Комплексы упражнений для глаз
Оборудование: V ПК V Teach Pro - ОПТИКА – ДИФРАКЦИЯ СВЕТА v ОТКРЫТАЯ ФИЗИКА – ОПТИКА – ДИФРАКЦИЯ СВЕТА v Hyper Test
ХОД УРОКА: 1. Организационный момент. 2. Тест на ПК. (создан с помощью программы Hyper Test, 10 вопросов по теме: «Свет. Интерференция света»). Выставление оценок в журнал. 3. Физкультминутка. 4. Изучение темы урока. Учитель: Откройте тетради. Запишите тему урока: «Дифракция механических волн и света». Дифракция – это отклонение от прямолинейного распространения волн, огибание волнами препятствий. Дифракции присуща любому волновому процессу. Рассмотрим дифракцию волн на поверхности воды: V Представим, что на пути волны находится небольшое препятствие – камень. Волна огибает небольшое препятствие и распространяется дальше. v Если же на пути волны будет находится препятствие больших размеров – скала, то за скалой образуется «тень»: волны за неё не проникают. Учитель : Откройте тетради запишите определение дифракции. Дифракцию каких волн мы наблюдаем очень часто? Ученик: Звука. Учитель: Можно ли наблюдать дифракцию света? Ученик: Да, т.к. свет – это электромагнитная волна, а любому волновому процессу присуще явление дифракции.
THEACH PRO – ДИФРАКЦИЯ СВЕТА. ИНТЕРАКЦИОННАЯ ЛЕКЦИЯ.
Дифракцию света исследовал французский физик Жан Огюстен Френель.
Доклад ученика о биографии учёного. Как строго показал Френель, в центре интерференционной картины от малого круглого отверстия, в зависимости от длины волны, размера отверстия и расстояния между отверстием и экраном, может наблюдаться либо светлое пятнышко (интерференционный максимум), либо тёмное пятнышко (интерференционный минимум) окружённые чередующимися вторичными минимумами и максимумами. Интерференционная картина от длинной нити или от круглого диска всегда имеет в центре интерференционный максимум, т.е. светлую полоску или светлое пятно. Этот вывод, доложенный в 1818 г. на заседании Французской Академии наук, показался Пуассону настолько парадоксальным, что он выдвинул возражение против волновой теории света Френеля. Араго же немедленно поставил опыт и обнаружил это светлое пятно (пятно Араго – Пуассона). Этот факт послужил сильным аргументом в пользу волновой теории света. ОТКРЫТАЯ ФИЗИКА – ОПТИКА - ДИФРАКЦИЯ СВЕТА
1. СВЕТЛОЕ ПЯТНО R =3, 7 l = 6 77 ( красный свет). 2. ТЁМНОЕ ПЯТНО R =2, 5 l = 6 77 ( красный свет) Вы увидели на опыте, что действительно при изменении размеров препятствия и длины волны мы можем в центре интерференционной картины наблюдать, то светлое, то тёмное пятно. ДИФРАКЦИЯ ОТ КРУГЛОГОДИСКА. ДИФРАКЦИЯ ОТ ДЛИННОЙ НИТИ. ? Но часто ли мы можем наблюдать дифракцию света? ? Каковы же условия наблюдения дифракции света? - Оказывается дифракция хорошо видна при условии:
L>> d 2 l где l - длина волны, d – размер препятствия, L - расстояние от предмета до точки наблюдения. 5. Закрепление материала. (2) стр.208 , № 1592, 1593, 1597. устно. Мы видим, что закон прямолинейного распространения света выполняется лишь в том случае, если размеры препятствий на пути распространения света много больше длины световой волны. Действие оптических приборов описывается законами геометрической оптики. Согласно этим законам мы можем различать с помощью микроскопа сколь угодно малые детали объекта; с помощью телескопа можно установить существование двух звёзд при любых, как угодно малых угловых расстояниях между ними. Однако в действительности это не так, и лишь волновая теория света позволяет разобраться в причинах предела разрешающей способности оптических приборов. Дифракция налагает предел на разрешающую способность таких оптических приборов как микроскоп и телескоп. ОТКРЫТАЯ ФИЗИКА – ОПТИКА - ДИФРАКЦИЯ СВЕТА –ДИФРАКЦИОННЫЙ ПРЕДЕЛ РАЗРЕШЕНИЯ
6. Домашнее задание: 48 – 49. 2 минуты
7. Подведение итога урока. 3 минуты
Итак сегодня на уроке мы изучили явление огибания волнами препятствий, которое назвали дифракцией. Рассмотрели условия наблюдения дифракции. Увидели, что дифракция налагает предел на разрешающую способность важнейших оптических приборов – телескопа и микроскопа.
(1) – Учебник физики 11 класс, Г.Я.Мякишев, Б.Б.Буховцев, М., «Просвещение»., 1991 г. (2) - Сборник задач по физике для 9 – 11 классов, составитель Г.Н.Степанова, М., «Просвещение», 1996 г. Приложение 1. Вопросы теста: <discipline> физика 11 класс /\1. Существование электромагнитного поля экспериментально доказал… - Фарадей. - Лебедев. - Максвелл. + Герц. \/ /\2. При каких условиях движущийся эл.заряд излучает электромагнитные волны? - только при гармонических колебаниях - только при движении по окружности - при любом движении с большой скоростью + при любом движении с ускорением - при любом движении \/ /\3. По какой причине радиосвязь на коротких волнах может осуществляться на Земле за пределами прямой видимости? - В результате дифракции волн. + В результате отражения от ионосферы и поверхности Земли. - В результате отражения от Луны. - В результате интерференции волн. \/ /\4.Какой смысл имеет утверждение: электромагнитные волны - это поперечные волны? - в электромагнитной волне вектор Е направлен поперёк, а вектор В - вдоль направления распространения волны. - в электромагнитной волне вектор В направлен поперёк, а вектор Е - вдоль направления распространения волны. + в электромагнитной волне векторы Е и В направлены перпендикулярно направлению распространения волны. \/ /\5. Как изменяется скорость распространения света при переходе из прозрачной среды с абсолютным показателем преломления n = 1,5 в вакуум? + Увеличивается в 1,5 раза. - Уменьшается в 1,5 раза. - Остается неизменной. - Изменение зависит от угла падения. \/ /\6. Какое из перечисленных ниже явлений объясняется интерференцией света? 1) Радужная окраска тонких мыльных и масляных пленок. 2) Отклонение световых лучей в область геометрической тени. + Только 1. - Только 2. - 1и 2. - Ни 1, ни 2. \/ /\7. Две световые волны являются когерентными, если: + частота волн одинакова и разность фаз их колебаний постоянна. - частота волн одинакова. - разность фаз их колебаний постоянна. - разность фаз их колебаний равна нулю. \/ /\8. Какие условия необходимы и достаточны для наблюдения максимума интерференции электромагнитных волн от двух источников? - источники когерентны, разность хода может быть любой. - разность хода равна нечётному числу полуволн, источники могут быть любые. - разность хода равна целому числу длин волн, источники могут быть любые. + разность хода равна целому числу длин волн, источники когерентны. \/ /\9. Для "просветления" оптики на поверхность стекла с показателем преломления n1 наносят тонкую плёнку с показателем преломления n2. Каково соотношение между n1 и n2? - n1=n2. + n1 > n2. - n1< n2. - ответ неоднозначен. \/
Приложение 2. Комплексы упражнений для глаз
Популярное: Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (148)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |