Механизм и методы принятия решения
Для того, чтобы управленческое решение было действенным и эффективным, нужно соблюсти определенные методологические основы. Методы принятия решений, направленных на достижение намеченных целей, могут быть различными: 2) метод, основанный на принятии "здравого смысла", когда управляющий, принимая решения, обосновывает их последовательными доказательствами, содержание которых опирается на накопленный им практический опыт; 3) метод, основанный на научно-практическом подходе, предполагающий выбор оптимальных решений на основе переработки больших количеств информации, помогающий обосновать принимаемые решения. Этот метод требует применения современных технических средств и прежде всего электронно-вычислительной техники. Механизм принятия управленческих решений Технология менеджмента имеет следующие составляющие: - Общее руководство принятия решений. - Правила принятия решений. - Планы в принятии решений. - Принятие двусторонних решений руководителями одного уровня на основе индивидуального взаимодействия. - Целевые группы и их роль в принятии решений (групповое взаимодействие на равных уровнях). - Матричный тип взаимодействия. Первые три составляющие обеспечивают вертикальную взаимосвязь между уровнями управления, последние три горизонтальную связь в координации принимаемых решений. Фирма может использовать как простой, так и сложный механизм взаимодействия в менеджменте, что зависит от сложности принимаемых решений и возможности их реализации. Общее руководство принятием решений предполагает, что процесс принятия решений находится в руках одного линейного (общего) руководителя, который подчинен в свою очередь вышестоящему руководителю. Здесь создается иерархия в принятии решений по линейным должностям. Каждый руководитель решает свои проблемы со своим непосредственным руководителем, а не с вышестоящими руководителями, минуя своего непосредственного начальника. Такой механизм характерен для американского менеджмента. В американских фирмах линейные руководители несут персональную ответственность за свою работу, получая право распоряжаться материальными и трудовыми ресурсами, необходимыми для получения намечаемых результатов. Здесь права и ответственности должны быть равны. Руководители функциональных подразделений оказывают помощь линейным руководителям в качестве экспертов и отчитываются пред ними, но не наделяются правами и ответственностью, которые имеет линейный руководитель. Общий руководитель до принятия решения обычно принимает предложения и выслушивает мнения не только непосредственных подчиненных, но и отдельных работников, которые обычно высказывают его при заключении коллективных договоров, в которых интересы работников представляют профсоюзы. Правила принятия решений, или нормативы, обычно разрабатываются и издаются самими фирмами. В них формулируются действия, необходимые для реализации принятых решений в определенных условиях. Эти правила имеют целью осуществление координации между различными подразделениями и делятся на: - оперативные, - стратегические, - организационные. Оперативные правила обычно формулируются в среднем управленческом звене в виде различных инструкций. Стратегические правила, или деловая политика, включают такие виды решений, как определение типа выпускаемых изделий и услуг, вида заказчиков, организации сбытовой сети, способов установления цен, условий и гарантий при продаже изделий фирмы и др. Стратегические правила обычно формулируются на высшем уровне управления при участии среднего звена управления и не имеют временных ограничений. Организационные правила основываются на местном или государственном законодательстве. Они касаются таких вопросов, как определение цели и характера деятельности фирмы, ее отношений с государственными учреждениями, правовой формы и устава фирмы. Эти правила устанавливают владельцев фирмы, их права и ответственность, а также размер дивидендов, оплату высших управляющих и премиальные выплаты, схемы должностных окладов, лимиты капиталовложений, в пределах которых руководители могут распоряжаться финансовыми средствами фирмы. Планы являются средством координации деятельности различных подразделений при принятии управленческих решений. В планах определяются имеющиеся ресурсы, необходимые для достижения намеченных целей в рамках конкретного периода. Планы охватывают деятельность производственных отделений, поэтому принятие управленческих решений осуществляется в рамках своих планов. Преимущество планов перед правилами состоит в том, что они являются более гибкими и их легче приспособить к изменившимся условиям. В американских компаниях планы являются важнейшим инструментом координации деятельности на крупных предприятиях в целях увязки стратегического и оперативного управления.
Заключение Какое бы решение не принял руководитель, оно может быть коллективным, а может быть собственным, указания и воля его все равно воплощается в принятое им решение. Конечно же, у каждого решения есть и другая сторона – это ответственность за его принятие и дальнейшее исполнение. В принятии оперативного управленческого решения, менеджер подталкивает себя, тем самым, заставляя его рационально и целесообразно определять возможные критерии выбора в той или иной ситуации, и, прежде всего приоритетом в принятии решения должна является всегда сама организация. Помимо этого, оно должно соответствовать и всецело опираться на закрепленную за ним ресурсную базу. В любой ситуации любое управленческое решение обязано содержать в себе определенный набор, его характеризующих качеств и свойств. Стабильность, устойчивость с одной стороны и предотвращение возможных угроз с другой – вот те качества и свойства, которые должно содержать в себе качественное управленческое решение менеджера.
Литература 1) Современный бизнес: Учеб. В 2-х тт./ Пер. с англ./ Д.Д. Речмен и др. – М.: Республика, 2006 2) Ладанов И.Д. Практический менеджмент (Психотехника управления и самотренировка). – М.: Элник, 2005 3) Герчикова А.Н. Менеджмент: Учеб. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2006 4) Мескон М.Х., Альберт М. Хедоури Ф. Основы менеджмента/ Пер. с анг. – М.: Дело, 2007 5) Венделин А.Г. Подготовка и принятие управленческого решения. – М.: Экономика, 2006 6) Литвак Б.Г. Разработка управленческого решения. – М.: Дело, 2006
[1] Современный бизнес: Учеб. В 2-х тт./ Пер. с англ./ Д.Д. Речмен и др. – М.: Республика, 2006 [2] Ладанов И.Д. Практический менеджмент (Психотехника управления и самотренировка). – М.:Элник, 2005 [3] Герчикова А.Н. Менеджмент: Учеб. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2006 [4] Мескон М.Х., Альберт М. Хедоури Ф. Основы менеджмента/ Пер. с анг. – М.: Дело, 2007 [5] Венделин А.Г. Подготовка и принятие управленческого решения. – М.: Экономика, 2006
Популярное: Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (140)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |