Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Биологические детерминанты человеческого бытия.



2020-02-04 210 Обсуждений (0)
Биологические детерминанты человеческого бытия. 0.00 из 5.00 0 оценок




 По природе своей человек является существом активным, деятельным. В

значительной мере он сам творит собственную жизнь и судьбу, он,- автор

истории и мира культуры. Деятельность в различных ее формах (труд,

политика, познание, воспитание, и др.) являетcя способом существования

человека в качестве человека, творца нового мира. В ходе ее он изменяет не

только окружающий мир, но и свою собственную природу. Все качества и

способности людей носят конкретно- исторический характер, т.е. они

изменяются в ходе деятельности. В связи с этим К. Маркс замечал, что все

пять внешних чувств человека созданы историей труда и промышленности.

Благодаря деятельности человек является существом пластичным, гибким. Он-

вечная незавершенная возможность, он всегда в поиске и в деле, в прорыве

своей беcпокойной духовной и физической энергии.

Человек обладает механизмом не только биологического, но и социального

наследования. Социальное наследование осуществляется в обществе в ходе

социализации. Социализация- это процесс становления личности, происходящий,

прежде всего с помощью воспитания как специального вида деятельности.

Человеку присущ коллективный образ жизни. Только в рамках такой

деятельности он может формировать и развивать свои качества. Богатство ума

человека и эмоционального мира, широта его взглядов, интересов и

потребностей во многом зависят от широты его общения и взаимодействия с

другими людьми.

Человек обладает также и рядом иных качеств. Люди умеют создавать

орудия труда и постоянно их совершенствовать. Они способны, опираясь на

нормы нравственности, регулировать собственные взаимоотношения.

При философском исследовании человека существует и биосоциальная

проблема. Она имеет большое значение для практики воспитания, поскольку

характеризует природу человека.

Биосоциальная проблема- это проблема соотношения и взаимодействия

социального и биологического, приобретенного и унаследованного,

«культурного» и «дикого» в человеке.

Под биологическим в человеке принято понимать анатомию его тела,

физиологические процессы в нем. Биологическое образует природные силы

человека как живого существа. Биологическое сказывается на индивидуальности

человека, на развитие его некоторых способностей- наблюдательность, формы

реакции на внешний мир. Все эти силы передаются от родителей и дают

человеку саму возможность существования в мире.

Под социальным в человеке философия понимает, прежде всего, его

способности мыслить и практически действовать. Сюда относится и духовность,

и отношение к внешнему миру, гражданская позиция. Все это вместе составляет

социальные силы человека. Они приобретаются им в обществе через механизмы

социализации, т.е. приобщения к миру культуры как кристаллизации духовно-

практического опыта человечества, и реализуются в ходе разнообразной

деятельности.

Распространено три позиции по вопросу соотношения социального и

биологического.

Первый подход-  это биологизаторская трактовка человека (З.Фрейд,

Ф,Гальтон). Основными в человеке предлагается считать его природные

качества. Все, что есть в поведении и действии людей, - все это обусловлено

их наследственными генетическими данными.

 Второй подход представляет собой преимущественно социологизаторскую

трактовку человека (Т.Мор, Т. Кампанелла). Его сторонники либо полностью

отрицают биологическое начало в человеке, либо явно недооценивают его

значение.

Третий подход в решении биосоциальной проблемы старается избежать выше

названные крайности. Эта позиция характеризуется стремлением рассматривать

человека как сложный синтез, переплетение биологического и социального

начал. Признается, что человек одновременно живет по законам двух миров-

природного и социального. Но подчеркивается, что основные качества

(способность мыслить и практически действовать) имеют все же социальное

происхождение.

В ХХ в. биологическое начало в человеке весьма быстро изменяется под

активным воздействием неблагоприятных социальных, технологических и

экологических факторов. Эти изменения все чаще носят негативный характер.

