Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Образование по Н. В. Бордовской и А. А. Реану



2020-02-04 700 Обсуждений (0)
Образование по Н. В. Бордовской и А. А. Реану 0.00 из 5.00 0 оценок




Введение

Данная тема актуальна в наши дни потому, что социально-экономические изменения, происходящие в современном обществе, предполагают появление новых взглядов на процесс социального и индивидуального становления личности. Поэтому принципиальное значение в педагогической науке и практике приобретает поиск оптимальных путей, необходимых для эффективной социализации школьников, результатом которой выступает освоенный индивидуумом социальный опыт. Речь идет не только о способах передачи социального опыта, сколько о подготовке подрастающего поколения к самостоятельной творческой деятельности, жизни в обществе, предоставлении ему свободы для самоопределения, самореализации, самоидентификации, постановке и решению новых задач, которых не было и не могло быть в опыте прошлых поколений.


 

Определения образования разных источников

1) это целенаправленный процесс обучения и воспитания в интересах личности, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения обучающимся определенных государственных уровней – цензов… процесс и результат усвоения систематизированных знаний, умений и навыков в ходе обучения; уровень умственного развития личности и ее профессиональной квалификации;… способов мышления, которыми овладел обучаемый…

Источник: Словарь терминов по общей и социальной педагогике

2) специальная сфера социальной жизни, созидающая внешние и внутренние условия для развития индивида в процессе освоения ценностей культуры.

Источник: Педагогический глоссарий

3) приобщение к культуре общества, в ходе которого человек овладевает определенной системой научных знаний, приобретает умения и навыки, планомерно изучает и усваивает опыт, накопленный человечеством в той или иной области.

Источник: Краткий терминологический словарь по библиотерапии

4) процесс и результат освоения определенных обществом уровней культурного наследия, овладения учащимися системой знаний, навыков и умений, формирования на их основе мировоззрения, нравственных и других качеств личности, развития ее творческих сил и способностей; педагогически организованный процесс передачи накопленной людьми культуры и связанный с ним уровень индивидуального развития.

Источник: Военная педагогика

5) процесс овладения социально значимым опытом человечества, воплощенным в знаниях, умениях, творческой деятельности и эмоционально-ценностном отношении к миру. Общая переориентация сути образования изменила и понимание образованности как развитости разнообразных способностей системного характера и высокой степени их продуктивности, а не многообразие и объем предметно-профессиональных навыков.

Источник: Словарь-справочник для работника системы дополнительного образования детей

 


 

Основные функции образования

1) Передача социального опыта (знаний, ценностей, норм и т. д.).

2) Накопление и хранение культуры общества.

3) Социализация личности. Подготовка квалифицированных кадров для поддержания и повышения выживаемости общества в постоянно меняющихся исторических условиях его существования. Образование – важнейший канал социальной мобильности.

4) Социальный отбор (селекция) членов общества, в первую очередь, молодежи.

5) Экономическая – формирование социально‑профессиональной структуры общества, обеспечение профессиональной ориентации человека.

6) Введение социокультурных инноваций.

7) Социальный контроль.

 


 

Общие тенденции в развитии образования

1) Демократизация системы образования (образование стало доступным для широких слоев населения, хотя различия в качестве и типах учебных заведений сохраняются).

2) Рост продолжительности образования (современное общество нуждается в высококвалифицированных специалистах, что удлиняет сроки обучения).

3) Непрерывность образования (в условиях научно‑технической революции работник должен быть способным к быстрым переключениям на новые или смежные виды работ, на новые технологии).

4) Гуманизация образования (внимание школы, педагогов к личности учащегося, его интересам, запросам, индивидуальным особенностям).

5) Гуманитаризация образования (повышение роли общественных дисциплин в образовательном процессе: экономическая теория, социология, политология, основы правовых знаний).

6) Интернационализация процесса образования (создание единой системы образования для разных стран, интеграция образовательных систем).

7) Компьютеризация процесса образования (использование новых современных технологий обучения, телекоммуникационных сетей глобального масштаба).

 

 


 

Свойства образования

1) Гуманизация – ориентирование образовательной системы и всего образовательного процесса на развитие и становление отношений, взаимного уважения учащихся и педагогов, основанное на уважении прав каждого человека, на сохранении и укреплении здоровья, чувства собственного достоинства и развития личностного потенциала

2) Гуманитарное – ориентация на освоение социального обитания, независимо от его уровня и типа, позволяет с готовность решать главные социальные проблемы на благо и во имя граждан, свободно общаться с людьми разных национальностей и народов и т.д.

3) Диверсификация – широкое многообразие учебных заведений, образовательных программ, госорганов

4) Дифференциация – ориентация образовательных учреждений на достижение учащимися, студентами при их умении удовлетворения и развития интереса, способности всех участников общественного процесса

5) Индивидуализация – учет и развитие индивидуальных особенностей учащихся и внимательность во всех формах взаимодействия с ними в процессе образования и воспитания

6) Информационность – широкое использование техники и технологий

7) Многовариативность – создание в образовательной системе условий выбора и предоставление каждому субъекту шанса к успеху, стимулированию учащихся

8) Многоуровневость

9) Непрерывность – процесс постоянного самообразования. Вид современного образования определяется типом образовательно-воспитательной системы, от качества освоения культурных ценностей, достижений науки и техники

10) Стандартизация – реализация государственных образовательных стандартов: набор обязательных дисциплин с чисто образовательным объемом


 

Образование по Н. В. Бордовской и А. А. Реану

1. Образование – это один из эффективных и интенсивных способов вхождения человека в мир науки и культуры посредством овладения культурных смыслов. Содержание образования формируется и непрерывно пополняется из культурного наследия различных государств и народов, из разных отраслей постоянно развивающейся науки, из жизни и практики общества. Специфической чертой современного общества является стремление к интеграции и развитие мирового образовательного пространства. В связи с этим появились идеи формирования глобальной стратегии образования человека (независимо от места или страны его проживания, типа и уровня получения образования).

Основой образования является язык и его диалогическая природа, задающая открытость культурного пространства. Языковая среда, проявляющаяся в феномене коммуникации, предполагает органичную связь с еще одним аспектом культуры – с национальным. Национальное определяет специфику, лицо, тип культуры, модели обучающей и воспитывающей систем.

В символах, нормах, правилах культуры отражаются национальные обычаи, традиции, своеобразие национального языка, особенности деятельности. В образовании, усваивая специфические черты культуры и ее язык, человек обретает культурное отношение к своим национальным истокам. Кроме этого, образовательная среда, сформированная в школе или в профессиональном учебном заведении, влияет на выбор правил общения и способов поведения человека в социальной группе. Таким образом, образование представляет собой процесс трансляции культурно оформленных образцов поведения и деятельности, а также устоявшихся форм общественной жизни. В этом аспекте очевидной является зависимость развития отдельных стран от уровня и качества образования, культуры и квалификации их граждан.

2. Образование как практика социализации человека и преемственности поколений.

Исходя из того, что социализация представляет собой процесс адаптации человека к существующим общественным нормам и правилам жизни, образование можно определить как самый мощный агент социализации. В разных социально-политических условиях образование выступает стабилизирующим фактором между новыми социальными представлениями и идеалами предшествующих поколений, воплотившимися в исторической традиции. Оно позволяет удерживать процесс воспроизводства и передачи исторического и социального опыта и одновременно закреплять в сознании молодого поколения новые политические и экономические реалии, новые ориентиры общественного и культурного развития. Таким образом, образование выполняет стабилизирующую функцию и способствует адаптации человека к новым жизненным условиям.

Система образования воплощает в себе состояние, тенденции и перспективы развития общества, либо воспроизводя и укрепляя сложившиеся в нем стереотипы, либо совершенствуя его. В определении целей и задач система образования ориентируется на государственный и социальный заказы. Социальную функцию образования можно обозначить следующим образом: с одной стороны, как подготовку поколения к самостоятельной жизни, а с другой стороны, как закладывание основы будущего общества и формирование образа человека в перспективе.

Сущность подготовки к самостоятельной жизни заключается: в формировании образа жизни, принятого в обществе; в освоении различных форм жизнедеятельности (образовательной, трудовой, общественно-политической, профессиональной, культурно-досуговой, семейно-бытовой); в развитии духовного потенциала человека для созидания и творчества. В связи с этим, для каждой социально-экономической общности и культурно-исторического этапа развития общества и государства характерна своя система образования, для каждого этноса своя система воспитания.

3. Образование функционально выступает как механизм формирования общественной и духовной жизни человека и отрасль массового духовного производства. Учебно-воспитательные и образовательные учреждения концентрируют высшие образцы социально-культурной деятельности человека определенной эпохи. Социальная ценность образования определяется значимостью образованного человека в обществе. Гуманистическая ценность образования заключается в возможности развития познавательных и духовных потребностей человека. В целостной системе образования всех видов и уровней происходит накопление и развитие интеллектуального и духовно-нравственного потенциала страны.

4. Образование как социальный институт передачи и воспроизводства базовых, культурных ценностей и целей развития.

Образовательные системы – это социальные институты, осуществляющие целенаправленную подготовку молодого поколения к самостоятельной жизни в современном обществе. В процессе постановки целей и задач для конкретных образовательных систем необходимо уточнение социального заказа в рамках всей системы образования страны. Исходя из него, формируется содержание образования и выбираются формы и методы организации образовательного процесса. Например, в 1970-80-е годы перед отечественной системой образования ставилась задача подготовки творческого, интеллектуально и духовно развитого человека, гражданина своей Родины и интернационалиста, воспитанного в духе коммунистических идей и идеалов. В 1980-90-е идеологическая доминанта отходит на второй план и на первый выходят такие качества как креативность, коммуникабельность, инициативность, предприимчивость, конкурентоспособность в сочетании с высокой образованностью и функциональной грамотностью.

Регулятивная роль в функционировании образовательной системы принадлежит федеральному закону РФ «Об образовании», принятому в 1996 году. Согласно ему, система образования в РФ представляет собой совокупность следующих взаимодействующих: преемственных образовательных программ и государственных образовательных стандартов различного уровня и направленности; сети реализующих их образовательных учреждений независимо от их организационно-правовых форм, типов, видов; органов управления образованием и подведомственных им учреждений и организаций. Институционально она представлена учреждениями дошкольного, общего школьного, среднего специального, высшего и дополнительного образования и органов управления образованием местного и федерального уровня.

Социальная функция системы состоит в предоставлении образовательных услуг населению государства. Норма того или иного типа образования определяется государственным образовательным стандартом, имеющим обязательный характер для каждой школы и вуза. Как правило, государственный стандарт состоит из 2-х частей: набор обязательных дисциплин и вариативных, федерального и регионального компонента. Такое разделение и обозначенный в законе принцип единства федерального, культурного и образовательного пространства и защиты системы образования национальных культур способствуют развитию региональных культурных систем и традиций. Для России это является важной частью государственной политики в связи с полиэтничным и поликультурным составом населения. В целом, государственный стандарт включает обязательный набор дисциплин и требований к подготовке выпускника школы и вуза.

5. Образование как активный ускоритель культурных перемен и преобразований в общественной жизни и в отдельном человеке.

Духовное начало в человеке актуализируется благодаря его «врастанию» в культурное наследие семьи и культурную традицию, которую он осваивает на протяжении всей жизни посредством процессов образования, воспитания и профессиональной деятельности. Образование выступает определенного рода катализатором процесса становления личности и его созидательной и творческой деятельности в обществе.

Таким образом, в заключение вышесказанного можно отметить следующее. Образование и культура являются тесно взаимосвязанными понятиями. Как феномены они взаимообуславливают друг друга и органично переплетаются. Природная двойственность образования позволяет говорить о нем как о социокультурном феномене и определить ряд его функций. Это социализация личности и преемственность поколений; приобщение к мировым ценностям культуры, достижениям науки и техники; ускорение процесса развития и становления человека как личности и индивидуальности; формирование духовности в человеке, его мировоззрения, ценностных ориентаций и моральных принципов. Образование человека и образовательную систему необходимо рассматривать только в конкретном социокультурном контексте в связи с многогранностью их отношений.


 

Вывод:

Таким образом, можно сказать, что целью образования, как механизм присвоения социального опыта является приобщение человека к убеждениям, идеалам и ценностям господствующей части общества (социализация).

Образование — важнейший институт, в рамках которого целенаправленно формируются условия личностного становления и самореализации.

На данный момент одной из важных проблем в формировании адекватного социальному заказу образовательного пространства выступает инновационное образование, переходом на совершенно новые высокотехнологические способы развития и постепенный отход от чрезмерной зависимости от природных ресурсов.


 

Литература

1) Белянкина О. А. Образование как ведущий механизм присвоения социального опыта // Молодой ученый. — 2017. — №43. — С. 101-103.

2) Образование и культура: история и современность (методологический аспект) / Под ред. Ю.В.Петрова, Е.С.Ляхович. – Томск: ТГУ, 1989 – 238 с.

3) Щедровицкий П.Г. Очерки по философии образования. - М., 1993.

4) Бердовская Н.В., Реан А.А. Педагогика. Учебник для вузов. – Спб: Питер, 2000 – 304 с.

5) Гессен С.И. Основы педагогики. - М.,1995.

6) Образование и социализация личности в современном обществе: материалы VI Международной научной конференции. Красноярск, 5–8 июня 2009 г.: в 2 т. Т. 1 / ред. кол. / М. И. Шилова (отв. ред.); Краснояр. гос. пед. ун-т им. В. П. Астафьева. — Красноярск, 2009. — 380 с.

 



2020-02-04 700 Обсуждений (0)
Образование по Н. В. Бордовской и А. А. Реану 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Образование по Н. В. Бордовской и А. А. Реану

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (700)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)