Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Сензитивный тренинг (тренинг чувствительности)



2020-02-04 547 Обсуждений (0)
Сензитивный тренинг (тренинг чувствительности) 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Работа, проводимая в Т-группах, лучше всего описывается термином «социально-психологическое обучение». В качестве подлежащего усвоению содержания здесь выступают не предметные знания о себе, других людях и законах групповой динамики гораздо большее значение, чем знания, приобретаемые в ходе групповой работы, имеют эмоциональный опыт, навыки межличностного общения, расширение сознания и, главное, усиление и удовлетворение мотивов личностного роста. И тут уже вторично новые и более сильные мотивы активизируют познавательные процессы на всех уровнях, в том числе и при добывании предметного знания. Поэтому можно сказать, что данный вид тренинга опира­ется на второй из семи перечисленных выше приемов активиза­ции познания.

Интересно, что в сензитивном тренинге используется и прием, ха­рактерный для проблемного обучения. Так, членам группы предоставлена максимальная самостоятельность, а основным сред­ством стимуляции группового взаимодействия выступает факт изна­чального отсутствия какой-либо структуры в группе. Ведущий (их может быть и двое) сам является равноправным участником группо­вых процессов, а не организует их как бы извне. Он призван быть лишь катализатором процессов межличностного взаимодействия. Тем не менее, роль ведущего очень важна — не на­вязывая заранее заготовленные сценарии, он может косвенно влиять на работу группы. Он может обратить внимание всех присутствую­щих на важность того или иного события в жизни группы, дать оцен­ку направления, в котором движется группа, поддержать наиболее уязвимых участников, пока это не научатся делать другие члены группы, способствовать созданию общей атмосферы заботы, поддержки, эмоциональной открытости и доверия в группе.

Т-группы состоят из 6 — 15 человек разных профессий, возраста и пола; продолжительность занятий от 2 суток до 3 недель. Обратная связь в группе осуществляется не только в ходе текущих взаи­модействий, но через процедуру «горячего кресла», находясь в котором каждый из участников прямо оценивается другим участниками Т-группы. Кроме метателей личностного роста групповая работа преследует и ряд более конкретных целей: глубокое самопознание за счет оценок себя со стороны других; повышение чувствительности к групповому процессу, поведению других людей благодаря более тонкому реагированию на интонации голоса, мимику, позы, запахи, касания и другие невербальные стимулы; понимание факторов, влияющих на групповую динамику; умение эффективно влиять на поведение группы и др.

Сама сензитивность, формирующаяся в ходе работы в Т-группах, неоднородна по своей направленности. Американский психолог Г. Смит выделяет следующие ее виды:

1. Наблюдательная сензитивность — способность наблюдать человека, одновременно фиксировать все признаки, несущие информацию о другом человеке, и запоминать их.

2. Самонаблюдение — способность воспринимать свое поведение как бы с позиции других людей.

3. Теоретическая сензитивность — способность использовать теоретические знания для предсказания чувств и действий других людей.

4. Номотетическая сензитивность — чувствительность к «обобщенному другому» — способность чувствовать и понимать типичного представителя той или иной социальной группы, про­фессии и т.п.

5. Противостоящая номотетической сензитивности идеографиче­ская сензитивность — способность улавливать и понимать своеоб­разие каждого конкретного человека.

Если теоретическую и номотетическую сензитивность можно раз­вивать в ходе лекционных и семинарских занятий, то для развития наблюдательной и идеографической сензитивности необходимо практическое участие в групповом тренинге [12].

Из сказанного ясно, что хотя описанные виды тренинга и не на­правлены на получение знаний из той или иной конкретно-научной области, но полученный в ходе занятий опыт может повысить эф­фективность любого обучения за счет изменения позиции обучаемо­го, повышения его активности и способности лучше взаимодейство­вать с другими учащимися и преподавателями.

 

 

Игровые методы

Игровые методы - вид групповых методов обучения, основанных на игровом моделировании учебно-профессиональной деятельности.

Выделяют разные виды игр, используемых как в учебных целях, так и для решения реальных проблем (научных, производственных, организационных и т.п.), это учебные, имитационные, ролевые, организационно-деятельностные, операционные, деловые, управлен­ческие, военные, рутинные, инновационные и др. Они не поддаются строгой классификации, так как выделяются часто по разным основаниям и в значительной степени перекрывают друг друга. В. С. Дудченко  относит традиционные деловые и имитационные игры к рутинным, противопоставляя их инновационным по нескольким критериям.

Не противоречит такому делению и предлагаемая Ю. Н. Емельновым характеристика операционных игр (к которым он относит деловые и управленческие) как имеющих сценарий с жестким алгоритмом «правильности» и «неправильности» принимаемого решения. Некоторые авторы находят истоки игровых методов в магических обрядах древности и в более явной форме — в военных играх XVII в. В современной форме деловая игра впервые была проведена в Ле­нинграде в 30-х годах, но не получила дальнейшего развития в соци­ально-экономических условиях того времени и была заново изобре­тена в США в 50-х годах. В настоящее время существуют сотни ва­риантов деловых и учебных игр.

А. А. Вербицкий определяет деловую игру как форму воссоздания предметного и социального содержания будущей профессиональной деятельности специалиста, моделирования тех систем отношений, ко­торые характерны для этой деятельности как целого. Такое воссоздание достигается за счет знаковых средств, моде­лей и ролей, играемых другими людьми. При правильной организа­ции игры обучающийся выполняет деятельность профессиональную по форме, но учебную по своим результатам и основному содержанию. Нельзя забывать, что имитационная учебная модель всегда упрощает реальную ситуацию и особенно часто за счет лишения ее динамичности, элементов развития. Обычно учащийся имеет дело только со «срезами» разных ста­дий развития ситуации. Но это неизбежная плата за право на ошибку (отсутствие тяжелых последствий, которые могли бы наступить при принятии неправильных решений в реальных условиях), низкую стоимость моделей, возможность воспроизводить на моделях ситуации, вообще невозможные на реальных объектах и т.п.[12, с.203].

Игровому обучению присущи те же черты, что и игре:

- свободная развивающаяся деятельность, предпринимаемая по указанию преподавателя, но без его диктата и осуществляемая учащимися по желанию, с удовольствием от самого процесса деятельности;

- творческая, импровизационная, активная по своему характеру деятельность.

- эмоционально напряженная, приподнятая, состязательная, конкурентная деятельность;

- деятельность, проходящая в рамках прямых и косвенных правил, отражающих содержание игры и элементов общественного опыта;

- деятельность, имеющая имитационный характер, в котором моделируется профессиональная или общественная среда жизни человека;

- деятельность, обособленная местом действия и продолжительностью, рамками пространства и времени.

 Большая эффективность учебных деловых игр по сравнению с более традиционными формами обучения (например, лекцией) достигается не только за счет более полного воссоздания реальных условий профессиональной деятельности, но и за счет более полного личностного включения обучаемого в игровую ситуацию, интенсификации межличностного общения, наличия ярких эмоциональных переживаний успеха или неудачи. В отличие от дискуссионных и тренинговых методов, здесь возникает возможность направленного вооружения обучаемого эффективными средствами для решения задач, задаваемых в игровой форме, но воспроизводящих весь контекст значимых элементов профессиональной деятельности. Отсюда название «знаково-контекстное обучение» — для вузовского обучения, где широко используются различные формы комплексного воссоздания условий будущей профессиональной деятельности. Таким образом, в игровых методах осуществляется опора на третий и четвертый из семи сформулированных выше  приемов повышения эффективности обучения. Двуплановый характер игровых методов, т.е. наличие плана иг­рового, условного, и плана учебного, заставляющего максимально приближать условия игры к реальным условиям профессиональной деятельности, требует постоянного балансирования между двумя крайностями. Доминирование условных моментов над реальными приводит к тому, что азарт захлестывает игроков и, стремясь выиг­рать во что бы то ни стало, они игнорируют основной, учебный план деловой игры. Доминирование реальных компонентов над игровыми приводит к ослаблению мотивации и потере преимуществ игрового метода перед традиционными.

И в дискуссионных методах, и в тренинговых большое значение в учебных деловых играх придается элементам проблемности. Зада­ния должны включать в себя определенные противоречия, к разре­шению которых обучаемый подводится в процессе игры.

 

 

Проблемные методы

 

Под проблемным обучением обычно понимают обучение, протекающее в виде снятия (разрешения) последовательно создаваемых в учебных целях проблемных ситуаций.

Постановка вопросов, формулирование противоречий и рассо­гласований, проблематизация знания — такие же древние приемы активизации обучения, как и сам процесс учения. Чем же проблем­ный подход отличается от традиционных подходов? По-видимому, удельным весом и местом, отводимым проблемной ситуации в структуре учебной деятельности. Если в традиционных методах сначала излагается некоторая сумма знаний, а затем предлагаются тренировочные задания для их упрочения и закрепления, то во втором случае учащийся с самого начала ставится перед проблемой, а знание открывается им самостоятельно или с помощью преподавателя. Не от знания к проблеме, а от проблемы к знанию — таков девиз проблемного обучения. И это не просто перестанови слагаемых. Характер, таким образом, рожденного знания принципиально отличается от знания, получаемого в готовом виде. Оно хранит себе в снятом виде сам способ его получения, путь движения к истине.

Знание, полученное с помощью проблемного обучения, не оказывает негативного влияния на творческое мышление, в отличие от знания, полученного традиционными методами. Более того, проблемные методы непосредственно стимулируют развитие творческого мышления. Фактически разрешение проблемной ситуации — это всегда творческий акт, результатом которого является не только получение данного конкретного знания, но и положительное эмоциональное переживание успеха, чувство удовлетворения. Желание вновь и вновь переживать эти чувства приводит к порождению новых и развитию существую­щих познавательных мотивов.

Разумеется, для понимания проблемы учащемуся необходимо опи­раться на уже существующее знание, которое, в свою очередь, могло быть получено как традиционными методами, так и в результате про­емного обучения. В последнем случае знание содержит внутри себя как бы зародыши нового знания, определенные векторы, задающие направления его потенциальному развитию. В этом смысле проблем­ное обучение называется развивающим, так как учащийся в ходе его не только получает данное конкретное знание, но усиливает свои познавательные возможности и стремление к познавательной дея­тельности. Как отмечает Л. С. Сержан, проблемная ситуация всегда содержит в себе некоторое новое знание, в частности «знание о не­знании», т.е. знание о том, чего именно он не знает. Анализ этой про­блемной ситуации должен превратить ее в проблемную задачу. Пе­реход от одной проблемной задачи к другой составляет суть про­блемного обучения.

Проблемные ситуации возникают при обнаружении несоответ­ствия между сложившимися у учащегося системами знаний и новы­ми требованиями, которым эти знания не удовлетворяют; при необ­ходимости выбора одной (адекватной) из многих уже существую­щих систем знаний; при столкновении с новыми условиями приме­нения уже имеющихся знаний; при возникновении противоречия между теоретически возможным путем решения задачи и практи­ческой нецелесообразностью или невозможностью его использова­ния.

Правила создания проблемных ситуаций:

- проблемное задание должно предшествовать объяснению подлежащего усвоению материала;

- выполнение проблемного задания должно вызвать у учащегося потребность в усваиваемом знании;

- задание должно основываться на тех знаниях и умениях, которыми уже владеет учащийся;

- неизвестное, которое нужно открыть, должно иметь форму общей закономерности, обобщенного способа действия и т. п.;

- предлагаемое задание должно лежать в зоне ближайшего раз­вития учащегося и соответствовать его возможностям.

Основная трудность в проблемном обучении — подбор проблемных задач, которые должны удовлетворять следующим условиям:

1) должны вызывать интерес у обучаемого;

2) быть доступны его пониманию (т.е. опираться на уже имеющиеся знания);

3) лежать в «зоне ближайшего развития;

4) давать предметное знание в соответствии с учебными планами и программами;

5) развивать профессиональное мышление.         

Преподавателю необходимо хорошо понять, что нельзя все Л мы обучения и все методы свести к проблемным. Это невозможно, во-первых, потому, что проблемное обучение требует гораздо больше временных и материальных затрат, и, во-вторых, потому, что он обязательно должно сопровождаться обобщающими и систематизирующими лекциями. Обучаемый не способен сам воссоздать целостную картину современного научного знания. Общие ориентиры и системообразующие начала для него должен построить преподаватель. Но следует указать на одну форму обучения, где проблемный метод всегда должен занимать господствующее положение, — это научно- и учебно-исследовательская работа студентов. Во всех других организационных формах обучения проблемные мето­ды могут присутствовать в большей или меньшей степени в зависи­мости от множества факторов, из которых не последним является степень готовности самого преподавателя к их использованию в учеб­ном процессе.

    2.3.4 Метод кейсов (метод ситуационного обучения)

Метод кейсов (англ. Case method, кейс-метод, кейс-стади, case-study, метод конкретных ситуаций) — техника обучения, использующая описание реальных экономических, социальных и бизнес-ситуаций. Обучающиеся должны проанализировать ситуацию, разобраться в сути проблем, предложить возможные решения и выбрать лучшее из них. Кейсы базируются на реальном фактическом материале, или же приближены к реальной ситуации. Рассматриваются факты, решения, принятые в тече­ние определенного времени, которые описываются на абсолютно исчерпывающе, а скорее как система ориентиров. Недостающую информацию участники обсуждения и принятия решения (включая студентов) могут домысливать и строить на основе этого прогноза.

Преподаватель играет роль супервизора и фасилитатора — он может обобщать, пояснять, обращать внимание на логические ошиб­ки, давать ссылки на специальную литературу. Ниже приводится схема распределения функций между студентами и преподавателем, а также критерии, позволяющие отделить метод кейсов от других методов обучения.

Идеи метода case-study (метода ситуационного обучения) достаточно просты:

1. Метод предназначен для получения знаний по дисциплинам, истина в которых плюралистична, т.е. нет однозначного ответа на поставленный вопрос, а есть несколько ответов, которые могут соперничать по степени истинности; задача преподавания при этом сразу отклоняется от классической схемы и ориентирована на получение не единственной, а многих истин и ориентацию в их проблемном поле.

2. Акцент обучения переносится не на овладение готовым знанием, а на его выработку, на сотворчество студента и преподавателя; отсюда принципиальное отличие метода case-study от традиционных методик – демократия в процессе получения знания, когда студент по сути дела равноправен с другими студентами и преподавателем в процессе обсуждения проблемы.

3. Результатом применения метода являются не только знания, но и навыки профессиональной деятельности.

4. Технология метода заключается в следующем: по определенным правилам разрабатывается модель конкретной ситуации, произошедшей в реальной жизни, и отражается тот комплекс знаний и практических навыков, которые студентам нужно получить; при этом преподаватель выступает в роли ведущего, генерирующего вопросы, фиксирующего ответы, поддерживающего дискуссию, т.е. в роли диспетчера процесса сотворчества.

5. Несомненным достоинством метода ситуационного анализа является не только получение знаний и формирование практических навыков, но и развитие системы ценностей студентов, профессиональных позиций, жизненных установок, своеобразного профессионального мироощущения и миропреобразования.

6. В методе case-study преодолевается классический дефект традиционного обучения, связанный с «сухостью», неэмоциональностью изложения материала – эмоций, творческой конкуренции и даже борьбы в этом методе так много что хорошо организованное обсуждение кейса напоминает театральный спектакль.

Целесообразно выделение следующих основных этапов создания кейсов:

1. Формирование дидактических целей кейса. Этот этап включает определение места кейса в структуре учебной дисциплины, определение того раздела дисциплины, которому посвящена данная ситуация; формулирование целей и задач; выявление «зоны ответственности» за знания, умения и навыки студентов.

2. Определение проблемной ситуации.

3. Построение программной карты кейса, состоящей из основных тезисов, которые необходимо воплотить в тексте.

4. Поиск институциональной системы (фирма, организация, ведомство и т.д.), которая имеет непосредственное отношение к тезисам программной карты.

5. Сбор информации в институциональной системе относительно тезисов программной карты кейса.

6. Построение или выбор модели ситуации, которая отражает деятельность института; проверка ее соответствия реальности.

7. Выбор жанра кейса.

8. Написание текста кейса.

9. Диагностика правильности и эффективности кейса; проведение методического учебного эксперимента, построенного по той или иной схеме, для выяснения эффективности данного кейса.

10. Подготовка окончательного варианта кейса.

11. Внедрение кейса в практику обучения, его применение при проведении учебных занятий, а также его публикацию с целью распространения в преподавательском сообществе; в том случае, если информация содержит данные по конкретной фирме, необходимо получить разрешение на публикацию.

12. Подготовка методических рекомендаций по использованию кейса: разработка задания для студентов и возможных вопросов для ведения дискуссии и презентации кейса, описание предполагаемых действий учащихся и преподавателя в момент обсуждения кейса.

Решение кейсов рекомендуется проводить в 5 этапов:

Первый этап – знакомство с ситуацией, ее особенностями.

Второй этап – выделение основной проблемы (основных проблем), выделение факторов и персоналий, которые могут реально воздействовать.

Третий этап – предложение концепций или тем для «мозгового штурма».

Четвертый этап – анализ последствий принятия того или иного решения.

Критериями, позволяющими отличить кейс от других учебных занятий, являются:

- источник. Источником для материала любого кейса являются люди, вовлеченные в ситуацию, требующие принятия решения;

- процесс отбора информации. При отборе информации для кейса на первое место всегда ставятся учебные цели. При этом содержание ситуации должно быть весьма реальным, (близким к жизни) способным вызвать неподдельный интерес;

- содержание. Кейс должен содержать дозированную информацию, которая позволила бы студенту быстро войти в проблему, иметь все необходимые для решения данные, но он не должен быть перегру­жен избыточной информацией;

- проверка. Одна из форм проверки — выяснение реакции студен­тов на кейс в группах, где он уже был опробован или в новой группе, непосредственно в ходе занятия;

- устаревание. Материалы кейса постепенно устаревают, посколь­ку изменяющиеся ситуации требуют новых подходов, поэтому их надо постоянно обновлять;

- модерация работы с кейсом. Для того чтобы максимально акти­вировать работу с кейсом, вовлечь студентов в процесс анализа ситуации и принятия решений, каждая подгруппа должна состоять 3-5 человек и выбрать себе модератора (руководителя). На нем лежит ответственность за организацию работы подгруппы, распределение вопросов между ее участниками и принимаемые решения. Именно модератор делает примерно 10-минутный доклад о результатах работы его подгруппы.

Подгруппы могут работать в течение всех занятий только по одной теме (каждая по своей) или все группы одновременно работают над одним и тем же разделом кейса, конкурируя между собой в поиске лучшего решения.

Ключевым моментом для успешного обучения методом кейсов является работа модератора. Он стремится к тому, чтобы студенты научились работать в одной команде и быстро принимать решения в условиях ограниченного времени и дефицита информации. В его функции входит организация открытого обмена мнениями и создание условий для реализации возможностей каждого участника действовать в качестве эксперта, аналитика или экспериментатора. Он фиксирует все идеи, высказанные в ходе обсуждения (аналог приемов «мозгового штурма»); не допускает их критики; группирует высказывания и мнения о высказанных идеях; регулирует поток высказываний.

В процессе непосредственной работы над кейсом рекомендуется:

- записать цель (тему), над которой предстоит работать подгруппе;

- выписать вопросы по теме;

- по каждому вопросу дать кратко высказаться всем желающим и обеспечить фиксацию (запись) высказываний;

- сформулировать результирующее мнение, выступающее в ка­честве решения поставленной задачи;

- подготовить резюме в виде выводов — с текстом, графиками, таблицами.

Другие подгруппы слушают и оценивают доклад модератора, а преподаватель подводит общие итоги занятия.

Образовательные цели метода кейсов:

1. студент должен научиться принимать конкретные решения по материалам кейса и применять свои знания в конкретных ситуациях;

2. студент должен продемонстрировать способность мыслить логически, ясно и последовательно, а также понимать смысл исход­ных данных и предположений;

3. студент должен уметь представлять результаты своего анали­за убедительно и обснованно;

4. студент должен обладать здравым смыслом, т.е. видеть оче­видное и уместное, выделять то существенное, что имеет отношение к основным вопросам кейса. Реакции со стороны группы должны пресекать попытки демагогии, резонерства и разные софистские уловки;

5. студент должен показать готовность и способность применять методы количественного анализа, где это необходимо;

6. лучшие студенты (претендующие на оценку «отлично») должны уметь в своем анализе выходить за рамки конкретной ситуации и проявлять широкую компетентность.

Обычно кейсы готовятся в пакете, включающем в себя: вводный кейс (сведения о наличии проблемы, ситуации, явления; описание границ рассматриваемого явления); информационный кейс (объем знаний по какой-либо теме (проблеме), изложенный с той или иной степенью детальности); стратегический кейс (развитие умения анализировать среду в условиях неопределенности и решать комплексные проблемы со скрытыми детерминантами); исследовательский кейс (аналогичен групповым или индивидуальным проектам — результаты анализа некоторой ситуации представляются в форме изложения); тренинговый кейс (направлен на упрочение и более полное освоение уже использованных ранее инструментов и навыков — технических, логических и т.п.). Другая классификация кейсов основана на учете их формы и внутренней структуры:

- комплексный (модульный) кейс — содержит не менее 20 страниц информации, первичных данных, образцов документов и т. п.;

- кейс-изложение — включает факты: рассказ о какой-либо ситуа­ции, явлении, проблеме, путях ее решения и основные выводы;

- кейс-иллюстрация — обычно небольшой по объему и содержит некоторый пример по изучаемой теме;

- кейс-практическая задача — содержит небольшой или средний объем информации о реальной ситуации, на основе которой студен­ты должны выполнить некоторое задание по теме;

- кейс со структурированными вопросами — предполагает наличие четкого перечня вопросов, следующих после основного текста, на которых строится обсуждение кейса;

- кейс без структурированных вопросов. В этом случае после ос­новного текста следует предложение выявить и обосновать пути ре­шения проблемы, которая заключается в описанной ситуации.

Вопросы к кейсу можно разделить на обучающие (направленные на закрепление полученных знаний и умений) и проблемные (на­правленные на развитие мышления, в том числе творческого).

Хороший кейс должен удовлетворять следующим требованиям:

- соответствовать четко поставленной цели создания;

- иметь соответствующий уровень трудности;

- иллюстрировать несколько аспектов экономической жизни;

- не устаревать слишком быстро;

- быть актуальным на сегодняшний день;

- иллюстрировать типичные ситуации;

- развивать аналитическое мышление;

- провоцировать дискуссию;

- иметь несколько решений.

К преимуществам метода case-study можно отнести:

- использование принципов проблемного обучения – получение навыков решения реальных проблем, возможность работы группы на едином проблемном поле, при этом процесс изучения, по сути, имитирует механизм принятия решения в жизни, он более адекватен жизненной ситуации, чем заучивание терминов с последующим пересказом, поскольку требует не только знания и понимания терминов, но и умения оперировать ими, выстраивая логические схемы решения проблемы, аргументировать свое мнение;

- получение навыков работы в команде (Team Job Skills);

- выработка навыков простейших обобщений;

- получение навыков презентации;

- получение навыков пресс-конференции, умения формулировать вопрос, аргументировать ответ.

Разбирая кейс, студенты фактически получают на руки готовое решение, которое можно применить в аналогичных обстоятельствах. Увеличение в «багаже» студента проанализированных кейсов, увеличивает вероятность использования готовой схемы решений к сложившейся ситуации, формирует навыки решения более серьезных проблем.

Метод case-study требует подготовленности студентов, наличия у них навыков самостоятельной работы; неподготовленность студентов, неразвитость их мотивации может приводить к поверхностному обсуждению кейса.

Проблема внедрения метода case-study в практику высшего профессионального образования в настоящее время является весьма актуальной, что обусловлено двумя тенденциями:

- первая вытекает из общей направленности развития образования, его ориентации не столько на получение конкретных знаний, сколько на формирование профессиональной компетентности, умений и навыков мыслительной деятельности, развитие способностей личности, среди которых особое внимание уделяется способности к обучению, смене парадигмы мышления, умению перерабатывать огромные массивы информации;

- вторая вытекает из развития требований к качеству специалиста, который, помимо удовлетворения требованиям первой тенденции, должен обладать также способностью оптимального поведения в различных ситуациях, отличаться системностью и эффективностью действий в условиях кризиса.

 

Выводы

Таким образом, мы рассмотрели традиционную классификацию методов обучения. В качестве общего признака выделяемых в ней методов берется источник знаний. Таких источников издавна известно три: практика, наглядность, слово. В ходе культурного прогресса к ним присоединился еще и книга, а в последние десятилетия все сильнее заявляет о себе мощный безбумажный источник информации – видео в сочетании с новейшими компьютерными системами. Конечно же, все эти группы заключают в себя множество различных методов обучения, но мы рассматривали, на мой взгляд, самые распространенные в наших ВУЗах.

Итак, мы выделили три группы методов: словесные, наглядные, практические.

Словесные методы – это сообщение учебной информации при помощи слова (устного или печатного) с использованием логических, организованных и технических приемов. Эти методы обучения включают в себя: рассказ, беседа, дискуссия, лекция, работа с печатными источниками (книгами, журналами и т.д.). Но мы анализировали только дискуссионный метод и лекцию, т.к. это самые актуальные словесные методы, которые используют наши педагоги. Работа с печатными источниками, рассказ и беседа характерна больше для школьного образования.

Наглядный метод – сообщение учебной информации при помощи различных средств наглядности, который включает в себя метод иллюстрации (показ иллюстративных пособий, плакатов, таблиц и т.д.) и метод демонстраций (приборов, опытов, диафильмов и пр.) А также нельзя обойти стороной и видеометод, который так широко сейчас используется в нашем обучении.

Практический метод – это получение информации на основании практических действий, выполненных обучающим или обучаемым в процессе практических работ. Включает в себя такие методы как упражнение, практические работы, решение различных задач и т.д. В современной практике используются различные инновационные методы, которые мы рассмотрели в данной курсовой работе: сензитивный тренинг, игровые методы, проблемные методы и метод кейсов. Конечно же, это не все методы, но исходя из требований к объему курсовой работы, мы не можем полностью их раскрыть, затронем только самые распространенные и используемые нашими преподавателями. Хотя в чистом виде ни один из предложенных методов практически не используется.

 

 

Заключение

С развитием научно-технического прогресса, увеличивается объем информации, обязательной для усвоения. Установлено, что информация быстро устаревает и нуждается в обновлении. Отсюда вытекает следующее, что обучение, которое ориентировано главным образом на запоминание и сохранение материала в памяти, уже только отчасти сможет удовлетворять современным требованиям. Значит, выступает проблема формирования таких качеств мышления, которые позволили бы студенту самостоятельно усваивать постоянно возобновляющуюся информацию, развитие таких способностей, которые, сохранившись и после завершения образования, обеспечивали человеку возможность не отставать от ускоряющегося научно-технического прогресса. Из этого можно сказать, что нужны новые методы и подходы в обучении, которые могли научить студентов учиться, т.е. самостоятельно находить и усваивать нужную информацию. Ведь, то, что усвоено самостоятельно, методом проб и ошибок усваивается лучше. Роль педагога направить, указать путь, но не давать все в готовом виде, подвести итог проделанной самостоятельной работы студента, указать на ошибки.

Обучение является важнейшим средством формирования личности и, в первую очередь, умственного развития и общего образования. Процесс обучения направлен на формирование знаний, умений, навыков, опыта творческой деятельности.

Ведь метод обучения – это упорядоченная деятельность педагога и учащихся, направленная на достижение заданной цели обучения. 

Подготовка к занятию и его проведение — это целая наука, в содержании которой есть свое место методам обучения, их многообразию, возможностям их совершенствования.

Выбор методов обучения — дело сложное, связанное с рядом ограничений в возможностях, зависимостей от конкретных условий, причин, обстоятельств и т.д. Выбор определяется целями и задачами всего учебно-воспитательного процесса, работающего на обучение, развитие и воспитание, в русле современных положений дидактики.

Выработать оптимальные методы обучения можно, исходя из глубокого анализа и синтеза уже имеющегося в памяти богатого опыта построения занятий различных типов с использованием всевозможных вариаций применения всех групп методов.
Сравнительные возможности методов обучения позволяют адекватно возрасту, умственным и физическим силам, имеющемуся опыту учебной работы, учебной тренированности учащихся, сформированных учебных навыков и умений, развитости мыслительных процессов и типов мышления и т.д. использовать их на разных ступенях и этапах обучения. Всегда важно помнить и учитывать возрастные особенности психологического и умственного развития учащихся.

Рассмотренные нами методы обучения это только малая доля от существующих. Тем более мы рассмотрели традиционную классификацию, а различные источники дают множество классификаций методов обучения. Проблема выбора методов обучения всегда будет актуальной, т.к. мир не стоит на месте, все совершенствуется. Просто, хочется надеется, что мы будем идти «в ногу со временем», ведь многие методы давно используются за рубежом, а к нам пришли только сейчас. Хотя уровень нашего образования в нашей стране не так уж и плох, но все же использование и развитие современных методов в обучении только облегчит труд преподавателя и поднимет уровень получаемого образования.

 

 



2020-02-04 547 Обсуждений (0)
Сензитивный тренинг (тренинг чувствительности) 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Сензитивный тренинг (тренинг чувствительности)

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (547)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.017 сек.)