Бюджетный Кодекс Российской Федерации
Большая часть указанных обязательств подлежит исполнению за счет внебюджетных фондов или за счет субвенций Федерального фонда компенсаций. Жесткая финансовая дисциплина и контроль целевого использования бюджетных средств обеспечивают расходование бюджета в полном соответствии с потребностями бюджетной сети в ресурсах. Вместе с тем, бюджетирование по ресурсам не позволяет учитывать цели государственной политики при формировании бюджета и не гарантирует эффективного и результативного использования имеющихся ресурсов. Бюджетирование по результатам подразумевает, помимо прозрачности и подконтрольности распределения и использования финансовых ресурсов, повышение эффективности их распределения и использования. Первое означает концентрацию бюджетных средств на решении приоритетных задач государственной политики, второе – наиболее эффективное и экономное использование этих средств для достижения запланированного результата. Формирование и исполнение бюджета должно сопровождаться полной информацией о направлениях и результатах использования ресурсов, на основании которой должны приниматься решения об изменении бюджетной политики, а органы исполнительной власти – нести ответственность за качественное исполнение своих функций. Обеспечение достойной — долгой, обеспеченной, комфортной, безопасной — жизни нынешним и будущим гражданам страны составляет смысл деятельности современного демократического государства. С этой точки зрения весь бюджет России можно назвать бюджетом для граждан. В то же время крайне важно выделить ту его часть, которая непосредственно касается самых насущных потребностей населения. Рост денежного довольствия военнослужащих, заработной платы в бюджетной сфере, повышение доступности и качества бюджетных услуг в сфере здравоохранения и жилищно–коммунального хозяйства, уровня социальной защищенности пенсионеров, инвалидов, малообеспеченных граждан — основной приоритет бюджетной политики. Результатом последовательного увеличения социальных расходов бюджета будет продолжение повышения уровня жизни населения и снижение доли граждан, живущих за чертой бедности. Целевые программы. В 2004 году минимальный размер оплаты труда составлял 600 рублей, или 23,1% от прожиточного минимума трудоспособного населения. В 2007 году он возрос до 2300 рублей или 56,6% от прожиточного минимума трудоспособного населения. В 2010 году минимальный размер оплаты труда составит 5238 рублей, и к началу 2011 года сравняется с прожиточным минимумом трудоспособного населения. Продолжится устойчивый рост заработной платы в бюджетной сфере. В 2008 – 2010 годах продолжится реализация мер, направленных на повышение уровня жизни работников бюджетной сферы. В бюджетных проектировках учтено увеличение фондов оплаты труда федеральных бюджетных учреждений по уровню инфляции с 1 сентября 2008 года, 1 августа 2009 года, 1 января 2010 года. Кроме того, денежное довольствие военнослужащих будет проиндексировано с сентября 2008 года на 15% и с 1 августа 2009 года и 1 января 2010 года по уровню инфляции. Предусматривается существенное повышение денежного довольствия военнослужащих. С 1 января 2007 года проведена индексация окладов по воинской должности и воинскому званию в 1,10 раза, с 1 декабря 2007 года проведена индексация еще в 1,15 раза с последующим увеличением размера окладов по воинскому званию на 608,33 рубля (месячный размер денежной компенсации стоимости продовольственного пайка). В результате этих мер произойдет значительный рост получаемых на руки денежных средств. При этом обеспечение продовольствием в натуральном виде сохраняется неизменным. Ежемесячно государство направляет на выплату пенсий около 10% поступающих в его распоряжение доходов. Выплаты по пенсионному обеспечению осуществляются из федерального бюджета и бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации. В 2004 году средний размер трудовой пенсии составлял 2061 рубль в месяц, в 2007 году с учетом предусмотренного повышения она возрасла до 3133 рублей. К 2010 году средний размер пенсий составит 5060 рублей, что в 1,7 раза выше уровня текущего года. Таким образом, доходы 36,4 млн. пенсионеров за последние 3 года увеличились в 1,2 раза, а в следующую бюджетную трехлетку вырастут еще в 1,4 раза:
Начиная с 2009 года, размер социальной пенсии будет превышать прожиточный минимум пенсионера. В 2004 году размер социальной пенсии составлял 1296 рублей в месяц или 72% от прожиточного минимума пенсионера. С 1 октября 2009 года социальная пенсия установлена в размере 3691 рубль в месяц, что превышает величину прожиточного минимума пенсионера на 3,5%. Размер социальных пенсий к 2010 году в 2 раза превысит уровень текущего года. Социальная помощь государства направлена на повышение качества жизни социально–незащищенных категорий населения – пенсионеров, ветеранов, людей с ограниченными возможностями, детей, оставшихся без попечения родителей, семей, потерявших кормильца. В федеральном бюджете предусмотрены средства на полное выполнение предусмотренных законодательством прямых обязательств перед населением. В их составе предусмотрены средства на: • ремонт более 3 тыс. индивидуальных жилых домов, принадлежащих членам семей военнослужащих, потерявшим кормильца в сумме 0,7 млрд. рублей на каждый год, что на 40% превышает объем средств, предусмотренных на эти цели в федеральном бюджете на 2007 год; • обеспечение ежегодно более 6 тыс. инвалидов транспортными средствами с увеличением расходов на эти цели за 3 года почти в 1,2 раза; • предоставление более 46 тыс. семей погибших (умерших) военнослужащих компенсационных выплат в связи с расходами по оплате жилых помещений, коммунальных и других видов услуг в сумме 1,1 млрд. рублей на каждый год. Функции по социальной защите населения реализуются через трансферты государственным внебюджетным фондам Российской Федерации. Трансферты «общего» и «целевого» характера государственным внебюджетным фондам Российской Федерации – самая крупная статья расходов федерального бюджета. Оказание финансовой поддержки субъектов Российской Федерации в целях социальной защиты населения осуществляется через Фонд компенсаций и Федеральный фонд софинансирования социальных расходов. Основная часть функций в сфере здравоохранения относится к ведению органов власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления. Федеральные расходы на здравоохранение направлены на финансирование федеральных медицинских центров, большинство из которых оказывает высокотехнологичные виды медицинской помощи жителям Российской Федерации, финансирование научных исследований и высшего образования в сфере здравоохранения, борьбу с социально–значимыми заболеваниями, такими как ВИЧ, туберкулез, гепатит В и С, сахарный диабет. В 2008 году высокотехнологичная медицинская помощь оказана 195 тыс. человек, в 2009 году 220 тыс. человек и в 2010 году – 240 тыс. человек. Расходы на эти цели за 3 года увеличатся в 1,33 раза что позволит повысить уровень удовлетворения потребности населения в высокотехнологичных видов медицинской помощи с 25% в 2006 году до 45% в 2008 году и 80% в 2010 году. Для обеспечения потребности в донорской крови и препаратах крови предусмотрены ассигнования на содержание вводимых в действие с 2007 года 21 плазмацентра. В целях повышения качества и доступности медицинской помощи во время беременности, родов и послеродовом периоде женщинам и новорожденным намечается осуществить строительство в субъектах Российской Федерации 20 современных перинатальных центров для реанимации и выхаживания новорожденных. Увеличение бюджетных расходов на здравоохранение обеспечит значительное улучшение показателей по материнской и детской смертности, состоянию здоровья новорожденных и детей:
Финансирование профилактики и лечения социально значимых заболеваний, таких, как сахарный диабет, гепатиты В и С, инфекции, передаваемые половым путем, ВИЧ–инфекция, туберкулез, проводится в рамках Федеральной целевой программы «Предупреждение и борьба с социально значимыми заболеваниями на 2007–2011 годы». Объем финансирования программы в 2008–2010 годах составит, соответственно, 4,4, 4,8 и 10,5 млрд. рублей. В результате удастся обеспечить стабилизацию и снижение заболеваемости. Серьезной проблемой является рост наркотической зависимости. В последние годы заболеваемость синдромом зависимости от наркотических веществ (число впервые заболевших) росла и в 2005 году составила 17,1 человек на 100 тысяч населения. Борьба с ростом наркотической зависимости ведется в рамках ФЦП Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 2005–2009 годы», направленной на достижение следующих результатов:
В результате действий Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков, а также органов здравоохранения и социальной защиты по предотвращению наркотической зависимости планируется переломить тенденцию роста заболеваемости и к 2010 снизить ее до уровня 13,2 человек на 100 тысяч населения. Решение задачи обеспечения граждан доступным и комфортным жильем, начиная с 2002 года, обеспечивается посредством реализации федеральной целевой программы «Жилище» на 2002–2010 годы. Особое значение для решения жилищной проблемы имеет приоритетный национальный проект «Доступное и комфортное жилье – гражданам России». В результате за 2008–2010 годы расходы федерального бюджета на реализацию указанных мероприятий увеличатся с 6,1 млрд. рублей до 24,5 млрд. рублей, что позволит к концу 2010 года обеспечить всех граждан, отнесенных к указанной категории и состоящих на учете в субъектах Российской Федерации (22 тыс. семей). Расходы федерального бюджета в рамках проекта увеличатся по сравнению с 2007 годом в 1,2 раза в 2008 году и в 1,3 раза – в 2010 году. Результатами проекта должны стать существенный рост объемов вводимого жилья, повышение доступности жилья и увеличение обеспеченности населения жильем:
Дальнейшее развитие получит действующая система предоставления государственных гарантий Российской Федерации по заимствованиям ОАО «Агентство по ипотечному кредитованию». Общий объем гарантий в 2008–2010 годах составит 108 млрд. рублей, в том числе 28 млрд. рублей, 36 млрд. рублей, и 44 млрд. рублей соответственно по годам. В результате объем ипотечного кредитования возрастет с 60 млрд. рублей в 2005 году до 212 млрд. рублей в 2008 году и 315 млрд. рублей в 2010 году, что позволит приобрести жилье большему количеству семей. Для финансирования накопительно–ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих предусматривается в 2008 году 8,3 млрд. рублей, в 2009 году – 11,7 млрд. рублей, в 2010 году –14,2 млрд. рублей. С 2008 года в федеральном бюджете предусматриваются дополнительные средства, позволяющие полностью обеспечить военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации постоянным жильем к 2010 году и служебными жилыми помещениями – к 2012 году, а военнослужащих других федеральных органов исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная служба, – постоянным жильем к 2011 году, служебными жилыми помещениями – к 2013 году. Всего в 2008–2010 гг. на эти цели будет направлено 156,2 млрд. рублей. На обеспечение жильем ветеранов и инвалидов будет за 3 года направлено 18,8 млрд. рублей, что позволит предоставить жилье около 45 тыс. семей. С принятием поправок в Бюджетный кодекс Российской Федерации в 2007 году сделан серьезный шаг в направлении обеспечения стабильности и предсказуемости финансовой системы. Федеральный бюджет 2008 года и на период до 2010 года впервые формируется и утверждается в формате «скользящей трехлетки». Новое законодательство поставило Российскую Федерацию в один ряд с большинством развитых стран, где среднесрочное бюджетное планирование является основой макроэкономической стабильности. В 2008–2010 годах прогнозируется сохранение достаточно высоких цен на нефть. С одной стороны, это создает стабильные и достаточно благоприятные предпосылки для развития экономики. В то же время в этих условиях повышается «инфляционное» давление на экономику, укрепляется национальная валюта, что приводит к снижению ценовой конкурентоспособности отечественных товаров. Особая природа нефтегазовых доходов определяет необходимость специального режима управления ими, направленного на обеспечение долгосрочной макроэкономической стабильности. Ключевые задачи такого управления состоят в поддержании устойчивого уровня государственных расходов и частного потребления на длительном временном горизонте, а также предотвращении колебаний таких макроэкономических показателей, как инфляция, обменный курс, величина государственного долга, процентные ставки на финансовых рынках. Устойчивость бюджета с точки зрения как доходов, так и расходов выражается в обеспечении стабильности этих параметров в процентном отношении к ВВП. Для решения задачи долгосрочной устойчивости бюджета и макроэкономической стабильности, начиная с 2008 года, изменяется порядок учета в бюджете нефтегазовых доходов. Вводится понятие ненефтегазового дефицита, который представляет собой разницу между объемом доходов федерального бюджета без учета нефтегазовых доходов и общим объемом расходов федерального бюджета в соответствующем финансовом году. Предельная величина нефтегазового трансферта на ближайшую трехлетку устанавливается в размере 6,1% ВВП в 2008 году, 5,5% ВВП в 2009 году и 4,5% ВВП в 2010 году. В дальнейшем нефтегазовый трансферт не может превышать 3,7% ВВП. Ответственная и жесткая политика по ограничению реальных темпов роста расходов уровнем роста экономики (в 2008 году реальный рост непроцентных расходов к предыдущему году составил 13,3%, в 2009 – 6,9%, в 2010 – 2,3%) позволит постепенно снижать инфляцию до экономически и социально приемлемого уровня 3 –4%. Вместе с тем наиболее серьезной задачей, стоящей перед Российской Федерацией, является обеспечение бюджетной устойчивости в ближайшие 20–40 лет, когда в связи с напряженной демографической ситуацией возрастет нагрузка на бюджетную, а особенно пенсионную систему. Для решения этой задачи необходимо, в первую очередь научиться прогнозировать состояние бюджетной системы на более длительный промежуток времени. Соответствующая задача поставлена Президентом Российской Федерации в Бюджетном послании Федеральному собранию на 2008 год и период до 2010 года.
«Формирование и утверждение федерального бюджета на 3–летний период целесообразно рассматривать в качестве основы для перехода к долгосрочному финансовому планированию. Необходим практический опыт разработки и использования долгосрочных (на период до 10–15 лет и более) бюджетных прогнозов, включающих в том числе количественные критерии устойчивости бюджетной системы, приемлемости налоговой и долговой нагрузки, оценки рисков для бюджетной системы»
Популярное: Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (138)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |