ОСОБЕННОСТИ ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ РБ
Задачи демократической трансформации в Республике Беларусь могут быть решены институтами государственной власти при условии компетентно управления обществом, что обеспечит нормальное развитие политической системы общества. Страна сделала свой выбор в пользу демократического, правового, социально эффективного, динамично развивающегося государства. Однако результаты практической реализация этого выбора в течение 12 лет политической модернизации не удовлетворяют большинство граждан. Их качество жизни, уровень благосостояния по многим параметрам не сопоставимы с советской эпохой. Накапливаются и не разрешаются назревшие проблемы и противоречия в социально-экономической, политической и духовной жизни. Власть декларирует высокие цели и обязательства, но не проявляет должного умения и последовательности в удовлетворении насущных нужд и запросов граждан[2 с.176]. Нынешняя ситуация в «переходном» белорусском обществе требует правдивой оценки институтами государства, демократического стиля социального управления, плодотворного сотрудничества ветвей власти и радикального усиления общественного контроля ее структур. Необходима концентрация усилий на преодолении негативных тенденций в социально-экономической, политической и духовно-идеологической сферах. Надлежит устранить искусственные барьеры в развитии рыночных отношений, обеспечить комплексность и ожидаемую гражданами эффективность реформ, стабильность и качество национального законодательства. Основу политической системы Республики Беларусь составляет система органов государственной власти, в которую входят: • Президент Республики Беларусь (президентская власть); • органы законодательной (представительной) власти; • органы исполнительной власти (исполнительно-распорядительные); • органы судебной власти; • контрольно-надзорные органы. Эти институты олицетворяют единую государственную власть. В законах страны закреплен их статус, определены функции и полномочия в управлении обществом. Президент Республики Беларусь является Главой государства, гарантом Конституции страны, прав и свобод граждан. Порядок избрания и компетенция Президента, его освобождения и смещения закреплены в главе 3 раздела IV Конституции Республики Беларусь. Органы законодательной (представительной) власти в Республике Беларусь: • Парламент - Национальное собрание Республики Беларусь; • Советы депутатов (областные, районные, городские, поселковые, сельские). Парламент состоит из двух палат - Палаты представителей и Совета Республики. Избрание депутатов Палаты представителей осуществляется на основе всеобщего, свободного, равного, прямого избирательного права при тайном голосовании. Совет Республики является палатой территориального представительства. От каждой области и города Минска избираются выборщиками (Советами депутатов) по 8 членов Совета Республики. 8 членов Совета Республики назначаются Президентом Республики Беларусь. Депутат Палаты представителей осуществляет свои полномочия в Парламенте на профессиональной основе, может быть одновременно членом Правительства. Срок полномочий Парламента – 4. Надзор за точным и единообразным исполнением законов и иных нормативных правовых актов осуществляют органы прокуратуры: прокуратура Республики Беларусь, областные, городские, районные, специализированные (транспортная, военная). Государственный контроль исполнения республиканского бюджета, использования государственной собственности, исполнения актов Президента, Правительства и других государственных органов осуществляет Комитет государственного контроля. Местное управление и самоуправление в Республике Беларусь осуществляется гражданами «через местные Советы депутатов, исполнительные и распорядительные органы, органы территориального общественного самоуправления, местные референдумы, собрания и другие формы прямого участия в государственных и общественных делах» (ст. 117 Конституции Республики Беларусь). Система местного управления: областные, районные, городские, поселковые, сельские исполкомы[4, с.231]. Важное место занимают в политической системе республики общественные объединения и политические партии. В настоящее время деятельность общественных формирований регламентируется Законами Республики Беларусь «Об общественных объединениях» и «О политических партиях». Законодательство регулирует порядок образования, формы и условия деятельности общественных объединений, вопросы финансирования, участия в выборном механизме и др. Правовая институализация политических партий и других общественных объединений свидетельствует о признании их государством в качестве особого политико-правового института, занимающего важное место в политической системе общества. Законодательство республики предоставляет общественным объединениям широкие права. Вместе с тем оно запрещает создание тех из них, которые провозглашают цели: свержение конституционного строя, пропаганда войны, насилия, жестокости, разжигание расовой, национальной и религиозной розни. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Бондарь П.И. Политология. – Мн., 2003. 2. Круглова Г.А. Политология. – Мн., 2001. 3. Мельник В.А. Политология. – Мн., 2002. 4. Панарин А.С. Политология. – М., 2004. 5. Политология /Под ред. В.П.Пугачева. – Мн., 2003. 6. Решетников С.В. Политология. – Мн., 2004.
Популярное: Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (161)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |