Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Семья и домашняя медиасреда



2020-02-04 123 Обсуждений (0)
Семья и домашняя медиасреда 0.00 из 5.00 0 оценок




Чтение «компьютерных мальчиков»: результаты исследования

В этой статье мы в некоторой степени ответим на вопросы, которые в последнее время стали так часто обсуждаться разными средствами массовой информации: «Будут ли дети читать, если у них появились компьютеры?», «Заменит ли компьютер книгу?» и тому подобные.

В одной из предыдущих статей этого цикла мы уже говорили о том, что такого типа вопросы – это упрощение ситуации, поскольку в данном случае чтение книг противопоставляется либо теле- и видеопросмотру, либо – компьютерным играм. С нашей точки зрения, дело обстоит куда сложнее. Меняется не только процесс чтения детьми печатной продукции, меняются все характеристики чтения в целом (и эту совокупность мы назвали «новой моделью детского чтения»). И, самое главное, меняется характер и отношение детей и подростков ко всему комплексу медиа – книгам, периодике, телевидению, радио, а также к мультимедиа и Интернету.

С точки зрения многих ученых, сегодня мы живем в период революционного изменения образа жизни, который обусловлен меняющимся информационным пространством. Эта ситуация беспрецедентна, но пока что не до конца нами осознана (во многом в связи с тем, что мы просто не успеваем осмыслить эти быстро идущие перемены). Особенно ярко эта ситуация проявляется в крупных городах, где дети часто имеют много возможностей для выбора того или иного вида медиа. Все больше детей живет в крайне насыщенной информационной и материальной среде, очень рано попадая в ситуацию вы­бора. Согласно данным западных исследователей, сегодня дети очень рано могут выбрать себе свой «стиль жизни», в выработке которого сегодня большую роль играют СМИ.

Цели и задачи исследования

Наблюдения и результаты исследований показывают, что самые значительные изменения в развитии новой телекоммуникационной среды происходят в крупных городах, особенно в Москве и Санкт-Петербурге. Здесь многие дети и подростки уже живут в такой новой среде или периодически в ней находятся. Эти группы детей, которые уже получили опыт взаимодействия с компьютером и Интернетом, имеют новые коммуникативные знания и навыки (т.е. являются более «продвинутыми» и адаптировавшимися к жизни в новой телекоммуникационной среде).  

Поэтому нами было проведено в Москве небольшое зондажное социологическое исследование. Опрос детей и подростков был проведен в декабре 2000г. на базе Российской государственной детской библиотеки, а также на базе дома детского творчества. В одну подгруппу попали обычные московские подростки, интересующиеся компьютером - посетители библиотеки (взаимодействующие с компьютером в медиатеке), тогда как в другой были подростки, получающие под руководством преподавателя начальные основы компьютерной грамотности в кружке. Всего было опрошено 60 человек, по 30 девочек и мальчиков из каждой подгруппы, возрастом от 10 до 15 лет (преобладали мальчики-подростки 13-14 лет). Это деление на две подгруппы не носит жесткого характера, и, в определенной степени, оно довольно условно: дети и той, и другой группы соприкасаются с компьютерами не только в школе или в кружке. Довольно часто это взаимодействие происходит дома, а также у друзей, знакомых, родственников подростка. Поскольку исследование такого рода было предпринято впервые, выводы по его результатам носят предварительный характер. Вместе с тем, с нашей точки зрения, они сегодня будут интересны многим педагогам и воспитателям.

В исследовании нас интересовали такие вопросы: как именно взаимодействуют в жизнедеятельности ребенка старые и новые средства коммуникации, как меняются взгляды и привычки детей, и, как сказывается новая ситуация развития «электронной культуры» на читательской культуре ребенка и подростка, а также его информационной грамотности.  

Семья и домашняя медиасреда

Основу группы составили "типичные" московские подростки из семей со средним уровнем достатка. Полные семьи, где были оба родителя, составили 73%, неполные (мать и ребенок) - 27%. Примерно в половине семей у подростка были брат, у четверти - сестра, у каждого второго - бабушка, у каждого третьего - дедушка. Уровень образования матерей выше, чем отцов (63% матерей, но 36% отцов имели высшее образование, остальные - среднее специальное). Были опрошены подростки 12-15 лет. Когда мы проводили опрос, то мы опрашивали всех тех, кто был на занятии кружка, либо пришел в медиатеку в библиотеке. В результате оказалось, что 88% опрошенных – это мальчики (поскольку именно они первыми осваивают новые технологии). 73% подростков учились в обычной школе, остальные - в гимназии, лицее, спецшколе и др.

Социокультурная ситуация и окружающая московских школьников среда, в которой много различных каналов массовой коммуникации, различных печатных и иных материалов, оказывают сильное влияние на отношение их к книге, меняют читательские привычки и пристрастия.

Прежде всего, охарактеризуем сегодняшнюю ситуацию с позиций развития среды из различных «медиа» - «медиасреды» (с помощью каналов массовой коммуникации, различных средств и материалов - книг, газет, журналов, аудиоматериалов, компакт-дисков, компьютерных игровых программ и др.)  

«Экранная» культура продолжает интенсивно развиваться, и количество «экранов», окружающих современного школьника в крупном городе, постоянно растет: у всех школьников есть дома телевизоры, более половины семей используют видеоприставки, видеомагнитофоны и плейеры, и даже компьютеры были в 62% семей. У современных подростков есть большие возможности выбора того или иного способа и средства для проведения досуга, есть и свои любимые медиаматериалы (чаще всего – это видеофильмы).



2020-02-04 123 Обсуждений (0)
Семья и домашняя медиасреда 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Семья и домашняя медиасреда

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (123)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)