Природное в человеке- необходимое условие развития в индивиде его

социальных качеств. Суть биосоциальной проблемы состоит в том, что человек,

чтобы остаться человеком, должен сохранить свою биологическую природу как

основу существования. Задача заключается в том, чтобы совместить природное

и социальное в человеке, привести их в состояние согласия и гармонии.

 

Сущностные силы человека создают ему все необходимые субъективные

возможности для того, чтобы быть свободным, т.е. действовать в мире по

своему усмотрению. Они позволяют ему ставить под разумный контроль себя и

окружающий мир, выделяться из этого мира и расширять сферу собственной

деятельности. В этой возможности быть свободным и коренятся истоки всех

триумфов и трагедий человека, всех его взлетов и падений.

Свобода рассматривалась в соотнесении с необходимостью (законами), с

произволом, анархией, равенством и справедливостью. Исследовался и диапазон

свобод человека: политическая, экономическая, духовная, познавательная и

др. свобода. Позитивный итог этих размышлений, что свобода не может быть

чисто отрицательным, бессодержательным понятием, произволом выбора, фактом,

нарушающим законы природы и социальной жизни.

Логикой своего существования и характером собственной деятельности

каждый человек погружен в поток истории. Бытие человека в этом потоке

противоречиво, неоднозначно. Человек свободен и несвободен.

Человек несвободен, поскольку существует внешний мир, который

настойчиво диктует людям выбор форм и   способов деятельности, их

последовательность. Он несвободен так как всегда существуют ограничители

его деятельности- уровень физических сил и умственных способностей,

технических возможностей, характер общественного строя и т.д. Он несвободен

еще и потому, что существует так называемое отчуждение человека, которое

проявляется во все времена и существует в различных формах.

Отчуждение означает что, продукты деятельности человека выходят из-под

его контроля и превращаются во внешнюю и неподвластную ему силу. Отчуждение

означает чуждость, внешность мира и даже его враждебность. Отчуждение- это

как бы утрата мира человеком и превращение этого мира в бесчеловечный мир.

Проблема отчуждения является вечной проблемой для человеческого общества.

Вместе с тем человек свободен. Свобода есть самостоятельное

распоряжение человека собственной судьбой, выбор своего жизненного пути.

Кратко говоря, свобода- это не- рабство, раскрепощенность человека. Она

означает его освобождение от диктата внешних сил и обстоятельств, как

природных, так и социальных. Свобода предполагает возможность действовать в

соответствии со своими интересами и представлениями.

Cвобода является фундаментальной ценностью для человека, но она должна

иметь пределы. В противном случае она будет превращаться в произвол,

своеволие и анархию, в самодурство и насилие над другими людьми т.е. в

негативную свободу. Границами свободы являются интересы другого человека,

социальных групп и общества в целом, а также и природы как естественной

основы существования общества.

При совпадении интересов личности и общества в обретении свободы

понятие свободы должно быть дополнено идеей регулирования деятельности

людей. Государство должно это делать не методами насилия и принуждения, а

при помощи экономического механизма и строгом соблюдении прав человека.

Государство обязано гарантировать соблюдение прав человека, признавая, что

ценность человеческой личности выше любых ценностей нации, класса, группы

людей и т.д. Это является гарантией от тоталитарного подавления прав

человека. Игнорирование или принижение прав личности ведет к неминуемой

деградации, как личности, так и общества.

Свобода невозможна без ответственности и долга человека перед миром, в

котором он существует. Ответственность есть неизбежная цена свободы, плата

за нее. Свобода требует от человека разума, нравственности и воли, без чего

она неизбежно будет вырождаться в произвол и насилие над другими людьми, в

разрушение окружающего мира. Мера ответственности человека всегда

конкретна, в пределах его компетентности и диапазона возможностей.



2020-02-04 210 Обсуждений (0)
Биологические детерминанты человеческого бытия. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Биологические детерминанты человеческого бытия.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (210)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)