Основные определения PR, их особенности.
Для того чтобы разобраться, отчего происходит недопонимание обществом понятия PR, стоит ознакомиться с некоторыми наиболее популярными вариантами определений. «Public relations» – очень богатое по числу данных ему определений понятие, однако каждый, имеющее непосредственное отношение к этому роду деятельности, вкладывает в него что-то индивидуальное. Когда в 1975 году один из американских фондов (Foundation for Public Relations Research and Education) провел глубокое исследование этой темы, было выявлено 472 определения PR. В настоящее время их число увеличилось до тысячи, но все их можно разделить на четыре группы. К первой группе относятся все определения, которые рассматривают public relations как науку и искусство решения определенных, необходимых для организации задач. Прежде всего, к этой группе относится определение, содержащееся в Мексиканской декларации PR, подписанной представителями 30-ти национальных и региональных PR-ассоциаций 11 августа 1978 года в Мехико. Оно гласит: «Практика «public relations» - это творческий и социально-научный подход к анализу тенденций, предсказанию их последствий, предоставлению консультаций руководителям организаций и выполнению запланированных программ действий, которые послужат как интересам организаций, так и общественным интересам». [4] Сюда же можно отнести определение С. Блэка: «Public relations»– это искусство и наука достижения взаимопонимания, основанного на высокой информированности». Кроме того, это следующие определения: Public relations – это искусство и социальная наука, позволяющая анализировать тенденции, предсказывать их последствия, консультировать руководство организаций и претворять в жизнь планируемые заранее программы действий, которые служат интересам как организаций, так и общественности. PR - это специализированная наука и искусство управления социальной информацией в условиях неценовой конкуренции. «Пиар» является искусством в сочетании с наукой, основным движущим мотивом которого являются не денежные, а общественные интересы.[5] Вторая группа объединяет определения PR как деятельности особого рода (управленческой, коммуникационной, организаторской), представленные в различных словарях и энциклопедиях. Словарь социологии (Dictionary of Sociology), изданный в США в 1944 году, определяет PR как «теории и методы, применяемые для урегулирования отношений субъекта со своей общественностью». «Эти теории и методы предполагают использование социологии, социальной психологии, экономики, политических наук, а также специальных навыков журналиста, артиста, организатора, специалиста по рекламе и Т.п. для решения специфических проблем в этой области деятельности» [6] Энциклопедический словарь «Политология» определяет PR следующим образом: «Public relations - специализированная деятельность государственных и иных организаций, обеспечивающих установление взаимопонимания и доброжелательности между организациями, осуществляющими PR, в том числе правительственными, и людьми, социальными группами, на которых обращена эта деятельность ... Public relations является важной частью государственной управленческой деятельности и призвана обеспечить взаимопонимание между людьми, составляющими управляющую и управляемую подсистемы, а также процесс их функционирования». [7] В словаре новых иностранных слов, изданном МГУ, представлена своя версия. «Public relations - общественные связи - организация общественного мнения в целях наиболее успешного функционирования предприятия (учреждения, фирмы) и повышения его репутации. Искусство взаимоотношений между государственными (управленческими), общественными структурами и гражданами в интересах всего общества». Третью, самую многочисленную, группу составляют определения связей с общественностью как специфической функции управления или функции менеджмента. К ней относятся определения, принадлежащие наиболее авторитетным теоретикам и практикам этой сферы, а также представителям ведущих научных и образовательных школ. Открывает этот ряд определение, предложенное 65-ю ведущими учеными американского Фонда PR (Foundation for Public Relations Research and Education): «PR - это особая функция управления, которая способствует установлению и поддержанию общения, взаимопонимания и сотрудничества между организацией и ее общественностью; способствует решению различных проблем и задач; помогает руководству организации быть информированным об общественном мнении и вовремя реагировать на него; определяет и делает упор на главной задаче руководства компании - служить интересам общественности; помогает руководству быть готовым к любым переменам и использовать их по возможности наиболее эффективно, выполняя роль "системы раннего оповещения" об опасности, помогает справиться с нежелательными тенденциями; использует исследования и открытое, основанное на этических нормах общение в качестве основных средств деятельности». [8] Еще одно классическое определение, сделанное в 1948 году и уточненное в 1987 году, принадлежит Британскому институту связей с общественностью (IPR): «Деятельностью в области PR являются планируемые и осуществляемые усилия, направленные на установление и поддержание доброжелательных отношений между организацией и ее общественностью». [9] Также стоит упомянуть определение, принадлежащее перу Т. Ханта и Дж. Грюнига. Они пишут: «Большинство определений public relations - многие из них длинные и сложные - содержат два элемента: коммуникация и менеджмент. Мы определяем PR как управление коммуникацией между организацией и общественностью». [10] Скотт Катлип, автор работы под названием «Паблик рилейшнз: теория и практика», видит в PR «функцию менеджмента, которая устанавливает и поддерживает взаимовыгодные отношения между организацией и публикой, от которой зависит успех или неудача».[11] Президент Украинской ассоциации public relations Георгий Почепцов трактует PR как «науку об управлении общественным мнением» или как «менеджмент коммуникаций». Четвертая группа определений объясняет PR не как функцию менеджмента, а как собственно управление или менеджмент (менеджмент коммуникаций). Главный принцип отбора таких определений - репрезентация той или иной трактовки PR, отличающейся от других. К определениям, относящимся к этой группе, можно отнести следующие: «PR - это искусство формирования благоприятных отношений общественности к фирме путем формирования представлений о том, что фирма выпускает и продает товар в интересах покупателей, а не продавцов». «PR - коммуникативная деятельность, направленная на формирование и поддержание гармоничных и доброжелательных отношений между учреждением и общественностью на основе целенаправленной, оперативной, правдивой и достаточной информации». [12] «Public relations - это искусство применения системы основанных на особенностях человеческого восприятия средств убеждения, направленной на увеличение конкурентных преимуществ одной идеи в ущерб другой». [13] «Public relations - это управление всей совокупностью коммуникативных процессов, с целью достижения взаимопонимания и поддержки». [14] Резюмируя всё вышеуказанное, можно сделать следующие выводы. PR – это: - наука, изучающая закономерности коммуникационного взаимодействия между организацией и средой; - теория и метод достижения в обществе согласия по поводу предназначения и деятельности организации; - конкретный перечень практических форм деятельности; - функция управления процессами формирования вокруг организации благоприятного социоорганизационного пространства; - механизм и социальная технология адаптации целей и социальной идеологии организации к проходящим в обществе изменениям; - искусство формирования доброжелательного общественного мнения и привлекательного социального имиджа организации. Однако, даже зная всю теоретическую базу невозможно полностью осмыслить всю сущность данного феномена. Очень часто из-за сложной структуры определения отсекается глубинная социально-конструктивная сущность философии института PR. Внимание концентрируется преимущественно на поверхностных элементах, надводной части этого громадного айсберга науки и искусства налаживания и поддержания взаимовыгодных отношений между организациями и общественностью. Речь идет о состоянии, когда и организация, и "ее" общественность выступают равноправными, равнозависимыми партнерами. Можно предположить, что причина невозможности точной формулировки данного термина кроется в том, что объектом изучения PR является массовое, общественное сознание. Это понятие, безусловно, слишком эмпирическое и нелинейное, и именно по этому само слово «пиар» в принципе можно рассматривать как некую сущность, которой невозможно дать четкого определения. Стоит вспомнить справедливое замечание Каплана, «значение термина является внутрисемейным делом его различных смыслов и использований».
Популярное: Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (260)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |