Научная революция конца 19 – первой трети 20 века
Дисциплина: История физики Специальность: «01.04.00 – Физика и математика» Распределение учебного времени на лекционные, практические (семинарские) занятия по курсу «История физики» (5 курс, IX семестр) Общее количество часов на лекционные, практические и лабораторные занятия – 30.
Форма отчёта – зачёт Содержание курса Введение Предмет, задачи и методы истории физики. Закономерности развития физической науки. Связь физики с другими разделами естествознания и математикой. Основные этапы развития физики и периодизация её истории. Предыстория физики Характер науки античности. Натурфилософские представления древнегреческих учёных. Физика Аристотеля. Исследования Архимеда по механике. Физика на арабском средневековом Востоке. Развитие физических представлений в Европе в эпоху Возрождения. Исследования Леонардо да Винчи. Формирование и развитие классической физики Научная революция 17 века. Социальные и экономические предпосылки научной революции 17 века. Значение работы Н. Коперника «Об обращениях небесных сфер» для развития естествознания. Философия и естествознание (работы Дж. Бруно, Ф. Бэкона, Р. Декарта). Характеристика научной революции 17 века. Г. Галилей и значение его трудов для развития экспериментального метода. Работы И. Кеплера по оптике и небесной механике. Проблематика исследований по физике в 17 веке (работы Б. Паскаля, Х. Гюйгенса, Р. Бойля, Р. Гука). И. Ньютон и его подход к исследованию физических явлений. Цели науки по Ньютону. Значение ньютоновской методологии для развития физики в 18-19 веках. Особенности исследований в области физики в 18-19 веках. Проблематика физических исследований в 18 веке. Становление новых областей физики (изучение электрических и тепловых явлений). Профессионализация науки. М.В. Ломоносов и развитие науки в России. Изменение социального положения науки в 19 веке. Усиление связи физики с техникой. Становление научных школ. Образование физических лабораторий. Развитие отдельных областей физики Механика. Экспериментальные основы и постулаты механики Ньютона. «Математические начала натуральной философии». Развитие классической механики в трудах учёных 18-19 веков. Значение успехов механики для развития других областей физики. Термодинамика и представления о строении вещества. Развитие термометрии в 17-18 веках. Исследование закономерностей тепловых явлений в 18 веке (опыты Г. Рихмана, Дж. Блэка). Борьба теории теплорода и кинетической теории тепла в конце 18 – начале 19 века. Опыты Румфорда. Работа С. Карно «Размышления о движущей силе огня». Установление закона сохранения энергии (работы Р. Майера, Дж. Джоуля, Г. Гельмгольца). Формирование классической термодинамики. Развитие теплотехники. Работы Дж. Дальтона, Ж. Гей-Люссака и А. Авогадро и их значение для обоснования атомно-молекулярной гипотезы. Становление статистической физики в трудах Дж. К. Максвелла, Л. Больцмана, Дж. Гиббса. Теория броуновского движения А. Эйнштейна и М. Смолуховского и её экспериментальное подтверждение Ж. Перреном. Оптика. Возникновение физической оптики в 17 веке. Корпускулярные и волновые представления о свете конца 17 века. Работы Т. Юнга и О. Френеля и победа волновой теории света. Трудности волновой оптики упругого эфира. Электродинамика и кризис механицизма. Открытие основных законов электромагнетизма: обоснование основного закона электростатики Ш. Кулоном, работы Л. Гальвани и А. Вольты, открытие Х. Эрстеда, эксперименты Г. Ома, исследования М. Фарадея. Электродинамика А Ампера. Проблема дальнодействия и близкодействия. Создание теории электромагнитного поля Дж. К. Максвеллом и её экспериментальное обоснование (опыты Г. Герца, исследования давления света П.Н. Лебедева). Кризис механицизма. Переход к электромагнитной картине мира. Успехи физики и развитие естествознания в 19 веке. Связи физики с другими разделами естествознания. Значение открытия закона сохранения энергии для прогресса естествознания. Проникновение физических методов исследования в астрономию. Успехи химической атомистики. Открытие Д. И. Менделеевым периодического закона химических элементов и его значение для развития физики и химии. Достижения физики и техники (на примере развития электротехники). Изобретение радио А. С. Поповым. Научная революция конца 19 – первой трети 20 века Состояние физики в конце 19 – начале 20 века. Экспериментальные открытия конца 19 века: рентгеновские лучи, радиоактивность, электрон. Исследования структуры атома. Достижения спектроскопии. Модель атома Дж. Дж. Томсона. Опыты Э. Резерфорда по рассеянию α-частиц. Планетарная модель атома. Проблема эфира и создание теории относительности. Проблема увлечения эфира. Принцип относительности и электродинамика Максвелла. Опыт Майкельсона–Морли. Идеи Г. Лоренца и А. Пуанкаре. Создание специальной теории относительности А. Эйнштейном. Общая теория относительности и её экспериментальное обоснование. Развитие квантовых представлений и становление квантовой теории. Проблема теплового излучения. Взаимодействие излучения и вещества (исследование спектров, обнаружение фотоэффекта Г. Герцем и его исследование А. Г. Столетовым, изучение закономерностей люминесценции). Гипотеза М. Планка. Работы А. Эйнштейна по квантовой теории излучения. Открытие эффекта Комптона. Разработка А. Эйнштейном и П. Дебаем квантовой теории теплоёмкости твёрдых тел. Теория атома Н. Бора, её развитие и трудности. Принцип соответствия. Работы В. Гейзенберга. Гипотеза Л. де Бройля. Построение волновой механики Э. Шредингером. Опыты К. Дэвиссона и Л. Джермера. Открытие спина электрона. Работы М. Борна и В. Паули. Принцип неопределённости. Принцип дополнительности. П. Дирак и создание релятивистской квантовой механики. Возникновение квантовой статистики и развитие термодинамики.
Популярное: Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (256)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |