Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Культура и общественная мысль России в XVIII в.



2020-02-04 986 Обсуждений (0)
Культура и общественная мысль России в XVIII в. 0.00 из 5.00 0 оценок




Основными особенностями развития культуры и общественной мысли в середине и второй половине XVIII в. были: обостренный ин­терес передовых слоев русского общества к судьбам страны, пережи­вавшей разложение феодально-крепостнических отношений и пере­ход к капитализму, критика крепостнических порядков, а также глу­бокое изучение природы и техники, вызванное бурным развитием экономики.

Образование. Преобразования Петра I дали мощный импульс к раз­витию культуры России. Она приобретала все более светский харак­тер. Культурные контакты с Европой привели к появлению сети светских школ. Обучение дворян грамоте стало обязательным (дома, в частных или государственных школах). Указом 1714 г. «о единонасле­дии» неграмотным дворянам запрещалось жениться. Начальное обра­зование получали мальчики всех сословий (кроме крестьян) в госу­дарственных цифирных школах. Профессиональное образование можно было получить в Навигацкой (1701 г.), Артиллерийской (1701 г.) и Инженерной (1712 г.) школах, Медицинском училище (1707 г.). Выс­шая школа была представлена Академией наук и художеств (1725 г.).

Во второй четверти XVIII в. система образования приобрела более выраженный сословный характер. Были открыты Шляхетский (дво­рянский) корпус (1731 г.), предназначенный для подготовки офице­ров, и Пажеский корпус, готовящий дворян к придворной службе. Смольный институт благородных девиц (1764 г.) и Благородный пан­сион (1779 г.) при Московском университете (1755 г.) принадлежали к числу закрытых сословных учебных заведений, рассчитанных на ог­раниченный контингент учащихся. Особенностью Московского уни­верситета было то, что по настоянию М.В. Ломоносова он был создан для «обучения разночинцев». К концу XVIII в. насчитывалось около 300 училищ всех ступеней с общим числом учащихся более 22 тыс. Были открыты Землемерная и Коммерческая школы, горное учили­ще, Медико-хирургическая академия и др.

Расширилось книгоиздательское дело. В 1708—1710 гг. была прове­дена реформа алфавита, что приблизило разговорную речь к пись­менной. Стали печатать русские учебники («Букварь» Ф. Поликарпо­ва, «Арифметика» Л. Магницкого и др.). Указ «О вольных типографи­ях» 1783 г., предоставивший право открывать типографии всем желающим, способствовал расширению книгопечатания. Стали изда­ваться первая газета «Ведомости», журналы (автор журнала «Всякая всячина» — сама императрица).

В развитии науки решающую роль сыграли Петербургская акаде­мия наук (1725 г.), Московский университет (1755 г.) и Российская ака­демия наук (1783 г.). Процесс превращения накопленных знаний в науку завершается. Интерес к научным знаниям в начале столетия связан с практическими потребностями Российского государства в освоении новых территорий, полезных ископаемых, с градострои­тельством. Большой вклад в фундаментальную науку внесли русские и иностранные ученые: М.В. Ломоносов (1711—1765 гг.), Д. Бернулли, физики Л. Эйлер, Г.В. Рихман, ботаник И. Гмелин, географ С.П. Краше­нинников, историки В.Н. Татищев, М.М. Щербатов. Важнейшие гео­графические открытия были сделаны С.И. Челюскиным, С.Г. Малыги­ным, Д.Я. и Х.П. Лаптевыми, В.В. Прончищевым и др., которые обсле­довали и нанесли на карту побережье Северного Ледовитого океана от Архангельска до Чукотки. В. Беринг и А.И. Чириков прошли между Чукоткой и Аляской, открыв пролив, отделяющий Азию от Америки. Технический талант проявили механики-самоучки И.П. Ползунов (па­ровая машина), И.П. Кулибин (оригинальные приборы и инструмен­ты, семафорный телеграф и проект одноарочного моста), К.Д. Фролов (водяной двигатель в виде системы водяных колес, приводящих в действие остальные механизмы), А. Нартов построил винторезные и токарные станки. Однако их изобретения не нашли широкого приме­нения в крепостной России.

В центре общественно-политической мысли России находились проблемы преодоления отсталости страны. Петр I и его сподвижники Феофан Прокопович, А. Кантемир, П.П. Шафиров и другие доказы­вали необходимость преобразований и право монарха на неограни­ченную власть. В общественном сознании утверждается представле­ние о монархическом государстве как высшей форме власти, способ ной обеспечить «благо» всех подданных. В сознание общества начали проникать идеи о необходимости просвещения. В петровскую эпоху центром внимания становится человек, в котором перестали видеть только источник греховности (как говорила церковь), его начали вос­принимать как активно действующую личность, ценность которой определялась прежде всего приносимой отечеству пользой.

