Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Советский период развития культуры России и современная социокультурная ситуация



2020-02-04 187 Обсуждений (0)
Советский период развития культуры России и современная социокультурная ситуация 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Значительная часть населения России, потеряв веру в царя и доверие к церкви, сделала своей религией большевизм и совершила революцию. Цена революции для России и русской культуры весьма высока. Многие творцы культуры вынуждены были покинуть Россию. Российская эмиграция XX в. дала удивительно много мировой культуре и науке. Можно привести немало имен людей, творивших в физике, химии, философии, литературе, биологии, живописи, скульптуре, которые создали целые направления, школы и явили миру великие примеры народного национального гения.

Вклад мыслителей русского зарубежья в мировой философский процесс, переводы и издания их трудов на основных языках мира значительно содействовали признанию русской философии как полнокровной и самобытной. Национально-своеобразные ценности и идеи русской философской мысли заняли достойное место в западном сознании. Они имеют приоритет и в постановке целого ряда проблем культурологии, истории философии, философии истории. К их числу относятся осмысление роли православия в развитии русского народа, анализ национальной специфики культуры России, постановка вопросов об основных чертах русской нации в XX в., о «русской идее»и др. Культурная жизнь в советской России обрела новое измерение. Хотя до начала 30-х гг. существовал относительный плюрализм, действовали различные литературные и художественные союзы и группировки, ведущей была установка на тотальный разрыв с прошлым, на подавление личности и возвеличивание массы, коллектива, что являлось полным отрицанием главного итога петербургского периода. Раздавались даже призывы сжечь Рафаэля во имя нашего завтра, разрушить музеи, растоптать искусства, цветы. Пышным цветом расцвел социальный утопизм, наблюдался мощный порыв к новым формам жизни во всех ее сферах, выдвигались различные технические, литературные, художественные, архитектурные проекты вплоть до экстравагантных. Например, шла речь о коммунистическом преобразовании всего быта. Планировалось строить такие жилые дома, в которых были бы только небольшие уединенные спальни, а столовые, кухни, детские комнаты становились общими для всех.

Отрицание бессмертия души вело к идее бессмертия тела. Помещение тела Ленина в мавзолей было связано и с надеждой когда-нибудь воскресить его. В подсознании русского народа всегда теплилась надежда на возможность бессмертия тела. Н.Ф.Федоров считал главной проблему «воскрешения отцов». Коммунизм, замахнувшийся на создание царства Божьего на Земле, получил одобрение у народа еще и потому, что поддерживал веру в телесное бессмертие. Поколение людей, выросшее в условиях советской мифологии, было потрясено физической смертью Сталина, не отсюда ли такое грандиозное «великое прощание» и не рухнула ли после этой смерти на подсознательном уровне вера в коммунизм?

В 30-е гг. в развитии культуры наступил новый этап. С относительным плюрализмом предыдущих времен было покончено. Все деятели литературы и искусства были объединены в единые унифицированные союзы. Утвердился один-единственный художественный метод - метод социалистического реализма Новаторским порывам был положен конец. Были восстановлены в правах некоторые элементы национальной культурной традиции. Сложилась национальная модель тоталитаризма. Оказалось восстановленным некое архаичное состояние общества. Человек оказался тотально вовлеченным в общественные структуры, а невыделенность человека из массы - одна из основных черт архаичного социального строя. Вместе с тем при внешнем сходстве, например, с положением человека в Московском царстве, существовали серьезные отличия. Индустриализация общества придавала ему динамику, стабильность архаического общества была невозможна. Нестабильность положения человека в обществе, его неорганическая вовлеченность в социальные структуры заставляла человека еще больше дорожить своим социальным статусом. Потребность в единении с другими людьми - естественная потребность человека любой культуры.

Постсталинский период отечественной истории характеризуется медленным, постепенным, с зигзагами и отступлениями, восстановлением контактов и связей с мировой культурой, переосмысливается понимание роли личности, общечеловеческих ценностей.

Советский период оказал серьезное воздействие на образ мышления народа, его ментальность, типичные черты личности русского человека.

Но происходящие в культуре в 90-е годы перемены явились следствием отказа от государственной регламентации этой сферы общественной жизни. Исчезновение обязательной государственной идеологии, цензуры было воспринято как обретение подлинной свободы творчества, казалось предпосылкой появления новых художественных шедевров. Но в то же время резко сократилось государственное финансирование образования, науки, учреждений культуры.

Российская культура оказалась свободна для творчества, открыта для мировой культуры. Она интенсивно осваивала все художественные стили и формы, вобрав в себя все эстетические течения.

Многие деятели искусства включились в мировую художественную жизнь: выступают на крупнейших музыкальных сценах , проникают на западный кинорынок (фильмы Н. Михалкова «Очи черные» и «Утомленные солнцем», последний из которых в 1995 г. получил премию «Оскар» Американской академии киноискусства как лучший зарубежный фильм года. Становятся модными и хорошо покупаемыми художниками (Н. Сафронов — эротическая живопись, «митьки» — постсоветский авангард).

Творческое общение и материальное поощрение людей искусства осуществляется теперь в ходе организуемых на деньги спонсоров многочисленных фестивалей, конкурсов, выставок.

В сфере художественной культуры в полную силу заработали рыночные механизмы регулирования. Роль стихийного регулятора творческого процесса переходит к потребителю культурных ценностей: зрителю, читателю, слушателю, — благодаря чему, в частности, к середине 90-х годов преодолена чрезмерная политизированность российской культуры. Но одновременно это привело к коммерциализации искусства, когда мерилом творческих достижений стал коммерческий успех произведения. Потакая массовому потребителю, российское искусство в целом резко снизило свой художественный уровень, переориентировалось на западные «эстетические стандарты». В авангарде коммерциализации идет телевидение, делающее ставку на сериалы и разнообразные шоу (лотереи, игры с призами и т.д.), отечественное кинопроизводство и частное книгоиздание отдают предпочтение некачественным детективам, боевикам, мистике, в литературе появляются откровенно непристойные сочинения (Э. Лимонов). Наиболее «ходовым» товаром российской масскультуры стала порнопродукция:

В 1996 г. в совершенно бедственном положении оказались музеи и другие учреждения министерства культуры, финансирование которых было прекращено.

Но подлинному искусству удается сохраниться, найдя покровителей, меценатов.

В целом же искусство стало аполитичным, что вовсе не вредит ему, а только раскрепощает. «Ограничителями» в сфере искусства должны быть лишь чувство меры и художественный вкус.

 


Заключение

 

В сложных исторических и природных условиях Россия выстояла, создала свою самобытную оригинальную культуру, оплодотворенную влиянием как Запада, так и Востока, и, в свою очередь, обогатившую своим воздействием другие культуры. Перед современной отечественной культурой стоит сложная задача - преодолеть негативные последствия советского периода и выработать свой стратегический курс на будущее. Для этого есть все предпосылки. Самая положительная черта советского периода - достижение всеобщей грамотности, значительный рост образованности народа. Наша культура вполне может дать свой ответ на вызовы современного мира.

 


Список использованной литературы

 

1. Артемов В.В. История Отечества. М.: «Академия», 2002

2. Культурология.//Под редакцией Г.В. Драча. Ростов-на-Дону, 2006

3. Попов Е.В. Введение в культурологию. М.:, 1995

4. Рябикин С.П. Новейшая история России. СПб: «Нева», 1997



2020-02-04 187 Обсуждений (0)
Советский период развития культуры России и современная социокультурная ситуация 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Советский период развития культуры России и современная социокультурная ситуация

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (187)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)