Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Причины появления стоицизма как специфического учения III-I вв. до нашей эры



2020-02-04 176 Обсуждений (0)
Причины появления стоицизма как специфического учения III-I вв. до нашей эры 0.00 из 5.00 0 оценок




Диоген Синопский, сын менялы Гикесия, за свой образ жизни и бесстыдство про­званный собакой и ставший родоначальником кинизма, Моним Сиракузский, ученик Диогена, раб одного коринфского менялы, Кратет, человек благородного происхождения, раздавший свое имущество и несмотря на уговоры родственников отдавший предпочтение тому, чтобы "жевать бобы и не знавать забот", и другие прямые представители кинического образа жизни, так же, как до известной степени и философы в общест­венном мнении становятся предметом насмешек. Вероятно, этому в первую очередь способствовало изменение духовного климата эпохи, предпочитавшей активную и разнообразную практическую деятельность на необозримых просторах эллинистических монар­хий. Однако и сам тип людей, избиравших философию своим глав­ным занятием, меняется.

Основатель стоического учения Зенон из Китиона, "что на Ки­пре, греческого города с финикийскими поселенцами", в возрасте тридцати лет прибыл с грузом пурпура в Пирей, попал в Афины и, познакомившись со второй книгой «Воспоминаний о Сократе» Ксенофонта, "пришел в такой восторг, что спросил, где можно найти подобных людей"; был он с кривой шеей, худой, с толстыми нога­ми, нескладный и слабосильный, но закаленный и неприхотливый, скупой, мрачный, едкий, с напряженным лицом, но распускавший­ся на попойках; Клеанф из Асса, в молодости кулачный боец, бедный, трудолюбивый, но недаровитый, ставший преемником Зенона во главе школы; ученик Клеанфа Хрисипп, родом из Сол или из Тарса, поначалу — бегун, тщедушный телом, даровитый и остроумный, но неблагородно пло­довитый, постоянно погруженный в бесконечные выписки, причем любивший гадости и непристойности. Таковы, по Диогену Лаэртию, наиболее выдающиеся представители Древней Стой.

Из тех, кто прибывал в Афины со всего света, иные, обнаружи­вая там философские школы и философов, становились их учени­ками, переходили от одного к другому и стремились создать на основе усвоенной науки и свои собственные учения. Зенон учился у киника Кратета, потом — у академиков Ксенократа и Полемона. Зенон усваивает принятое в Академии начиная с Ксенократа деле­ние философии на физику, этику и логику. Однако Зенон и Хри­сипп ставили на первое место логику, причем последний предлагает ее особенно подробную разработку. Это специальное внимание к логике в стоицизме чрезвычайно показательно.

По мнению стоиков, в мире господствует рок, фатальная необходимость, установленная богом. Высшая нравственность поэтому состоит в том, чтобы жить «сообразно природе», божественному миропорядку, который человек ни в чем не способен изменить.

Отсюда и специфическое толкование стоиками добродетели — полная покорность року, пассивное приятие судьбы, отрешенность от земных страстей и чувственных влечений, созерцание своего внутреннего мира. Этот душевный настрой одновременно рассматривался стоиками как состояние подлинного счастья человека. Стоицизм отразил в себе глубокий кризис античного общества, умонастроения многих его слоев, не видевших путей изменения общественных отношений к лучшему.

Человек, по мнению стоиков, постоянно стремится стать сво­бодным. Но от него зависит только духовная свобода. Остальное не в его власти и не в его силах. Угнетенный раб, если он стойко, муже­ственно переносит невзгоды, относится к ним безразлично и равно­душно, может стать духовно свободнее своего господина, являюще­гося рабом собственности и своих собственных страстей. Истинная свобода заключается лишь во внутренней, духовной независимости человека и, чтобы обрести такую свободу, человек не должен желать того, что не находится в его власти, в том числе и не должен требовать изменения сложившегося порядка вещей. «В нашей власти наши мнения, наша воля, наше влечение, наше уклонение — словом все наши действия. Не в нашей власти — наше тело, наше имущество, почет, чины — словом все, что не наши действия. Все, что в нашей власти, от природы свободно, не знает препятствий и стеснений, то, что не в нашей власти, является слабым, подчиненным, подтверж­денным препятствием и чуждым воздействиям. Теперь, подумай, о следующем: если то, что от природы является подчиненным и под­верженным чуждым воздействиям, ты будешь считать своей соб­ственностью, то ты столкнешься с препятствиями, впадешь в забо­ты и беспокойство и будешь недоволен богами и людьми. Если же, напротив, ты будешь лишь считать своей собственностью, что дей­ствительно принадлежит тебе, а то, что подвержено чуждым воз­действиям, будешь считать чуждым себе, то никто никогда тебя ни к чему не принудит, никто ни в чем не сможет тебе воспрепятство­вать, ты всеми будешь доволен — ибо вообще никто не может при­нести тебе вреда», — рассуждает бывший раб, вольноотпущенник Эпиктет.

Нормативный идеал стоицизма представляет собой модель поведения в условиях, когда человек потерял власть над обстоятельствами своей жизни. Он отвечает на вопрос, что делать человеку, когда он ничего не может сделать? Ответ этот гласит: покориться судьбе, противопоставив ей стойкость, непоколебимость духа, возвысить силу внутреннего человека над слабостью внешнего, не идентифицировать свою нравственную сущность с событийной, предметной стороной бытия, а, напротив, изъять ее из сферы необходимости, замкнуть в себе, не связывать счастье ни с чем, кроме добродетели, добровольно и невозмутимо принимать любой, даже самый неожиданный, поворот жизненных ситуаций. Если человек, полагали стоики, ничего не может сделать с судьбой, то и судьба не может ничего сделать с его нравственной сущностью - не может подчинить себе, сломать, растоптать. В человеке всегда достаточно силы, чтобы гордо и с достоинством нести свою участь, а если того будет требовать добродетель, то бестрепетно уйти из жизни. Стоическая программа является одной из оптимальных линий поведения в условиях безысходных человеческих кризисов и крайних степеней социального отчуждения.



2020-02-04 176 Обсуждений (0)
Причины появления стоицизма как специфического учения III-I вв. до нашей эры 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Причины появления стоицизма как специфического учения III-I вв. до нашей эры

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (176)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)