Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Примеры проведения социально-психологического тренинга



2020-02-04 156 Обсуждений (0)
Примеры проведения социально-психологического тренинга 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Предлагаются упражнения для проведения социально-психологического тренинга. Соответственно специфике состава группы, особенностей групповой динамики, социально-психологической компетентности участников можно вносить коррективы, изменения в предложенные упражнения.

«Знакомство»

Участники садятся в круг. Им предложено задуматься о том, что в них, в их характере является самым важным, самым существенным. А затем найти этому краткую форму выражения, можно в стихотворной форме. Например: «Лед и пламень», «То, как зверь, она завоет, то заплачет, как дитя», «Тиха, печальна, молчалива…» и т.д. Теперь по кругу, по очереди, начиная с участника, сидящего справа от ведущего, все начинают представляться группе. Сначала называют свое имя, а затем говорят несколько слов о себе, о своей сути. Лучше, если это будет сказано одной фразой, можно в стихах или с использованием метафоры. Когда все участники представятся, стоит обсудить, чьи представления произвели наибольшее впечатление.

«Девиз»

Все участники поочередно говорят о том, какую футболку и с какой надписью-девизом они купили бы себе, если бы была такая возможность. Эта надпись должна отображать жизненное кредо человека, его основной жизненный принцип, а цвет отвечать его характеру.

«Отгадай, кто это?»

Каждый участник составляет детальную психологическую самохарактеристику, не указывая отличительных признаков, по которым можно сразу же узнать человека. В этой самохарактеристике должно быть десять-двенадцать предложений. Все написанное отдается руководителю, перемешивается и по очереди зачитывается. Группа старается узнать, где чья самохарактеристика.

«Перехват инициативы в диалоге»

Двое участников садятся в центре. Один из них начинает диалог с любой реплики, на любую тему. Другой должен подхватить разговор и при этом переключить собеседника на свою тему. Делать это надо ненавязчиво, вежливо, но настойчиво. Группа следит за диалогом. Потом двое следующих участников садятся на их место и т.д. [Ермакова, 2006; 37].

«Видение других»

Один из участников тренинга становится спиной к группе, он должен детально описать (по предложению группы) внешний вид кого-то из присутствующих товарищей. Или можно создать такую ситуацию. Кто-то из участников садится в центре, а другой должен детально воссоздать последовательность его поведения, например, за последние полчаса. Подобные тренировки желательно проводить регулярно, чтобы участники привыкли внимательно относиться друг к другу.

«Разговор через стекло»

Двое участников с помощью жестов стараются о чем-то договориться. Тему сообщают одному из них и он должен передать эту информацию своему товарищу, как бы стоя перед звуконепроницаемым стеклом. Разговаривать и запрещено.

«Эмпатия»

Один из членов группы выходит из комнаты. Те, которые осталось, характеризуют его, называя черты, свойства, привычки, то есть высказывают свою мысль, причем только положительную. Кто-то из группы ведет «протокол», записывая автора и содержание высказывания. Через некоторое время приглашается участник, который вышел из комнаты и ему зачитывается все сказанное, не называя автора. Главная задача его – определить, кто мог бы о нем такое сказать. Потом «секретарь» зачитывает, все высказывания, но уже с указанием авторов [Аверченко, 1999; 203].

«Решительный разговор»

Все по очереди высказываются о том, от каких слов и привычек в общении с людьми они хотели бы избавиться. Причем все надо актуализировать, то есть проговорить и продемонстрировать группе, опять-таки – искренне и откровенно.

«Всеобщее внимание»

Всем участникам игры предлагается выполнить одну и ту же простейшую задачу. Любыми средствами, не прибегая, к физическим воздействиям и местным катастрофам, постараться привлечь к себе внимание окружающих. Задача усложняется тем, что одновременно ее стараются выполнить все участники игры. Затем надо определить, кому это удалось и за счет каких средств. В заключение, подсчитывают кто привлек внимание большего числа участников игры.

«Рассмешить партнёра»

Выбирают первую пару игроков. Один из них должен во что бы то ни стало, любыми средствами рассмешить своего партнера. Если ему удастся это сделать, то его коллега становится смешащим и выбирает себе нового партнера из остальных игроков. Если рассмешить не удается никакими силами, то приходится выбирать нового партнера. Остальные участники переживают происходящее, глядя со стороны. После окончания руководитель определяет самого насмешливого и самого смешливого игрока [Ермакова, 2006; 40].

«Просьба»

Как много зависит от того, как попросить человека о каком-то одолжении, каким тоном, в какой обстановке, с каким настроением вы изложите свою просьбу. От этого, по существу, зависит – «быть или не быть». А между тем существует совсем небольшое количество приемов, которые могут значительно повысить вероятность выполнения вашей просьбы. Участники выбирают себе партнера, и пока в порядке шутки просят его о некотором одолжении. Например, очки, авторучку на время. Можно что-то более существенное, можно попросить о каком-то одолжении с его стороны, но все зависит от той формы, в которой вы изложена просьба. Собеседники всегда ценят тактичность, дипломатичность, а также оригинальность и находчивость. Трудно отказать в просьбе, если она исходит от друга, а ведь можно создать дружеское расположение к себе и совсем незнакомого человека. Если за просьбой тут же следует, еще до получения ответа, косвенная признательность, благодарность за предстоящую услугу, уже трудно отказать. Итак, все участники пробуют.

 


Заключение

В данной работе мы рассмотрели понятие общительности и главную социально-психологическую методику её развития – групповой тренинг. Он эффективен в борьбе с неуверенностью в себе, низким уровнем эмпатии или незнанием простых речевых тактик в разговоре – причин, среди прочих, затрудняющих общение между людьми.

Социально-групповой тренинг был разработан, чтобы преодолеть разногласия, которые объективно мешают личности продуктивно взаимодействовать с другими в социальной среде и трудовой деятельности в частности. Опыт, приобретенный в групповых занятиях, позволяет выработать особый успешный стиль поведения в последующей личной коммуникации участников. В максимально приближенных к жизни условиях индивид осмысливает правила взаимодействия, содержание межличностных ролей, формирует типичные сценарии действий, совершенствует вербальные и невербальные техники выражения мыслей и чувств, вырабатывает в себе способность приспосабливаться к стрессовым ситуациям в социальной среде.

Благодаря принципам самодиагностики, диалогизации и доверительности человек получает новые конкретные сведения о себе, своих коммуникативных качествах и потенциале, учится полно и понятно раскрываться в беседе, убеждать или достойно выходить из конфликта. Итоги тренинга могут также затронуть такие личностные переменные индивида, как ценности, мотивы, установки в социальной среде. Таким образом, СПТ можно ассоциировать с процессом общего развития личности, которое положительно отразится как на персональном психическом состоянии человека, так и на его общественно-активной деятельности.

 


Список использованной литературы

1. Аверченко Л.К. Управление общением [Текст]: теория и практикумы для социального работника, учебное пособие. – М.: «Инфра-М», 1999. – 216 с.

2. Гойхман О.Я. Основы речевой коммуникации [Текст]: учебник для вузов. – М.: «Инфра-М», 1997. – 272 с.

3. Ермакова И. Психологические игры и упражнения [Текст]: развитие общительности, преодоление стеснительности, снятие агрессии. – М.: «Корона Принт», 2006. – 48 с.

4. Зимбардо Ф.Дж. Застенчивость [Текст]: перевод с английского. – М.: «Педагогика», 1991. – 207 с.

5. Литвинцева Н.А. Психологический автопортрет [Текст]. – М.: Бизнес-школа «Интел-Синтез», 1997. – 303 с.

6. Мальханова И.А. Коммуникативный тренинг [Текст]: учебное пособие. – М.: «Академический проект», 2006. – 158 с.

7. Петровская Л.А. Компетентность в общении [Текст]: Социально-психологический тренинг. – М.: «Альфа-М», 1989. – 276 с.

8. Прутченкова А.С. Социально-психологический тренинг межличностного общения [Текст]. – М.: «Аспект-Пресс», 1991. – 188 с.

9. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога. [Текст] Кн. 2. Работа психолога со взрослыми. Коррекционные приёмы и упражнения. – М.: «Владос», 1999. – 480 с.

10. Станкин М.И. Психологические способы установления контактов между людьми [Текст]: учебное пособие. – М.: МПСИ, 2006. – 397 с.



2020-02-04 156 Обсуждений (0)
Примеры проведения социально-психологического тренинга 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Примеры проведения социально-психологического тренинга

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (156)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)