Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Предпосылки интеграции



2020-02-04 194 Обсуждений (0)
Предпосылки интеграции 0.00 из 5.00 0 оценок




Предпосылки интеграции следующие:

1. Близость уровней экономическо­го развития и степени рыночной зре­лости интегрирующихся стран. За редким исключением межгосударствен­ная интефация развивается либо между индустриальными странами, либо меж­ду развивающимися странами. Даже в рамках индустриальных и в рамках раз­вивающихся стран интеграционные процессы идут наиболее активно между государствами, находящимися на при­мерно одинаковом уровне экономичес­кого развития. Попытки объединений интеграционного типа между индустри­альными и развивающимися государ­ствами, хотя и имеют место, находятся на раннем этапе становления, не позво­ляющем пока сделать однозначные выводы о степени их эффективности. В этом случае из-за изначальной несо­вместимости хозяйственных механиз­мов они обычно начинаются с различ­ного рода переходных соглашений об ассоциации, специальном партнерстве, торговых преференциях и т.п., срок действия которых растягивается на многие годы до тех пор, пока в менее развитой стране не будут созданы ры­ночные механизмы, сопоставимые по степени зрелости с механизмами более развитых стран.

2. Географическая близость инте­грирующихся стран, наличие в боль­шинстве случаев общей границы и исторически сложившихся экономи­ческих связей. Большинство интеграци­онных объединений мира начинались с нескольких соседних стран, располо­женных на одном континенте, в непо­средственной географической близости друг от друга, имеющих транспортные коммуникации и нередко говорящих на одном языке. К изначальной группе стран — интеграционному яд­ру, — ставших инициаторами интегра­ционного объединения, подключались другие соседние государства.

3. Общность экономических и иных проблем, стоящих перед странами в области развития, финансирования, регулирования экономики, политичес­кого сотрудничества и т.д. Экономи­ческая интеграция призвана решить набор конкретных проблем, которые реально стоят перед интегрирующимися странами. Очевидно поэтому, что, например, страны, главная проблема которых — создание основ рыночной экономики, не могут интегрироваться с государствами, в которых развитость рынка достигла такого уровня, что тре­бует введения общей валюты. Также и страны, у которых главной является проблема обеспечения населения водой и пищей, не могут сочетаться с государ­ствами, обсуждающими проблемы сво­боды межгосударственного движения капитала.

4. Демонстрационный эффект. В странах, создавших интеграционные объединения, обычно происходят поло­жительные экономические сдвиги (ус­корение темпов экономического роста, снижение инфляции, рост занятости и т.д.), что оказывает определенное пси­хологическое воздействие на другие страны, которые, конечно, следят за происходящими изменениями. Демон­страционный эффект проявился, напри­мер, наиболее ярко в желании многих стран бывшей рублевой зоны как можно быстрее стать членами ЕС, даже не имея для этого сколько-нибудь серьезных макроэкономических предпосылок.

5.  «Эффект домино». После того как большинство стран того или иного региона стали членами интеграционно­го объединения, остальные страны, ос­тавшиеся за его пределами, неизбежно испытывают некоторые трудности, свя­занные с переориентацией экономичес­ких связей стран, входящих в группи­ровку, друг на друга. Это нередко приводит даже к сокращению торговли стран, оказавшихся за пределами инте­грации. Некоторые из них, даже не имея существенного первичного инте­реса в интеграции, высказывают заин­тересованность в подключении к инте­грационным процессам просто из-за опасения остаться за ее пределами. Этим, в частности, объясняется быстрое заключение многими латиноамерикан­скими странами соглашений о торговле с Мексикой после ее вхождения в Севе­роамериканскую зону свободной тор­говли — НАФТА.

 

Цели интеграции

Многочисленные интеграционные объединения, возникающие и развива­ющиеся в современной международной экономике, ставят перед собой в прин­ципе схожие задачи.

1. Использование преимуществ эко­номики масштаба. Обеспечить расши­рение размеров рынка, сокращение трансакционных издержек и извлече­ния других преимуществ на основе тео­рии экономики масштаба. Это, в свою  очередь, позволит привлечь прямые иностранные инвестиции, которые с большей охотой приходят на рынки значительных размеров, на которых имеет смысл создавать самостоятельные производства, удовлетворяющие их потребности. Цели увеличения региональных масштабов особенно четко выражены у интеграционных группировок Центральной Америки и Африки.

2. Создание благоприятной внешнеполитической среды. Важнейшей целью большинства интеграционных объединений является укрепление взаимопонимания и сотрудничества участвующих стран в политической, военной, социальной, культурной и других неэкономических областях. Для стран, расположенных географически близко друг от друга и имеющих схожие проблемы в области развития, наличие добрых отношений с соседями, подкрепленных взаимными экономическими обязательствами, является важнейшим политическим приоритетом. Страны Юго-Восточной Азии и Ближнего Востока, создавая интеграционные объединения, ясно ставили перед собой именно эту цель.

3. Решение задач торговой политики. Региональная интеграция нередко рассматривается как способ укрепить переговорные позиции участвующих стран в рамках многосторонних торговых переговоров в ВТО. Считается, что согласованные выступления от лица блока стран более весомы и ведут к более желательным последствиям в области торговой политики. Более того, региональные блоки позволяют создать более стабильную и предсказуемую среду для взаимной торговли, чем многосторонние торговые переговоры, интересы участников которых очень сильно разнятся. Интеграционные объединения в Северной Америке, Латинской Америке и Юго-Восточной Азии возлагают особые надежды на коллективные усилия в рамках многосторонних торговых переговоров.

4. Содействие структурной перестройке экономики. Подключение стран, создающих рыночную экономи­ку или осуществляющих глубокие эко­номические реформы, к региональным торговым соглашениям стран с более высоким уровнем рыночного развития рассматривается как важнейший канал передачи рыночного опыта, гарантия неизменности избранного курса на ры­нок. Более развитые страны, подключая своих соседей к процессам интеграции, также заинтересованы в ускорении их рыночных реформ и создании там пол­ноценных и емких рынков. Такие цели преследовали многие западноевропей­ские страны, подключаясь в той или иной форме к ЕС.

5. Поддержка молодых отраслей на­циональной промышленности. Даже ес­ли интеграционное объединение не пре­дусматривает дискриминационных мер против третьих стран, оно нередко рас­сматривается как способ поддержать местных производителей, для которых возникает более широкий региональный рынок. Такие протекционистские наст­роения превалировали в странах Латинской Америки и в странах Африки к югу от Сахары, особенно в 60-70-е годы.

 



2020-02-04 194 Обсуждений (0)
Предпосылки интеграции 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Предпосылки интеграции

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (194)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)