Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Когда она НЕ приходит, я скучаю.



2020-02-04 154 Обсуждений (0)
Когда она НЕ приходит, я скучаю. 0.00 из 5.00 0 оценок




«Стиль легкого шаржа в предлагаемых рисунках наиболее предпочтителен: он привлекает внимание детей определенной необычностью выражения, но не настолько, чтобы отвлекать их от предмета урока, придает теплую эмоциональную окраску уроку».*** «С детьми нужно говорить забавно», - утверждал Горький. Но забавное зднсь надо рассматривать не как самоцель, а как одно из средств решения важных методических задач.

Раздел «Орфография» очень широк, он переплитается со всеми другими разделами русского языка. Эта связь наблюдается практически на каждом уроке. Будь то изучение фонетики, синтаксиса, морфологии, на каждом уроке русского языка мы обязательно проводим работу над орфографическими написаниями проверяемых или непроверяемых слов. И, конечно, это может стать нудным неинтересным детям, что приводит к невниманию учеников к этим вопросам. Здесь как нельзя лучше вместе с обычными упражнениями на повторение и тренировку орфографического навыка, вместе со словарными диктантами и списываниями, наряду с индивидуальным раздаточным материалом ( карточками, перфокартами, тестами) использовать дополнительные занимательные упражнения. Особенно это важно в классах младшего и среднего звена.

Так как орфография тесно связана с разделом «Фонетика», то в начале учебного года ребятам можно предложить занятие, на котором учитель расскажет о «цветовой шкале» гласных и согласных звуков. Вот в чем заключается эта работа. Я предложила детям записать шесть гласных звуков: [ а], [о],[ у],[ ы],[ и],[ э].  А рядом в столбик записала названия шести цветов: красный, черный, синий, желтый, зеленый, белый. Необходимо сказать детям, что цвета можно смешивать при выполнении задания.

У. – Напишите каждый звук тем цветом, в какой, по вашему мнению, он окрашен. Если не знаете – пишите наугад.

Аналогичный эксперимент был проведен значительно раньше филологом Журавлевым Александром Павловичем. В его случае цветовые соответствия охарактеризованы так:

а – густо-красный                                    я – ярко-красный

о – светло-желтый или белый                            е – зеленый

ё – желто-зеленый                                   э – зеленоватый

и – синий                                                  й – синеватый

у – темно-синий, лиловый                      ю – голубой, сиреневый

ы – темно-коричневый.

 На моем уроке дети охарактеризовали звуки следующим образом:

[ а] – красный, розовый

[о] – желтый, белый

[э] – зеленый

[и] – синий

[ы] – коричневый, болотного цвета

[у] – серый, сизый.

После того, как учащиеся обозначили цвета звуков, можно предложить им вопрос:

У. – Почеиу трава названа зеленой, а не коричневой или не белой? Давайте для примера составим цвет слова «зелень».

       По звуко-цветовой таблице слово «зелень» благодаря частому звуку [э] имеет зеленую окраску.

       Далее можно проанализировать стихотворение Сергея Есенина, просчитав гласные звуки:

                   Зеленая прическа,

                   Девическая грудь,

                   О, тонкая березка,

                   Что загляделась в пруд?

В данных строчках дети заметят явное скопление звука [э]. Есть даже целая строка из одних [э]:

                   Что шепчет тебе ветер?

Да и имя самого поэта, Сергея Есенина, зелено-синего цвета, как лес и небо, как сад и река у него на Родине, в Константиново. Мог ли этот человек не воспевать красоту родного края, не кричащую и яркую, а светлую и скромную!

       В качестветдомашнего задания детям можно предложить нарисовать это стихотворение или слова из него, используя только гласные. Такая работа заинтересует учеников, и в дальнейшем они уже смогут подсознательно рисовать слова, запоминая, фиксируя цвета гласных, что способствует не только развитию фантазии и творчества, но и формированию орфографической зоркости, особенно у школьников с хорошей зрительной памятью.

       Но, конечно, большую часть занимательного материала на уроках русского языка составляют игры, диктанты занимательного характера, ребусы, головоломки, кроссворды различных видов. К играм, наиболее часто используемым на уроках орфографии, относятся разнообразные «Аукционы», «Кто быстрее…», «Третий лишний», «Помоги…» и т.д.

       Так при работе над правописанием гласных в корне, проверяемых и непроверяемых ударением, предлагается игра «Третий лишний». Задание: в каждой тройке слов обнаружьте одно лишнее:

- лес, лестница, лесничий

- седло, седловина, седина

- левый, лев, налево.

       Очень интересна детям как соревновательная игра «Аукцион». Задание: придумайте как можно больше однокоренных слов с данными корнями. Тот ряд, группа, парта и.т.д., которые больше придумают правильных слов, выиграют. Награда может быть любой. Эта игра закрепляет навык вычленения однокоренных слов и форм одного слова, знания о способах образования новых слов.

       Интересна игра «Подбери слова». Задание: подберите слова, в которых можно услышать похожие неоднокоренные слова, например:

Ведь он же не слон,

       Поэтому он

                   Не может все время

                              Без дела слоняться.

В слове «слоняться» слышится слово «слон», но они не однокоренные.

Данную игру полезно провести и во время изучения «Лексики» в 5 классе. В теме «Омонимы» ученики знакомятся с таким понятием как омонимичные корни, и эта игра служит полезным дополнением в ряду упражнений для закрепления данного знания.

       Поис слов в других словах может стать интересной игрой. Например, писатель Андронников на вопрос: «Не встретился ли ему человек с интересной фамилией?» ответил, что ему встретился Коля Зей (Колизей) и еще церая рота Зеев (ротозей).

       Подобные упражнения в небольшом количестве не приведут к путанице в навыке нахождения однокоренных слов, а будут способствовать его развитию и совершенствованию.

       На своих уроках русского языка для работы над орфографическими правилами я очень часто использую словарные диктанты, но не банально продиктованные, а диктанты занимательного, творческого характера: объяснительный, «Проверь себя», «Проверь товарища», зрительный, ассоциативный диктант, диктант с загадками, ребусами, «Закончи строчку» и т.д. их роль безусловно значительна, так как это та самая работа над орфографическими написаниями по совершенствованию орфографической зоркости, но не скучная и повторяющаяся из урока в урок, а интересная и забавная. Словарные диктанты помогают увидеть те стороны орфографических правил, которые ученики не поняли, не заметили, которые сложно им даются, над чем стоит поработать еще.

Картинный диктант «Молчанка». Задание: запишите через запятую слова, называющие предметы, изображенные на картинках. Проверяемые гласные в корне подчеркните одной чертой, непроверяемые – двумя.

       Диктант с использованием загадок. Учительдиктует загадку, дети записывают отгадку, выделяя отфограмму и морфему, в которой она находится. Пример:

       Хоть ты тпчешься на месте,

       Он летит с тобою вместе.

                   (Велосипед).

       Ассоциативный диктант. Задание: замените определение одним словом, запишите его, подчеркните орфограммы. Пример:

- четвертый день недели (четверг);

- плод яблони (яблоко);

- фрукты, к которым относятся лимоны, апельсины, мандарины (цитрусовые) и т.д.

       Диктант по памяти. Задание: записать по памяти слова, в которых есть приставка. Учитель диктует по 3 слова. Например:

- раздумать, раствор, расти;

-испытать, история, издание и т.д.

       Использование таких творческих занимательных диктантов полезно на уроке, но и на дом можно задать упражнения, в которых есть игровые элементы. К ним относятся следующие дидактические игры:

· «Писатель». Задание: кто составит лучше и интереснее текст-повествование из 3-4 предложений, в котором встретятся слова с проверяемыми (непроверяемыми) гласными и согласными в корне. Орфограммы подчеркните, корни выделите. Темы: «Молодая осинка», «Во время дождя» и т.д.

· «Кто больше». Задание: найдите пословицы и поговорки, в которых встречаются слоарные слова, запишите их, подчеркните орфограммы. Объясните написание графически или вспомните стихи (сказки, песни), в названии которых присутствуют словарные слова. Запишите, обозначьте орфограммы.

Материала для подобных игр огромное количество, поэтому лучше, чтобы они выполнялись дома. Проверку же можно провести в классе в виде индивидуальных, групповых соревнований.

Кроме того, что эти игры способствуют формированию орфографической зоркости, они развивают устную и письменную речь, мышление и память. Они помогают обогатить словарь учащихся.

Большой популярностью у младших школьников и учащихся среднего звена пользуется игра «Помоги». В детях живо то сопереживание за неудачи и ошибки своих друзей, героев мультфильмов и сказок, которое важно сохранить у школьников как можно дольше. И с помощью подобных игр тоже. Таких упражнений много, каждый учитель может придумать и ситуацию, и персонажей, и трудности, которые важно помочь преодолеть. Но все игры данной серии должны быть иллюстрированны, должны быть яркими, живыми.

И последним, наиболее популярным у детей видом игр являются кроссворды, ребусы. Преимущество их в том, что использовать их можно больше в среднем звене и старшем, чуть усложнив условия задания и содержание. Кроссворды могут быть объединены темой (произведения одного писателя, природа, животные и.т.д.). большой отклик в 5-9 х классах вызывает задание составить кроссворд на определенную тему, который будет затем отдан для выполнения одноклассникам (после проверки учителем).

       Вот один из кроссвордов для задания в 5 классе. «Птицы».В нем слова известны, но в них пропущены орфограммы.

В   Р   Б Е Й
С   Л   В Е Й
С   Р   К А  

 

После того, как дети правильно вставят пропущенные орфограммы можно сказать о правописании сочетаний –оро-/ -оло-, т.е. если в слове есть такое корневое сочетание, то пишется О. Например: ворота – врата, чередование –оро-/-ра-.

У. – Что общего у этих трех слов?

Ответы учеников могут быть разными: это и имена существительные, и названия птиц, в корне имеют гласные О, являются словарными словами и т.д. чем больше ответов, тем лучше развито мышление у детей. 

Для школьников 8-11 классов кроссворды уже более содержательны, сложны, включают большее количество слов, имеют разные виды, можно использовать кроссворды-наоборот. Например, «Непроизносимые согласные». Задание: представлен чертеж кроссворда и ответы к нему. Ваша задача – составить описательную часть кроссворда.

Ответ по вертикали: 3. Областной. 6. Буревестник. 9. Устный. 11. Честный. 12. Сердце. 16. Шестнадцать. 18. Совестливый. 19. Устно.

Ответ по вертикали: 1. Доблестный. 2. Властный. 4. Чувство. 5. Бескорыстный. 7. Известный. 8. Безызвестный. 10 счастливый. 13. Радостный. 14. Здравствуй. 15. Частный. 17. Солнце.

Хорошо на уроках принимаются школьниками шарады. Они служат и для развития логического мышления, и формируют орфографическую зоркость.

· Шарады.

Первое – нота, второе – игра,                                                                                 Целое встретится у столяра. (долото)

 

В начале октября ищи слог первый мой,

В начале ноября ищи второй,

А в дом жилой войдешь –

Там целое найдешь. (окно)

 

· Анаграммы.       

Из меня пальто и брюки

И костюм весьма хорош.

Переставь местами звуки –

В геометрии найдешь. (сукно – конус)

 

· Логогрифы.

В оркестре ты меня услышишь

И как приветствие поймешь;

А мягкий знак в конце припишешь,

Так мною вычертишь чертеж. ( туш – тушь)

       Итак, из приведенных выше примеров видно, что для учителя есть огромное множество материала, чтобы заинтересовать учеников, разнообразить урок, заставить детей заниматься ежедневной работой по орфографии. Описывая различные задания, в задании я все время оговаривала, что ученики должны выделить орфограммы, а вот с этим часто бывают проблемы, так как школьники не всегда могут объяснить правильность написания. В формировании этого навыка необходимо опираться на знание самих правил правописания. Но и здесь для запоминания можно использовать занимательный материал, индивидуальный раздаточный материал (карточки, перфокарты), тесты обычные, выполненные на бумаге и тесты в электронном виде, он-лайн тесты по орфографии, которые дети выполняют дома как дополнительное домашнее задание, поскольку интернет есть сейчас дома почти у всех.

       Используя весь этот интересный занимательный материал, учитель не должен забывать, что задания подобного зарактера – не цель урока, чтобы сделать его веселым и забавным, а дополнительная помощь в работе над орфографической зоркостью учащихся. Он помогает разнообразить сложные и порой однообразные кпражнения , сделать их интересными. Под интересом в методическом плане понимается «эмоциональное отношение учащихся к предмету, которое вызывает у детей желание познать изучаемое и стимулирует увлечение этим предметом. Внешне это отношение выражается в пытливости, в любознательности учащихся, в их внимании и активности на уроке». *** Эмоции, по образному выражению одного из исследователей, « в процессе поиска выполняют ту же роль, что и слова «тепло» и «холодно» в известной детской игре на поиск спрятанного предмета».****

       Задания с компонентом занимательного характера синтезируют и опознание, и объяснение, так как в процессе работы над ними необходимо увидеть за игрой собственно лингвистическую проблему – опознать лингвистическую суть соответствующих явлений.

       Чаще всего занимательный материал используется в младших и 5-6 х классах, но и на уроках и факультативных занятиях в старших классах очень полезно иногда поработать с кроссвордами и заданиями логического характера соответствующего уровня сложности, направленными на формирование орфографической зоркости, умение выделять и объяснять трудные случаи написания и, что важнее, повышение орфографической грамотности школьников, развитие логического и абстрактного мышления, памяти; являются предметной и психологической подготовкой учащихся к экзаменам по такому сложному предмету, как русский язык.

 

Сноски:

*Д.Н.Богоявленский «Психология усвоения орфографии», «Просвещение», 1966

**В.С.Путинцев «Юмор и зрительные образы в наглядных пособиях по русскому языку». «РЯ в школе» №1, 1978

***М.Т.Баранов «Пути развития у школьников 5-8 кл. интереса к уроку русского языка», «Просвещение», 1965

****Б.И.Додонов «Эмоция как ценность», «Просвещение», 1978

 

 

Литература:



2020-02-04 154 Обсуждений (0)
Когда она НЕ приходит, я скучаю. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Когда она НЕ приходит, я скучаю.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (154)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.012 сек.)