Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Система ценностей и ее трансформации в современной России



2020-02-04 235 Обсуждений (0)
Система ценностей и ее трансформации в современной России 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Не менее важной проблемой в современной социокультурной ситуации является вопрос о смысле жизни. Очень сложно ответить сегодня на вопрос, чем живет нынешнее поколение. Да и не каждый человек знает, ради чего он живет. Нравственный кризис, о котором заговорили во весь голос относительно недавно - позже, чем о кризисе экономическом, - это не что иное, как ощущение огромным числом людей бессмысленности той жизни, которую им приходится вести, нередко вне доступности какого-либо реального выбора; и невозможность найти в ней позитивный смысл вследствие разрушения старых ценностей и традиций, дискредитации новых и отсутствия культуры мировоззренческой рефлексии, позволяющей прийти к уникальному смыслу своим неповторимым путём. Этим во многом объясняются и те социальные патологии, которые являются сейчас болью нашего общества - разгул преступности, бессмысленной и жестокой, распространение алкоголизма, рост наркомании, самоубийства. Сколько трагедий могло бы не быть, если бы люди не были так ограничены в своих возможностях - и внешних, и внутренних, -построить свою жизнь разумно и осмысленно, принять на себя ответственность за реализацию смысла своей жизни и воплотить этот смысл в жизнь. Нравственный кризис - кризис смысла, кризис ответственности - это расплата за теорию и практику людей-»винтиков», людей-потребителей, ориентированных на немедленное «удовольствие», «разрядку» любой ценой. В.Франкл говорит, что смыслом жизни не может быть наслаждение, ибо оно есть внутреннее состояние субъекта. По той же логике человек не может стремиться к счастью, он может искать лишь причины для счастья. Борьба за существование и стремление к продолжению рода также оправданы лишь постольку, поскольку сама жизнь уже обладает каким-то независимым от этого смыслом.

Сейчас много говорится о бездуховности современного человека. Для того чтобы обрести и восстановить духовность, предлагают обратиться к культуре, к истории, к религии, различного рода тренингам. Одни предлагают возродить духовное начало в условиях экономического кризиса - недостаточности необходимых материальных условий жизни, следуя принципам аскетизма. Другие видят решение проблем духовного кризиса в том, чтобы накормить и одеть людей. Однако во всех многочисленных вариантах, стратегиях преодоления нравственного, духовного кризиса отсутствует главное - осознание и вскрытие причин его развития в современном обществе. Чтобы следовать моральным принципам, испытывать добрые чувства, человек прежде всего должен быть способен не испытывать злых чувств. Чтобы обогащаться достижениями мировой культуры, он должен достичь хотя бы определенного уровня интеллектуального развития, иметь хотя бы некоторые интеллектуальные интересы. При констатации всеобщего духовного кризиса дефицит определенных, жизненно важных психических, личностных начал человека не только не учитывается, но подчас и игнорируется. А без восстановления этих начал, самых основ, делающих человека человеком в подлинном смысле слова, невозможно восстановление нравственности.

В 90 годы прошлого века один из начальников ФБР в США говорил, что «Россию можно уничтожить через замену ее ценностей на подложные». Не это ли происходит сейчас у нас? Страна, которую боялся весь мир еще каких-то 15 лет назад, теперь не может даже постоять за себя. Мы стоим на краю пропасти. И если русский человек не очнется, то о России будут вспоминать, как сейчас вспоминают и говорят о Древнем Риме.

По мнению Б.С.Братуся, человек сейчас находится в состоянии, которое очень сложно опредметить, то есть человек знает, что чего-то хочет, но не знает чего, а среди имеющегося не может подобрать нужного, поэтому идет процесс подбора нужной модели.

Если взрослые не отдают отчета в том, что сейчас происходит, то вправе ли мы что-то спрашивать с детей?

Считается, что ценности, доминирующие в обществе, являются главным элементом культуры, причем целостные приоритеты индивидов реализуются в основных целях поведения, а опыт повседневной жизни - в меняющихся условиях, которые и влияют на личность и изменения в обществе. Таким образом, через анализ ценностей можно увидеть изменения, происходящие в культуре личности в ответ на исторические и социальные перемены.

Нами было проведено исследование, в котором осуществлялся сопоставительный анализ ценностей современной молодежи и молодежи 70-х годов прошлого века. В качестве респондентов выступили старшие школьники (старший подростковый - ранний юношеский возраст) и взрослые 40 - 45 лет, чье взросление происходило в советский период (70-е годы). Респондентам был предложен ряд методик (тест Рокича, «Четыре вопроса» Н.Я.Болынуновой, МавМев! и др.), направленных на выявление системы значимых для человека ценностей. Причем взрослым дополнительно давалось задание ответить на вопросы предлагаемых методик так, как они, предположительно, ответили на них в 14 - 16 лет.

При использовании методики Рокича стандартный список терминальных ценностей был дополнен следующими: богатство, материальная обеспеченность, экономическая независимость, предприимчивость. Анализ данных позволил установить влияние новых социально-экономических и социокультурных условий на изменение характера ценностей индивида. Установлено, что в иерархии ценностей современной молодежи доминируют такие, как здоровье, семья, материальная обеспеченность, любовь, свобода, уверенность в себе, друзья. Среди средств достижения жизненных целей ведущими являются твердая воля, честность, независимость, предприимчивость, самоконтроль, образование. Эти данные свидетельствуют о появлении нового типа личности, характеризующейся индивидуалистической ориентацией на личностные и экономические ценности.

Сравнение с данными опросов, проводимых в 70-х годах прошлого века, позволяет утверждать, что изменения выразились, прежде всего, в усилении ориентации на себя (волевые качества, рациональность в поведении, стремление действовать самостоятельно) и снижении роли и значимости качеств, важных в контактах с другими людьми: чуткость, уважение, умение выслушать, понять.

профориентация молодежь ценность


Заключение

 

Можно сказать, что в ряду ценностей современной молодежи наблюдаются серьезные изменения, затрагивающие ключевые основы русского национального характера. Если сопоставить ретроспективно выделяемые ценности (взрослая выборка) и ценности, указываемые современными старшеклассниками, то можно обнаружить тенденцию, выявленную ранее: молодые отвергают прежние ценности: коллективизм, уважение традиций, равенство. Значимой ценностью не является также творчество, уникальность, изобретательность, неповторимость. Есть основания ожидать, что изменение ценностей может повлечь за собой и изменение политики, которая будет опираться на то, что востребовано массовой культурой. Значит, все большее значение в жизни будут иметь деньги и власть, которую они будут давать, значит, мир станет более жестким и жестоким. Что касается ценностей культуры и человека, то их значимость, видимо, будет падать. Будет происходить психологическая адаптация к миру конкуренции.

Изучение системы ценностей и ее трансформации в современной России является едва ли не самой важной проблемой отечественной этнической и кросс-культурной психологии, поскольку исследование в этом направлении может найти связь между прошлым и будущим. И если не исследовать этих процессов и не пытаться руководить ими, Россию, ее культуру можно потерять.

Вновь Россия «на стыке». Есть в русском языке слово, характеризующее нынешнюю социокультурную и политическую ситуацию, - безвременье: «Прошлое мрачно глядится в будущее, нет настоящего, жалкого нет» Каков же масштаб времени, в котором развертывается настоящий кризис? Это является вопросом, не ответив на который мы останемся в неведении относительно смысла происходящих событий и лишим себя возможности поиска правильных решений.


Список литературы

 

1. Асов, А.И. «Тайна «Книги Велеса» / А.И.Асов. - М., 2009.

2. Абульханова-Славская, К.А. Российский менталитет: вопросы теории и практики / К.А.Абульханова-Славская. - М.: Институтпсихологии РАН, 2007.

.   Болыпунов, А.Я. Станет ли в России жить хорошо? / А.Я.Болыпунов. - М., 2008.

.   Вьюнов, Ю.А. Слово о русских / Ю.А.Вьюнов. - М.: Икар, 2009.

.   Нуркова, В.В. Совершенное продолжается: автобиографический портрет личности / В.В.Нуркова. - М., 2008.

.   Франкл, В.Человек в поисках смысла / В.Франкл. - М., 2010.

.   Гаджиева, Л. Муниципальная модель профильного обучения / Л.Гаджиева //Народное образование. - 2009. - №7.

.   Махаева, О.А. Я выбираю профессию: комплексная программа активного профессионального самоопределения школьников / О.А.Махаева, Е.Е.Григорьева. - М., 2008.

.   Пряжников, Н.С. Профориентационные игры: проблемные ситуации, задачи, карточные методики / Н.С.Пряжников. - М., 2011.

.   Пряжников, Н.С. Профессиональное и личностное самоопределение / Н.С.Пряжников. - М.; Воронеж, 2009.

.   Пряжников, Н.С. Теория и практика профессионального самоопределения / Н.С.Пряжников. - М, 2009.

12. Соломин, И.Л. Современные методы психологической экспресс-диагностики и профессионального консультирования / И.Л.Соломин. - СПб, 2009..

13. Чуйкова, Т.С. Саморегуляция активности при преодолении человеком кризиса, связанного с потерей работы: автореф. дис. ... канд. психол. наук /Т.С.Чуйкова. - М., 2008.



2020-02-04 235 Обсуждений (0)
Система ценностей и ее трансформации в современной России 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Система ценностей и ее трансформации в современной России

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (235)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)