Культура и общественная мысль России в XVIII в.
Основными особенностями развития культуры и общественной мысли в середине и второй половине XVIII в. были: обостренный интерес передовых слоев русского общества к судьбам страны, переживавшей разложение феодально-крепостнических отношений и переход к капитализму, критика крепостнических порядков, а также глубокое изучение природы и техники, вызванное бурным развитием экономики. Образование. Преобразования Петра I дали мощный импульс к развитию культуры России. Она приобретала все более светский характер. Культурные контакты с Европой привели к появлению сети светских школ. Обучение дворян грамоте стало обязательным (дома, в частных или государственных школах). Указом 1714 г. «о единонаследии» неграмотным дворянам запрещалось жениться. Начальное образование получали мальчики всех сословий (кроме крестьян) в государственных цифирных школах. Профессиональное образование можно было получить в Навигацкой (1701 г.), Артиллерийской (1701 г.) и Инженерной (1712 г.) школах, Медицинском училище (1707 г.). Высшая школа была представлена Академией наук и художеств (1725 г.). Во второй четверти XVIII в. система образования приобрела более выраженный сословный характер. Были открыты Шляхетский (дворянский) корпус (1731 г.), предназначенный для подготовки офицеров, и Пажеский корпус, готовящий дворян к придворной службе. Смольный институт благородных девиц (1764 г.) и Благородный пансион (1779 г.) при Московском университете (1755 г.) принадлежали к числу закрытых сословных учебных заведений, рассчитанных на ограниченный контингент учащихся. Особенностью Московского университета было то, что по настоянию М.В. Ломоносова он был создан для «обучения разночинцев». К концу XVIII в. насчитывалось около 300 училищ всех ступеней с общим числом учащихся более 22 тыс. Были открыты Землемерная и Коммерческая школы, горное училище, Медико-хирургическая академия и др. Расширилось книгоиздательское дело. В 1708—1710 гг. была проведена реформа алфавита, что приблизило разговорную речь к письменной. Стали печатать русские учебники («Букварь» Ф. Поликарпова, «Арифметика» Л. Магницкого и др.). Указ «О вольных типографиях» 1783 г., предоставивший право открывать типографии всем желающим, способствовал расширению книгопечатания. Стали издаваться первая газета «Ведомости», журналы (автор журнала «Всякая всячина» — сама императрица). В развитии науки решающую роль сыграли Петербургская академия наук (1725 г.), Московский университет (1755 г.) и Российская академия наук (1783 г.). Процесс превращения накопленных знаний в науку завершается. Интерес к научным знаниям в начале столетия связан с практическими потребностями Российского государства в освоении новых территорий, полезных ископаемых, с градостроительством. Большой вклад в фундаментальную науку внесли русские и иностранные ученые: М.В. Ломоносов (1711—1765 гг.), Д. Бернулли, физики Л. Эйлер, Г.В. Рихман, ботаник И. Гмелин, географ С.П. Крашенинников, историки В.Н. Татищев, М.М. Щербатов. Важнейшие географические открытия были сделаны С.И. Челюскиным, С.Г. Малыгиным, Д.Я. и Х.П. Лаптевыми, В.В. Прончищевым и др., которые обследовали и нанесли на карту побережье Северного Ледовитого океана от Архангельска до Чукотки. В. Беринг и А.И. Чириков прошли между Чукоткой и Аляской, открыв пролив, отделяющий Азию от Америки. Технический талант проявили механики-самоучки И.П. Ползунов (паровая машина), И.П. Кулибин (оригинальные приборы и инструменты, семафорный телеграф и проект одноарочного моста), К.Д. Фролов (водяной двигатель в виде системы водяных колес, приводящих в действие остальные механизмы), А. Нартов построил винторезные и токарные станки. Однако их изобретения не нашли широкого применения в крепостной России. В центре общественно-политической мысли России находились проблемы преодоления отсталости страны. Петр I и его сподвижники Феофан Прокопович, А. Кантемир, П.П. Шафиров и другие доказывали необходимость преобразований и право монарха на неограниченную власть. В общественном сознании утверждается представление о монархическом государстве как высшей форме власти, способ ной обеспечить «благо» всех подданных. В сознание общества начали проникать идеи о необходимости просвещения. В петровскую эпоху центром внимания становится человек, в котором перестали видеть только источник греховности (как говорила церковь), его начали воспринимать как активно действующую личность, ценность которой определялась прежде всего приносимой отечеству пользой. Революционные события в Северной Америке, Великая французская буржуазная революция воздействовали на общественную мысль. Гражданская позиция большинства деятелей русской культуры, стремившихся доступными средствами говорить «истину царям», «учить царствовать монарха», была навеяна идеями «просвещенного абсолютизма». Эта позиция, сформировавшаяся во времена Екатерины II, была разделяема А.П. Сумароковым, М.М. Щербатовым, Н.И. Новиковым, Д.И. Фонвизиным. Идеальным монархом считался Петр I, в деятельности которого особенно подчеркивалась государственная польза. Впервые в обществе был поставлен на обсуждение крестьянский вопрос. Обсуждение активизировалось в связи с Пугачевским бунтом. Однако вопрос об отмене крепостного права не поднимался, раздавался призыв к гуманному отношению к крестьянам. Проблему уничтожения крепостничества с необходимостью ликвидации самодержавия революционным путем первым в России связал А.Н. Радищев («Путешествие из Петербурга в Москву»). В литературе, которая тесно была связана с публицистикой, появились новые герои, люди нового времени, верящие в могущество разума, науки и собственные силы. Например, большой популярностью пользовалась «Гистория о российском матросе Василии Кариотском», сюжет которой напоминает повести XVII в., библейский сюжет о блудном сыне, однако в этом произведении присутствуют идеи новой эпохи: судьбу героя петровского времени определяет не провидение, а личные качества. Русская литература XVIII столетия представлена именами М.В. Ломоносова, А.П. Сумарокова, Н.М. Карамзина, Д.И. Фонвизина и др. В области градостроительства был совершен переход к регулярной планировке, для которой характерны геометрическая правильность, симметричность в разбивке улиц. В 1703 г. началось строительство Санкт-Петербурга, в архитектуре которого отразилась мысль о величии государства. Идеи общественного объединения, гражданского долга стимулировали создание архитектурных ансамблей: Летний дворец, Петропавловский собор, здание Двенадцати коллегий (Трезини), Кунсткамера, дворец А.Д. Меншикова (Дж.- М. Фонтана). В 60-е гг. в архитектуре на смену пышному барокко (Зимний дворец, Царскосельский дворец В. Растрелли) пришел строгий и величественный классицизм (в Петербурге - здание Академии художеств Ж.Б. Валлен-Деламот, здания Ассигнационного банка и Академии наук Д. Кваренги, Мраморный дворец А. Ринальди, Таврический дворец И.Е. Старова; в Москве — дом Пашкова и дворцовый ансамбль в Царицыне В.И. Баженова, здания Московского дворянского собрания, Московского университета, Петровского путевого дворца М.Ф. Казакова). В XVIII в. получает развитие светская живопись: батальный жанр (гравюра «Бой при Гангуте» А. Зубова; «Полтавская баталия» П.-Д. Мартена и Ж.-М. Натье), портретная живопись (портрет Петра I, «Портрет напольного гетмана» И. Никитина; портреты вельмож, «Автопортрет с женой» А. Матвеева). Во второй половине XVIII в. в творчестве появилось стремление передать переживания героев. Художники обращаются к античным и древнерусским сюжетам (исторический жанр), иллюстрирующим гражданственность, патриотическое служение родине. В искусстве утверждается новый тип героя, готового к подвигу и самопожертвованию (А. Лосенко «Владимир и Рогнеда», «Прощание Гектора с Андромахой»). Развивается портретный жанр (портрет А.М. Измайловой А.П. Антропова, портретная галерея графов Шереметевых, «Девушка в кокошнике» И.П. Аргунова, «Неизвестная в розовом платье», «Неизвестный в треуголке» Ф.С. Рокотова, «Смольнянки», «Екатерина-законодательница» Д.Г. Левицкого, портреты Павла I, вице-канцлера А.Б. Куракина и М.И. Лопухиной В.Л. Боровиковского). Получили распространение графика и пейзаж (творчество С.Ф. Щедрина). Скульптура стала неотъемлемой частью создаваемых садово-парковых комплексов в новой столице и ее пригородах, а также триумфальных арок, ворот, возводимых в память о победах в Северной и других войнах. Интерес к человеку вдохновлял художников на создание скульптурных портретов. Во второй половине творили скульпторы Ф.И. Шубин (бюст М.В. Ломоносова), М.И. Козловский (памятник А.В. Суворову на Марсовом поле), Э.М. Фальконе («Медный всадник»). Начало развития русского профессионального театра относится к созданию Ф. Г. Волковым в Ярославле (1750 г.) первого в России публичного театра, которым он руководил и после переезда театра в Петербург. Изменения в быту. В XVIII в. происходит европеизация быта в основном высших сословий: вводилась европейская одежда, начали брить бороды, вводились правила поведения в обществе («Юности честное зерцало» Петра I). В повседневную жизнь вошли ассамблеи, балы, фейерверки. Крестьяне, приезжающие в города, чаще соприкасались с новшествами, однако крестьянская культура развивалась более традиционно. Перемен в питании было значительно меньше, чем в одежде или строительстве, хотя определенным новшеством стало распространение табака и картофеля. Народы присоединенных территорий Крыма, Новороссии, Сибири приобщались к культуре русских колонизаторов.
Популярное: Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (986)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |