Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Психофизиологические особенности одаренности



2020-02-04 141 Обсуждений (0)
Психофизиологические особенности одаренности 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Поскольку одаренность тесно связана со способностями, вначале будет рассмотрена связь способностей с типологическими проявлениями свойств нервной системы, а затем обозначены некоторые психофизиологические особенности организма одаренных людей.

Взаимосвязь познавательных способностей и типологических особенностей. Любая деятельность предъявляет высокие требования к познавательным способностям: восприятию, вниманию, памяти, мышлению. Установлено, что концентрация и устойчивость лучше у лиц с сильной нервной системой, а переключение внимания – у людей со слабой нервной системой. Концентрация внимания зависит от баланса нервных процессов, а переключение внимания – от их подвижности. Соответственно, у лиц с сильной нервной системой отмечается способность к концентрации внимания, а у лиц со слабой нервной системой – к распределению внимания.

Произвольная память на числа, геометрические фигуры, рисунки, слова лучше у тех, кто отличается инертностью нервных процессов и низкой лабильностью, а непроизвольная память лучше у лиц с высокой лабильностью нервной системы. Текст лучше запоминают обладатели слабой нервной системы, а наглядные объекты – обладатели сильной нервной системы. Но эффективность запоминания зависит и от уровня мотивации. Объём же запоминания больше у лиц с преобладанием возбуждения по «внешнему» балансу, инертностью торможения и низкой лабильностью, а быстрота больше у лиц с сильной нервной системой, инертностью возбуждения и низкой лабильностью.

Быстрота же формирования зрительного образа обусловлена такими проявлениями свойств нервной системы: слабость нервной системы, средняя выраженность подвижности возбуждения и торможения, преобладанием «внешнего» торможения (у мужчин) и уравновешенности по «внутреннему» балансу (у женщин). От этих же свойств зависит и объем зрительного восприятия.

Скорость реагирования выше у лиц со слабой нервной системой, чем у лиц с сильной нервной системой.

Выносливость к динамической работе больше у лиц с сильной нервной системой, а выносливость к удержанию статических усилий – у имеющих слабую нервную систему, [5].

Для артистов цирка, таких как акробаты-темповики, жонглеры и иллюзионисты, характерна слабая нервная система, высокая подвижность нервных процессов, преобладания возбуждения над торможением по «внешнему» балансу. Для силовых акробатов, гимнастов и джигитов характерны слабая нервная система, инертность возбуждения и уравновешенность нервных процессов по «внешнему» балансу. У канатоходцев и эквилибристов слабая нервная система, подвижность нервных процессов, уравновешенность по «внешнему» балансу и преобладание торможения по «внутреннему». У клоунов определено наличие большой и средней силы нервной системы, а так же инертность нервных процессов. Было установлено, что слабая нервная система способствует проявлению артистизма.

У артистов балета были установлены, что эмоциональность, артистичность и «танцевальность» связаны с подвижностью нервных процессов и преобладанием возбуждения по «внешнему» балансу.

Музыкантам же присуща слабая и высоколабильная нервная система, [5].

Ученый В.П. Эфроимсон исследовал физиологические особенности одаренных людей и гениев. В результате этого он выделил 5 «стигм» гениальности.

1. Подагра. Мочевая кислота по своей химической природе очень близка к таким известным стимуляторам умственной деятельности, как кофеин и теобромин (содержится в чае и кофе) и мочевая кислота отсутствует в крови почти всех млекопитающих, так как расщепляется специфическим ферментом - уриказой. Накопление мочевой кислоты в крови служило стимуляцией мозговой деятельности.

2. Передающийся по наследству синдром Марфана, или «синдром Авраама Линкольна». При синдроме Марфана количество катехоламинов в крови повышено постоянно. И талантливые, одаренные обладатели синдрома Марфана отличаются огромной энергией и способностью к напряженному, длительному инеллектуальному труду.

3. Синдром Морриса - который вызван мужским набором хромосом, ведущих к образованию семенников, обычно хорошо прощупывающихся в виде легкой паховой грыжи у женщин. Физиологически необычайно высокий интеллектуальный и физический уровень вызван тем, что соматические ткани не реагируют на мужской гормон, в избытке продуцируемый собственными семенниками, и он остается как бы не связанным, свободным, циркулируя в крови, тонизируя и умственную, и физическую энергию.

4. Гипоманиакальная депрессия, иногда доходящая до психической патологии.

5. Большой или даже огромной высоте лба, [12].

Как написал поэт Владимир Фрунзе:

Выдающихся отличает пять болезней,

Поражающих, конечно, и простых людей.

Так, подагра ведёт к отложению солей

В их суставах, от чего страдали Галилей,

Колумб, Лоренцо Медичи и Македонский,

ПётрI,Карл Великий, Томас Мор, Пушкин и Кромвель,

Людовик XI, Мартин Лютер, Эразм Роттердамский,

Блок, Борис Годунов, Дарвин, Дизель и Монтень.

И другая напасть - Марфана синдром, не боль,

Иначе -гигантизм, - не Аполлон классический.

Отмечен Ганс Христиан Андерсен, Шарль де Голль,

Эрнст Аббе, Авраам Линкольн, Корней Чуковский.

А синдром Моррисона касается женщин.

Виновником является тестерона "парк" –

Елена Блаватская, (Аврора Додеван),

Жорж Санд, ЕлизаветаI, конечно, Жанна Д'Арк.

Болезнь, вызывающая андрогенов,

От них идёт безудержная сексуальность,

Но повышает и умственную активность,

Создающая у людей гениальность.

Гёте, Рафаэль, Эйнштейн -секс-гиганты,

Муж всех жён - Юлий Цезарь,войн последователь

Превращали свою энергию в "таланты".

Связь доказал наш генетик-исследователь.

Умер в психбольнице Ницше и Глеб Успенский,

Страдали эпилепсией и Наполеон,

И наш писатель Фёдор Достоевский,

От болезненной психики - Шуман, Сен-Симон.

Итак: земные гении - шизофренники!

Говорит генетик Владимир Эфроимсон.

Все они в своей жизни больные пленники.

Может обычным быть и иметь хороший сон?

 

 


Выводы и рекомендации

 

Разные авторы, в разное время по - разному трактовали понятие одарённость. Обобщая все эти определения, можно говорить о том, что одарённость - это врождённая способность человека к успешному освоении некоторой, достаточно сложной деятельности.

Одарёнными называют людей, имеющих хорошие задатки к развитию способностей, необходимых для соответствующего вида деятельности. Но быть одарённым не значит быть способным, так как человека легко может освоить любой вид деятельности и добиться в нём успехов. Существуют разные по своей направленности, по содержанию деятельности или условиям развития, виды умственной одарённости. Каждый из них имеет свою специфику и динамику развития.

Известный психолог Б.Г.Ананьев сказал: ''Человеческое развитие обусловлено взаимодействием многих факторов: наследственности, среды (социальной, биогенной, абиогенной), воспитания (вернее, многих видов направленного воздействия общества на формирование личности), собственной практической деятельности человека. Эти факторы действуют не порознь, а вместе на сложную структуру развития'', [1].

Следовательно, хоть вопрос о одаренности все еще остается открытым во многих своих направлениях, очень важно уметь вовремя ее определить и дать возможность раскрыться в полной мере, и тогда мир получит гораздо большее количество великих ученых, исследователей, актеров, писателей и просто по-разному талантливых людей.

 

 


Литература

1.Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды: в 2-т. – М.: «Педагогика» 1980. – 232 с.

2.Анастази А. Дифференциальная психология. – М.: Апрель-Пресс, Изд-во ЭКСМО, 2001. – 752 с.

3.Выготский Л.С. Психология. – М. «Эксмо», 2003. – 1134с.

4.Дружинин В.Н.Психология общих способностей. – СПб.: Питер,1999. – 368с.

5.Ильин Е.П. Психология индивидуальных различий. – СПб.: Питер, 2011. – 701 с.

6.Лейтес Н.С. Возрастная одарённость и индивидуальные различия.- М., Воронеж, 1997, 448 с.

7.Матюшкин А.М. Концепция творческой одарённости // Вопросы психологии.1989, №6, 29-33с.

8.Мещеряков Б.Г. и др. Большой психологический словарь. – М.: «ЭКСМО», 2001. – 640 с.

9.Нартова-Бочавер С.К. Дифренциальная психология. Учебное пособие. – М.: «ЭСКМО», 2001. – 220 с.

10.Способности и склонности: комплексные исследования. Под ред. Голубевой Э.А. – М.: Педагогика, 1989. – 200 с.

11.Теплов Б.М.Способности и одарённость // Избр. Труды. – Т1.

12.Эфроимсон В.П. Генетика гениальности. – М.: Тайдекс Ко, 2002. – 376 с.

13.Юнг К.Г. Феномен одаренности. Доклад. – М.: «Эскмо», 2005.

14.Интернет-ресурс: http://www.psi.lib.ru/detsad/sbor/lfso.htm

15.Интернет-ресурс: www.soudo.ru/omcso/Koncepciaodarennosti.doc

 

 



2020-02-04 141 Обсуждений (0)
Психофизиологические особенности одаренности 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Психофизиологические особенности одаренности

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (141)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)