Революционные события в Северной Америке, Великая француз­ская буржуазная революция воздействовали на общественную мысль. Гражданская позиция большинства деятелей русской культуры, стре­мившихся доступными средствами говорить «истину царям», «учить царствовать монарха», была навеяна идеями «просвещенного абсолю­тизма». Эта позиция, сформировавшаяся во времена Екатерины II, была разделяема А.П. Сумароковым, М.М. Щербатовым, Н.И. Нови­ковым, Д.И. Фонвизиным. Идеальным монархом считался Петр I, в деятельности которого особенно подчеркивалась государственная польза. Впервые в обществе был поставлен на обсуждение крестьян­ский вопрос. Обсуждение активизировалось в связи с Пугачевским бунтом. Однако вопрос об отмене крепостного права не поднимался, раздавался призыв к гуманному отношению к крестьянам. Проблему уничтожения крепостничества с необходимостью ликвидации само­державия революционным путем первым в России связал А.Н. Ради­щев («Путешествие из Петербурга в Москву»).

В литературе, которая тесно была связана с публицистикой, по­явились новые герои, люди нового времени, верящие в могущество разума, науки и собственные силы. Например, большой популярно­стью пользовалась «Гистория о российском матросе Василии Кариотском», сюжет которой напоминает повести XVII в., библейский сю­жет о блудном сыне, однако в этом произведении присутствуют идеи новой эпохи: судьбу героя петровского времени определяет не прови­дение, а личные качества. Русская литература XVIII столетия пред­ставлена именами М.В. Ломоносова, А.П. Сумарокова, Н.М. Карам­зина, Д.И. Фонвизина и др.

В области градостроительства был совершен переход к регулярной планировке, для которой характерны геометрическая правильность, симметричность в разбивке улиц. В 1703 г. началось строительство Санкт-Петербурга, в архитектуре которого отразилась мысль о вели­чии государства. Идеи общественного объединения, гражданского долга стимулировали создание архитектурных ансамблей: Летний дворец, Петропавловский собор, здание Двенадцати коллегий (Трезини), Кунсткамера, дворец А.Д. Меншикова (Дж.- М. Фонтана).

В 60-е гг. в архитектуре на смену пышному барокко (Зимний дворец, Царскосельский дворец В. Растрелли) пришел строгий и величествен­ный классицизм (в Петербурге - здание Академии художеств Ж.Б. Валлен-Деламот, здания Ассигнационного банка и Академии наук Д. Ква­ренги, Мраморный дворец А. Ринальди, Таврический дворец И.Е. Старова; в Москве — дом Пашкова и дворцовый ансамбль в Царицыне В.И. Баженова, здания Московского дворянского собрания, Москов­ского университета, Петровского путевого дворца М.Ф. Казакова).

В XVIII в. получает развитие светская живопись: батальный жанр (гравюра «Бой при Гангуте» А. Зубова; «Полтавская баталия» П.-Д. Мартена и Ж.-М. Натье), портретная живопись (портрет Пет­ра I, «Портрет напольного гетмана» И. Никитина; портреты вельмож, «Автопортрет с женой» А. Матвеева).

Во второй половине XVIII в. в творчестве появилось стремление передать переживания героев. Художники обращаются к античным и древнерусским сюжетам (исторический жанр), иллюстрирующим гра­жданственность, патриотическое служение родине. В искусстве ут­верждается новый тип героя, готового к подвигу и самопожертвова­нию (А. Лосенко «Владимир и Рогнеда», «Прощание Гектора с Андро­махой»). Развивается портретный жанр (портрет А.М. Измайловой А.П. Антропова, портретная галерея графов Шереметевых, «Девушка в кокошнике» И.П. Аргунова, «Неизвестная в розовом платье», «Неиз­вестный в треуголке» Ф.С. Рокотова, «Смольнянки», «Екатерина-за­конодательница» Д.Г. Левицкого, портреты Павла I, вице-канцлера А.Б. Куракина и М.И. Лопухиной В.Л. Боровиковского). Получили распространение графика и пейзаж (творчество С.Ф. Щедрина).

Скульптура стала неотъемлемой частью создаваемых садово-парко­вых комплексов в новой столице и ее пригородах, а также триумфаль­ных арок, ворот, возводимых в память о победах в Северной и других войнах. Интерес к человеку вдохновлял художников на создание скульптурных портретов. Во второй половине творили скульпторы Ф.И. Шубин (бюст М.В. Ломоносова), М.И. Козловский (памятник А.В. Суворову на Марсовом поле), Э.М. Фальконе («Медный всадник»).

Начало развития русского профессионального театра относится к созданию Ф. Г. Волковым в Ярославле (1750 г.) первого в России пуб­личного театра, которым он руководил и после переезда театра в Пе­тербург.

Изменения в быту. В XVIII в. происходит европеизация быта в ос­новном высших сословий: вводилась европейская одежда, начали брить бороды, вводились правила поведения в обществе («Юности честное зерцало» Петра I). В повседневную жизнь вошли ассамблеи, балы, фейерверки. Крестьяне, приезжающие в города, чаще соприка­сались с новшествами, однако крестьянская культура развивалась бо­лее традиционно. Перемен в питании было значительно меньше, чем в одежде или строительстве, хотя определенным новшеством стало распространение табака и картофеля. Народы присоединенных тер­риторий Крыма, Новороссии, Сибири приобщались к культуре рус­ских колонизаторов.



2020-02-04 986 Обсуждений (0)
Культура и общественная мысль России в XVIII в. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Культура и общественная мысль России в XVIII в.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (986)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)