Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Соотношение понятий «лидер» и «менеджер»



2020-02-04 251 Обсуждений (0)
Соотношение понятий «лидер» и «менеджер» 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Природа лидерства может быть понята лучше, если его сравнивать с собственно управлением. Быть менеджером и быть лидером в организации-это не одно и тоже. Менеджер в своём влиянии на работу подчиненных и построении отношений с ними, прежде всего использует и полагается на должностную основу власти и питающие её источники. Лидерство как специфический тип отношений управления основывается больше на процессе социального воздействия, а точнее, взаимодействия в организации. В отличии от собственного управления лидерство предполагает наличие в организации последователей, а не подчиненных,. Соответственно отношения «начальника-подчиненного», свойственные взгляду на управление, заменяются отношениями «лидер-последователь».

 Быть менеджером еще не означает автоматически считаться лидером, в организации, так как лидерство в значительной степени свойственна неформальная основа. Можно занимать первую должность в организации, но не быть в ней лидером.

Лидер и менеджер отличаются по многим позициям. Эффективный менеджер не обязательно является лидером и наоборот. Их основные характеристики находятся как бы в разных измерениях.

 

                             Отличие менеджера от лидера

Менеджер Лидер
Администратор Инноватор
Поручает Вдохновляет
Работает по целям других Работает по своим целям
План-основа действия Видение-основа действий
Полагается на систему Полагается на людей
Использует доводы Использует эмоции
Контролирует Доверяет
Поддерживает движение Дает импульс движению
Профессионален Энтузиаст
Принимает решения Превращает решения в реальность
Делает дело правильно Делает правильное решение
Уважаем Обожаем

Руководитель коллектива назначается извне, вышестоящим руководством, получает соответствующие властные полномочия, имеет право на применение санкций (как позитивных, так и негативных). Лидер выдвигается из числа окружающих его людей, в сущности, равных (или, по крайней мере, близких) ему по статусу (служебному положению), он как бы «один из нас». Вместе с тем лидер также может прибегать к санкциям в отношении кого-то из партнеров, но эти санкции носят неформальный характер  (вроде тех, что в свое время обнаружил Э. Мэйо в хоторнском эксперименте), право на их применение нигде официально не зафиксировано.

 Здесь следует обратить внимание еще и на такой любопытный момент. Как бы человек ни стремился стать лидером (а это, что скрывать, мечта многих из людей), он никогда им станете, если окружающие не воспримут его как. А вот в руководстве дело обстоит совсем иначе. Менеджер нередко назначается на свой пост независимо от того, воспринимают его подчиненные соответствующим этой роли или нет.

Говоря покороче, руководство, менеджмент есть социальный по своей сущности феномен, а лидерство — психологический. И в этом — основное различие между ними, хотя в то же время имеется и немало общего.

Во-первых, и руководство, и лидерство являются средством координации, организации отношений членов социальной группы, средством управления ими. Только один из этих феноменов «работает», как уже говорилось, в системе формальных, официальных отношений, а другой — в системе отношений неформальных, неофициальных.

Во-вторых, оба феномена реализуют процессы социального влияния в группе (коллективе). Но в одном случае (руководство) это влияние идет главным образом по официальным каналам, тогда как в другом (лидерство) — по неофициальным.

В-третьих, обоим феноменам присущ момент известной субординации

отношений. Причем в руководстве он выступает достаточно отчетливо и

закреплен должностными инструкциями, а в лидерстве его присутствие гораздо менее заметно и уж заранее никак не очерчено

И вовсе не случайно поэтому, что нередко лидерство способно переходить

в руководство, а руководитель становится лидером и т.д. Примеров такого

рода трансформаций в прошлом и настоящем великое множество. В наше же время хороший руководитель организации - это человек, который одновременно является лидером и эффективно управляет своими подчиненными. Таким образом, необходимо еще раз сказать что отличие понятие лидера от менеджера достаточно велико. Менеджер, как правило, всегда лидер. Лидер же не обязан быть менеджером. Лидерство встречается как в формальных отношениях, так и не в формальных… чего нельзя сказать о менеджменте.


Исследование личностных особенностей педагогического коллектива

МОУ СОШ №10

Города Дзержинска

В своей повседневной жизни я работаю в школе, поэтому решила на примере одного из классов школы исследовать характеры сегодняшних школьников , и найти среди них непосредственного лидера в классе.

Чтобы проанализировать личностные особенности, я использовала такую методику как «Социометрия» и тест К. Леонгарда .

 

Выявление лидеров

С целью выявления лидеров в коллективе проведена социометрия. 

Социометрия (от лат. societas - общество и ...метрия), отраслью социальной психологии, изучающая межличностные отношения, уделяя преимущественное внимание их количественному измерению.

Термин "Социометрия." появился в 19 в. в связи с попытками применить математические методы к изучению социальных фактов. В 20 в. возникает микросоциология, сторонники которой (Г. Гурвич и др. ) пытались объяснить социальные явления, исследуя межличностные отношения индивидов. Я. Морено придал новое значение термину "Социометрия.", сведя его к изучению взаимоотношений индивидов. наряду с экспериментальными методами реакционно-утопические рассуждения. С развитием социальной психологии термин "Социометрия." более строго используется лишь для обозначения определённого набора методов исследования межличностных отношений. Социометрический тест фиксирует факт предпочтения, или установку, выраженную индивидом относительно взаимодействия с др. индивидами в определённых ситуациях. Он позволяет описать положение индивида в группе так, как оно представляется самому субъекту, сопоставить это с реакциями других членов группы, с помощью формальных методов (математических, графических и других) выразить взаимоотношения внутри сравниваемых групп. Психодрама и социодрама воспроизводят межличностные отношения исследуемых индивидов в театрализованной ситуации и используются как в диагностических, так и в терапевтических целях. Методы Социометрии. широко используются при изучении малых групп в целях улучшения руководства.

Целью социометрии является выявление лидеров в трудового коллектива школы. В процессе исследования было опрошено 33 человека. В ходе которой каждому испытуемому был задан вопрос: «Кого вы считаете лидером в вашем коллективе?» И предлагалось написать последовательно трех человек в зависимости от величины интереса к нему. На основании полученных ответов была составлена социометрическая таблица (приложение 1). Группа выделила следующих лидеров:  Васюкова Дениса и Кидыко Машу.



2020-02-04 251 Обсуждений (0)
Соотношение понятий «лидер» и «менеджер» 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Соотношение понятий «лидер» и «менеджер»

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (251)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)