Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Различают две группы таких чувств:



2020-02-04 373 Обсуждений (0)
Различают две группы таких чувств: 0.00 из 5.00 0 оценок




конъюнктивные, к которым относятся чувства, сближающие людей, объединяющие их; испытывающие их люди демонстрируют готовность к сотрудничеству и совместным действиям;

дизъюнктивные чувства, разъединяющие людей, вызывающие нежелание сотрудничать1. Поэтому межличностные отношения представляют собой систему избирательных связей, устанавливающихся между людьми в форме чувств, суждений и обращения друг к другу.

В структуре взаимоотношения людей выделяют три взаимосвязанных компонента: когнитивный, эмоциональный и поведенческий2.

Когнитивный компонент межличностных отношений в малой группе включает в себя все психические процессы: ощущения, восприятие, представление, память, мышление, воображение. Взаимодействующий с другими людьми человек с помощью этих процессов познает индивидуально-психологические особенности партнеров по совместной деятельности. Под влиянием особенностей взаимных восприятий складываются и взаимопонимание, и взаимоотношения.

Наиболее существенными характеристиками взаимопонимания являются его адекватность и идентификация.

Адекватность взаимопонимания представляет собой точность психического отражения одной личностью другой. Идентификация во взаимопонимании представляет собой отождествление индивидом своей личности с личностью другого индивида. Здесь проявляется механизм сравнения явлений, предметов и образов. Как целенаправленный процесс идентификация заканчивается определением сходства или различия между двумя личностями в сознании каждого из них.

Эмоциональный компонент взаимоотношений выражает положительные или отрицательные переживания, возникающие у человека под влиянием индивидуально-психологических особенностей других людей. Это могут быть симпатии или антипатии, удовлетворенность собой, партнером, работой и т.д. Эмоциональная идентификация проявляется в отождествлении двух субъектов друг с другом и сопровождается эмпатией - эмоциональным откликом на переживания другого, сопереживанием и сочувствием. Сопереживание - переживание тех чувств, которые испытывает другой, а сочувствие - это и личностное отношение к переживаниям другого. Есть и деятельностная эмпатия - соучастие, представляющая собой не только переживание за другого, но и содействие ему.

Эмоциональный компонент выполняет основную регулирующую функцию при неофициальных взаимоотношениях.

Ведущую роль в регулировании взаимоотношений играет поведенческий компонент. Он включает мимику, жестикуляцию, пантомимику, речь и действия, выражающие отношения данного человека к другим людям, к группе в целом.

Широкий диапазон явлений, охватываемых межличностными отношениями, представлен в трех основных группах:

восприятие и понимание людьми друг друга;

межличностная привлекательность (притяжение и симпатия);

взаимодействие и поведение (в частности, ролевое).

Основным критерием оценки межличностных отношений является состояние удовлетворенности-неудовлетворенности группы и ее членов. Важнейшую роль в этом играют симпатии-антипатии, привлекательность-непривлекательность. Первые проявляются только на эмоциональном уровне, а вторые включают момент притяжения-отталкивания.

Взаимное притяжение людей - субъективно переживаемая реальная или желаемая взаимная зависимость субъектов. Притяжение не обязательно сопровождается состоянием удовлетворения.

Привлекательность может быть однонаправленной или двунаправленной. Примером однонаправленной привлекательности может служить популярная личность (актер, спортсмен, писатель, политик и т.д.). Межличностная привлекательность является двунаправленной. Она предполагает взаимность привлекательности и ее проявления при контактах.

Межличностная привлекательность во многом зависит от явления, получившего название совместимость-несовместимость людей, которое сказывается на взаимоотношениях. При несовместимости возникают негативные взаимоотношения и острые конфликты. На взаимоотношениях сказывается и срабатываемость, "притирка" людей друг к другу в процессе совместной деятельности, сопровождающаяся повышением удовлетворенности друг другом.

Социально-психологический климат - показатель целостной удовлетворенности-неудовлетворенности всей группы от совместной жизни, деятельности, взаимоотношений, общения и взаимодействий.

Развитие межличностных отношений.

Взаимоотношения динамичны, они возникают, меняются и развиваются. В их динамике выделяются три этапа.

Первый этап - возникновение взаимного контакта, взаимного восприятия и оценки людьми друг друга, что во многом обусловливает и характер взаимоотношений между ними. Тут сказываются все те особенности, о которых идет речь в предыдущей главе: и особенности личности воспринимающего, жизненный опыт, его ценности, ожидания, установки, различные эффекты восприятий, выполняемые ролевые функции и др. Сказываются и индивидуальные установки на восприятие, своеобразная собственная "теория личности" воспринимающего - его представления о людях "вообще", о том, насколько они добры и злы, отзывчивы или равнодушны и т.п. "У злой Натальи - все люди канальи" - гласит поговорка. Еще древнегреческий философ Демокрит писал: "Кто сам не любит никого, того...тоже никто не любит". Каждому человеку надо помнить, что он имеет право только на то понимание и уважение, с которыми он сам относится к другим.

Адекватность понимания другого человека во многом зависит от способности эмоционально (а не только рационально) воспринять других людей, проникнуть в их внутренний мир, принять их со всеми мыслями и чувствами (эмпатия).

Второй этап - возникновение межличностных отношений, формирование внутреннего отношения людей друг к другу на рациональном и эмоциональном уровнях. Рациональный уровень представляет собой осознание взаимодействующими людьми достоинств и недостатков друг друга. На эмоциональном уровне возникают соответствующие переживания, эмоциональный отклик и т.д.

Внутреннее отношение людей друг к другу может выступать в виде уважения или неуважения, доверия или недоверия, симпатий или антипатий, доброжелательности или, наоборот, недоброжелательности, удовлетворенности или неудовлетворенности, содействия или противодействия, заботы или безразличия, уступчивости или непримиримости и т.д.

Характер внутреннего отношения зависит в немалой степени от сложившегося представления о другом человеке на этапе его первичного восприятия и оценки. В процессе накопления опыта контактов друг с другом первое мнение может укрепляться, а может и меняться. Хорошо это выражено в народной мудрости: "встречают по одежке - провожают по уму". Если представление положительное, то и внутреннее отношение будет таковым. И наоборот, отрицательное мнение о другом человеке порождает и соответствующее отношение к нему. Немаловажную роль играет степень соответствия личностных качеств партнера ценностным ориентациям человека. Если личностные качества воспринимающего и система ценностей воспринимаемого совпадают, то это, как правило, порождает положительное внутреннее отношение. При несовпадении личностных качеств и ценностных ориентации обычно возникают антипатии, неуважение, недоверие, недоброжелательность и т.д.

Третий этап - обращение людей друг к другу как форма проявления внутреннего отношения. Следует учитывать, что отношение как внутреннее содержание и обращение, как внешняя форма его выражения не всегда совпадают. Здесь возможны такие варианты:

 - отношение - положительное, обращение - вежливое, тактичное или сухое, грубоватое;

 - отношение - отрицательное, неприязненное, обращение - грубое, бестактное или вежливое, культурное.

Люди судят об отношении к ним, особенно при первых контактах, по тому, как к ним обращаются. В зависимости от обращения у людей формируется то или иное настроение, которое прямо влияет на их работоспособность и жизнедеятельность. Грубое обращение травмирует, выбивает из колеи жизни, нередко ведет к конфликтным ситуациям. Нет острее ножа, чем слово, - учит жизнь.

Характер обращения людей друг к другу зависит от сложившегося внутреннего отношения, от их общей культуры, воспитанности, особенностей характера как свойства личности, темперамента, привычек и других факторов. Так, воспитанный, культурный человек, даже если он испытывает к своему партнеру неприязненное отношение, обращается к нему вежливо, тактично, не допуская грубости и оскорблений. Положительные морально-психологические качества человека являются важной психологической предпосылкой культурного обращения к другим людям. Играет роль и темперамент, например, человек с холерическим темпераментом склонен к вспыльчивости, невыдержанности, необдуманности высказываний и действий, что в сочетании с недостатками морально-психологических качеств способствует проявлениям грубости, оскорблений.

Классификация межличностных отношений.

Сложную систему разнообразных взаимоотношений в малых группах можно классифицировать по различным основаниям.

По сфере их проявления - на производственные и бытовые. Производственные взаимоотношения проявляются в процессе взаимодействия сотрудников различных организаций при решении ими разнообразных свойственных им задач:производственных, учебных, хозяйственных, бытовых и др. Эти отношения предполагают закрепленные правила поведения сотрудников по отношению друг к другу.

Бытовые взаимоотношения складываются за пределами трудовой деятельности: в часы досуга, при проведении индивидуальной работы с сотрудниками, подчиненными, на спортивных и культурно-массовых мероприятиях и т.д.

В производственных и бытовых взаимоотношениях всегда имеет место личностный, психологический аспект - симпатии, антипатии, взаимные оценки, мнения, притязания, подражание и другие социально-психологические явления. И на работе и вне работы взаимодействуют люди, обладающие разумом, чувствами, волей. Поэтому нельзя отрывать производственные и другие объективные отношения от личностных так же, как неправомерно личностные отождествлять с бытовыми. Личностные, психологические контакты оказывают большое влияние на поведение людей.

Вместе с тем психологический, личностный аспект взаимоотношений людей может быть выражен в большей или меньшей степени. Поэтому различают взаимоотношения формальные (официальные), зримые, четко обозначенные, легко воспринимаемые. Это, как правило, нормативно предусмотренные взаимоотношения, т.е. прописанные уставами, расписаниями, инструкциями. Реальные же взаимоотношения, представленные в предпочтениях, симпатиях или антипатиях, взаимных оценках, авторитете и другом - это неформальные (неофициальные) взаимоотношения. Для понимания подлинного характера взаимоотношений между сотрудниками, всей их сложности и порой противоречивости руководителю следует анализировать и сопоставлять оба вида взаимоотношений и следить за тем, чтобы жизнь и деятельность организации от них не ухудшалась, а улучшалась.

Производственные взаимоотношения в свою очередь можно рассматривать по трем направлениям: "по вертикали", "по горизонтали" и "по диагонали".

По вертикали - это взаимоотношения руководителей и подчиненных. Они выглядят как взаимодействие руководителей, начальников, старших с соответствующими подчиненными им лицами. По горизонтали - это взаимоотношения людей, сотрудников, разных по должностному положению. По диагонали - это взаимоотношения между руководителями одного производственного подразделения с рядовыми сотрудниками другого.



2020-02-04 373 Обсуждений (0)
Различают две группы таких чувств: 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Различают две группы таких чувств:

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (373)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)