Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Реформы внешней торговли в Китае



2020-02-03 266 Обсуждений (0)
Реформы внешней торговли в Китае 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Изучению вопросов связанных с экономическими реформами в Китае за последние два десятилетия было посвящено большое число работ отечественных и зарубежных специалистов в области международной и переходной экономики. Пристальное внимание привлекали также реформы, осуществляемые Китаем во внешнеэкономической сфере, превращение его традиционно замкнутой экономики в открытую хозяйственную систему.

Китайский опыт свидетельствует о том, что за время реформ, благодаря активизации внешнеэкономической деятельности, Китай достиг значительных успехов в обеспечении народного благосостояния.

В ходе исследований внешнеторговой деятельности КНР выделяют следующие шесть этапов:

- возникновение и развитие внешней торговли КНР (1949 г.);

- восстановление народного хозяйства и начало социалистического строительства (1950-1957 гг.);

- период «Большого скачка» и государственного регулирования народного хозяйства (1958-1965 гг.);

- период культурной революции (1966-1976 гг.);

- период начала реформы и открытости «Гайгэ и Кайфан» (1978-1990 гг.);

- период углубления реформы китайской экономической системы (с 1991 г. по настоящее время).

После образования КНР китайская внешняя торговля пережила пять этапов: возникновение, период восстановления народного хозяйства и начала социалистического строительства, период «Большого скачка» и регулирования народного хозяйства, период культурной революции, период «Гайгэ и Кайфан» и период углубления реформы китайской экономической системы.

Внешняя торговля Китая возникла с первых дней создания КНР. Уже в 1949 году сформированы основные принципы внешней торговой деятельности. Этой стороне экономики уделялось большое внимание и в последующем.

Китайская внешняя торговля базируется на следующих принципах:

1.Государственный контроль внешней торговли. После образования нового Китая создана централизованная система управления внешней торговлей. Государство опубликовало ряд законов и декретов, регулирующих внешнеторговую деятельность. Правительство и министерство внешней торговли осуществляли управление операциями по сортировке, лицензированию импорта и экспорта, проверке внешнеторговых предприятий, контролю иностранной валюты, ограничению цен в экспорте, защите таможенных налогов, контролю и запрещению контрабанды и так далее. Органы управления использовали кредиты и налоги как экономические рычаги, постепенно укрепляли планирование.

2.Принцип равноправия и взаимовыгодности. КНР развивает коммерческие и торговые связи с другими государствами на равноправной и взаимовыгодной основе. Этот принцип вытекал из политики КНР мирного сосуществования. По предложению премьер-министра Чжоу Эньлая в июне 1954 года Китай, Индия, Бирма выступили инициаторами пяти принципов мирного сосуществования: уважение суверенитета и целостности территории, ненападение, невмешательство во внутреннюю политику, равноправное и взаимовыгодное сотрудничество и сосуществование. Эти принципы закреплены в первой китайской конституции.

После образования КНР страна последовательно развивает внешнюю торговлю на принципе равноправия и взаимовыгодности независимо от того, с какой страной ведет внешнюю торговлю: большой или маленькой, богатой или бедной, сильной или слабой. В этом четко проявился новый стиль китайской внешней торговли.

3. Ориентация на собственные силы. На восьмом Всекитайском собрании народных представительств (ВСНП), которое состоялось в 1956 году, отмечалось, что существование и развитие СССР и других стран народной демократии создают благоприятные условия для Китая. Но для такого большого государства как Китай, с огромным населением, богатыми ресурсами надо создать свою целостную хозяйственную систему. При этом неправильно опираться только на международную помощь, как не приемлема и другая крайность - политика закрытых дверей. Нужна взвешенная политика в развитии экономики с ориентацией на собственные силы, но нельзя отказываться от международной помощи и обязательно расширять экспорт и импорт.

4.Основа развития внешнеторговой деятельности - собственное производство. Новый Китай начал строить социализм на слабой экономической основе. Для внешней торговли главное - собственное производство, чтобы гарантировать поставку по экспорту.

В 1953 году ЦК КПК рассмотрел отчет Министерства внешней торговли о состоянии дел в отрасли и задачах на перспективу. В постановлении ЦК КПК подчеркивалось, что производство экспортных товаров - основа торговли.

5. Единое планирование и регулирование внутренней и внешней торговли. В условиях слабого развития производства при большом населении государство приняло решение о едином и совместном планировании и регулировании поставки на внутренний рынок и на экспорт, чтобы обеспечить приоритет удовлетворения основных потребностей своего населения и гарантировать первоочередные поставки по внешнеторговым обязательствам.

В 1954 г. в постановлении ЦК КПК об укреплении рыночного управления и перестройке частной коммерции был ограничен экспорт зерна и масличных культур. Товары массового спроса должны, в первую очередь, обеспечить внутренний рынок. Экспорт предложено развивать за счет фруктов, чая и других товаров, не затрагивающих жизненные интересы китайского населения.

Реализация в долговременной практической деятельности этих принципов в области внешней торговли создала благоприятную среду для китайского внешнеторгового курса и политики с другими дружественными странами, в том числе с СССР. Китайская социалистическая внешняя торговля основывается на государственной собственности.

Внешняя торговля в период восстановления народного хозяйства и начала социалистического строительства (1950-1957 года) характеризовалась тем, что Китай начал международную торговлю не только с социалистическими, но и с капиталистическими странами. В это время СССР и другие социалистические страны оказали новому Китаю активную поддержку и помощь. Китай организует импорт и экспорт, развивает торговлю с СССР, восточноевропейскими социалистическими странами, другими дружественными государствами, борется с Американской блокадой. Ликвидирована зависимость внешней торговли от полуколоний, созданы новые внешнеторговые связи на равноправной и взаимовыгодной основе. Баланс внешней торговли стал активным. Внешняя торговля содействовала восстановлению и развитию промышленности и сельского хозяйства. Количество импортных и экспортных товаров непрерывно увеличивается.

С 1950 года до 1957 года китайская внешняя торговля получила быстрое развитие. Этот период характеризуется укреплением экономического сотрудничества и торговли с СССР и восточноевропейскими социалистическими странами. В 1957 году торговый оборот с СССР составил 1,4 млрд. долл., что больше в три раза, чем в 1950 году. Увеличение торгового оборота с социалистическими странами не просто восполнило потери от блокады, но повысило китайский импортно-экспортный оборот в целом. С 1950 года до 1955 года СССР предоставил Китаю одиннадцать кредитов для покупки строительного оборудования, аппаратуры и вооружения. С 1952 года Китай начал импортировать из СССР и восточноевропейских стран комплектное оборудование и технику для 156 важных объектов первого пятилетнего плана, в том числе сталь, железо, цветной металл, станки, автомобили, самолеты, уголь, нефть, химическую продукцию, электронную связь и другие. Эта помощь играла важную роль для социалистического промышленного строительства, особенно для создания тяжелой промышленности, укрепления обороноспособности. Кроме этого, Китай еще заимствовал советские и польские пароходы для перевозки грузов. В то же время Китай поставлял в СССР и восточноевропейские страны сырье, вооружение, минеральное сырье, редкие и цветные металлы, сою, рис, растительное масло, мясо, чай, шелк, хлопчатобумажные ткани и другие товары.

В эти же годы начинается сотрудничество Китая с Азиатскими и Европейскими национальными независимыми странами. У азиатских и европейских независимых стран, как и у Китая, общая задача - развивать национальную экономику и укреплять политическую независимость. Торговый оборот между Китаем и азиатскими и африканскими странами увеличился с 360 млн. долл. в 1950 году до 767 млн. долл. в 1957 году. В этот период особое внимание уделялось внешнеторговым связям с Гонконгом, Аомынским районом. Китайские внутренние районы через Гонконгский, Аомынский рынки экспортировали товары в страны, которые установили для Китая ограничение и дискриминацию разными путями и в различных формах. Точно также осуществлялся импорт из северных стран материалов, запрещенных к вывозу в Китай. Все это способствовало более медленному восстановлению и развитию китайского народного хозяйства. К этому же периоду относится начало частной и государственной торговли с северными капиталистическими странами.

После образования нового Китая, в 1950 году Швеция, Дания, Швейцария, Франция установили с Китаем дипломатическую и торговую связь. В 1952 году Франция и Китай заключили межправительственные соглашения. В этом же году подписаны торговые соглашения с Англией, Францией, Федеративной Германией и другими странами. В 1953 году Китай учредил представительство китайской импортно-экспортной компании в Восточном Берлине.

На конец 1957 года торговый оборот с северными капиталистическими странами увеличился в шесть раз по сравнению с 1952 годом. К 1957 году Китай уже имел торговые соглашения с 82 странами и районами, в том числе с 24 странами заключены межправительственные соглашения и протоколы намерений. Импортно-экспортная торговля помогла восстановлению и развитию народного хозяйства, успешно стимулировала осуществление первого пятилетнего плана.

Внешняя торговля в период «Большого скачка» и регулирования народного хозяйства (1958-1965 года). В феврале 1958 года министерство внешней торговли Китая предложило лозунг «большого ввоза и большого вывоза». В 1960 году между Китаем и СССР, крупнейшим партнером по внешней торговле, появились противоречия. Советское правительство порвало контракты, отозвало своих специалистов и потребовало от Китая выплаты долга времен войны. Это политическое решение негативно отразилось на внутреннем рынке Китая и на внешнеторговой деятельности. Объем производства сельского хозяйства начал падать после 1959 года, а промышленное производство - после 1960 года. На внутреннем рынке создалась напряженная обстановка. Товарных ресурсов для экспорта не хватало. В период ухудшения отношений между КНР и СССР Китай производил закупки зерна в Канаде и Австралии. С 1961 года до 1965 года ежегодно импортировали лишь 5-6 млн. тонн пшеницы, обеспечивая хлебом наиболее пострадавшие районы и большие города. Импорт в эти годы играл важную роль для преодоления трудностей народного хозяйства. После ухудшения отношений между Китаем и СССР китайский торговый оборот с СССР и восточно-европейскими странами сильно снизился. В июне 1963 года Китай заключил первый контракт с Японией о импорте комплектного технологического оборудования, затем с Англией, Францией, Федеративной Германией, Швецией, Нидерландами, Бельгией, Австрией. Из этих девяти стран импортировал нефть, химические товары, минералы, электронное и точное комплектное оборудование и технику, всего 84 наименования товаров. Это значительное достижение китайской внешней торговли.

Культурная революция (1966-1976 года), которая нарушила нормальный ход китайского социалистического строительства, ухудшила политическую обстановку и экономику. В 1969 году появился второй спад китайской внешней торговли. Но в 1970 году после разгрома контрреволюции, внутреннее положение страны постепенно улучшалось, и развитие внешней торговли возобновилось уже к началу 1970-х годов, стали активизироваться внешние контакты КНР. Были установлены дипломатические отношения со всеми основными развитыми капиталистическими странами и большим числом развивающихся государств. После восстановления законного членства в ООН Китай стал принимать участие в работе главных международных организаций. Кроме того, в 70-е годы произошло существенное изменение позиции китайского руководства по вопросу о роли внешнеэкономических связей в развитии народного хозяйства. После того как в 1971 году Китай заявил о политике «открытых дверей» в отношении западных стран, его внешнеторговый оборот всего за четыре года утроился. К 1980 году он вырос еще в два раза и продолжал расти, хотя и значительно медленнее.

С 1975 года внедряется важное мероприятие для быстрого развития промышленности - поощряется импорт новой техники, оборудования, расширяются импорт и экспорт. В результате ускорилась техническая реконструкция, повысился производственный потенциал. В это же время развивается компенсационная торговля, обращается внимание на качество продукции, повышается конкурентоспособность на мировом рынке.

С октября 1976 года восстанавливается спокойная политическая обстановка. За 1976-1978 года во внешней торговле восстанавливается нормальная система управления, внешняя торговля адаптируется к разнообразным свободным торговым формам мирового рынка.

Летом 1979 года в КНР был принят закон, позволяющий создавать «смешанные» предприятия, то есть предприятий, находящихся в совместной собственности китайских организаций и иностранных фирм. Поощряя создание «смешанных» предприятий, на III сессии Всекитайского собрания народных представителей осенью 1980 года был принят закон, предусматривающий льготное налогообложение для «смешанных» предприятий примерно на 20% ниже, чем это практикуется на западе. В декабре 1978 года третий съезд ЦК КПК 11-го созыва выдвинул стратегическую задачу: строить социализм с китайской спецификой, регулировать народное хозяйство, перестроить экономическую систему, принять курс на открытую внешнеэкономическую политику.

Ноябрьский 3-й пленум 11-го созыва 1978 года явился своеобразным водоразделом между плановой моделью развития советского образца и современной экономической реформой. На основе обобщения исторического опыта и изучения мировой экономики Китай делает ставку на внешнюю торговлю как государственную политику, возрождает принципы равноправного экономического сотрудничества. В этот период Китай пользуется двумя видами ресурсов, внутренними и зарубежными; двумя рынками: внутренним и зарубежным; двумя видами технологий: для внутреннего строительства и для внешнеэкономической деятельности.

В декабре 1987 года ЦК КПК выдвинул стратегию приморского экономического развития, требовал от приморских районов активно участвовать в международном обмене, ускорить становление экономики открытого типа, активно расширять экспорт трудоемкой продукции, укреплять экономические связи между приморьем и внутренними районами, чтобы продвинуть развитие всего народного хозяйства.

Период 1984-1988 годов отмечен первым официальным закреплением в документах КПК (в постановлении ЦК КПК о реформе хозяйствен­ной системы, октябрь 1984 года) курса на «развитие многообразных форм экономики и способов хозяйствования» при главенстве общественной собственности на средства производства. Государственная промышленность и строительство абсорбируют различные формы установления подрядных отношений предприятий с государством. Активно внедряется аренда государственных и коллек­тивных предприятий. С 1987 года политически разрешено функционирова­ние частных предприятий с восьмью наемными работниками и более. Начи­наются эксперименты с паевыми и акционерными предприятиями, принимается первый вариант закона о банкротстве предприятий. Со­здаются первые административные организации по управлению госу­дарственным имуществом. Более разнообразный по формам и эконо­мически все более значимый характер приобретает привлечение прямых иностранных инвестиций. Ученые-экономисты молодого поколения выражают мысли о необходимости радикализации реформы отношений собственности, приведении ее в соответствие с общим направлением преобразований, которое, как декларировалось, должно обрести одно­значную ориентацию на рынок.

В октябре 1992 года. состоялся XIV съезд КПК, который отметил глобальные сдвиги на международной арене: крах международного коммунистического движения и распад СССР. Китайское руководство выразило решимость принять вызов и форсировать темпы роста ВВП с 6% в год до 8-9%.  Ло­зунг: «Государство регулирует рынок, а рынок ориентирует предпри­ятие», выдвинутый в 1987 году на XIII съезде КПК, был преобразован в курс на создание рыночной экономики.

В марте 1992 года на пленарном заседании Политбюро ЦК КПК Дэн Сяопин заявил: «Не стоит сковывать себя идеологическими и практическими абстракт­ными спорами о том, какое имя это все носит — социализм или капитализм», а в целях ускорения экономического развития «серьезнее рас­крепощать сознание, форсировать проведение реформы, расширение внешних отношений». Начиная с 1992 года взрыв­ной эффект был достигнут в деле привлечения иностранных инвести­ций. На новый уровень вышли акционирование и развитие на этой основе рынка акций в Китае. Активизировался поиск путей реформы госсектора. Массовый характер приобрели преобразование мелких государственных и коллективных предприятий в частные. «Правила изменения хозяйствования промышленных предприятий общественной собственности» (1992г.), а затем решение о создании «системы совместных предприятий» были призваны стимулировать вхождение предприятий государственного сектора в рыночную эко­номику. На сессии ВСНП в марте 1993 года была утверждена поправка к Конституции КНР, где государственные предприятия называют предприятиями, находящимися в собственности государства, а не управ­ляемыми государством.

В 1994 году начали осуществляться программы реформирования финансово-налоговой, банковско-финансовой, валютной, ценовой систем и создание «системы современных предприятий». По новой системе налогообложения предусмотрена единая ставка подоходного налога — 33% от валовой прибыли, а до этого она составляла 55%. Начиная с решений XIV съезда КПК (1992г.) о создании системы социалистической рыночной экономики, тенденция перевода государ­ственного сектора промышленности на рыночные рельсы становится все более очевидной.

На XV съезде КПК (сентябрь 1997г.) были подведены итоги формирования «строительства социализма с китайской спецификой». Манифестом, провозгласившим открытие нового пути и создание новой теории стро­ительства социализма с китайской спецификой, XV съезд КПК, огля­дывая путь, пройденный за 20 лет реформы, называет выступление Дэн Сяопина 1978 года «Раскрепощать сознание, придерживаться реалисти­ческого подхода к делу, сплачиваться и смотреть вперед» Стержнем экономической политики Китая с 1998 года стало стимулирование общественного спроса «по всем азимутам», т. е. потребительскому, инвестиционному и экспортному. Заметно мягче становится кредитно-денежная политика. За год до XVI съезда в Китае произошло событие, значение которого трудно переоценить: 11 декабря 2001 года Китайская Народная Республика стала 143 членом Всемирной торго­вой организации (ВТО).

Одним из главных направлений трансформации сферы регулирования внешней торговли КНР после присоединения страны к ВТО является либерализации внешнеторгового режима. По состоянию на начало 2007 года Китай уже выполнил большую часть своих обязательств по снижению пошлин - средний уровень таможенных пошлин в 2006 году составил 9,9%. Средняя ставка импортной пошлины по сельскохозяйственным товарам - 15,2%, промышленной продукции – 9,0%. Ставка налога на добавленную стоимость (НДС) в КНР, применяемого во внешнеторговых операциях составляет 17%.В отношении товаров, импорт которых ограничен по количеству, в КНР действует система государственного квотирования. Тарифное квотирование с 1 января 2007 года действует в отношении семи видов сельскохозяйственных товаров (пшеница, кукуруза, рис, сахар, шерсть, шерстяные волокна, хлопок) и 3 видов химических удобрений. В целях поощрения экспорта в отношении подавляющего большинства товаров отсутствуют экспортные пошлины. Кроме того, в КНР действует порядок возврата НДС экспортерам. Ставка, в зависимости от наименования экспортируемого товара, колеблется от 8 до 17%. Для большинства товаров народного потребления она определена в 13%. Практика взимания экспортных пошлин применяется в КНР в отношении экспорта некоторых товаров, вывоз которых запрещен или ограничен. С 1 января 2007 года экспортный тариф КНР содержит 88 товарных позиций. Ставки экспортных пошлин составляют 20%-50%. Экспортными пошлинами в Китае облагаются руды, сплавы и изделия из некоторых цветных металлов, отдельные химические вещества, продукты животного происхождения. По некоторым позициям установлены временные экспортные пошлины в размере от 0% до 10%.

В соответствии с действующим законодательством, в КНР в отношении ряда товаров продолжает применяться система импортного и экспортного лицензирования. Органами, занимающимися выдачей участникам внешнеэкономической деятельности, лицензий на закупки по импорту и продажи по экспорту ряда товаров, является Управление по делам квотирования и лицензирования Министерства коммерции КНР и подразделения Минкоммерции провинций, автономных районов, городов центрального подчинения. Лицензирующие органы в пределах полномочий занимаются выдачей лицензий на импорт и экспорт определенных товаров. На сайте Управления по делам квотирования и лицензирования Министерства коммерции КНР публикуются списки товаров, закупки которых по импорту и продажи по экспорту лицензируются. Совместными приказами Министерства коммерции КНР и Главного таможенного управления Китая ежегодно утверждаются списки товаров, экспорт и импорт которых возможен только при получении соответствующей лицензии. С 1 января 2007 года при осуществлении экспортно-импортных операций экспортные лицензии необходимы для 523 наименований товарных позиций, импортные лицензии – для более 700 наименований товарных позиций. С указанными списками можно ознакомиться на сайте Управления по делам квотирования и лицензирования Министерства коммерции КНР.

С 2003 года в действие вводится экстренная стратегическая программа создания 12 отраслевых зон (поясов) по производству наиболее перспективных видов продукции, обладающих конкурентными преимуществами на мировом рынке. В процессе районирования выделяется группа районов и зон, обеспечивающих максимум благоприятных условий для быстрого расширения производства отобранных видов специализированной продукции.

Таким образом, в сжатые сроки планируется создать группу отраслевых поясов производства продукции, обладающей конкурентоспособностью на мировом рынке. В основе формирования этих отраслевых поясов должны лежать научное районирование, специализация и разделение труда.

Китайские специалисты отобрали ряд видов сельхозпродукции, которым отдается предпочтение, а именно: специализированные виды пшеницы, специализированные виды кукурузы, соевые бобы с высоким процентом выхода масла, хлопок, рапс, сахарный тростник, коровье молоко и другие.

Поставлена также задача всемерно расширять сельскохозяйственный экспорт продукции. Сюда отнесены яблоки, апельсины, говядина и баранина, продукция водного промысла и другое.

В январе 2005 года Государственный комитет КНР по контролю за банковской деятельностью разрешил (раньше на год, чем это определено по обязательствам страны по ВТО) операции с китайской национальной валютой (жэньминьби) в городах Куньмин, Сямэнь, Сиань, Шэньян. В 18 городах КНР 116 представительствам иностранных банков разрешены операции в жэньминьби. В марте 2005 года министерство коммерции КНР опубликовало список 190 китайских торговых марок, которым правительство будет оказывать поддержку в формировании экспортного имиджа. В этот список включены товары основных производственных и торгово-промышленных предприятий из 18 провинций, городов и автономных районов Китая, пользующихся популярностью на внутреннем рынке. Данный список будет действовать два года. С января 2005 года Китай предоставляет льготный беспошлинный режим в отношении ряда товаров из 25 стран Африки с наименее развитой экономикой Данная мера направлена на дальнейшее расширение импорта из стран африканского континента, стимулирование китайско-африканской двусторонней торговли.

Таким образом, можно сказать, что руководство Китайской Народной Республики уделяло и продолжает уделять особое внимание реформированию системы управления внешнеэкономическими связями. В рамках «политики открытости внешнему миру», провозглашённой на заре экономических реформ в КНР, руководство страны осуществило значительные по масштабу и последствиям для национальной экономики преобразования в области регулирования внешнеторговой и инвестиционной деятельности. В результате проведённых реформ, внешнеэкономическая деятельность стала для Китая одним из главных источников ресурсов, необходимых для модернизации производственной, научно-технической базы его хозяйства, повышения уровня жизни людей во многих районах страны. И среди ведущих факторов экономического подъема целесообразно выделить политику государства, грандиозные капиталовложения и иностранные инвестиции. Благодаря этому внешняя торговля превратилась в мощный двигатель экономики Китая.

 



2020-02-03 266 Обсуждений (0)
Реформы внешней торговли в Китае 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Реформы внешней торговли в Китае

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (266)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.014 сек.)