Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Пастбищный биогеоценоз



2020-02-04 305 Обсуждений (0)
Пастбищный биогеоценоз 0.00 из 5.00 0 оценок




ПОУРОЧНЫЙ ПЛАН

Курс 1 Группа

1В-1

Номер урока

11

Специальность-квалификация

 

 

1513000 «Ветеринария»/ 151305 3 «Ветеринариялық фельдшер»

Наименование м одуля :

 

ПМ 02 «Строение животной клетки и топографические особенности системы органов животных»

 

Тема урока :

 

«Пастбищный биогеоценоз»

 

Дата :

 

«20» сентября 2019 г.

Продолжительность :

 

90 мин

Место проведения:

 

КСХК 307 аудитория

Цель урока:

1. Дать характеристику пастбищному биогеоценозу.

2. Совершенствовать знания будущих ветеринарных специалистов, повышение их интереса к учебе.

3. Воспитывать у студентов любовь к выбранной профессии.

Задачи урока:

 

характеризовать понятия пастбище, летнее содержание животных, пастбищное содержание

Ожидаемые результаты :

 

знают пастбищный биогеоценоз

Тип урока:

 

урок совершенствования знаний, умений и навыков

Методы обучения, методические приемы, педагогические техники, педагогические технологии:

 

словесно-наглядные, проблемно-поисковый, индуктивные и дедуктивные

 

Необходимое оборудование и приборы:

 

интерактивная и школьная доски, презентация Powerpoint, мультимедийный проектор

 

Дополнительные источники (литература):

1. 1. А. Эбель. Охрана и рациональное использование природных ресурсов

2. 2. П. Агесс. Ключи к экологии. 

3. Л. Астанин. Охрана природы.

Контактная информация преподавателя:

Ф.И.О. :

Балабаев Булат Кабланович

Тел .: +7-777-795-85-92, +7-707-795-85-92

E-mail : [email protected]

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА

Ход урока Время (минуты)

Действия преподавателя

Действия слушателей

Учебные ресурсы и материалы
1 2

3

4

5
1. Организационный этап   5

приветствие студентов, отметка отсутствующих

 

приветствие преподавателя

  журнал группы
2. Проверка выполнения домашнего задания   5

метод фронтального опроса

отвечают на вопросы преподавателя

  тетрадь, конспект
3. Подготовка обучающихся к работе на основном этапе   8

объяснить цель урока, заострить внимание студентов на технике безопасности

слушают цели урока, усваивают требования техники безопасности, при необходимости записывают

  тетрадь
4. Формирование новых знаний и способов деятельности   30

изложение в доступной форме нового материала

конспектируют новый материал

  лекция, тетрадь
5. Первичная проверка понимания изученного материала   7

наводящие вопросы по новому материалу

 

отвечают на наводящие вопросы

  устно
6. Закрепление новых знаний и способов деятельности   20

 

работа с карточками

демонстрируют уровень закрепления материала по заданиям

  карточки
7. Обобщение и систематизация знаний   5

үй тапсырмасын жазып алады

дәптер
8. Информирование о домашнем задании   5

[4] стр. 20-32,

[5] стр.51-52,

конспект

 

выполняют домашнее задание

  литература
9. Подведение итогов занятия и рефлексия 5

комментирование и выставление оценок, рефлексия

 

участвуют в рефлексии

  журнал группы, доска школьная
                   

 

Пастбищный биогеоценоз

Термином «пастбище» обозначают кормовое угодье, используемое для выпаса стад сельскохозяйственных животных. Основные черты пастбищного БГЦ отражены на рисунке 1. Луг или степь, предназначенные для заготовки зеленой массы или сена, называют сенокосом.

Пастбища отличаются от сенокосов не только способом их хозяйственного использования, но и рядом экологических признаков. Пастбище в отличие от сенокоса подвергается влиянию стада — экологического фактора, оказывающего воздействие на травостой, почву, другие компоненты природного комплекса. Травяное угодье, предназначенное для сенокоса, изменяется под влиянием скашивания растений и сеноуборочных устройств не совсем так, как пастбище.

Для пастьбы сельскохозяйственных животных используют не только луга, но и степи, полупустыни, кустарники, леса, посевы кормовых трав и другие кормовые угодья.

Во Всесоюзном НИИ кормов разработана классификация пастбищ и сенокосов. Согласно этой классификации пастбища подразделяют:

на суходольно-луговые, расположенные в лесной зоне на дерново-подзолистых и других почвах;

лугово-степные — в лесостепной зоне на черноземах и солонцовых почвах;

средне- и сухостепные — на южных черноземах, темно-каштановых почвах, нередко на солонцах;

степные песчаные — на сероземах и черноземовидных супесчаных почвах степной и лесостепной зон;

пустынно-степные (полупустынные) — на суглинистых и каменистых, светло-каштановых, бурых почвах и солонцах полупустынной зоны; *

Рис. 1. Поток энергии в пастбищном биогеоценозе:

/— автотрофные организмы-продуценты (главным образом травы); II— первичные консументы (главным образом сельскохозяйственные животные); III — вторичные консументы - паразиты и микроорганизмы; IV— организмы-редуценты (грибы и микробы). Белыми стрелками показана миграция вещества от продуцентов к первичным и вторичным консументам, черными — минерализация органических остатков растений и животных

пустынные – на суглинистых и каменистных сероземных почвах пустынь и полупустынь;

краткопоемные луговые – на аллювиальных луговых почвах, кратковременно затопляемых полыми водами (на период менее полумесяца);

долгопоемные луговые – затопляемые полыми водами на более продолжительный период времени (более полумесяца);

предгорные степные – на черноземных и каштановых почвах; предгорные полупустынные и пустынные – на бурых и сероземных почвах;

горные луговые – на серых, коричневых и бурых лесных, выщелоченных черноземовидных почвах гор лесостепного пояса; горные степные – на черноземах и каштановых почвах гор; высокогорные луговые (субальпийские и альпийские) – на луговых и лугово-торфянистых почвах в холодном поясе высоких гор с влажным климатом;

высокогорные степные – на каштановых горных почвах; высокогорные полупустынные и пустынные – на сероземных Почвах гор;

горно-тундровые – на каменистой почве тундры в горах северной и северо-восточной частей России;

равнинно-тундровые – на минеральных и торфянистых почвах в тундре и лесотундре;

болотные – на минеральных и торфяных болотных почвах, преимущественно в лесной зоне.

Приведенная классификация дает представление о разнообразии травяных биогеоценозов, используемых для выпаса стад.

Термин «пастбищный биогеоценоз» введен в науку в 1978 г. Это явилось закономерным результатом эволюции взгляда на луг как на природное образование и кормовое угодье.

Известный русский луговед А. П. Щенников писал, что «луга суть ассоциации травянистых многолетних мезофитов, т. е. трав, растущих в условиях умеренного увлажнения среды». Наряду с этим к лугам он относил: лугостепи, в которых травостой сформирован из луговых мезофитов и степных ксерофитов; растительные ассоциации, состоящие из прибрежно-водных растений; субальпийские высокотравья; «луговинные тундры». Подобный взгляд на луг высказывали и западноевропейские луговеды-ботаники. В характеристике лугов, данной отечественными и зарубежными лу- говедами-ботаниками, фигурирует в основном многолетняя травянистая мезофитная растительность. Среда обитания луговых растений в определениях луга или не упоминалась, или только подразумевалась.

Характеристику травяных сенокосно-пастбищных биогеоценозов дал известный луговед-эколог Т. А. Работнов. Луг, указывал он, представляет биокосную систему, состоящую из сообщества организмов (биоценоза) и свойственной ему среды (экотопа). Луговой биоценоз образован двумя функционально различными группами организмов — автотрофами, главным образом фотосинтетиками, и гетеротрофами, преимущественно животными, в том числе сельскохозяйственными .

В состав экотопа входят почва (эдафотоп) и воздушная среда (аэротоп). Мезофильные травы, отчасти водоросли и мхи, участвуя в фотосинтетической деятельности, определяют энергетику луговых биогеоценозов. Наземные органы травянистых растений образуют особый биогеоценотический горизонт – травостой, который характеризуется выраженной сезонной динамичностью. Начиная с весны до середины лета или до осени, отмечают увеличение высоты и сомкнутости травостоя. Затем в результате отмирания листьев и побегов травостой обедняется, изменяя свой внешний вид (аспект). Сезонные изменения аспекта травяного биогеоценоза особенно резко выражены в результате отчуждения наземных органов растений при их стравливании животными.

В луговых биогеоценозах формируется еще один биогеоценотический горизонт – дернина – верхний слой почвы, интенсивно пронизанный корнями растений. В дернине сосредоточена основная масса почвенных организмов; для нее характерна максимальная интенсивность превращения веществ и энергии. В некоторых типах луговых биогеоценозов формируется еще один, третий, биогеоценотический горизонт – мхи. При оценке лугов как экосистем дана характеристика экологических условий, при которых луговые травы-мезофилы могут успешно конкурировать с травами-ксерофилами и гидрофилами, с мхами и лишайниками, с кустарниками и деревьями. Формирование луговых биогеоценозов возможно: 1) в особых гидрологических условиях при длительном ежегодном затоплении водой с последующим обсыханием поверхности (некоторые поймы рек, окраинные части озер); 2) в условиях влажного холодного климата высокогорий, океанических островов и побережий материков в субарктических и субантарктических регионах; 3) в условиях периодического воздействия морской воды, обычно в сочетании с воздействием влажного, холодного или умеренного климата и сильных ветров; 4) при высоком содержании в почве легкорастворимых солей и достаточном увлажнении.

На отмелях в поймах рек, днищах озер, освобождающихся от воды в результате естественного снижения ее уровня, и других новых субстратах, где появляется и развивается растительность, формируется луг в виде сукцессии. Отмечены случаи возникновения лугов при изреживании зарослей и в поймах северных рек, в местах стойбищ диких оленей и т. д. В формировании обширных площадей лугов особую роль сыграла сельскохозяйственная деятельность человека.

Луговым БГЦ присущи преобразование, переход в другие типы биогеоценозов. Так, при повышении сухости климата, если почвы насыщены основаниями, луговые биогеоценозы превращаются в степные. Если почвы переувлажняются, то луга трансформируются в травяные болота.

Стада сельскохозяйственных животных – новый компонент травяных БГЦ. Под влиянием стада изменяются луговой (травяной) биоценоз, эдафотоп и аэротоп, экосистема трансформируется в пастбищный биогеоценоз

 



2020-02-04 305 Обсуждений (0)
Пастбищный биогеоценоз 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Пастбищный биогеоценоз

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (305)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)