Понятие и виды предприятий общественного питания
Согласно ГОСТ Р 50647-94 «Общественное питание. Термины и определения», утвержденному Постановлением Госстандарта России от 21 февраля 1994 ода №35 и введенному в действие с 1 июля 1994 года (далее ГОСТ Р 50647-94), предприятие общественного питания - это предприятие, предназначенное для производства кулинарной продукции, мучных кондитерских и булочных изделий, их реализации и (или) организации потребления. [1] При этом под кулинарной продукцией понимается совокупность блюд, кулинарных изделий и кулинарных полуфабрикатов. Кулинарная продукция должна соответствовать требованиям государственных стандартов, стандартов отрасли, стандартов предприятий, сборников рецептур блюд и кулинарных изделий, технических условий и вырабатываться по технологическим инструкциям и картам при соблюдении санитарных правил для предприятий общественного питания. Нужно отметить, что на сегодняшний день оказанием услуг общественного питания, как одним из видов предпринимательской деятельности, занимается громадное количество организаций и индивидуальных предпринимателей. При этом предприятия общественного питания, предназначенные для удовлетворения потребности в питании и проведении досуга, различаются между собой по типам, по размерам, а также по видам оказываемых услуг. Тип предприятия общественного питания - это вид предприятия с характерными особенностями обслуживания, ассортимента реализуемой кулинарной продукции и номенклатуры, предоставляемых потребителям услуг. В соответствии с ГОСТ Р 50762-95 «Общественное питание. Классификация предприятий», утвержденному Постановлением Госстандарта России от 5 апреля 1995 года №198 (далее ГОСТ Р 50762-95) установлена следующая классификация типов предприятий общественного питания: · ресторан - предприятие общественного питания с широким ассортиментом блюд сложного приготовления, включая заказные и фирменные; винно-водочные, табачные и кондитерские изделия, с повышенным уровнем обслуживания в сочетании с организацией отдыха; · бар - предприятие общественного питания с барной стойкой, реализующее смешанные, крепкие алкогольные, слабоалкогольные и безалкогольные напитки, закуски, десерты, мучные кондитерские и булочные изделия, покупные товары; · кафе – предприятие, оказывающее услуги по организации питания и отдыха потребителей с предоставлением ограниченного по сравнению с рестораном ассортимента продукции. Реализует фирменные, заказные блюда, изделия и напитки; · столовая - общедоступное или обслуживающее определенный контингент потребителей предприятие общественного питания, производящее и реализующее блюда в соответствии с разнообразным по дням недели меню; · закусочная - предприятие общественного питания с ограниченным ассортиментом блюд несложного приготовления из определенного вида сырья и предназначенное для быстрого обслуживания потребителей промежуточным питанием. [2] Кроме того, в ГОСТ Р 50647-94 дополнительно выделены следующие объекты сферы общественного питания: · диетическая столовая - столовая, специализирующаяся в приготовлении и реализации блюд диетического питания; · столовая - раздаточная - столовая, реализующая готовую продукцию, получаемую от других организаций общественного питания; · буфет - структурное подразделение организации, предназначенное для реализации мучных кондитерских и булочных изделий, покупных товаров и ограниченного ассортимента блюд несложного приготовления. [5, c. 187] То есть, как видно из приведенного списка, классификация предприятий общественного питания зависит от таких факторов, как: · ассортимент реализуемой продукции и сложность ее приготовления; · техническая оснащенность предприятия общественного питания; · квалификация персонала; · качество и методы обслуживания; · виды предоставляемых услуг. Нужно отметить, что такие виды предприятий