученная информация фиксируется, для того чтобы в дальнейшем ее можно было проработать. На этом этапе с каждым воспитанником составляется карта социальных связей, в которой ребенок указывает всех людей, играющих ту или иную роль в его жизни. Благодаря этой карте специалисты имеют возможность, с учетом интересов и желания ребенка, определить план мероприятий для составления индивидуальной программы реабилитации.

Модель организации психолого-педагогической работы в учреждении строится по принципу психолого-педагогического сопровождения. Одна из форм сопровождения ребенка - социально-реабилитационный консилиум (МПСПК). Консилиум позволяет объединить усилия специалистов по социальной работе, педагогов, психологов, медиков и всех других субъектов реабилитационного процесса, заинтересованных в успешном обучении и полноценном развитии детей и подростков, наметить целостную программу индивидуального сопровождения и адекватно распределить обязанности и ответственность за ее реализацию. Консилиумы - это организационный этап реабилитационной деятельности. Первый консилиум проходит через 10-14 дней после поступления ребенка в учреждение. Основным документом для работы консилиума является "Индивидуальная программа работы с воспитанником учреждения", куда заносятся результаты обследования ребенка специалистами.

Индивидуальная программа социальной реабилитации создается на основе всестороннего изучения ребенка сотрудниками центра: медиками, воспитателями, учителями, социальными педагогами, специалистами по социальной работе и др. В программе реабилитации отражается обобщенная информация о подростке, содержащая следующие сведения: состояние физического и психического здоровья, наличие санитарно-гигиенических и хозяйственно-бытовых навыков; степень общеобразовательной подготовки; степень отношений подростка к взрослым, сверстникам, самому себе, познанию, труду, игре и т.д.[5]

Цель работы специалистов по социальной карте реабилитации - это привитие ребенку общественно-полезных норм и ценностей, улучшение его физического и психического здоровья, укрепление внутреннего потенциала.

Состояние детей и подростков, оказавшихся в ситуации безнадзорности и беспризорности, постоянно ухудшается, в связи с чем большое внимание уделяется медицинской реабилитации. Основные компоненты медицинской реабилитации - это оздоровительная работа с использованием традиционных и нетрадиционных методов медицины; проведением глубокой диагностической работы по выявлению причин психических и соматических нарушений здоровья ребенка, организация стационарного лечения, формирование здорового образа жизни.

Широко используется в оздоровлении несовершеннолетних фитотерапия (витаминный, успокаивающий и тонизирующий сборы) и витаминотерапия. По медицинским показаниям разрабатывается индивидуальная программа для занятий в тренажерном зале. " Внимание к состоянию здоровья детей создает благоприятную почву для изменений отношений с окружающими: уменьшается раздражительность, реже проявляется агрессивность".[6]

Важнейшим направлением деятельности центра является социально-реабилитационная, т.е. организация эффективного сопровождения в ходе развития ребенка, работа с микросредой, в которой постоянно проживает ребенок, оказание помощи в интеллектуальном и личностном развитии, снятие психологических барьеров, страхов и т.д. В связи с этим реализуется программа по восстановлению социальной нормативности ("От я до Я"), программа по восстановлению толерантного сознания ("Жить в мире с собой и другими"), программа по профилактике психического здоровья ("Счастливый подросток") и др.

Специальной формой обучения общению являются социально-психологические тренинги, которые помогают адаптации детей к жизни в условиях СРЦН и вне его.[7] Тренинги облегчают процесс овладения подростками знаниями, умениями и навыками эффективного социального поведения, создают возможности для более полного самопознания и самоопределения.

В реабилитационной работе с несовершеннолетними используется игровая терапия. Она основывается на доверии к ребенку, к его безграничным возможностям , вере в его самостоятельность. Применение игровой терапии в процессе реабилитации позволяет ребенку наиболее полно выразить и исследовать свое собственное "Я" (чувства, мысли, переживания и поступки), т.к. игра- естественное для ребенка средство коммуникации.[8]

Составляющим элементом коррекционно-реабилитационной работы является создание условий для организации досуга детей. Реабилитационный процесс должен включать использование различных форм арттерапии (домашний театр; музыкальное, танцевальное, изобразительное творчество; флористика и т.д.). При этом воспитанники самостоятельно выбирают вид досуговой деятельности.

 Серьезное внимание в реабилитации несовершеннолетних уделяется развитию навыков культуры поведения. Специалисты центров корректируют взаимодействие детей в совместной деятельности, прививают им навыки культуры принятия пищи, приучают к выполнению правил поведения в общественных местах.

Одним из приоритетных направлений является педагогическая реабилитация, включающая в себя создание и соблюдение особого режима обучения; формирование положительной мотивации и активизации познавательной деятельности; организацию индивидуального подхода в учебно-воспитательном процессе на основе индивидуальных программ развития, раннюю профориентацию подростка; помощь в устройстве на работу; организацию педагогического образования родителей или лиц, их заменяющих. Специалистами реабилитационных центров для несовершеннолетних уделяется большое внимание изучению причин школьной дезадаптации поступивших детей, т.к. каждый из них имеет трудности в обучении и отставании по нескольким классам. Обучение подростков в таких случаях организовано на строго индивидуальной основе и осуществляется в различных вариантах: в образовательной школе или классах компенсирующего обучения, если способности подростка к познавательной деятельности деформированы.

Во многих случаях реабилитировать подростка - значит снять у него страх перед школой, восстановить и укрепить общие навыки, способность к волевому усилию, придать ему уверенность в своих силах и на этой основе пробудить у него желание быть учеником. Полученные навыки для части подростков могут стать основой в дальнейшей профессиональной деятельности, повысить уровень их социально-бытовой адаптации, расширить возможности их трудоустройства, что является основой в определении активности и самостоятельности в дальнейшей жизни

Основополагающим моментом реабилитационной работы в центре является создание новой среды обитания, отличной от той, в которой до сих пор был ребенок. Это достигается не богатой обстановкой, а созданием удобств, чтобы ребенок мог чувствовать себя комфортно, не стесненно и получил бы возможность удовлетворять свои интересы.

Большую роль в социальной реабилитации воспитанников центра играет включение их в трудовую деятельность с целью не только самообеспечения, но и формирования качеств личности, необходимых для их подготовки к самостоятельной жизни.

Систематическое участие ребенка в труде вместе с воспитателями и воспитанниками должно давать ему опыт участия в позитивно-преобразующей деятельности, налаживании взаимоотношений в коллективе, формировании навыков трудового общения и отношений товарищеской взаимопомощи и ответственности.[9] Общественно-полезная деятельность может быть организована как в стенах социально-реабилитационного центра (организация хозяйственно-бытовой работы и досуга воспитанников), так и вне его (в микрорайоне).

С целью формирования интереса к труду, привития навыков и создания условий для творческой деятельности воспитанники центров вовлекаются в работу кружков и творческих мастерских.

В социально-реабилитационных центрах накоплен опыт трудоустройства воспитанников во время каникул (уборка урожая, работа в коммунальном хозяйстве, детских больницах). Это дает подросткам возможность заработать деньги на личные расходы собственным трудом, и таким образом, с одной стороны, реально представить себе цену труда, с другой, - решить некоторые из своих проблем самостоятельно, не вступая в конфликт с обществом.

Большая работа проводится специалистами социально-реабилитационного центра по воссозданию социального статуса ребенка и его семьи: оказывается помощь в оформлении документов, получении пособий, установлении личности воспитанника, поиску его родственников. В необходимых случаях при помощи специалистов центра проводится работа по лишению родителей или лиц, их заменяющих, прав на ребенка, оформление воспитанников на дальнейшее проживание в опекунской семье или в другом специализированном или интернатном учреждении постоянного проживания.

Наилучшим вариантом работы специалистов центра является возвращение ребенка в родную семью, но это возможно лишь когда в семье создан приемлемый психологический климат и когда родителями осознано понимание ценности ребенка.

Организация профилактической и коррекционной работы центра с семьей базируется на важных для ее успеха принципах. Принцип своевременности предусматривает раннее выявление семейного неблагополучия, что помогает избежать крайней меры - лишения родительских прав. Принцип гуманизма предполагает активный поиск мер, направленных на эффективное содействие семье в ее оздоровлении. Принцип индивидуального подхода - учет характеристик семьи в выборе средств профилактической и коррекционной работы. Принцип стимулирования семьи к самопомощи предусматривает активизацию ее собственных внутренних ресурсов для изменения образа жизни.

После возвращения детей из центра в семью с учетом результатов консилиума определяется один из видов социального патронажа: экстренный (2 раза в неделю), срочный (1 раз в неделю), обычный (1 раз в месяц), контрольный (1 раз в 3-6 месяцев).

Перспективной формой семейного воспитания детей, лишенных родительского попечения становится семейно-воспитательная группа.[10] Она представляет собой специфическую форму социального обслуживания детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.  Специфика состоит в том, что функции социальной службы выполняет реальная семья, в которую переводят воспитанника центра.

Таким образом, реабилитационная работа строится, исходя из личности ребенка, находящегося в центре, и направлена на создание условий, способствующих вовлечению детей и подростков в нормальный жизненный процесс, выводу ребенка из тяжелой жизненной ситуации, восстановлению нарушенных связей с семьей, решению дальнейшего жизнеустройства несовершеннолетнего. Социально-реабилитационный центр призван решать наиболее важные задачи по устранению последствий семейной дезадаптации еще на начальном этапе до перехода в крайние формы. Необходимо использовать комплексный подход к процессу социализации ребенка к нормальным условиям жизни.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Обострение кризисных явлений в экономике, нарастание социальной напряженности приводит к формированию негативных процессов во всех слоях жизни общества. Социальное неблагополучие проявляется в распаде семейных и родственных связей, безнадзорности, бродяжничестве детей.

Изучение социального портрета несовершеннолетнего показывает, что практически все дети, находящиеся с социально-реабилитационном центр , имеют различные психические расстройства, физически ослаблены, часто хронически больны, недоверчивы, замкнуты в себе. В основном это дети, воспитывающиеся в неполных семьях или семьях, имеющих повторный брак. Анализ социально-экономических и психолого- педагогических условий воспитания показывает, что статус семьи, жилищные условия, образование родителей, материальный достаток, в основном ниже среднего. Образ жизни родителей в большинстве характеризуется антисоциальным: родители злоупотребляют алкоголем, возникают частые конфликты.

Особенности детского контингента определяют содержание деятельности социально-реабилитационных центров для несовершеннолетних по их социализации, основной проблемой которой является восстановление широкого спектра отношений подростков с окружающим миром и прежде всего семьей. Эта деятельность осуществляется совместными усилиями специалистов разных служб, создаваемых внутри центра.

  Комплексный подход в социальной реабилитации детей основывается на принципах:

- выявление и экспертная оценка реабилитационного потенциала каждого ребенка из контингента особых детей;

- выявление приоритетного направления реабилитации;

- дифференцированный подход к организации и реализации реабилитационных мероприятий;

- последовательность реабилитационного воздействия.

Основными направлениями деятельности социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних являются: психолого-педагогическая коррекция поведения, снятие стресса после перенесенного насилия или жестокого обращения; привитие возрастных социально-бытовых навыков; компенсация задержек в образовании; медико-социальная реабилитация, трудовая реабилитация.

 Таким образом, в своей деятельности социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних ориентирован на проведение с несовершеннолетними всесторонних реабилитационных мероприятий и на организацию работы по жизнеустройству детей. Он решает важные задачи по сокращению числа дезадаптированных подростков, помогает устранить причины появления дезадаптации еще на начальном уровне, до разрыва связи ребенка с семьей. Социально-реабилитационный центр целостно решает проблему коррекционно-реабилитационной работы, ориентируя ее как на ребенка, оказавшегося в трудной жизненной ситуации, так и на его семью. Реабилитационные мероприятия побуждают подростков к развитию активности, самостоятельности, ответственности, признавая за ребенком право на свободную оценку различных аспектов социальной жизни, на основе приобщения личности ребенка к труду, досуговой деятельности. 

Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних, являясь неотъемлемой частью реабилитационного пространства, должен решать проблемы детской безнадзорности и беспризорности не только своими усилиями, но и в тесной взаимосвязи и активном сотрудничестве всех учреждений, занимающихся проблемами несовершеннолетних.



2020-02-04 386 Обсуждений (0)
ОСОБЕННОСТИ РЕАБИЛИТАЦИОННОЙ РАБОТЫ С НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИМИ 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: ОСОБЕННОСТИ РЕАБИЛИТАЦИОННОЙ РАБОТЫ С НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИМИ

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (386)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)