Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Использование народной сказки в решениях педагогических задач



2020-02-04 841 Обсуждений (0)
Использование народной сказки в решениях педагогических задач 0.00 из 5.00 0 оценок




     Педагогическая ценность сказок чрезвычайно велика. Сказки знакомят детей с жизнью разных народов, национальным обычаем, культурой, традицией, природой. Они проникнуты чувством горячей любви к Родине, верой в торжество справедливости, в светлое будущее. Ведь определить ценность сказки, предназначенной самым маленьким, возможно, исходя из анализа общих закономерностей как жанра.

     Однако вспомним: сказка была рассчитана в первую очередь на взрослого, способного через художественное слово - "из уст в уста" -передавать ее содержание детям., создавая приоритетную установку на целенаправленное воспитание. Все важно здесь: и форма, и содержание, и художественное преподнесение текста с учетом возраста, но самое главное - умение в трактовке сохранить изюминку народной мудрости.

      Иными словами, знакомя ребенка со сказкой, взрослый должен задуматься: что же лежит в основе ее содержания, с какой целью она создана первым автором (чему-то научить, удивить или позабавить?) Должен понять, благодаря каким ценностным ориентация эта сказка представляет интерес для современного ребенка.

      Передовые русские педагоги всегда были высокого мнения о воспитательном и образовательном значении народных сказок и указывали на необходимость широкого их использования в педагогической работе.

    Так, В.Г.Белинский ценил в сказках их народность, национальный характер. Он полагая, что в сказке за фантазией и вымыслом стоит реальная жизнь, действительные социальные отношения.

      В.Г.Белинский, глубоко понимавший природу ребенка, считал, что у детей сильно развито стремление ко всему фантастическому, что им нужны не абстрактные идеи, а конкретные образы, краски, звуки.

       Н.А.Добролюбов считал сказки произведениями, в которых народ выявляет свое отношение к жизни, к современности.

Великий русский педагог К.Д.Ушинский был о сказках настолько высокого мнения, что включал их в свою педагогическую систему. Причину успеха сказок у детей Ушинский видел в том, что простота и непосредственность народного творчества соответствуют таким же свойствам детской психологии. По мнению Ушинского, природные русские педагоги - бабушка, мать, дед, не слезающий с печи, понимали инстинктивно и знали по опыту, какую огромную воспитательную и образовательную силу таит в себе народная сказка. Педагогическим идеалом Ушинского являлось гармоническое сочетание умственного и нравственно-эстетического развития. Благодаря сказкам, в душе дитяти с логической мыслью срастается прекрасный поэтический образ, развитие ума идет дружно с развитием фантазии и чувства. Ушинский детально разработал вопрос о педагогическом значении сказок и их психологическом воздействии на ребенка.

       Сказки русского народа К.Д.Ушинский назвал первыми блестящими попытками народной педагогики. Сказки, являясь художественно-литературными произведениями, одновременно были для трудящихся и областью теоретических обобщений по многим отраслям знаний. Они - сокровищница народной педагогики, более того, многие сказки суть сочинения педагогическая, т.е. в них содержатся педагогические идеи.

     Сказки являются важным воспитательным средством, в течение столетий выработанным и проверенным народом. Жизнь, народная практика воспитания убедительно доказали педагогическую ценность сказок. Дети и сказка - неразделимы, они созданы друг для друга и поэтому знакомство со сказками своего народа должно обязательно входить в курс образования и воспитания каждого ребенка.

     В русской педагогике встречаются мысли о сказках не только как воспитательном и образовательном материале, но и как педагогическом средстве, методе.

     Так, безымянный автор статьи "Воспитательное значение сказки", в ежемесячном педагогическом листке "Воспитание и обучение" (№ 1, 1894), пишет, что сказка появилась еще в то отдаленное время, когда народ находился в состоянии младенчества. Раскрывая значение сказки как педагогического средства, он признает, что детям повторять хоть тысячу раз одну и ту же нравственную сентенцию, она для них все же остается мертвою буквою, но если же рассказать им сказку, проникнутую тою же самою мыслью, - ребенок будет взволнован и потрясен ею.

    Сказки как прием убеждения широко использовал в своей педагогической деятельности выдающийся педагог И.Я.Яковлев.Многие сказки И.Я.Яковлева, составленные им на манер бытовых сказок, носят характер этических бесед, т.е. выступают как средства убеждения в нравственном воспитании детей. В ряде сказок он усовещивает детей ссылкой на объективные условия жизни, а чаще всего - на естественные последствия дурных поступков детей: уверяет, убеждает их в важности хорошего поведения.

     Сказки в зависимости от темы и содержания заставляют слушателей задуматься, наводят на размышления. Нередко ребенок заключает: "Так в жизни не бывает". Невольно возникает вопрос: "А как бывает в жизни?" Уже беседа рассказчика с ребенком, содержащая ответ на этот вопрос, имеет познавательное значение.

     В народных сказках находят отражение некоторые приемы воздействия на личность, разбираются общие условия семейного воспитания, определяется примерное содержание нравственного воспитания и т.п.

     Сказка является одним из элементов культуры, и прежде всего ее эстетического слагаемого. Она базируется на народно-этнической культуре, на фольклорных корнях и обладает богатым ?

нравственно-педагогическим потенциалом.

      Все сказки мира, народные и авторские, всегда содержат в себе реальное и ирреальное. Естественное и сверхъестественное, правдивое и фантастическое.

     Социально-педагогическое значение сказки обусловлено тем, что слушающий ее имеет возможность, опираясь на реально-бытийные моменты сказки, психологические принять ее "небытийную", ирреальную сторону. Она создает богатые возможности для развития творческого воображения слушателя, подключения его образного мышления к волшебному, ирреальному плану. При этом социализируется все сенсорная система слушателя: зрение, слух, обоняние, осязание, пространственные моторные механизмы.

     Спецификой сказки является то, что она всегда является продуктом творчества определенного народа. Она содержит в себе такие сюжеты, образы, ситуации, которые специфически для определенного этноса. Это находит отражение в именах действующих лиц, в названиях животных и растений, в особенностях места действия и т.д. Эти элементы могут переходить из сказки в сказку ("жил да был", "в некотором царстве, в некотором государстве" и т.п.), от сказателя к сказателю, от этноса к этносу.

      Любая сказка ориентирована на социально-педагогический эффект: она обучает, воспитывает, предупреждает, учит, побуждает к деятельности и даже лечит. Иначе говоря сказки гораздо богаче ее художественно-образной значимости.   

     Сказка является одним из важнейших социально-педагогических средств формирования личности.

   С социально-педагогической точки зрения важны социализирующая, креативная, голографическая,

валеологотерапевтическая, культурно-этническая, вербально-образная функции сказки. Наличие этих функций выявляется в практике педагогического, художественного и др. видов использования сказок.

    Во-первых, сказка включает функцию социализации, т.е. приобщения новых поколений к общечеловеческому и этническому опыту.

    Сказке, как любому явлению искусства, присуща компенсаторная функция. Любой человек ограничен в своем индивидуальном жизненном опыте: во времени, в пространстве, профессионал ь событийно, ограничен половой дифференциацией и т.д.

    Искусство в целом, в частности сказка, приходит на помощь человеку, раздвигая границы его индивидуального жизненного опыта, подключения к опыту личности опыт человечества, аккумулированный в интернациональном и этическом мире сказок.

    Вариативная природа сказки побуждает личность слушающего к собственной, индивидуальной интерпретации сюжета образов, характеристик действующих лиц, их оценки, т.е. превращает слушателя из субъекта воздействия в субъект взаимодействия, в соавтора сказки. Это выражается в индивидуальной визуализации текста, в своеобразии эмоционального переживания сюжета, в индивидуальном стиле изложения сказки и т.д.

   А.С.Пушкин писал о сказке: "Сказка - ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок". Именно "намек", а не нравственная сентенция, не резонерское морализирование, не идеологическая директива содержится в сказке, ее сюжете, ее образах. Само понятие "намек" подразумевает актуализацию личностной трактовки, индивидуального доосмысления содержания сказки каждым слушателем. Разумеется, социализирующая функция сказки требует от педагога уникальных способностей, освобождения отрезонерско-менторского стиля, от однозначно стандартных подходов. Педагог должен уметь и рассказывать сказку, и стимулировать индивидуальное ее восприятие, и побуждать детей к собственному творчеству.

     Во-вторых, сказке присуща креативная функция, т.е. способность выявлять, формировать, развивать и реализовать творческий потенциал личности, его образное и абстрактное мышление.

Фантастический мир сказки, наличие в ней ирреальных, вариативных элементов, способность "приглашать к соавторству"позволяют слушателю преодолеть стереотипы мышления, комплексы отчужденности, пробудить "спящие", не выявленные творческие (живописные, музыкальные, поэтические, графические и т.д.) способности.

   Формируя привычные навыки, приемы, действия, умения детей, педагог должен вызывать заинтересованность их не только и не столько в конечном результате, сколько в самом процессе творения сюжетов или новых образов. Это соответствует деятельностной природе творчества. Этот этап, этап формирования творческого потенциала, предполагает органическое единство как репродуктивных, стандартных, традиционных, так и новаторских, креативных элементов.

       От педагога требуется мобилизация всех способов, приемов, механизмов методик, формирующих творческие качества личности: воображение, вербальные способности, наблюдательность, образная память, способность к импровизации, к выразительному движению, к прогностическому мышлению, к сравнительно-оценочной деятельности, т.е. ко всему тому, что образует психологический творческий потенциал личности.

      В-третьих, в сказке можно обнаружить голографическую функцию, проявляющуюся в трех основных формах.

 

1. Прежде всего, галографичность образных построений сказки проявляется в ее способности своим внутренним строем целокупно представлять мироздание в его трехмерном пространственном (высота, ширина, длина, макромир, микромир, небесный, земной, подземные миры; неживая, живая и человеческое общество) и временном измерении (прошлое, настоящее, будущее). Эти аспекты пространственно-временного содержания сказок образуют голографический континуум (универсальность, целокупность), что созвучно психике ребенка. Вот почему дети так чувствительны к универсальности сказки: в ней они находят созвучие своему такому же универсальному внутреннему миру. Более того, универсальный мир сказки способен актуализировать все органы чувств и психические функции формирующейся личности.

 

2. Далее, голографичность сказки можно трактовать в синестетическом смысле слова ("син"-греч.совместное, эстетикос -чувство). Мы имеем в виду потенциальную способность сказки не только актуализировать все органы чувств человека (синестезия), но и быть основой, фундаментом для создания всех видов, жанров, типов эстетического творчества.Важно отметить и такой аспект голографичности сказки, как ее способность в малом являть большое, в локальном представлять глобальное, в микросюжете отражать макропроблемы. Сказка способна отображать глобальные проблемы, непреходящие ценности, вечные темы противоборства доброго и злого, света и тьмы, радости и печали, силы и слабости.

 

      В педагогической практике этот аспект сказки может быть использован для

формирования целостного мировоззрения слушателей, их нравственной, художественной, экологической, валеологической культуры.

     В-четвертых, вполне естественно выделить развивающе-терапевтическую функцию сказки.

   О " сказкотерапии" давно уже говорят в литературе, подразумевая ее психотерапевтический (лечебный) эффект. Терапевтическая функция сказки имеет свои корни в той функции искусства в целом, которую Аристотель обозначал термином "катарис" (очищение, умиротворение, снятие стресса). Эта катарсическая функция искусства послужила основанием для формирования целого направления - эстетотерапии, т.е. лечения людей при помощи живописи, поэзия, танца. В сказке присутствует и функция профилактики, функция воспитания здорового образа жизни, охраны человека от пагубных, наносящих урон здоровью увлечений, пристрастий, действий, поведенческих актов.

     Если учитывать, что сказка является одной из форм народной мудрости, выраженной в образной, доступной каждому форме, то сказкотерапию можно рассматривать как одно из направлений софиотерапии. Сказка активно воздействует на эмоционально -образный потенциал личности.

