Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Работа с детьми отклоняющегося поведения



2020-02-04 167 Обсуждений (0)
Работа с детьми отклоняющегося поведения 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Несовершеннолетние правонарушители и подростки девиантного поведения нуждаются, прежде всего, в социально-педагогической реабилитации.

Социально-педагогическая реабилитация детей и подростков – это комплексная, многоуровневая и этапная система взаимосвязанных действий, направленных на возвращение, включение их в общество. Она заключается в обучении тому,  как строить взаимоотношения с окружающими людьми и миром, включает аспекты профилактики и коррекции отклонений в его развитии.

Основными задачами СПР является:

§ предупреждение безнадзорности;

§ выявление источников и причин осложненного поведения;

§ профилактика социальных вредностей;

§ восстановление социального статуса (помощь в овладении социальными ролями, культурно-нравственными нормами и ценностями) через оптимизацию ведущей деятельности, нормализацию всей системы отношений с окружающими, изменение представлений ребенка о самом себе;

§ сохранение темпов психофизиологического и личностного развития.

Профилактика в системе реабилитации связана с устранением, сглаживанием, снятием причин, условий и факторов, которые вызывают те или иные отклонения в развитии личности. Чаще всего она связана со средой, социальным окружением ребенка.

Коррекция предполагает работу с конкретными отклонениями и направлена, прежде всего, на самого ребенка.

В результате создается определенное равновесие в психике и поведении ребенка, отвечающее норме поведения, адекватного возрасту ребенка и требованиям среды, в которой он живет. Оно достигается включением и интегрированием индивида в условиях, соответствующих требованиям нормальной жизни. В этом плане реабилитацию часто называют перевоспитанием.

Структурно-функциональная модель ранней профилактики и коррекции отклоняющегося поведения в школе:

СПЕЦИАЛЬНАЯ РАННЯЯ КОРРЕКЦИЯ

§ Определение личностной перспективы ребенка

§ Демонстрация ребенку групповой поддержки

§ Статусное перемещение и организация досуга

§ Выделение симптомокомплексов, требующих коррекции

§ Разработка и реализация программ коррекции

§ Внедрение методов специальной коррекции

§ Анализ результатов коррекционной работы с ребенком

СПЕЦИАЛЬНАЯ РАННЯЯ ПРОФИЛАКТИКА

§ определение целей и задач работы с ребенком и его ближайшим окружением

§ Разработка и реализация программы адаптации

§ Разработка и реализация программы работы с педагогами

§ Разработка и реализация программы работы с родителями

§ Внедрение методов специальной профилактики

§ Координация программ

§ Анализ эффективности программ

ОБЩАЯ РАННЯЯ ПРОФИЛАКТИКА

▪ Переориентация цели, критериев результативности педагогического процесса

▪ Освоение личностно-ориентированной модели образования

▪ «Субъект-субъектное» взаимодействие с детьми

▪ Рациональная организация педагогического процесса

▪ Внедрение методов общей ранней диагностики отклонений развития

▪ Анализ целостного педагогического процесса с позиций гуманизации

Социально-педагогическая реабилитация в образовательном учреждении заключается в преодолении школьных и семейных репрессий в отношении запущенных детей и подростков, разрешении конфликтных ситуаций, преодолении неприязни по отношению к ним со стороны сверстников, выработке адекватной самооценки.

Процесс реабилитации ребенка во многом зависит от включения его в различные виды деятельности, раскрывающие потенциал и выявляющие индивидуальность. Поэтому в содержании реабилитации акцент следует делать на зону ближайшего социального развития. Среди ведущих методов актуализации резервных возможностей ребенка в процессе социальной реабилитации в современной психолого-педагогической литературе называют тренировку (упражнение) и замещение (компенсацию).

· ТРЕНИРОВКА СОЦИАЛЬНЫХ СВОЙСТВ И НАВЫКОВ происходит на двух уровнях. Сначала это могут быть искусственно созданные ситуации в имитационной игре или тренинге. Здесь главное внимание уделяется рефлексии имитационных отношений. По такому принципу строятся как тренинги развития социальных навыков, так и тренинги предупреждения вредных привычек. Реабилитационный потенциал тренинга заключается в осознании личностной ценности общественных норм и правил. На втором уровне социальных тренингов ребенок включается в реальные социальные отношения, но тоже с целью упражнений. Для детей с нереализованными социальными потребностями такой формой тренировки может быть участие в волонтерских объединениях и общественных акциях, когда вступает в действие принцип «равный обучает равного». Однако, следует заметить, что тренировка дает оптимальные положительные результаты тогда, когда касается не отдельной корригируемой функции, а личности ребенка в целом, т.е. охватывает психологический, физиологический и социальный аспекты организма.

· Организация эффективной социальной реабилитации возможна также благодаря КОМПЕНСАТОРНЫМ МЕХАНИЗМАМ, посредством которых нарушенное социальное проявление может быть заменено другим. К этому средству в педагогической работе тоже приходится прибегать довольно часто: спорт вместо наркотиков. Туризм вместо страха одиночества. УДО вместо беспризорной улицы и т.д.

· Еще один метод актуализации внутренних ресурсов личности ребенка, имеющего нарушения социальных связей – МЕТОД ВОЗВРАЩЕНИЯ к той точке социального развития, когда он испытывал эмоциональное благополучие, успех и удовольствие от личностного социального роста в рамках нормального, а не аномального социального развития. Аналогом данного метода является психоанализ. Дети могут осуществить рефлексию своей собственной жизни и видеть различия между прошлым и настоящим, точнее могут сформулировать желаемое, определить свою позицию, уровень притязаний, способны увидеть свои собственные проблемы в контексте проблем семьи. Межличностных отношений и конфликтных ситуаций. У них стабилизируется самооценка и снижается уровень тревожности. Меняется, прежде всего, эмоциональное отношение к проблеме, а следовательно, идет активный поиск стратегии автономного личного поведения, повышается ответственность и меняются ценностные установки.

Любые модели реабилитации и профилактики отклоняющегося поведения должны строиться на основе комплексной диагностики. Этимологическая диагностика может восстановить «историю» возникновения отклонений в поведении: какие факторы спровоцировали актуальное состояние ребенка; какая часть микросреды оказалась наиболее несостоятельной в ее положительных воздействиях на ребенка. Очень продуктивной представляется модель диагностики, включающая скрининг – направленное выделение групп риска и последующую дифференциальную диагностику этих групп.

 


Выводы

 

В общих чертах принципы работы с детьми отклоняющегося поведения формулируются следующим образом:

1. Создание отношений доверительности в системе «взрослый – ребенок».

2. Интеграция всех субъектов, занятых деятельностью по предупреждению противоправного и преступного поведения несовершеннолетних в единую систему. Только пи этом условии достигаются наилучшие результаты:

 

 

Как правило, представители указанных служб являются членами комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, которая и создается с целью профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Члены комиссии отслеживают поступающие сигналы – каждый по своему ведомству, и затем обсуждают их на заседаниях комиссии. Совместные встречи представителей разных ведомств для обсуждения поступающих сигналов позволяют оперативно оказывать помощь ребенку в ситуации риска, избегать дублирования мер помощи или излишне частого вмешательства в дела семьи. Необходимо преодолеть разобщенность социальных, психологических, педагогических, медицинских и правовых мер помощи детям и молодежи; совместить воспитательные и специализированные функции; устранить несоответствие поставленных перед органами задач и с возможностями их решения (ресурсными, кадровыми, методическими, правовыми, информационными), отсутствие в системе ряда необходимых звеньев, дублирование функций имеющихся служб.

3. Основополагающий принцип работы с «трудным» ребенком – тесный контакт с его семьей. При этом необходимо проявить максимум терпения к ее образу жизни и воспитательным издержкам: должна оказываться конструктивная помощь, а не противодействие и критика. Следует принимать как данность сложившиеся в семье ролевые отношения и границы между поколениями, даже в случае полного несогласия с ними. Весьма желательным является вовлечение в процесс реабилитации ребенка семьи в расширенном составе, включая бабушек и дедушек, других родственников, контактирующих с ребенком.

4. Искоренение причин кризиса молодого поколения может быть достигнуто только при коренном оздоровлении общества (экономическом, социальном, духовном), гарантирующем защиту прав и интересов детей и подростков, и таком изменении системы воспитания, которое обеспечивало бы оптимальные условия саморазвития личности, ориентированной на общечеловеческие ценности.

Одной из основных задач является кардинальная реформа социальной системы помощи детям и молодежи. Эта система должна включать аспекты защиты их нравственности, здоровья и конструктивных прав, обслуживая тем самым общую систему воспитания и социализации личности вступающих в самостоятельную жизнь членов общества. Необходимость создания такой системы определяется также требованием всестороннего и полного учета положений международно-правовых норм по защите подрастающего поколения, сформулированных в Конвенции ООН о правах ребенка. Основным принципом работы должно быть обеспечение приоритета воспитания и защиты прав и интересов детей перед вынужденными мерами их перевоспитания. Это означает реализацию принципа общей ориентации практики предупреждения преступности не на криминальную сферу, а на сферу повседневной жизни детей и подростков, т.е. перенос основных усилий на воспитательную работу в семье, в малые группы подростков.

Данная проблема уже перестала быть только психолого-педагогической. Она стала социальной. И свидетельством тому – принятие ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» от 24.06.99 №120.



2020-02-04 167 Обсуждений (0)
Работа с детьми отклоняющегося поведения 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Работа с детьми отклоняющегося поведения

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (167)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)