Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Проблемы и перспективы развития малого бизнеса в России



2020-02-04 459 Обсуждений (0)
Проблемы и перспективы развития малого бизнеса в России 0.00 из 5.00 0 оценок




 

За 2013 г. произошел количественный рост субъектов малого предпринимательства. На 1 января 2012 г зарегестрировано 1 602,4 тыс. против 1 335 тысяч годом ранее. При этом произошло сдутие сектора малого предпринимательства. При росте на 20% числа предприятий, общее количество занятых сократилось на 1,1% [6, c.18]. Произошло и снижение объема оборота малых предприятий по данным Госкомстата РФ (табл.1).

 

Таблица 1. Динамика изменения объема оборота на МП (в %) [10]

Год 2010 2011 2012 2013
Прирост объема оборота к предыдущему году 115 114,3 106,6 83

 

Основная проблема малого промышленного бизнеса - нехватка финансовых средств, что особенно явно продемонстрировал экономический кризис. Ставки по кредитам резко выросли.

Если в начале 2008г. они составляли 13%, то к концу года достигли 20%, а в 2009 г. - 27%, оказавшись на уровне 2002 года. [7, с. 418].

Данная тенденция стала изменяться в лучшую сторону только к концу 2012г., согласно данным Общероссийской общественной организации «Опора России», в ноябре 2012 года для 15% предпринимателей привлечь заемные средства стало чуть проще (в январе 2009 года аналогичная доля составляла лишь 8%). Количество предпринимателей, для которых привлечь финансовые средства было сложно либо невозможно, сократилось (56% в ноябре против 75% в январе 2012 года), но ситуация все равно остается сложной. Немаловажны дальнейшие шаги для создания законодательной среды для развития малого бизнеса [8, c.83].

Мы считаем неверным отказ в новом ФЗ о предпринимательстве от дифференциации малых предприятий по сферам деятельности [9, c.11].

Таблица 2. Количество зарегистрированных малых предприятий (без микропредприятий) по федеральным округам России [10]

Федеральные округа

Количество зарегистрированных малых предприятий в расчете на 100 тыс. человек населения

  На 1.07.2011г. На 01.01.2012г. На 01.07.2013г
РФ 154,7 154,8 161,8
Центральный ФО 184,0 184,1 184,7
Северо-Западный ФО 230,5 230,5 263,3
Южный ФО 129,9 130,2 125,4
Северо-Кавказский ФО 62,5 62,5 64,6
Приволжский ФО 157,6 157,6 158,3
Уральский ФО 116,5 116,5 136,8
Сибирский ФО 128,0 128,1 142,0
Дальневосточный ФО 154,2 154,5 153,6

 

Качественный анализ развития, приводит к не самым утешительным выводам. Можно говорить о таком феномене как «полумертвые души» Группа экспертов (В. Буев и др.) пишет, что около трети прироста количества субъектов МСП было обеспеченно за счет бюджетных (федеральных и отчасти региональных) средств (без учета того, что еще выделяли местные власти). Какую реально экономическую отдачу дали эти наштампованные на госсредства «предпринимательские оболочки» и заработали ли вообще как бизнес-единицы на реальных рынках (а не остались лежать мертвым грузом на полках пакетами бумажных учредительных документов).

В условиях нестабильности мировой и отечественной экономики малые предприятия являются оптимальной формой производства в условиях повышенного риска. Кроме этого, очевидно, что одна из составляющих функций малого бизнеса - вовлечение в производство материальных и финансовых сбережений населения и генерирование новых рабочих мест.

Крупный бизнес при содействии чиновников выдавливает малый бизнес из привлекательных сегментов рынка, особенно из сферы услуг. Хандриков утверждает, что в Санкт-Петербурге «Матвиенко «зачистила» весь мелкорозничный бизнес» [9, с. 195]. Очевидно, что лобби крупного бизнеса доминирует в отечественной экономике.

Уровень административного давления на малый бизнес только увеличивается. Сейчас нельзя решить не одной существенной проблемы без участия чиновника [3, с. 204].

Мировой опыт показывает, основой экономики страны является малый бизнес, это может быть обусловлено рядом причин, таких как: простота регистрации компании, особый режим налогообложения, поддержка малого бизнеса в большинстве стран, мобильность данного сектора. Для стабильного развития экономика страны малый бизнес необходим.

Прежде чем говорить о развитии малого бизнеса в России, необходимо дать четкое определение малого бизнеса, для адресной помощи всему сектору экономики.

Хочется обратить внимание на проблему ориентированности малого бизнеса. Видные ученые, экономисты «кричат» об изношенности объектов основных средств, о непрофессионализме кадров, и это проблема для развития экономики России является одной из главных. Обратим внимание на данные приведенные в таблице 1, а именно на долю малых предприятий, занимающиеся торговлей, и население, занятое в данной сфере. Найдем соотношение между предприятиями торговли и общем количеством представителей малого бизнеса, оно равно от 41 до 44% в течение рассматриваемого периода. Из этого следует - экономическая направленность России это примитивные торговые отношения, при которых выполняется следующая последованность действий: купил - перепродал, а не полный цикл производства, т.е. заготовил материальные запасы - произвел продукция - продал готовый товар. Данная модель экономики, назовем ее «перепродажной», является путем деградирующим, и ведет экономику назад к первобытнообщинному строю.

Граждан страны (собственников компаний) не интересует дальнейшая судьба бизнеса, в силу отсутствия каких бы то ни было гарантий в стабильности намеченного курса, результате чего, предпринимателям легче и эффективнее заниматься торговлей, нежели создавать новые производственные, трудоемкие, энергозатратные, инновационные предприятия.

Многие проблемы в развитии малых предприятий порождены именно недостатками государственной экономической политики, в целом определяющей основные параметры внешней среды, в которой происходит развитие малого предпринимательства, а именно:

ограниченность внутреннего рынка, в том числе спроса на продукцию субъектов малого предпринимательства, низкая покупательная способность населения;

ориентация экономической политики на обеспечение интересов крупных хозяйственных и финансовых структур;

жесткость фискальной и кредитно-денежной политики;

чрезмерный рост затрат субъектов малого предпринимательства на продукцию и услуги естественных монополий.

Существуют три группы проблем, в наибольшей мере сдерживающих развитие малого бизнеса, создание новых малых предприятий:

организационные проблемы (регистрация, юридическое оформление предприятия, открытие счета в банке и др.);

материально-финансовые проблемы (формирование капитала для регистрации предприятия, формирование стартового капитала для обеспечения функционирования предприятия, налаживание связей с поставщиками сырья и сбыта продукции);

факторы внешней среды и конъюнктуры рынка (низкая платежеспособность, снижение спроса на продукцию, налоговый пресс, недостаток финансовых средств и нестабильность законодательства).

Серьезным препятствием в становлении и развитии предпринимательской деятельности является сложность в получении кредитов, нежелание коммерческих банков кредитовать малый бизнес. Кроме того, существует проблема нехватки производственных и служебных помещений, которая тормозит развитие малого предпринимательства области [5, с. 26].

Стимулирование хозяйственной инициативы граждан пока еще не стало важнейшим направлением государственной экономической политики, деятельности всех органов власти на местах. Интересы поддержки малого бизнеса вступают зачастую в противоречие с задачами форсированного наполнения бюджета с помощью фискальных механизмов, затратными методами решения социальных проблем и т.п.

Полностью устранить или существенно ограничить действие всех негативных факторов можно только с помощью мер государственной поддержки малого предпринимательства в рамках специализированных программ.

Основным направлением государственной политики в области поддержки малого предпринимательства могут являться создание благоприятного инвестиционно-финансового климата, организационно-правовых условий для повышения устойчивости и динамичного развития малого предпринимательства на региональном и муниципальном уровнях по приоритетным направлениям, отвечающим задачам структурной перестройки и экономического роста.

Это достигается решением следующих задач:

нормативно-правовое обеспечение условий для устойчивой деятельности малых предприятий;

ускоренное освоение новых кредитно-инвестиционных механизмов, облегчающих доступ субъектов малого предпринимательства к ресурсам;

совершенствование региональной системы гарантий;

повышение эффективности действующих и новых объектов инфраструктуры по поддержке малого предпринимательства;

развитие системы переподготовки и профессионального обучения занятых в малом бизнесе;

улучшение условий налогообложения, учета, отчетности, финансово-кредитной поддержки;

совершенствование арендно-имущественных отношений;

привлечение малых предприятий к выполнению госзаказа для региональных и муниципальных нужд;

организация производственно-технологической кооперации малых предприятий с крупным производством;

привлечение малых предприятий к рекламно-выставочной деятельности, информационному и консультационному обслуживанию предпринимательства [10].

В большинстве развитых стран малому бизнесу уделяют особую роль и внимание в экономике страны, но только не в России. Возникает такое ощущение, что все меры направленные на упрощение ведения бухгалтерского учета, системы налогообложения для малого бизнеса, регистрации коммерческого субъекта, уменьшение коррупционной составляющей, созданы не для стимулирования развития малого бизнеса, а для большей путаницы представителям малого бизнеса и всего населения страны.

Для развития малого бизнеса в России необходимо разработать ряд мер, направленных, не только, на упрощение создания предприятия, стимулирующую часть данной проблемы, но также и на меры карательного характера. Предпринимателю должны быть созданы комфортные условия для работы в стране, недопустимо устрашение, запугивание предпринимателя административным ресурсом со стороны сотрудников контролирующих органов, но также представитель бизнеса должен знать, при нарушении закона, наказание неизбежно. Только тогда малый бизнес, а вмести с ним и экономика страны, будет успешно развиваться, когда все эти три компонента будут выполнены. Экономика - это живой организм, если один орган откажет, нарушится нормальная работа всего организма. Необходимо мобилизовать и направить все усилия на «реконструкцию» малого бизнеса.

Необходимо освободить от уплаты налога на прибыль предприятия вновь созданные, на период убыточности предприятия, при этом необходимо разработать систему налоговых скидок, после того как предприятие вышло на прибыльный уровень. Замечу, данные меры необходимо сопровождать принятием и выполнением антикоррупционных мер, описанных выше, без сопровождения данными мерами, в стране победу одержит коррупция, а вследствие чего развитие малого бизнеса окажется под вопросом.

Необходимо разработать систему, при которой бизнес будет вынужден вкладывать денежные средства на обновления основных производственных фондов, например, возродить потерянный амортизационный фонд, средства которые в него поступают должны расходоваться только на обновление производственных фондов предприятия, это можно сделать также в виде стимулирования предприятие в частности, и малый бизнес в целом, кстати, данная мера полезна не только для малого бизнеса, но и для субъектов среднего и крупного бизнеса.

 



2020-02-04 459 Обсуждений (0)
Проблемы и перспективы развития малого бизнеса в России 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Проблемы и перспективы развития малого бизнеса в России

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (459)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)