Описание экспериментальной ситуации.
Эксперимент проводился с учениками восьмого и девятого класса МОУ СОШ с. Пушкино. Количество учеников составляло 30 человек. Среди них 17 мальчиков и 13 девочек. Возраст учеников составляло от 14 -16 лет. Данное исследование проводилось в светлом уютном кабинете. Объяснив инструкцию, дети охотно приступили к выполнению задание. Во время тестировании были дети, которые шумно себя вели, смеялись, отвлекались на посторонние вещи (смотрели в окно) . Предложив детям отнестись более серьезно к выполнению теста, они успокоились. Исследование проводилось 25-30 минут.
Описание методики В эксперименте использовался тест Басса-Дарки. С помощью этого психологического теста можно определить форму агрессивных и враждебных реакций или их отсутствие. Ведь нередко приходится иметь дело с агрессивными личностями и важно знать и предвидеть специфические особенности поведения людей. Тест состоит семидесяти пяти вопросов, на которые испытуемые должны отвечать только «да» или «нет». Для обработки данного теста существует ключ. Индекс враждебности включает в себя 5 и 6 шкалы, а индекс агрессивности включает в себя шкалы 1,2,3,7. Нормой агрессивности является величина ее индекса, равная 21 + или – 4, а враждебности – 6 + или – 3. При этом обращается внимание на возможность достижения определенной величины, показывающий степень проявления агрессивности.
Изучение агрессивности. Опросник Баса – Дарки
Обработка опросника Обработка вопросника Басса-Дарки производится при помощи индексов различных форм агрессивных и враждебных реакций, которые определяются суммированием полученных ответов, соответствующих ключу:
1. Физическая агрессия: «да» - № 1, 25, 33, 48, 55, 62, 68; «нет» - № 9, 17,41. 2. Косвенная агрессия: «да» - № 2, 18, 34, 42, 56, 63; «нет» - № 10, 26, 49. 3. Раздражение: «да» - № - 3, 19, 27, 43, 50, 57, 64, 72; «нет» - № 11, 35, 69. 4. Негативизм: «да» - № 4, 12, 20, 23, 36. 5. Обида: «да» - № 6, 14, 22, 30, 38, 45, 52, 59; «нет» -№ 65, 70. 6. Вербальная агрессия: «да» - № 7, 15, 28, 31, 46, 53, 60, 71, 73; «нет» - № 39, 66, 74, 75 7. Угрызение совести, чувство вины: «да» - № 8, 16, 24, 32, 40, 47, 54, 61, 67.
Физическая агрессия – использование физической силы против другого лица. Косвенная агрессия – агрессия, которая окольными путями направлена на другое лицо (сплетни, злобные шутки), а так же агрессия, которая ни на кого ни направлена – взрывы ярости в форме крика, топанья ногами, битья кулаками по столу (характеризуется ненаправленностью и неупорядоченностью) Раздражение – готовность к проявлению при малейшем возбуждении вспыльчивости, резкости, грубости. Негативизм – оппозиционная мера поведения, обычно направленная против авторитета или руководства; это поведение может нарастать от пассивного сопротивления до активной борьбы против установившихся законов и обычаев. Обида – зависть и ненависть к окружающим, обусловленные чувством горечи, гнева на весь мир за действительные или мнимые страдания. Вербальная агрессия – выражение негативных чувств как через форму (ссора, крик, визг), так и через содержание словесных ответов (угрозы, проклятья, ругань). Угрызение совести, чувство вины – убеждения человека в том, что он является плохим, совершающим неправильные поступки.
2.3.Анализ и интерпретация результата
Анализ полученных результатов показывает, что девиантным подросткам больше присуща :
- Косвенная агрессия - 7,1 балла, это может говорить о том, что они часто сплетничают, подшучивают над другими людьми и может проявиться ненаправленный взрыв ярости, проявляющийся в крике.
- Физическая агрессия у таких подростков высокая и составляет 6,9 балла, т.е такие дети могут использовать свою физическую силу против другого лица.
- Подростки с девиантным поведением никому не доверяют, считают, что их никто не любит и все хотят причинить им только вред. Данные показывают, что подозрительность у таких подростков составляет 6,2 балла.
- Девианты завистливы и им не нравятся поведение окружающих, «правильных людей». Данные показывают, что обида у подростков, склонных к противоправному поведению, составляет 6,1балла.
- Чувство вины у таких подростков равна 5,3 балла. То есть можно сказать, что чувство вины у таких подростков не ярко выражено.
- Вербальная агрессия– 4,6 балла, они часто кричат, повышают голос в разговоре, споре. Часто используют в своей речи проклятия и угрозы.
- Также тестирование показало, что девиантные подростки вспыльчивы, резки и грубы. Данные показывают, что раздражение у девиантных подростков составляет 4,1 балла.
- Негативизм , который заключается в пассивном или активной борьбы против установившихся законов и обычаев у девиантных подростков, склонных к противоправному поведению, не так высок. Он составляет 3,3 балла.
Заключение Подростковый возраст - как переходный период затягивается в основном из-за большого времени, требуемого для усвоения «взрослых ролей». Для достижения статуса взрослости подросткам приходится справляться с рядом задач развития возникающих на этом этапе жизненного пути. В процессе выполнения этих задач могут возникать трудности. В силу различных причин в отрочестве и юности часто имеет место девиантное поведение. Анализируя личность несовершеннолетнего правонарушителя, отмечаем зависимость от: 1. Наследственно-биологических факторов: отрицательно влияют алкоголизм, предрасположенность к нервным или психическим заболеваниям одного из родителей, патологическая беременность, роды. 2. Ближайшего социального окружения подростка: семья, социально- экономический статус родителей, братьев, сестер, особенности воспитания подростков, школа, положение подростка в классе, ценностные ориентации, друзья, статус подростка в группе друзей. 3. Личностные характеристики подростка: особенности характера и темперамента, ценностно-мотивационный блок, мотивация достижения, уровень притязаний, самооценка и возможные конфликты в области самооценки. 4. Правосознание подростка. Таким образом, антисоциальное поведение несовершеннолетнего взаимообусловлено влиянием биологических и социальных факторов, учитывая которые, необходимо строить систему воспитания подростков. В детской и подростковой психологии заключение о девиантном требует осторожности, ибо: 1. Суждение о нем выносят взрослые, в силу различных причин так или иначе находящиеся в оппозиции к детству и психосоциальным издержкам развития. 2. Критериями для суждения о девиантном поведении являются нормы и ожидания ближайшего окружения, от которого ребенок прямо зависим и в котором права ребенка не соблюдаются или попираются. Хотя в формировании девиантного поведения могут участвовать и психические нарушения или расстройства, целесообразно избегать односторонней психиатризации понятия девиантного поведения и связанного с ним психиатрического этикетирования (В. Коган).
Список литературы 1. Давыдов В. В., Драгунова Т. В., Ительсон Л. Б., Петровский А. В. Возрастная и педагогическая психология: учебник для студентов пед. институтов. - М.: Просвещение, 1979. 2. Захаров А.И. Отклонения в поведении ребенка. М., 1993. 3. Кулагина И.Ю. Возрастная психология ( Развитие ребенка от рождения до 17 лет): Учебное пособие. 5-е изд. - М.: Изд-во УРАО, 1999. 4. Кон И.С. Психология ранней юности. М., 1989. 5. Немов Р. С. Психология. Учебник для студентов высш. пед. учеб, заведений. В 3-х кн-х. Кн. 1 Общие основы психологии- 2-е изд. -М.: Просвещение, ВЛАДОС, 1994.1989. 6. Петровский А.В., Абраменкова В.В. Социальная психология: учебное пособие для студентов пед.институтов. - М.: Просвещение, 1987. 7. Рогов Е.И. Эмоции и воля. М., 1999. 8. Асмолов А.Г. Психология личности. М., 1990. 9. Возрастная и педагогическая психология / Под ред. А.В.Петровского. М., 10. Захаров А.И. Отклонения в поведении ребенка. М., 1993. 11. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М., 1982 12. Трудный подросток: причины и следствия. / Под редакцией Татенко В. А. 13. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: В 2 т. - Т.2 - М.,1989. 14. Райгородский Д.Я (редактор- составитель) Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие.- Самара: 2008. Приложение
Популярное: Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (158)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |