Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Компьютерное тестирование: проблемы и перспективы



2020-02-04 252 Обсуждений (0)
Компьютерное тестирование: проблемы и перспективы 0.00 из 5.00 0 оценок




Компьютерная система тестирования – это информационная система, предназначенная для проверки знаний в рамках учебного процесса. Ее состав может быть определен, исходя из структуры любой информационной системы, например, включать следующие модули: система проведения тестирования, модуль аутентификации, база участников, протокол тестирования, модуль проверки, статистический анализ, шкала оценок, база тестов, система редактирования, система администрирования.

По сравнению с традиционными формами контроля компьютерное тестирование имеет следующие преимущества:

- возможность создавать большее число вариантов тестов;

- возможность решать вопросы обеспечения секретности;

- возможность обновления базы тестовых заданий;

- быстрое получение результатов испытания; освобождение преподавателя от обработки результатов тестирования;

- объективность в оценке;

- индивидуальный контроль знаний;

- возможность регулярного контроля;

- конфиденциальность при анонимном тестировании;

- возможность адаптивного тестирования.

Требования, которыми должна обладать современная сетевая тестирующая система:

- защита от несанкционированного доступа к вопросам теста;

- большая тестовая база;

- простота интерфейса программы;

- полная автоматизация процесса тестирования: создание и пополнение банка тестовых заданий, идентификация, проведение тестирования, оценка и хранение;

- быстрота загрузки: достигается путем оптимизации графики, отсутствием избыточной информации;

- универсальность программы: возможность применения в разных предметных областях, на разных уровнях образования.

Сетевые тестирующие системы (системы Web-тестирования) можно рассматривать и оценивать в нескольких аспектах, в том числе:

- принципы генерации теста: из набора готовых тестов, из банка тестовых заданий, автоматическая генерация тестовых заданий;

- обработка результатов;

- возможность запоминания результатов (что означает возможность применения для контрольного тестирования;

- используемые типы тестовых заданий (возможность их менять, применять совместно);

- возможность использования системы в разных предметных областях;

- дополнительные возможности.

В области теории тестирования существует достаточно много проблем, к числу которых относятся: недостаточная разработанность теоретико-методологических основ тестового контроля в повышении качества образования, обучении и личном развитии учащихся; нечеткое обозначение требований и стандартов, предъявляемых к образовательному мониторингу.

Решение этих проблем в перспективе позволит обеспечить лучшую преемственность ступеней образования и сильно модернизировать его системы управления, обеспечив оперативную и легкую систему контроля.

 

Литература

 

1. Алексеева Л. Тестовый контроль усвоения знаний, умений и навыков //Математика: Приложение к "Перв.сент.".-1998.-N46.

2. Воробьёва Т. Стандартизированные контрольные процедуры //Учитель.-2006.-33.-С.84

3. Долинер Л.И. Компьютерные тесты успеваемости как средство оптимизации учебного процесса //Вестн. Моск. ун-та. Сер. 20, Пед. образование.- 2004.- №1.- С. 35-72; №2. – С. 25-55.

4. Кабанов А.А. Тестирование студентов: достоинства и недостатки //Педагогика.-1999.-№ 2.

5. Караушев В.Ф., Тереньтев Л.В., Т.Н. Тягунов. Введение в разработку банков программно-дидактических тестовых заданий. Руководство. //М., 2005.

6. Челышкова М.Б. Теория и практика конструирования педагогических тестов: Учеб. пособие.- М.: Логос, 2002.

7. Черепанов В.С. Проблема адаптивного контроля качества знаний учащихся //Образование и наука.-2001.-№6 (12).-С.29.

 

Глава 4. Рейтинговая система оценивания результатов обучения

 

 

• Сущность рейтинга • Основные принципы системы рейтинговой оценки • Процедура проведения рейтинга

 

 

Сущность рейтинга

Понятием «рейтинг» пользуются достаточно давно в различных отраслях человеческой деятельности.

Рейтинг (англ. rating) в широком смысле – это некоторая численная характеристика какого-либо качественного явления. Часто рейтинг используется как индивидуальный числовой показатель оценки достижений (например, при проведении диагностики или научного исследования). Обычно под рейтингом понимается «накопленная оценка» или «оценка, учитывающая предысторию». Принята и такая трактовка: рейтинг – это индивидуальный, кумулятивный индекс (т.е. индекс по сумме отметок).

В контексте средств и методов оценивания обученности под рейтингом может пониматься:

- средство оценивания, «накопленная отметка» как по отдельным дисциплинам, так и по циклу дисциплин за определенный период обучения (некоторая числовая величина, выраженная, как правило, по многобалльной шкале (например, 20-балльной или 100-балльной);

- метод оценивания, основанный на суждениях компетентных судей (Б.Г. Ананьев);

- метод упорядочивания обучающихся по занятым местам в зависимости от измеряемых учебных достижений;

- форма организации не только контроля знаний, но и учебного процесса в целом (В.С. Аванесов).

В обучении рейтинг — это некоторая числовая величина, выраженная, как правило, по многобалльной шкале (например, 20-балльной или 100-балльной) и интегрально характеризующая успеваемость и знания учащихся по одному или нескольким предметам в течение определенного периода обучения (четверть, полугодие, год).

Рейтинговая система оценки знаний может рассматриваться как один из возможных способов, отвечающих поставленным задачам.

Данная система позволяет:

1. Определить уровень подготовки каждого обучающегося на каждом этапе учебного процесса

2. Получить объективную динамику усвоения знаний не только в течение учебного года, но и за все время обучения.

3. Дифференцировать значимости оценок, полученных обучающимися за выполнение различных видов работы (самостоятельная работа, текущий, итоговый контроль, тренинг, домашняя, творческая и другие работы).

4. Отразить текущей и итоговой оценкой количество вложенного учеником труда.

5. Повысить объективность оценки знаний.

Говоря о рейтинге как форме организации контроля и оценивания, обычно имеют в виду рейтинговую систему оценивания. Рейтинговая система оценивания представляет собой «совокупность правил, методических указаний и соответствующего математического аппарата, реализованного в программном комплексе, обеспечивающем обработку информации как по количественным, так и по качественным показателям индивидуальной учебной деятельности», позволяющем присвоить персональный рейтинг (интегральную оценку, число) каждому обучающемуся индивиду по любой учебной дисциплине, любому виду занятий, а также обобщенно по ряду дисциплин (М.П. Батура, Л.В. Ломако). 

Итак, рейтинг в образовательном процессе включает следующие ключевые понятия:

- рейтинговая оценка (средство оценивания);

- метод рейтинговых оценок (метод оценивания);

- рейтинговая система (форма контроля и оценивания).

В практике обучения рейтинг подразделяется на различные виды, регулирующие порядок изучения учебной дисциплины и отметку ее усвоения. В их числе:

- рейтинг по дисциплине, учитывающий текущую работу обучающегося и его результаты на экзамене (зачете);

- совокупный рейтинг, отражающий успеваемость студента по всем предметам, изучаемым в данной четверти, полугодии, семестре;

- заключительный рейтинг за цикл родственных дисциплин, изучаемых в течение определенного периода;

- интегральный рейтинг за определенный период обучения, отражающий индивидуальную успеваемость в целом в течение какого-то периода обучения.

При использовании рейтинговой системы оценки знаний в учебном заведении можно применять любой из вышеуказанных видов рейтинга. Введение рейтинговой системы в учебное заведение предполагает разработку методики рейтингового контроля знаний, ознакомление учителей, учащихся и их родителей с особенностями и технологией рейтинговой системы, подготовку учебно-методической документации контрольного характера, выбор форм контроля (вопросы, задания, тесты).

Рейтинг по дисциплине позволяет ввести эту систему в рамках одной учебной дисциплины, например физики.

Цель рейтинговой системы в учебном процессе состоит в том, чтобы создать условия для мотивации самостоятельности учащихся средствами своевременной и систематической оценки результатов их работы в соответствии с реальными достижениями. Поэтому в основе рейтинговой системы контроля лежит комплекс мотивационных стимулов, среди которых своевременная и систематическая отметка результатов в точном соответствии с реальными достижениями учащихся, система поощрения хорошо успевающих учащихся.

Основные требования к созданию рейтинговой системы контроля обученности:

- весь курс обучения по предмету разбивается на тематические разделы, контроль по которым обязателен;

- по окончании обучения по каждому разделу проводится достаточно полный контроль с оценкой в баллах;

- в конце обучения определяется сумма набранных за весь период баллов и выставляется общая отметка.

Для обеспечения непрерывного контроля за работой учащихся и объективной оценки качества усвоения материала учитель должен провести следующую работу:

1) разделить учебный материал на структурно-логические самостоятельные модули;

2) определить уровень усвоения материала каждым обучаемым после окончания изучения каждого модуля с выставлением рейтинговой оценки по модулю;

3) в конце периода обучения выставить общую оценку за работу, представляющую собой сумму рейтинговых оценок за отдельные модули.

В качестве модулей, составляющих рейтинговую сценку за работу, могут рассматриваться:

1) отдельная тема или раздел (теоретический курс);

2) лабораторные работы;

3) работы физического практикума;

4) решение задач;

5) домашние задания, вводимые в курс для закрепления теоретического материала;

6) письменные контрольные и самостоятельные работы;

7) тестирование;

8)  индивидуальная самостоятельная работа по выбору учащегося (доклады, рефераты, участие в школьных научных конференциях, олимпиадах, творческая работа).

Каждый вид работы должен оцениваться соответствующим количеством баллов. Оценка работы учащегося за определенный период обучения (четверть, полугодие, год) осуществляется в соответствии с разработанной системой оценок по каждому модулю. Обязательные виды работ в данной дисциплине (изучение теоретического материала, выполнение лабораторных работ, решение физических задач) должны оцениваться большим количеством баллов, чем необязательные (написание рефератов и докладов, участие в конференциях и олимпиадах и т.д.). Дополнительные виды работ позволяют накопить дополнительные баллы и повысить рейтинг учащегося.

Важным моментом осуществления рейтинговой системы обучения является проведение систематического контроля уровня знаний и умений учащихся. Контроль знаний, умений и навыков учащихся осуществляется, как правило, на основании письменных работ, включающих вопросы, задания, тесты и представляющих собой логически завершенную часть учебного материала. Обычно контроль считается пройденным, если учащийся получает не менее 50% от максимального балла.

Внедрение рейтинговой системы оценки качества обучения связано с дополнительными трудностями. Для успешного использования рейтинга от учителя требуется разработать шкалу, определяющую количество баллов за тот или иной вид деятельности во время учебных занятий и вне школы, связанный с соответствующей учебной дисциплиной. В связи с тем, что разные виды учебной деятельности не равнозначны по прилагаемым усилиям и степени проявления обученности, вводят коэффициент удельного веса или значимости определенной деятельности.

В.Н. Зубарев выделил три основных вида деятельности: 1 - теория; 2 - лабораторные и практические работы; 3 - решение задач.

Этим видам деятельности были присвоены следующие коэффициенты: теория - 0,5, лабораторные и практические работы - 0,2, решение задач - 0,3. Подсчет набранных баллов ведется с учетом коэффициента значимости, полученное число и составляет рейтинг учащегося за определенный период обучения. Важным условием внедрения рейтинга является информированность обучаемых о системе оценок, о результатах по каждому модулю (количество набранных баллов каждым учеником). В конце обучения учитель подсчитывает общий рейтинг каждого ученика за работу в четверти по 100-бальной шкале, доводит его до сведения учащегося и заносит в журнал.

Установление ранга учащегося (т.е. занимаемого им места в классе по успешности обучения) позволяет дифференцировать процесс обучения. При переходе на другие виды рейтинга (совокупный, заключительный, интегральный) требуется определение значимости каждого учебного предмета в совокупности изучаемых дисциплин. При этом каждой учебной дисциплине присваивается определенный коэффициент, указывающий на ее ранг. Значение коэффициента учитывает количество часов, отводимых на изучение соответствующего предмета, трудность его восприятия для обучаемых, государственную и региональную значимость учебного предмета и т.д. При выставлении итоговой оценки учитывается ранговый коэффициент учебной дисциплины.

О. Данилова считает, что, используя рейтинг по дисциплине, можно определять весовой балл для каждого вида деятельности учащихся. Для этого составляется таблица, в которой указывается вид деятельности и соответствующий ей балл. Рейтинговая система контроля учитывает всю активную деятельность учащихся, связанную с приобретением знаний, умений, и других показателей, формирующих личностные качества учащихся. Это, например, участие в научной работе, написание реферата, участие в конкурсах научно-технического творчества, выступление с докладом на школьной научной конференции и др. Это позволяет повысить объективность оценки качества обучения, дифференцировать оценку труда учащихся. С другой стороны, применение рейтинговой системы контроля и оценки знаний учащихся усложняет работу учителей, занимает больше времени.

Можно выделить ряд преимуществ рейтинговой системы оценки результатов обучения перед традиционной:

1. Снижается субъективизм итоговой отметки, она не зависит от взаимоотношений учителя и ученика.

2. Придает обучению элемент соревнования, что играет большую роль в школе.

3. Стимулирует как обязательную, так и дополнительную самостоятельную работу школьников.

4. Возрастает роль текущего и промежуточного контроля (самостоятельные работы, опросы, тесты). На этих этапах обучаемому предоставляется возможность набрать большое количество баллов, что стимулирует повседневную систематическую работу учеников.

5. Позволяет обращать внимание на незначительные ошибки при выполнении заданий. Например, при решении задач ученики не всегда записывают единицы измерения величин. Учитель может за это снять 0,5 балла, и хотя по сравнению с 25 баллами за всю работу это мелочь, таких ошибок в работе может быть несколько.

6. Устраняются негативные стороны уравнительной системы обучения. Уже нет отличников, хорошистов. Вместо них появляются «первый» ученик, «десятый», «двадцатый». При этом у ученика возникает вполне оправданное ощущение, что ему нужно совсем не так уж много усилий, чтобы передвинуться с 16-го места на 15-е, и успех вполне возможен. Усилия же, необходимые для того, чтобы из «троечника» стать «хорошистом», могут не без основания показаться ему неоправданно значительными.

7. Позволяет ученику выбирать стратегию своей деятельности, так как отметки предлагаемых видов деятельности определены заранее.

 

 



2020-02-04 252 Обсуждений (0)
Компьютерное тестирование: проблемы и перспективы 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Компьютерное тестирование: проблемы и перспективы

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (252)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.013 сек.)