    В-пятых, учитывая этнонациональное своеобразие большинства сказок мира, можно говорить о культурно-этнической функции сказки. Сказка как феном культуры этноса исторически отражает в себе хозяйственно-бытовой уклон народа, его язык, особенности его менталитета, его традиции и обычаи, предметно-вещную атрибутику. Поэтому через сказку любой слушатель, особенно дети, могут усваивать все богатство этнической культуры, приобщаясь к историческому опыту своего народа. Сказка - это как бы социальная память этноса. В ней аккумулирована его многовековая практика с ее положительными и отрицательными сторонами, подвигами и поражениями, радостями и печалями и т.д. Этнопедагогика как раздел социальной педагогики располагает богатейшими возможностями использования материалов народных сказок для включения подрастающего поколения в мир этнической культуры естественным образно-игровым способом.

      В-шестых, в исследованиях сказок с позиций литературоведения, педагогики, этнографии фиксируется и лексико-образная функция сказки, ее способность формировать языковую культуру личности, владение многозначностью народной речи, ее художественно-образным, композиционно-сюжетной вариативностью. При слушании и чтении сказок происходит индивидуальная интериоризация вербально-знаковых форм сказок, а при воспроизведении (пересказе, интерпретации, повторении, драматизации) сказок осуществляется развитие способностей к индивидуальной экстериоризации, развитие речевой культуры индивида. При этом функционируют и развиваются обе основные языковые функции- экспрессивная и коммуникативная. Если экспрессивная функция формирует вербально-образный каркас языка личности, то коммуникативная функция развивает социальные качества личности, ее способность к общению, к пониманию, к диалогу.

"Сказка дает великолепный общий язык для взрослого, работающего с ребенком. Обычно они разговаривают на разных языках. При этом двуязычен скорее ребенок, а проблемы с общением есть скорее у взрослого. Язык сказки их естественно сближает".

           Таким образом, в воспитании детей дошкольного возраста, в формировании у них высоких моральных качеств большое значение имеют сказки. Они воспитывают любовь к Родине, приобщают к культуре народа, знакомят с обычаями и укладом жизни, богатством родного языка. Сказки способствуют формированию характера ребенка, развитию его мышления, речи, творческой фантазии, художественного вкуса, учат преодолевать трудности, прививать любовь к труду, воспитывать благородные чувства, вызывать стремление быть добрым, честным, храбрым, справедливым.

               Чтение сказок всегда доставляет детям большую радость. Они внимательно их слушают, активно переживают, быстро усваивают содержание, с удовольствием пересказывают его, проводят игры на сказочные сюжеты, используют запомнившиеся обороты и эпитеты в разговорной речи

 (тянем-потянем, лягушка-квакушка и др).2.3. Народная сказка в развитии художественных способностей детей

                Богатство и яркость фантастических образов народной сказки способствует развитию художественных способностей. Сказка, как особый литературный жанр, имеет свои специфические особенности. В сказках воплощаются и значительные представления о подлинном мире. Сказки живо и ярко отображают народный быт, окружающую природу и т.д. В то же время в сказке отражение живой, реальной действительности сочетается с богатством и своеобразием фантастических образов.

                В первую очередь в творческих рисунках на сказочные сюжеты мы обнаруживаем смелость и богатство воображения. Некоторые дети, желая показать образы, изменяют реальные цвета, присущие тому или иному объекту, придают ему фантастический оттенок.

                Среди многообразных явлений действительности отдельные дети находят и выражают свою, пережитую и прочувствованную тему. Отражая действительность, ребенок самостоятельно отбирает образы, соединяет их в действиях и строит содержание, внося в него творческую инициативу, используя специфичные для него выразительные средства.

               Как показывает анализ рисунков, одни дети склонны использовать ритм штрихов, пятен, линейный контур, другие тяготеют к живописному отражению явлений действительности.

              Дети находят выразительные средства для воплощения своего замысла - цветовые сочетания, форму композицию. В творческом рисунке они передают свое отношение к изображаемому. Творческий процесс предполагает у детей дошкольного возраста образное видение мира, действительности.

            Действительность - основа творческого процесса.

           Изобразительное творчество формируется за счет образного видения ребенка - умения наблюдать, замечать характерные признаки, детали, анализировать форму, цвет наблюдаемого объекта, цвет и в то же время способности сохранять целостное впечатление от объекта, явления.

                 В современных условиях важная роль отводится развитию художественных способностей средствами искусства, в том числе и народной сказки.

               Сказка, как и другие виды искусства, отражает окружающую действительность в особой образной форме, художественных образах, создаваемых выразительными средствами.

               Знакомство со сказками не только обогащает эмоциональную сторону психики детей, но и расширяет, углубляет представления об окружающем, вызывает у них определенное отношение к тем событиям, явлениям, которые отражены в данных произведениях.

              Основной формой отображения, окружающей ребенка действительности служит художественный образ. Именно художественный образ заставляет почувствовать аналогичный жизненный образ. Он служит воспитанию чувства прекрасного, а через художественный образ - соответствующего восприятия окружающей жизни.

              Изобразительная деятельность даже у самого маленького ребенка связана с его чувствами. Эмоциональное отношение к явлению через сказку помогает лучше запомнить, а затем воспроизвести в понятие воспринятое.

              Сказки помогают осуществлению в процессе изобразительной деятельности более широких задач воспитания: изображаемый ребенком образ вновь вызывает у него чувства, испытанные ранее и тем самым способствует закреплению этих чувств. Поэтому важно учитывать, какие чувства вызывает у детей та или иная сказка, образ.

              Очень важно для развития художественных способностей, через изобразительное творчество поддерживать первое проявление чувства цвета, развивать его дальше, вести ребенка от восприятия контрастных сочетаний, к все более тонким, гармоничным.

              Известие, что рисунки дошкольников отличаются своим жизнерадостным настроением. Жизнерадостность возникает, прежде всего, за счет цветового строя. В большинстве детских рисунков мы видим яркие, открытые цвета: синее море, белые пароходы, яркие цветы на светло-зеленом лугу и т.д.

            Для многих детских работ характерно яркое декоративное богатство. Мелкая дробная расцветка неприемлема для детей. Рисунок украшен всего несколькими пятнами, но это оказывается достаточным для того, чтобы создать выразительный, интересный по своему декоративному строю, жизнерадостный образ. Жизнерадостность достигается главным образом посредством резкого контраста цветовых пятен.

           В детских рисунках можно встретить такие образы, которые строятся на монохромной, нежной гамме красок: сиреневых, лиловых, темных коричневых тонов. Чаще всего это можно наблюдать при передаче образов природы. А разнообразие колорита цветов мы видим в сказках. В детском рисунке цвет является также средством выражения определенного образного содержания. При передаче отрицательных образов сказок (ведьмы, бабы-яги) показательно, что ребенок сознательно использует черную краску для передачи своего отношения к этим образам.

        Дети изображают ведьму не только с распущенными, всклокоченными волосами, уродливым лицом, они "одевают" ее в черное платье и даже дом, в котором она живет, раскрашивается черной краской. Так сказывается отрицательное отношение к этому образу.

       В рисунках дети используют иногда такое цветовое сочетание, которое придает изображению таинственность и фантастичность. Беспокойный фон неба - оранжевое с яркими красными полосами -усиливает тревожное настроение рисунка, и изображающего черного колдуна. В этих рисунках мы видим своеобразное переплетение вымысла и правды, фантастического и реального.

      Сказка является отражением объективной действительности.

      Сказка - это специфическая форма познания действительности и воздействия на нее. Жизненные факты, отдельные события, воплощенные художником в образ и истолкованные им, помогают глубже разбираться в реальных жизненных процессах более пристально всматриваться в окружающий нас мир.

       Сказка обладает умением схватывать самое важное и существенное, сосредоточить свое внимание на жизненных фактах и процессах наиболее выявляющих смысл отражаемого. Для сказки характерно чувство предмета, особая прозорливость в общении с многообразным миром конкретных вещей. 

        Следовательно, через сказку познается действительность и посредством художественных образов мы получаем необычайно многообразные и многоплановые впечатления и знания, которые обогащают человека.

      Для развития творческих способностей необходимо научить детей владеть основными способами творческого решения. В этом неоценимую помощь окажет показ произведений народной сказки.

     В творческом процессе ребенка 6-7 лет можно выделить два этапа : 1) формирование замысла; 2) создание самого рисунка. Момент формирования замысла в творческом рисовании представляется очень важным. В общей степени получаемый продукт будет зависеть от того, как сформулирован замысел. 

   Существенное значение приобретает здесь развитие восприятия, наблюдательности "запоминаемости" виденного. Главное заключается в том, чтобы посредством сказки содействовать накоплению зрительных представлений, впечатлений ребенка, развитию его воображения. Внимание к приемам передачи, форме колорита, композиции в используемых сказках дает детям возможность понять и найти выразительные средства для воплощения своего замысла.

        В рисовании на темы сказок требуется передача характера ситуативных моментов, действия, поисков специфических изобразительных средств для выражения "сказочного" сюжета. Все эти моменты содействуют деятельности воображения и воплощения их в создании выразительного образа. Произведение должно быть реалистическим и высокохудожественным. Эта мысль неоднократно высказывалась в педагогической литературе. Авторы, исследовавшие вопросы восприятия произведений искусства детьми, одним из первых условий при отборе произведений для восприятия ставили их реалистичность и высоко художественность.

           По своей тематике сказки должны быть близки и понятны детям. Дети должны иметь запас представлений и знаний о явлениях и предметах, художественно отраженных в картине.

           Подбор произведений содействует нахождению и обогащению способов передачи детьми в рисунках своих замыслов. Помимо того, что произведение художественно и доступно по своему сюжету, оно должно быть понятно самой своей художественностью, т.е. должно производить эстетическое воздействие. 

            Эстетическое воздействие могут оказывать на детей такие произведения, выразительные средства которых доступны их восприятию. Произведения обогащают замыслы детей, содействуют развитию умения образно видеть.

            Поэтому необходима предметность, конкретность рисунков, особая эмоциональность, обеспечивающаяся цветом и динамикой.

            При изучении влияния сказки на детское изобразительное творчество большое значение приобретает вопрос об эстетическом восприятии искусства. Только при условии эстетического восприятия искусства можно говорить о влиянии искусства на развитие творчества.

          Повествование в сказке развертывается по прямой линии: один эпизод вытекает из другого и все они связаны между собой. В сказках нет многословных описаний, даны скупые, но яркие характеристики; чаще всего образ показан в действии. Образы сказок, несмотря на фантастические элементы, просты, реальны, связаны с жизнью, знакомой детям.

Воссоздать рисунки можно только по тексту такого произведения, где картины действительно подразумеваются и воображаются. Эпизоды носят изобразительный характер.

    Основные персонажи, участвующие в этих сказках, доступны для изображения ребенком старшего дошкольного возраста. Эти сказки дают возможность в своих рисунках объединить несколько предметов в несложный сюжет, т.е. выразить взаимоотношения между персонажами, отразить обстановку действия, выразить свое отношение к изображаемому событию.

Выводы по II главе:

1. Сущность народных сказок заключается в том, что сказки раскрывают исторически сложившиеся национальные и общечеловеческие ценности. Сказка несет в себе народную мудрость. В ней заключены идеалы, мечты людей о счастливой жизни, покорении природы, радостном труде. Сказки основаны на реальном и фантастическом.

Выделяют жанры сказок: сказки о животных; волшебные сказки; бытовые новеллистические сказки, авантюрные сказки.

Также выделяют особенности народных сказок: народность, оптимизм, забавность, дидактизм.

 

 2. Сказки являются важным воспитательным средством, в течение столетий выработанным и проверенным народом. Жизнь народная практика воспитания убедительно доказали педагогическую ценность сказок. Дети и сказки - неразделимы, они созданы друг для друга и поэтому знакомство со сказками своего народа должно обязательно входить в курс образования и воспитания каждого ребенка.

 

3.Богатство и яркость фантастических образов народной сказки способствует развитию художественных способностей. Изобразительное творчество формируется за счет образного видения ребенка - умения наблюдать, замечать характерные признаки, детали, анализировать форму, цвет наблюдаемого объекта и в то же время способности сохранить целостное впечатление от объекта, явления.

 

список

используемой литературы

1. Алексеев Д.И. О свободе творчества - М.:Просвещение, 1963-с. 15-20.

2. Алиева Т.С. Как ребенок воспринимает художественную литературу.

Дошкольное воспитание ,1996 - № 5 - с. 23-27.

3. Андросова В.Н. Обучение детей восприятию художественной литературы.

 Дошкольное воспитание , 1996 - № 5 - с. 23-27.

4. Аникин В.П. Русская народная сказка - М. :Просвещение, 1964 -Зс.,с. 60-62

5. Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие - М.: Просвещение ,1974-

с. 162.

6. Афанасьев А.Н. Диво-дивное, чудо-чудное : народные русские сказки

Афанасьева - М : Просвещение , 1988 - с. 37-40

7. Афанасьев А.Н. Доброе слово : народные русские сказки - М.: Радуга, 1998 -

с.50-60.

8. Бочарова В.Г. Возрождение народной культуры и художественное воспи-Берлянчик М.М. тание в социальной среде - М.: Просвещение, 1998 - с. 14-25. Выдрина И.В.

9. Венедиктов Г.Л. Духовная культура народа // Русская литература, 1986 -

с. 84-98.

10. Венгер Л.А. Генезис сенсорных способностей - М : Педагогика, 1976 -Тарасова К.В. с. 37-55.

11. Ветлугина НА. Художественное творчество в детском саду

- М.: Просвещение, 1974- с. 5-17.

12. Ветлугина Н.А. Самостоятельная художественная деятельность дошколь-

ников - М: Педагогика, 1980 - с. 27-59.

13. Ветлугина Н.А. Художественное творчество и ребенок. - М.: Педагогика,

1972-с. 89-95.

14. Ветлугина Н.А. Система эстетического воспитания в детском саду -

М. : Педагогика, 1962 - с. 30-49.

15. Волков Г.Н. Этнопедагогика.. -Чувашское книжное издательство, 1974- с. 37-

 

16. Волков И.Ф. Творческие методы и художественные системы.

- М. : Просвещение, 1989 - с. 41-45

17. Выготский Л.С. Психология искусства. - М. : Просвещение, 1968 - 13с.

18. Гомозова СВ. Использование художественного слова на занятиях изобра-

зительной деятельности. //Дошкольное воспитание. - 1980. -№3.- с 37-41.

19. Голубева Э.А. Способности и индивидуальность. - М. : Просвещение. 1983-

с. 13-50.

20. Голубева Э.А. Способности и склонности: комплексные исследования. -Печенков В.В. М. : Педагогика, 1989 - с. 2-10.

Гусева Е.П. и др.

21. Григорьева Г.Г. Игровые приемы в обучении дошкольников изобразитель-

ной деятельности. - М. : Просвещение, 1995 - с. 18-25.

22. Дементьева A.M. Указание к методике родного языка к курсу "Основы изоб-

разительного искусства и методики изобразительности детей. - М.: Учпедгиз, 1963 - 9с.

23. Дошкольникам о художниках детской книги из опыта работы. Составитель Т.Н.Доронова - М. : Педагогика, 1991 - с. 8-12.

24. Дранков В.Л. Многогранность способностей как общий критерий художе-

ственного таланта. // Художественное творчество. 1983 -№ 5 с. 8-10.

25. Дронова О.А. О путях повышения выразительности в детских рисунках.

// Дошкольное воспитание. - 1987 - № 9 - с. 10-13.

26. Зубарева Н.М. Дети и изобразительное искуство. - М. : Просвещение, 1969 -

с. 60-65.

27. Зуева Т.В.  Бытовые сказки. // Литература в школе. - 1993 - № 6 - с. 36-40.

28. Иванова Э.Н. Сказка и современное детство. // Дошкольное воспитание -

1984-№ 9-с. 42-45.

29. Игнатьев Е.И. Психология изобразительной деятельности детей. -

М. : Учпедгиз, 1961 - с. 13-25.

30. Ильин И.В. Духовный смысл сказки. // Литература в школе. - 1992 - № 1

-с. 3-10.

31. Казакова Т.Г. Изобразительная деятельность и художественное развитие дошкольников. - М. : Просвещение, 1983 - с. 20-37.

32. Казакова Т.Г. Развивайте у дошкольников творчество. - М.: Просвещение,

1985-с. 38-50.

33. Карпинская Н.С. Художественное слово в воспитании детей раннего и

дошкольного возраста. - М : Педагогика, 1972 - с.46-58.

34. Киреенко В.И. Психология способностей к изобразительной деятельности.

- М. : Просввещение, 1959 - с. 37-48.

35. Конвенция о правах ребенка. //Вестник образования. - 1991 № 10 - с. 19-20.

36. Комарова Т.С. Изобразительное творчество дошкольников. - М. :

Просвещение, 1984-с. 4-60.

37. Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду: обучение и

творчество. - М. : Педагогика, 1990 - с. 10-29.

38. Комарова Т.С. Как можно больше разнообразия на занятиях рисования.

// Дошкольное воспитание. - 1991 - № 9 - с. 13-15.

39. Комарова Т.С. Обучение технике рисования.-М. : Просвещение, 1976 - с.2-38

40. Комарова Т.С. Ребенок в мире образа. // Дошкольное воспитание. - 1996 -

№11-с. 21-23.

41. Котлер В.Ф. Изобразительная деятельность дошкольников. - Киев, 1986

-с. 3-18.

42. Кузин B.C.  Психология. - М. : Педагогика, 1976.- с. 87-96.

43. Лейтес Н.С. Способности и одаренность в детские годы. -

М. : Педагогика, 1984 - с. 18-29.

44. Мелик-Пашаев А.А. Педагогика искусства и творческие способности. -

- М. : Просвещение, 1981 - с 12-37.

45. Мелик-Пашаев А.А. Ступеньки к творчеству. - М.: Искусство, 1995 - с. 5-30. Новлянская З.Н.

46. Мухина B.C. Изобразительная деятельность ребенка как форма усвоения

социального опыта. - М. : Педагогика, 1981 - с. 29-33.

47. Платонов К.К. Проблемы способностей. - М. : Педагогика, 1972 - с. 15-37.

48. Погоненко Ф.Д. Рисование дошкольников. // Дошкольное воспитание. -

1994.-№4.-с. 8-11.

49. Померанцев Э.В. Русская народная сказка. - М. : Просвещение, 1963 - с.8-15.

50. Проскура Е.В. Развитие познавательных способностей дошкольников. -Киев, 1985 -с. 18-27.

51. Роднина A.M. Об использовании технологии сказок на занятиях изобрази тельной деятельности. //Дошкольное воспитание. - 1999. -№10.-с. 12-16.

52. Ромашкина Н.Г. Сказки в рисунках детей 6-7 лет. // Дошкольное воспита-

ние. -1984-№ 2 - с. 37-39.

53. Ротенберг B.C. Об общих предпосылках творчества.. // Художественное

творчество. - 1983 - № 7 - с. 8-10.

54. Сакулина Н.П. Рисование в дошкольном детстве. - М. : Просвещение,

1967-с. 13-30.

55. Сефина Е.Л.

Приглашение к творчеству. // Дошкольное воспитание. 1999-№ 1-с. 17-21.

56. Флерина Е.А. Изобразительное творчество детей дошкольного возраста.

- М.: Педагогика, 1981 - с. 38-50.

57. Хеллер К.А.   К проблеме многосторонних способностей.

// Воспромы психологии. - 1993 - № 5 - с. 82-88.

58. Хрестоматия по психологии художественного творчества. - М.: Магистр,

1996-с. 18-25.

59. Художественное воспитание в детском саду / под ред. Н.С.Карпицкой .-

1959-с. 2-31.

60. Щербаков А.И. Практикум по общей психологиию - М,: Просвещение,

1990-с. 15.39.

61. Эльконин Д.Б. Детская психология. - М.: Просвещение, 1960 - с. 41-50.

62. Эстетическое воспитание в детском саду / под ред. Н.А.Ветлугиной. - М.:

Просвещение, 1985 - с. 37-45.

 



2020-02-04 841 Обсуждений (0)
Использование народной сказки в решениях педагогических задач 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Использование народной сказки в решениях педагогических задач

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (841)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.015 сек.)