Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Опыт организации досуговой деятельности молодежи



2020-02-04 172 Обсуждений (0)
Опыт организации досуговой деятельности молодежи 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Проанализируем опыт следующих учреждений «Центр научно-технического творчества «Истоки»; «Отдел досуга и художественного творчества учащейся молодежи» (Дом творчества детей и молодежи).

Областной центр научно-технического творчества учащейся молодежи «Истоки» является областным организационным, методическим и координационным центром по развитию научно-технического и прикладного творчества, изобретательства, рационализации, выставочной и музейной работы среди молодежи учреждений начального профессионального образования. Основными направлениями деятельности учреждения является:

организация и проведение областных олимпиад профессионального мастерства;

организация и проведение областных выставок;

организация научно-исследовательской работы в учебных заведениях области;

методическая деятельность;

деятельность кабинета музейной педагогики.

Не менее значимая роль в обеспечении досуговой деятельности учащихся принадлежит Отделу досуга и художественного творчества учащейся молодежи. Отдел творчества учащейся молодежи начального профессионального образования, как структурное подразделение областного Дворца творчества детей и молодежи, является связующим звеном между системой начального профессионального и дополнительного образования. Цель деятельности отдела определяется как создание условий для развития творческой активности участников образовательного процесса, предоставление качественных дополнительных образовательных услуг для удовлетворения творческих потребностей учащихся учреждений начального профессионального образования. Отдел досуга и художественного творчества учащейся молодежи работает в таких направлениях как: образовательная деятельность; организационно - массовая деятельность; методическая деятельность.

Областная общественная организация «Российский Союз Молодежи» объединяет множество активных и инициативных ребят, в числе которых старшеклассники, учащиеся начального профессионального образования, студенты ВУЗов и ССУЗов.

Программа «Арт-Профи Форум» создана специально для учащихся профессиональных лицеев и училищ, реализуется в г. Костроме с 2001-2002 учебного года. Программа «Арт-Профи Форум» является попыткой предоставления учащимся профессиональных лицеев и училищ тематического аналога программы «Российская студенческая весна», аналога Всероссийского Форума студенческой молодежи и, одновременно, аналога Всероссийского Фестиваля молодежных инициатив. Программа реализуется в субъектах Российской Федерации с 2001 года общероссийской общественной организацией «Российский Союз Молодежи» совместно с Министерством образования Российской Федерации. В Костромской области учредителями и организаторами программы являются Департамент образования и науки администрации Костромской области, Костромская областная общественная организация Российского Союза Молодежи и Областной дворец творчества детей и молодежи. Программа «Арт-Профи Форум» направлена на развитие творческих способностей и стимулирование социально-значимой деятельности учащихся учреждений начального профессионального образования.

Программа призвана интегрировать художественные достижения учащейся молодежи учреждений начального профессионального образования в молодежное движение страны, способствовать привлечению внимания государственных органов по делам молодежи и общественных молодежных организаций к проблемам данной категории молодежи, стимулировать социально-значимую деятельность учащихся учреждений начального профессионального образования.

Все это позволяет рассматривать «Арт-Профи Форум» как программу деятельности, в комплексе решающую проблемы воспитания и образования молодежи, организации пространства свободного времени, создания условий для самореализации молодых людей. Программа осуществляется ежегодно и реализуется в следующих направлениях:

конкурс творческих выступлений художественных коллективов на тему рекламы-презентации профессий и специальностей, получаемых учащимися в учреждениях начального профессионального образования;

работа круглых столов по обсуждению проблем, стоящих перед учащимися учреждений начального профессионального образования;

выставка-ярмарка социальных инициатив обучающихся учреждений начального профессионального образования.

Победа творческого коллектива, под руководством соискателя в выступлении «Реклама-презентация профессий и специальностей» в рамках реализации областного конкурса «Арт-Профи Форум», позволило принять участие во Всероссийском конкурсе «Арт-Профи Форум», проходившем в ноябре 2006г. и подробно изучить опыт организации досуговой деятельности учащихся, прибывших на Форум из других регионов РФ.

Всероссийский форум учащейся молодежи «Арт-Профи Форум» собрал более 150 участников из 15 регионов Российской Федерации, что позволило нам проанализировать состояние и развитие учреждений начального профессионального образования регионов.

Мы изучили опыт деятельности профессиональных лицеев и училищ Вологодской области (г. Великий Устюг), Пермского края (г. Горнозаводск), Воронежской области (г. Лиски), Алтайского края (г. Бийск, г. Барнаул), г. Магадан, республики Удмуртия (г. Ижевск), г. Курск, г. Тамбов, Ростовской области (г. Волгодонск), Калужской области (г. Мсальск). Перед нами стояла задача выявить сходства в воспитательной деятельности образовательных учреждений начального профессионального образования по обеспечению досуговой деятельностью учащихся, а также определить их различия.

Каждое образовательное учреждение ведет набор и обучает по нескольким профессиям, среди которых основными являются: мастер отделочных и строительных работ, печник, каменщик; специальности -радиомеханика, электромонтера, слесаря-ремонтника, специальности связиста, парикмахера, портного, коммерсанта, кулинара, бухгалтера и др. Менее представлены на Форуме оказались такие специальности как машинист поезда, проводник пассажирского вагона (г. Лиски, ПЛ №6), мастер программного обеспечения, модельер-дизайнер (ПЛ информатики, бизнеса и дизайна №105 г. Волгодонск)

Мы проанализировали развитие данных образовательных учреждений, проводили исследование среди руководителей вышеперечисленных делегаций: педагогов-организаторов, руководителей студий, заместителей директоров по воспитательной работе. Мы принимали участие в работе круглого стола «Художественное творчество и организация досуга учащейся молодежи». Следует отметить, что работа учащейся лицея, выполненная под руководством соискателя, была признана одной из лучших и завоевала II место среди научных работ по вышеуказанной тематике.

Развитие и воспитание учащихся во всех учреждениях начального профессионального образования курирует заместитель директора по воспитательной работе, в каждом профессиональном лицее и училище работают студии и спортивные секции, наполняемость объединений составляет около 18-20 человек. Работа строится по запланированной программе, объединение посещают ребята, заинтересованные в развитии у себя тех или иных творческих и личностных качеств.

Руководители делегаций отметили, что в профессиональных лицеях и училищах ведется сотрудничество с республиканскими (республика Удмуртия), краевыми (Пермский край, Алтайский край) и областными (Вологодская, Ростовская) отделениями общественной организации Российский союз молодежи, а также с Центрами досуга и художественного творчества края, города, области и республики.

Наряду со сходством нам представляется важным отметить особенности каждого профессионального лицея и училища.

Так, в г. Магадане важную роль в становлении личности учащейся молодежи играет тесное сотрудничество с Магаданским Российским союзом молодежи. В марте 2006 г. на базе МОООРСМ была создана местная организация «Профи», в которую вступили учащиеся НПО Магаданской области. В Профессиональном училище №3 г. Магадана внеучебная деятельность сосредоточена в «Центре развития творчества и спорта учащихся НПО». Деятельность педагога-организатора в лицее сводится к направлению учащихся в те или иные студии и секции. В начале года проводиться анкетирование с целью выявления талантливых ребят, создается банк данных, по которому ребята распределяются по студиям и секциям.

В г. Тамбове значительная роль отводится творческому воспитанию личности студентов. В профессиональном лицее реализуется программа «Ковчег», которая строиться из отсеков - модулей. Один из них духовно-нравственный. Цель - нравственное воспитание личности. Работа строится по нескольким направлениям, подробнее остановимся на примере работы театрального коллектива «Мозаика». Коллектив работает с 1980 года, за более чем двадцатилетний опыт работы его участники неоднократно становились победителями конкурсов, лауреатами тематической смены «Я вхожу в мир искусств» в г. Анапа. Основными направлениями деятельности коллектива являются: набор учащихся в студию, пошив костюмов, постановка и показ спектаклей и выступлений, обучение игре на гитаре. В 2006 году создан клуб «Синема», в работу клуба входит создание и демонстрация учебных фильмов; «стоп-кадр» - демонстрация фильмов по профилактике правонарушений.

В ПУ №3 г. Великий Устюг (Вологодская область) реализуется 5 целевых программ, ориентированных на сохранение русской духовности патриотизма: Патриот, Лада, Школа мастеров, Гармония, Здоровье и безопасность. Традицией является проведение выставок декоративно-прикладного искусства на городском уровне «Живи, родник, живи», участие в региональных выставках - ярмарках изделий новогодней и рождественской тематике, в областной выставке «Истоки», Всероссийском конкурсе изделий народных художественных промыслов в рамках реализации проекта «Великий Устюг - родина Деда Мороза». Достоянием училища является фольклорно - этнографический клуб «Красавушка». Деятельность клуба -фольклорные напевы, песни; показ старинных русских костюмов, театрализация сказок и былин.

В ПУ№35 г. Горнозаводска (Пермский край) в рамках личностного развития учащимися первого курса ведется «Тетрадь моего саморазвития», учащиеся второго курса активно посещают мастер-классы, активизируя свой потенциал, учащиеся третьего курса большую часть своего внеучебного времени тратят на посещение занятий о здоровом образе жизни, основополагающем является не только физическое, но и психическое и социальное здоровье учащихся. Каждый квартал осуществляется планирование деятельности совета ученического самоуправления. Достаточно важным является то, что на основе получаемых специальностей и профессий, учащиеся совершенствуют свои навыки на основе специальных студий по выбору, так в Профессиональном лицее кулинарного искусства № 38 г. Ижевск созданы: «удмуртская кухня», APT - Класс (для кондитеров), карвинг (художественная резка из овощей и фруктов). В кулинарном училище № 90 г. Бийск (Алтайский край) отмечаются профессиональные праздники: «Осенние фантазии» - конкурс на лучшее оформление блюда, «посвящение в лицеисты» - используются особые ритуалы посвящения: угощение кашей, сгущенным молоком. В ПЛ №31 г. Мсальск (Калужская область), создан молодежный центр, т.к. город не большой по численности населения - 15 тыс. человек, учащиеся сосредоточены в дневное время в учебном заведении, и инициатива создания молодежного центра на базе лицея получила свое развитие. Реализуется программа развития благотворительности «Каждому делу - кусочек сердца». Учащиеся активно сотрудничают с социальными учреждениями, такими как: Дом ветеранов, социальный приют (в Моссальском районе). В молодежном центре реализуется программа поддержки здорового образа жизни, развитие волонтерского движения. В программах различного профиля, а именно продвижения ЗОЖ, спорта, волонтерской деятельности - задействовано 35% учащихся. В период летних каникул реализуется программа «Мы выбираем здоровье», задачей которой является изменение отношения к своему здоровью, воздействие на личность подростка через его включение в познавательную и практическую деятельность.

В каждом профессиональном лицее и училище были отмечены подготовка и проведение календарных традиционных праздников и программ, а также специальных, особенных праздников и мероприятий, связанных с выбранной будущей профессией.

Среди основных трудностей, руководителями делегаций была названа сложность единого сбора всего творческого коллектива (одни учащиеся на производственной практике на предприятии, другие занимаются учебной деятельностью). В ПЛ №90 (г. Бийск) практикуется создание в каждой студии 2 набора творческих групп: одна группа формируется исходя их желания учащихся независимо от способностей; вторая группа формируется в соответствии со способностями учащихся. Подобный опыт позволяет постепенно прививать активную жизненную позицию, детей со слабо развитыми творческими и личностными способностями.

Понимание педагогами термина «сопровождение досуговой деятельности учащихся» оказалось неоднозначным, наиболее популярными оказались следующие высказывания:

поддержка администрации, социальных служб, педагогов - 23% опрошенных;

поддержка инициативы учащихся - 32%;

поверить в детей, в их силы и способности - 45%;

развивать потенциал - 38%;

учить детей быть счастливыми - 11%.

Прозвучали следующие Я-высказывания педагогов по сопровождению досуговой деятельности учащихся: «Сопровождаю, потому что будет стыдно мне и ребятам, если дети выступят плохо» (Е.В. Русских, педагог дополнительного образования г. Ижевск), «Счастье возникает оттого, что мы сделали это вместе» (Т.В. Граматунова, заместитель директора по BP и СВ г. Волгодонск).

Вышеизложенные материалы позволяют нам отметить, что:

Одной из наиболее актуальных задач, стоящих перед учреждениями начального профессионального образования, является совершенствование управлением воспитательного процесса, повышение его эффективности и качества, полное использование возможностей системы профессионально-технического образования для всестороннего развития личности учащегося, эффективная организация досуговой деятельности и свободного времени учащегося.

Сопровождая досуговую деятельность учащихся, педагог решает следующие задачи: способствует включенности учащихся в разнообразные виды деятельности и в первую очередь в творческую деятельность; помогает учащимся приобрести необходимые для личностного совершенствования и роста знания; осуществляет обучение учащихся умениям и навыкам познавательной деятельности; помогает учащимся планировать организацию своего свободного времени.

Конструктивная организация свободного времени учащихся может осуществляться как в рамках учебного заведения, так и в других организациях и учреждениях, взаимодействующих с ним в целях обеспечения личностного роста учащихся.

Проанализировав и обобщив массовый и передовой опыт организации досуговой деятельности учащихся, приходим к выводу, что в каждом учреждении начального профессионального образования существуют общие тенденции воспитания и развития учащихся, и есть специфические особенности организации и сопровождения досуговой деятельности учащихся.


Заключение

 

Культура и важная ее составная часть - культурно-досуговая деятельность - переживают в наши дни существенные трудности. В деятельности очагов культуры есть не только тупики, заставляющие напрочь отказаться от вчерашней практики хозяйствования и осуществления привычных культурно-досуговых акций, но и проблемы, ждущие своего безотлагательного решения.

Оптимизация деятельности культурно-досуговых учреждений лежит на пересечении нескольких направлений: критический анализ опыта наших предшественников и необходимость взять из него все, что еще может работать в современных условиях и способствовать решению сегодняшних задач; творческое использование зарубежного опыта (в равной мере годится опыт и ближнего, и дальнего зарубежья) организации досуга населения и, наконец, собственные неустанные поиски каждого культурно-досугового учреждения, каждого творческого коллектива и каждого творчески мыслящего работника культуры.

В наше время запросы и интересы молодых людей непрерывно меняются и растут, усложняется и структура досуга. Свободное время неравномерно распределяется среди различных групп населения. Поэтому необходимо выработать дифференцированные формы организации досуга различных групп населения. Эта организация должна включать в себя различные виды деятельности. В возрастном, профессиональном, в социальном положении люди неоднородны. Различные категории людей отличаются друг от друга потребностями, уровнем культурной и профессиональной подготовленности, бюджетами свободного времени и отношением к нему. Как раз это и должно учитываться в работе современных культурно-досуговых учреждений, должны предлагать людям наиболее эффективные в каждом конкретном случае досуговые занятия, свободу выбора и возможность смены различных видов деятельности.

В стабильных коллективах, а также в традиционных мероприятиях развивается интерес, поднимается активность участников, внимание становится более устойчивым. Важно чтобы участники коллективов постоянно делились своими успехами с другими, постоянно взаимодействовали. Практикой доказано, что культурно-досуговое учреждение по своей природе обладают возможностью развивать у людей устойчивые общие интересы и опираться на них. Как раз любительство основано на страстном увлечении вызывает у человека, повышенное, устойчивое внимание, являющегося условием творчества. Надо стремиться к тому, чтобы и массовые мероприятия вызывали большую активность участников. Соответственно такая активность, вызывает внимание и поддерживает его на высоком уровне.

Молодежный досуг, как бы перехватывая эстафету подросткового досуга, закрепляет, а во многом и закладывает в молодом человеке такие привычки и умения, которые затем будут всецело определять его отношение к свободному времени. Именно на этом этапе жизни человека вырабатывается индивидуальный стиль досуга и отдыха, накапливается первый опыт организации свободного времени, возникает привязанность к тем или иным занятиям. В молодые годы определяется и сам принцип организации и проведения свободного времени - творческий или нетворческий. Одного поманят странствия, другого - рыбалка, третьего - изобретательство, четвертого - легкие развлечения…

Исходя из этого, сформулируем требования к организации и проведению досуга молодежи. Прежде всего необходимо подходить к нему как к средству воспитания и самовоспитания человека, формирования всесторонне, гармонически развитой личности. При выборе и организации тех или иных занятий, форм досуговой деятельности необходимо учитывать их воспитательное значение, четко представлять, какие качества личности они помогут сформировать или закрепить в человеке.


Список литературы

 

1. Бестужев-Лада И.В. Молодость и зрелость: Размышления о некоторых социальных проблемах молодежи./ И.В. Бестужев -Лада - М.: Просвещение, 2007.- 121с.

.   Вишняк А.И. Тарасенко В.И. Культура молодежного досуга / А.И. Вишняк, В.И. Тарасенко. - Киев: Высшая школа, 1988-53с.

.   Воспитательная деятельность клубных учреждений. - М: НИИ культуры, 2003- С.3-62.

.   Высокая культура избавит нас от нищеты // Встреча. - М., 1997 - №12

.   Вишняк А.И., Тарасенко В.И. Культура молодежного досуга: Монография / А.И. Вишняк, В.И. Тарасенко. - Киев: Высшая школа, 2009.-210с.

.   Викторов А. Досуг - дело серьезное // Воспитание школьников, 2001, № 5.

.   Грушин Б. Творческий потенциал свободного времени. / Б. Грушин - М: Профиздат, 2007.-167с.

.   Горбатова И.И., Каменец А.В. Деятельность клубов: Аналитический обзор. / И.И. Горбатова, А.В. Каменец.- М.: ГИВЦ МК Р.Ф., 2007.-220с.

.   Горшков М.К., Тихонова Н.Е., Шереги Ф.Э. Жизненные планы, ценностные ориентации и моральный облик российской молодежи // Вестник РАН, 1998, Т. 68, № 6. С. 56-69.

.   Демченко А. Некоторые проблемы современного развития культурно-досуговой деятельности и народного творчества // Культурно-досуговая деятельность и народное творчество. / А. Демченко. - М.: ГИВЦ МК. Р.Ф., 2008.-49с.

.   Демченко А. Возможности российского досуга // Клуб / А. Демченко. - М., 1996.№ 7.-С.10-13.

.   Ерошенков И.Н. Культурно-досуговая деятельность в современных условиях / И.Н. Ерошенков.- М.: НГИК, 2009.-32с.

.   Каменец А.В. Деятельность клубных учреждений в современных условиях: Учебное пособие. / А.В. Каменец. - М.: МГУК, 2007-41с.

.   Киселева Т.Г., Красильникова Ю.Д. Межведомственные культурно-досуговые центры открытого типа // Социальная педагогика: Проблемы, поиски, решения: Проспект / Т.Г. Киселева, Ю.Д. Красильникова.- ВНИК АПН СССР.- М., 2008-311с..

.   Киселева Т.Г., Красильников Ю.Д. Основы социально-культурной деятельности: Учебное пособие. / Т.Г. Киселева, Ю.Д. Красильников. - М.: Издательство МГУК, 2008.-136с.

.   Культурно-досуговая деятельность: Учебное пособие / Под ред. Жаркова А.Д., Чижикова В.М.-М.: Издательство МГУК, 2007.-48с.

.   Мосалев Б.Г. Досуг. / Б.Г. Мосалев.- М.: Изд-во МГУК, 2005.-85с.

.   О защите духовных интересов населения и развитие КДД в новых общих экономических условиях // Клуб. - М., 1996.-№7.-С.10-13.

.   Петрова З.А. Методология и методика социологических исследований культурно-досуговой деятельности: Учебное пособие / З.А. Петрова. - М.: МГИК, 2008.- С.92-108.

.   Проблемы досуговой деятельности современной молодежи и пути их преодоления // Закон и право. - 2008. - №10. - С. 85-86.

.   Социальное проектирование в сфере культуры. Перспективные модели учреждений культуры: Сб. науч. тр./НИИ культуры. - М., 2008, С.22-91.

.   Социальное проектирование в сфере культуры. Центры досуга: Сб. науч.тр./ НИИ культуры. - М., 2007.-144с.

.   Скрипунова Е.А., Морозов А.А. О предпочтениях городской молодежи // Е.А. Скрипунова, А.А. Морозов.- Социс- М., №1 2008.- С105-110.

.   Фатов А.В. Поиски путей совершенствования культурно-досуговой деятельности молодежи // Объединенный научный журнал. / А.В. Фатов - 2009. - №16. - С. 62-66.

.   Фатов А.В. Контркультурные феномены в молодежной среде - свидетельство деградации или движущая сила культурно-исторического процесса // Педагогические науки. / А.В. Фатов. - 2008. - № 4. - С. 107-111.



2020-02-04 172 Обсуждений (0)
Опыт организации досуговой деятельности молодежи 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Опыт организации досуговой деятельности молодежи

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (172)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)