общепита как рестораны и бары подразделяются еще и на классы. Класс предприятия общественного питания – совокупность отличительных признаков предприятия определенного типа, характеризующая качество предоставляемых услуг, уровень и условия обслуживания. v Ресторан «класса люкс» v Ресторан «высшего класса» v Ресторан «первого класса» v Бар «класса люкс» v Бар «высшего класса» v Бар «первого класса» v Кафе v Столовая v Закусочная При определении класса предприятия учитывают следующие факторы: · уровень обслуживания; · изысканность интерьера; · номенклатура предоставляемых услуг. Подтверждение соответствия предприятия общественного питания выбранному типу и классу производится органами по сертификации, аккредитованными Комитетом Российской Федерации по стандартизации, метрологии и сертификации в установленном порядке. Классность присваивается только ресторанам и барам, остальные типы предприятий общественного питания на классы не подразделяются. Однако помимо типов и классности предприятия общественного питания могут различаться по таким признакам, как ассортимент реализуемой продукции, место нахождения и контингент посетителей. Так, например, кафе по ассортименту реализуемой продукции подразделяются на кафе-мороженое, кафе-кондитерская, а по контингенту потребителей могут быть представлены как кафе для молодежи или детское кафе. Бары по ассортименту реализуемой продукции могут быть следующих видов: молочный, кофейный, пивной, коктейль-бар и так далее. Определенные различия имеют и столовые. По ассортименту они могут быть представлены общего типа или диетическими, по месту расположения – общедоступными или закрытого типа, например, столовая на территории завода, предназначенная для организации питания только своих сотрудников. Кроме того, столовые можно условно разделить на столовые, изготавливающие и реализующие продукцию собственного изготовления и раздаточные столовые, реализующие готовую продукцию, получаемую от других предприятий общественного питания. Таким образом, на рынке общественного питания много классификаций и это еще не все, в настоящее время появляются новые заведения с новыми направлениями, то есть и классификациями. 1.3. Рынок услуг предприятий питания в России сегодня Рассмотрим состояние и перспективы развития рынка услуг предприятий питания. В настоящее время в ресторанах предлагаются блюда кухонь 80 стран мира, в том числе французской, тибетской, монгольской, еврейской, немецкой, арабской, испанской, итальянской, японской, индийской, кубинской, китайской, болгарской, югославской, бразильской, мексиканской, грузинской, армянской, узбекской, украинской и др. В России одновременно создаются сети предприятий с зарубежными кухнями: «Росингер» - испанская кухня, «Золотой дракон» - китайская, «Фудзи» - японская, «McDonald’s» - американская. Но ощущается явный недостаток качественного быстрого питания. Крупных международных операторов на российском ресторанном рынке пока немного. В основном это категория fast food: McDonald’s, сети американских закусочных Subway, Tricon Restaurants Int (Pizza Hut и KFC), сингапурская Acma (DeliFrance и Coffee Club). Эксперты уверяют, что в ближайшие 10 лет крупнейшие мировые игроки появятся и в остальных категориях. Наиболее вероятно, что на рынке будут доминировать не рестораны индивидуальных владельцев (как происходит сейчас), а сетевые ресторанные группы. Наиболее динамично развиваются сети «Ростик Групп», McDonald’s, Sbarro, «Кофе Хауз» и «Крошка-картошка», группа компаний «Рестростар», холдинг «Уральский пельмени». Лидирующие позиции в сегменте fast food занимает McDonald’s. Сравнительно небольшой объем рынка занимают ООО «Бразерс и Ко» (Sbarro), Subway, Taco Bell, «Метро-экспресс», «Русское бистро» и сети мобильных автобуфетов: ООО «Технология питания» («Крошка-картошка»), «Стоп-Топ», «Народная кухня», «Русские блины», «Обжора», «Тили-Тесто», «Ням-Ням», «Хуанхе» и др. В ближайшее время догнать лидеров рынка этим сетевым компаниям вряд ли удастся. Современный ресторанный бизнес в России представлен большим разнообразием типов заведений. Как следует из классификационных названий, большинство из них пришло к нам благодаря опыту зарубежных коллег.[7, c. 58] Классический фаст-фуд — это заведения, в том числе нестационарные, предлагающие еду не дорогостоящую, а быстро готовящуюся, подающуюся и съедаемую. Примеры: «Крошка Картошка», «Баскин Роббинс». Рестораны quick service (или QSR — «ускоренное обслуживание») — это демократичные доступные рестораны с ограниченным ассортиментом блюд, работающие с качественными полуфабрикатами и оснащенные линиями раздачи. Примеры: McDonald’s, «Елки-Палки», «Му-Му», «Сбарро», «Тарас Бульба», «Шеш-Беш». Рестораны free flow («свободное движение»). Здесь часть технологических процессов вынесена на обозрение посетителей, которые сами выбирают себе различные виды блюд, перемещаясь от одной зоны раздачи и приготовления блюд к другой. Пример: «Грабли» (Москва). «Тиражируемые» рестораны — заведения среднего класса с высоким качеством традиционной кулинарии, которые используют свежие полуфабрикаты и выпечку собственного приготовления. Их отличают хороший уровень обслуживания официантами и дополнительные услуги, например, бесплатная парковка, городской телефон, свежая пресса, еда навынос и др. Примеры: «Планета Суши», «IL ПАТИО», TGI Friday’s. Кофейни позиционируют себя как новый элемент культуры — демократичное универсальное заведение с приятной атмосферой, в чем-то романтичное, в разное время суток удовлетворяющее те или иные потребности посетителей. Примеры: «Шоколадница», «Пенка», «Кофе Хауз». Авторские рестораны haute cuisine — это своего рода ресторанные «бутики». Высокий уровень кухни, сервиса и цен ориентирован на постоянных клиентов. Примеры: «Кафе «Пушкинъ», «Сыр», «Улей», «Обломов», Le Duc, «Стефф», «Теремок». Рынок общественного питания Челябинской области представлен 3357 предприятиями общественного питания с общим количеством посадочных мест более 207 тысяч. В их числе 1563 кафе, ресторанов и баров, 650 столовых промышленных предприятий, 1144 столовых при учебных заведениях. Свыше 80% предприятий общественного питания сосредоточено в городах области. По расчетным данным, в городах Челябинской области обеспеченность предприятиями общественного питания открытой сети составляет 15 посадочных мест на 1 тысячу жителей, в районах – 6 посадочных мест на тысячу жителей. Число работающих в предприятиях общественного питания – около 50 тыс. человек, в том числе в ресторанном бизнесе – до 40 тыс. По данным Госкомстата РФ оборот общественного питания г.Челябинск на 1 января 2008 составляло 5205,4 млн. рублей или 121,2% по сравнению с 2006 годом Сегодня в развитии ресторанного бизнеса в России прослеживаются такие тенденции, как приверженность здоровому питанию, расширение ассортимента, развитие концепции быстрого обслуживания, удобство для семейных посещений, развитие «тиражируемых» ресторанов. Преимущества работы в сетевом формате очевидны. Это снижение издержек в пересчете на один ресторан, большая узнаваемость у посетителей и количество повторных посещений, увеличение доходности, устойчивости на рынке и конкурентоспособности. Таким образом, исследования, проведенные в этой главе, показывают то, что сфера общественного питания зародилась уже давно и не перестает развиваться на протяжении всего времени. Начиная с кормчи, появляются разные виды и формы предприятий питания. Современный ресторанный бизнес в России представлен большим разнообразием типов заведений и это благодаря опыту зарубежных коллег. Но сфера предприятий быстрого обслуживания развита мало. Она только набирает свои обороты и ведущий в этой области - сети ресторанов McDonald’s.
2. СЕРВИСНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ MCDONALD’S 2.1. Местонахождение McDonald’s Одним из пионеров американской кухни является сеть ресторанов McDonald’s, развивающаяся в России по франчайзингу. McDonald’s - это международный бренд и кухня, пользующаяся популярностью во всем мире. В Челябинске открыто два ресторана McDonald’s. Один располагается при развлекательном комплексе «Киномакс - Урал» в центре города (Приложение 1). Под ресторан отведена площадь в 500 квадратных метров (включая складские помещения) плюс территория летнего кафе. Это выгодное географическое положение - ведь именно в центре пересекаются основные транспортные маршруты, соответственно удобно добираться и скапливается много народа.Кроме того, его хорошо видно со всех сторон. Рядом располагаются: исторические, архитектурные и культурные достопримечательности; торговые и развлекательные центры. Что тоже благоприятствует для большей проходимости. Именно его сервисную деятельность я буду описывать в данной работе. Второй ресторан находится в районе северо-запада и располагается при развлекательном комплексе «Киномакс – Победа». 2.2. Виды деятельности Сеть относится к категории ресторанов быстрого обслуживания, это особый формат, позволяющий достаточно быстро и качественно обслуживать гостей. Отличительная особенность ресторанов McDonald’s заключается в том, что обслуживание происходит в виде конвейера. Их ассортимент не велик, а уровень качества высок. Главной целью работы компании Макдональдс в целом и каждого ее сотрудника в частности является 100% удовлетворение пожеланий каждого посетителя, который перешагнул ресторана. Для компании очень важно, чтобы посещение и проведенное время для посетителя стало запомнившимся и ярким впечатлением. Ресторан как подразделение общественного питания обслуживает гостей согласно меню, которое является основой любой ресторанной концепции. Ассортимент включает гамбургеры (в том числе знаменитый «Биг Мак»), сэндвичи, картошку-фри, десерты, напитки и т. п. В большинстве стран мира в ресторанах сети продают пиво, однако в России рестораны McDonald’s являются полностью безалкогольными. Также ресторан позаботился о любителях здоровой пищи и добавил в свое меню салаты со свежими овощами, причем заправляются они не майонезом, а двумя видами соусов: итальянским, на основе белого вина и оливкового масла, или йогуртовым. Менеджеры ресторана прислушиваются к посетителям, как в глобальном плане, так и на местах к пожеланиям в исправлении или добавление в меню. Если посетитель просит убрать из сэндвича какой-нибудь компонент или, наоборот, добавить, они идут ему навстречу. Особенностью ресторана McDonald’s является окошечко, которое позволяет посетителям приобретать продукцию почти круглосуточно (кроме технического перерыва с 4:00 до 6:00 часов). Также в ресторане регулярно проводят праздники и дни рождения для детей, на которые приглашают звезд эстрады и спорта, театральные и цирковые коллективы. 2.3. Удельный вес в общем объеме производства Выручка компании в России в 2007 году составила $30,5 млрд (в 2006 году — $29 млрд), чистая прибыль — $3,9 млрд (в 2006 году — $3,7 млрд). [8] Ежедневно рестораны «Макдоналдс» в России обслуживают более 500000 посетителей. В Челябинске один ресторан McDonald’s в среднем посещают свыше 4000 человек в день. И прибыль в месяц составляет около 25 млн. руб., чистая прибыль получило 3,25 млн. руб., налог на прибыль и другие обязательные платежи примерно в среднем – 1,28 млн. руб. При этом сеть старается не повышать цены, и прибыль ее растет за счет притока посетителей. Увидев эти числа, можно смело делать вывод, что сумма отчислений государству немаленькая цифра, в среднем она выглядит в размере 15,36 млн. руб. в год. 2.4. Радиус обслуживания и степень доступности Радиус обслуживания очень велик, как и степень доступности. Так как месторасположение ресторана McDonald’s выгодное для проходимости и он доступен любому виду транспорта. В Челябинске в McDonald’s ходят разные субкультуры людей, разряда, возраста и категории. Но основной потребитель – это молодежь и дети. Удовлетворение потребности здесь происходит разного населения, так как цены не то чтобы бюджетные, но и не космические (Приложение 2). Гамбургер — 25 рубль, мороженое с сиропом — 36, стандартная порция картофеля фри — 44, кофе гляссе — 47,250 миллилитров сока «Тропикано» — 30. Детский обед «Хеппи мил» за 112 рублей включает детскую порцию картофеля фри, чикенбургер и сок в пакетике объемом 0,25 литра. Игрушку-тамагочи, которую в рекламе обещают дарить вместе с «Хеппи милом» в коробку с этим набором, продавцы действительно подкладывают. При этом спрашивают: «Для мальчика или для девочки?» По чеку сюрприз «проходит» как «игр.обед хм» за 26 символических рублей. Средняя цена обеда в McDonald’s составляет примерно 80 – 150 рублей. И из окошка рядом (с левой стороны «Киномакса») гамбургерами накормят в любое время не только года, но и суток. Это тоже подтверждает все возможную доступность. Ресторанов McDonald’s в Челябинске всего два и поэтому они обслуживают не только весь город, но и пригород Челябинска. Сюда люди едут специально с Копейска, Коркино, Еманжелинска, Долгодеревенской, чтоб попробовать уже давно разрекламированную продукцию. 2.5. Перспективы развития Тенденцией последнего времени стал возрастающий интерес рестораторов к рынку быстрого питания, что может объясняться относительным насыщением верхнего и среднего сегмента ресторанного рынка. Если первые ресторанные проекты были ориентированы на состоятельных людей, то сегодня наибольший потенциал, по мнению многих экспертов, находится в области развития ресторанных сетей быстрого питания. McDonald’s как раз является таким рестораном. В день здесь обслуживается около двух тысяч посетителей, поэтому город-миллионник компании интересен, и в будущем планируется открыть как минимум десять ресторанов McDonald’s, будет работать кофейня Маккафе и Макавто (концепция обслуживания такова что водитель и пассажиры могут пообедать, не выходя из автомобиля.). Также активно компания будет внедрять социальные и благотворительные проекты в Челябинске. Одним из наиболее развивающихся проектов компании в последнее время стала сеть кофеен «McCafe». Но это пока что в планах и срок их реализации не известен, хотя такие кофейни уже заполонили Москву и Санкт-Петербурге. Ресторан McDonald’s в Челябинске теперь помимо качественного продукта употребляемого внутрь организма теперь присовокупил еще один вид пищи. Но эта пища нематериального вида, хотя и весьма необходимая для многих ее потребителей, уже не представляющих жизнь без того, чтобы не утолить этот голод. Информационный голод, причем средством его насыщающим, выступает всемирная сеть Интернет. За доступ в Интернет посредством Wi-Fi в ресторане Макдоналдс города Челябинска деньги никто требовать не будет. Также появится возможность воспользоваться игровыми приставками. [10] Целью всего этого является придание современности и дополнительной ценности ресторанам компании. Ведь лидер в отрасли быстрого обслуживания постоянно находится под пристальным вниманием людей – это дополнительный стимул всегда держать марку на высоте. Таким образом, исследования, проведенные во второй главе, показывают и в очередной раз подтверждают, что McDonald’s – это крупнейшая компания и самая популярная. Радиус обслуживания очень большой и степень доступности высокая. Удельный вес в общем объеме производства превышает уровень других предприятий питания. Это соответствует не только большой проходимости и спросу, но и постоянному развитию ресторана McDonald’s.
Заключение В ходе написания курсовой работы необходимо было решить следующие задачи: 1. Исследовать теоретические основы развития сферы общественного питания. 2. Описать сервисную деятельность McDonald’s. При решении первой задачи исследовано, что в Челябинской области сфера общественного питания представлена разными видами и формами предприятий. Сфера быстрого питания развита мало, она только набирает обороты и ведущим предприятием является McDonald’s. При решении второй задачи исследовано, что сеть ресторанов McDonald’s является самой популярной в Челябинске и близлежащих городах. Он доступен разным слоям населения, как финансово, так и по местонахождению. Так как ресторан расположен в центре города, и любой транспорт может легко добраться до него, а также McDonald’s находится на видном месте и незнающий человек может без труда его найти. Цены здесь тоже приемлемы. Средняя цена обеда в McDonald’s составляет примерно 80 – 150 рублей. Посещаемость ресторана большая, соответственно выручка и налог в казну также существенные. Можно сделать вывод, что удельный вес в общем объеме производства соответственно тоже высок. McDonald’s это развивающаяся сеть фаст-фудов и для современности и придания ценности, она будет совершенствоваться и вносить корректировки, ведь лидер должен быть на высоте. 1 Приложение Местонахождение ресторан McDonald’s
Условные знаки:
ресторан McDonald’s
2 Приложение Меню Сандвичи
Хеппи Мил
Популярное: Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (169)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |