Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Глава 1. Типы СМИ и их воздействие на человека.



2020-02-04 189 Обсуждений (0)
Глава 1. Типы СМИ и их воздействие на человека. 0.00 из 5.00 0 оценок




Выделяют три типа СМИ: телевидение, радио и печатные издания (газеты, журналы). СМИ являются основным и зачастую единственным источником информации для населения. Человек, каждый из нас, ежедневно сталкивается (пользуется, обращает внимание) если не со всеми тремя типами СМИ, то, по крайней мере, с одним из них. При условии, что человек даже не ставил перед собой цели просмотреть, прослушать теле - или радиопередачу или изучить информацию, опубликованную в конкретном печатном издании, то, всё равно, волей или неволей, он прислушивается, присматривается, вникает в смысл текста, который разными способами доносят до его внимания СМИ. Даже если получаемая при этом информация не имеет особого значения для данного конкретного человека, то какая-то её, пусть даже самая небольшая и незначительная, часть оседает в памяти. А если информация тиражируется, дублируется разными источниками, то, безусловно, вероятность её запоминания, а, возможно, впоследствии и использования возрастает. Поэтому СМИ способны порождать те образы поведения, на которые мы склонны ориентироваться в своей жизнедеятельности. Теперь становится понятно, почему СМИ часто называют четвёртой властью.

Итак, СМИ прямо или косвенно влияют на сознание людей, их жизненные позиции. В данной работе мы рассмотрим особенности телевидения.

Телевидение способно передавать зримую и слышимую информацию, в том числе сообщения в момент совершения события. “Телевидение соединило достоинства технических средств коммуникации и традиционных форм социального взаимодействия: условность театра, реализм репортажа, эстетику кино, эмоциональную напряжённость массового действия, камерность общения и т. д., завоевав благодаря этому всеобщую популярность”. (В.Ф.Петренко 1997) По данным социологов, телевидение поглощает до 2/3 времени культурного досуга. Сутки среднестатистического человека, по мнению социологов, поделены на три составляющие: сон (8 часов), работа (8 часов), просмотр телепередач (4-6 часов), остальные 2-4 часа на “всю оставшуюся жизнь”. У телевидения уже нет конкурентов ни среди печати, радио, кино, театра, музея и книги, ни среди некогда привычных занятий (семья, спорт, туризм и пр.). Оно интенсифицирует процессы массовой коммуникации, усиливает воздействие СМИ на все стороны жизни общественного сознания. Современная наука выяснила: чем ниже порог образования и культурные запросы, тем больше времени проводит человек у экрана телевизора. Своеобразный язык и выразительные средства телевидения – преобладание диалогических форм общения на телеэкране, принцип коллажа как способа организации информации, мозаичность построения программ, сиюминутность переживания времени, ощущение предельной достоверности происходящего, - явились в значительной степени результатом технического прогресса и глубоко проникли в современную культуру. Телевидение не просто передаёт тексты, но и внедряет способ их структурирования, определённый тип восприятия и мышления. Важнейшей особенностью телевизионного стиля, определяющим принципом телекоммуникации является открытая диалогическая форма контакта, воспроизводящая структуру межличностного общения. Как уже говорилось выше, телевидение кроме звука передаёт изображение. Огромное значение поэтому приобретает фигура ведущего или героя передачи. Человек на телеэкране перестаёт быть просто личностью, носителем определённых индивидуальных черт. Его индивидуальные качества становятся основой для построения “обобщённого типического образа, воплощающего конкретные ценностные представления аудитории”. Целостность образа позволяет ему функционировать в роли устойчивого эталона восприятия. Итак, телевидению присущи три основных качества: экранность,сиюминутность, программность. Однако у телевидения, как и у медали, есть обратнаясторона.

Экранность. Экранный образ, из которого строится поток любого повествования. Всё видно и слышно, как в жизни. Но, во-первых, образ,видимый на экране, лишь часть действительности, предлагаемой зрителю. И здесь уже заложено противоречие – видим не то, что есть, а то, что нам показывают. И слышим лишь то, что нам сообщают. Во-вторых, экранный образ передаёт завершённую, подробную во всех деталях и оттенках безальтернативную картину. Этот образ (пейзаж, интерьер или портрет) входит в наше сознание напрямую. И здесь обнаруживается воздействие экранного образа на человеческую психику. Достаточно сопоставить экран с литературными произведениями, вспомнить, как мы смотрим и как читаем. Экранный образ (в отличие от литературного) вовсе не предполагает работы воображения. Неразбуженная фантазия, отсутствие стимула к работе воображения порождают пассивность восприятия информации, мысли и чувств. Многолетняя, многочасовая ежедневная привязанность к экрану такое состояние психики делает устойчивым. Отсюда так близко к легковерию, а от него недалеко до внушаемости человека.

 Сиюминутность. Зритель – непосредственный свидетель и как бы соучастник, сопереживающий то, что предлагает ему экран. Это уникальное качество телевидения, так называемый “эффект присутствия” и возводит его в ранг информационного средства наивысшей достоверности. Так рождается ещё одна иллюзия массового сознания: вера в истинность показанного. Виртуальность телевидения практически недоступна проверке опытом.

Программность. Телевидение – это непрерывный калейдоскоп сменяющих друг друга программ, всевозможных тем и жанров. Такое поточное зрелище постепенно вырабатывает устойчивую привычку, а затем и потребность обращения к телевидению. В итоге около 80% сограждан не только декларируют ежедневное общение с телеэкраном, но ставят телевидение на первое место среди источников информации и форм досуга. А результат – столь же устойчивое замещение “первой реальности”, т.е. собственно жизни, “второй”, виртуальной, конструируемой телевидением.

   

   

 



2020-02-04 189 Обсуждений (0)
Глава 1. Типы СМИ и их воздействие на человека. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Глава 1. Типы СМИ и их воздействие на человека.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (189)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)