Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Проблемы становления малого бизнеса в России



2020-02-04 227 Обсуждений (0)
Проблемы становления малого бизнеса в России 0.00 из 5.00 0 оценок




Нельзя с уверенностью сказать, что для страны таких масштабов как Россия малый бизнес может стать основой экономики: в наших условиях он может стать лишь связующим звеном, которое обеспечило бы бесперебойную работу крупных промышленных пред­приятий. Но в некоторых отраслях и сферах экономики малое предпринимательство играет решающую роль. Во-первых, это вся сфера услуг, в том числе технические услуги, включая ремонт и техническое обслуживание машин и оборудования; консультационные услуги; бытовое обслуживание населения. Во-вторых - торгово-закупочные операции, а также посредническая деятельность. На мой взгляд одним из решающих условий углубления проводимых в России эко­номических реформ, способных вывести страну из кризиса, добиться эффективного функционирования производства и сферы услуг, является развитие малого предпри­нимательства. Этот сектор экономики создает необходимую атмосферу конкуренции, способен быстро реагировать на любые изменения рыночной конъюнктуры, заполнять образующиеся ниши в потребительской сфере, создает дополнительные рабочие мес­та, является основным источником формирования среднего класса. Но существует много препятствий для создания, открытия своего малого предпринимательства. Высокие налоги, всевозрастающая арендная плата за помещение и оборудова­ние - все это затрудняет продолжение эффективной деятельности и вынуждает на­правлять основные усилия не на расширение производства, а на борьбу за выживание.

Все это приводит к тому, что часть зарегистрированных предприятий малого бизнеса оказывается не в состоянии приступить к реальному производству продукции.

На основе опроса, проведенного в 2008 г. среди руководителей ряда московских малых предприятий, были выделены и прокоментированы следующие проблемы малого бизнеса:

1. конкуренция

2. административные барьеры

3. кадры

4. финансирование развития малых предприятий

5. доступ к информации

6. внедрение инноваций

7. аутсорсинг (как спектр услуг, необходимых малому бизнесу)

 

Конкуренция

С одной стороны именно конкуренция создает атмосферу неустойчивости для предпринимателей и отпугивает желающих открыть собственный бизнес. С другой, конкуренция – это важный рыночный инструмент, заставляющий предпринимателей искать пути более полного удовлетворения потребностей покупателя и, следовательно, делать свою работу более эффективно. Для эффективной работы предприятий нужен справедливый уровень конкуренции, равный доступ к конкурсам и торгам по государственным заказам, например через помощь в подготовке конкурсных документов.

Конкуренция должна развивать в руководителях предпринимательские таланты, для улучшения работы и развития бизнеса. Ведь отсутствие предпринимательского таланта приводит к «рыночной слепоте», усугубляющей проблему конкуренций для малых предприятий. Для любого малого бизнеса важно и умение устанавливать и поддерживать деловые коммуникации. Для этого нужно проводить тренинги для рабочего персонала, повышать их квалификацию. Для решения данной задачи создаются некоторые учебные центры, технопарки. Данные программы должны иметь сугубо практическую направленность, что бы позволяли в короткий срок выработать необходимые умения по изучаемой дисциплине. Так же задачей таких учебных центров может стать помощь малым предприятиям в подготовке к участию в тендерах и торгах по государственным и частным закупкам.

 

Административные барьеры

Административные барьерыв большинстве случаев рассматриваются как «абсолютное зло» - происходит снижение эффективности деятельности малого предприятия и повышение уровня коррупции в целом. Поэтому в малом бизнесе успеха добивается тот, кто, вовремя успел установить необходимые «деловые контакты». Одним из самых критических факторов, влияющих на успех начинающих, особенно в сфере инноваций, является недружелюбие уже существующих объединений предпринимателей. Для решения проблемы, связанной с этими административными барьерами, создаются центры поддержки малого бизнеса (служба «скорой помощи»). Их целью является защита интересов малых предприятий во всем, что касается их взаимодействия с различными органами власти, проверяющими и регламентирующими организациями. Но на данный момент эти организации работают довольно-таки медленно, поэтому особой поддержки предприниматели в них не увидят.

Кадры

Эта проблема присуща не только малым, но и крупным предприятиям. Проблема заключается в том, что специалисты не испытывают огромного желания работать на малом предприятий и ищут свободные места в крупных компаниях, предприятиях. Однако условия работы, что на малом, что на крупном предприятии фактически одинаковы, социальных гарантий в малом бизнесе существенно меньше. Большое количество персонала приводит к невысокой зарплате, сокращению времени отпусков, избавлению от тех кто часто берет «больничный», беременных, молодых матерей и учащихся. Кроме того, карьерный рост и регулярное повышение квалификации в малом бизнесе практически невозможно. Именно по этой причине специалисты стараются не устраиваться на работу в такие предприятия. Они не видят перспектив для дальнейшего карьерного роста. Решением этой проблемы стал бы перенос тяжести социальной ответственности с малого бизнеса на государственные или самоорганизующиеся организации (профсоюзы). В определенной мере этому сопутствовал «аутстаффинг» - система найма сотрудников для малого бизнеса, позволяющая повышать эффективность малых предприятий и увеличивать социальные гарантии для их сотрудников. Кстати, можно заметить, теперь в нашей стране даже начали открываться некоторые курсы для обучения людей, как и что правильно делать в той или иной сфере деятельности. Спец. подготовка рабочих, что положительно как для малой организации, так и для самого человека.

Финансирование

Осложняют жизнь предпринимателей и подготовка документов для получения кредита, и требования банков по залогу и поручительству. Безусловно, высокие банковские проценты являются сильным сдерживающим фактором. Конечно, существует фонд содействия кредитованию малого бизнеса, предоставляющий поручительство, но оно распространяется на кредиты сроком до одного года на сумму, не превышающую 50% испрашиваемого кредита. Для оформления кредита необходимо самостоятельно собрать пакет необходимых документов и сразу уплатить фонду определенный процент от суммы поручительства. Так же требуется предоставить банку поручительство или залог на оставшуюся сумму кредита. После подсчета затрат на всю эту организацию, человек уже начнет задумываться о своем бизнесе, будет ли он приносить ему существенную прибыль, или будет содержать государство или банки. Да и чаще всего многие банки, не проявляют особого желания вкладывать инвестиции в малые предприятия, а объясняют это тем, что количество затрачиваемого времени и усилий на оформление кредита размером 100 тыс.долл. и 10 млн.долл. одинаково, а получаемый доход разнится во много раз.

Но поддержка в финансовом плане необходима малому предпринимательству именно на начальной стадии возникновения. И наиболее правильный путь – предоставление кредитов вновь организующимся малым предприятиям,  через венчурные или подобные фонды, финансируемые из государственного или регионального бюджетов или некоммерческие организации. Но тут возникает другая проблема, большинство кредитных организаций, имеющих связи с малым бизнесом, находятся в регионах и не имеют достаточного количества средств. Поэтому в первую очередь кредиты получат те предприятия, продукция которых пользуется наибольшим спросом: переработка продуктов питания, деревообработка, разлив напитков, транспортные услуги, легкая промышленность. И только в последнюю очередь финансирование дойдет до инновационного бизнеса – новых наукоемких технологий, которые определяют будущее технологического прогресса. Ведь тут уже на 100% не известно воспримутся ли предлагаемые инновации обществом или нет, и окупится ли этот бизнес. Поэтому имеет смысл вхождения технопарков, учебных центров и других фондов в число учредителей предприятия  на время предоставления займа, как для осуществления контроля, так и для помощи при реализации утвержденного бизнес-плана.

Информация

Для того что бы бизнес интенсивнее развивался, необходимо рекламировать его услуги, достижения, товары. Только иногда предпринимателям времени на это не хватает. Применяемые способы распространения информации – выставки, брошюры, интернет-ресурсы – недостаточны, так как предлагают активный поиск информации со стороны предпринимателей, у которых нет или времени, или технической возможности, или умения. По этому для того что бы информация быстрее доходила до людей, стоит рассылать журналы, брошюры, флаеры, газеты по их адресам. Можно подчеркнуть что например распространители некоторой косметики, одежды и книг уже давно пользуются этой услугой. Рассылают свои каталоги, принимая заказы по почте. Это очень удобный способ как для покупателей, так и для представителей той или иной фирмы. Для людей удобства, для фирмы выгода, деньги.

Инновации  

Инновация – любое новшество, повышающее эффективность предприятия.

Одно из важнейших конкурентных преимуществ малого предпринимательства состоит в возможности быстро, без длительных бюрократических проволочек принимать и использовать инновации. Но часто на малых предприятиях не хватает возможностей и специалистов, что бы искать и отслеживать, имеющиеся инновационные решения. Между тем в России немало различных научно-технических и учебных учреждений, обладающих необходимыми ресурсами и опытом для осуществления научного и информационного поиска. Они могли бы создавать и активно предлагать малым предприятиям описание инноваций в соответствующих сферах деятельности. Тут важным фактором будет являться актуальность, доступность предлагаемой информации, активность ее предложения для предпринимателей, ее своевременность и посильная стоимость, что вполне может финансироваться за счет государства или федерального или регионального бюджетов.

Аутсорсинг

Чаще всего к аутсорсингу обращаются крупные предприятия , повышая таким способом собственную эффективность за счет привлечения высококвалифицированных специалистов этих предприятий. Для малого предприятия все гораздо сложнее. С одной стороны, аутсорсинг позволяет им высвободить ресурсы и сосредоточить все внимание на основной деятельности. С другой стороны, есть и серьезные проблемы: неумение или отсутствие привычки пользоваться этими услугами, недоверие к аутсорсерам, относительно высокая стоимость их услуг и недостаточное количество фирм, предлагающих необходимые аутсорсинговые услуги.

Следует развивать аутсорсинг в инфраструктуре малого бизнеса, для того же – широкой и прогрессирующей деятельности компании. На начальном этапе целесообразно структурирование и расширение спектра услуг, предлагаемых малым предприятиям.

На мой взгляд, если бы предприниматели малых предприятий обращались к помощи аутсорсингов, то перед ними открывались бы новые, более широкие возможности в «раскрутке» своего бизнеса, появлялись бы новые знакомства, а следовательно и новые возможности. Ведь главной задачей аутсорсинга является выделение в бизнесе ключевого процесса оказания услуг. Аутсорсеры также могут привлекаться на выполнение разовых работ, связанных с реализацией отдельных достаточно масштабных проектов на достаточно длительные сроки. Если это, например, строительство какого-либо одного проекта, то от 1 до 5 лет.

Налогообложение

Налогообложение субъектов малого предпринимательства в России осуществляется на основе трёх систем: общеустановленная система налогообложения, упрощенная система налогообложения, учёта и отчётности для субъектов малого предпринимательства и система налогообложения по принципу вменённого дохода. Малый бизнес может быть организован как минимум в следующих формах:

· Индивидуальный предприниматель;

· Организация;

· Организация, применяющая упрощенную систему налогообложения;

· Индивидуальный предприниматель, применяющий упрощенную систему налогообложения

Индивидуальный предприниматель уплачивает с суммы 

полученной прибыли налог на доходы физических лиц по ставке 13%.Он также уплачивает косвенные налоги (НДС, налог с продаж). При небольших доходах (до 1млн. рублей выручки в квартал) индивидуальный предприниматель вправе получить освобождение от уплаты НДС согласно статье №145 НК РФ.

Кроме того, с суммы полученного дохода, за вычетом расходов, связанных с их увеличением, уплачивается единый социальный налог.

Организация. С суммы полученной прибыли организация уплачивает налог на прибыль по ставке до 15%. Кроме того, имеются налоги, которые уплачиваются организацией (и не уплачиваются индивидуальными предпринимателями): налог на пользователей автодорог, который исчисляется в размере 1% от суммы выручки от реализации или при торговой деятельности - разницы между ценой реализации и приобретения товаров; налог на имущество организации, который уплачивается от балансовой стоимости имущества по ставке не более 2%.

    Организация и индивидуальный предприниматель, применяющие упрощенную систему налогообложения.

«Создание упрощенной системы налогообложения, введение единого налога на вменённый доход, несомненно, способствовали тому, что проблема налогообложения перестала быть главной бедой для предпринимателя малого бизнеса. Но могут возникнуть осложнения в результате замены единого социального налога на страховые выплаты в фонды, что не только увеличит налоговую нагрузку на бизнес, но и существенно повысит расходы на ведение налогового учета».

Часто предприниматели пытаются уклониться от выплаты налога, прибегая к различным методам: кто-то снимает кассовые аппараты, или содержит их по минимуму, кто-то предпочитает «черные» схемы, приобретая на год-два предприятия с подставным директором.

Ниже приведена таблица «влияния использования разных систем налогообложения на расходы малых торговых предприятий».

 

В этой таблице приведены налоги по УСН, их выплачивали московские предприятия и налоги ЕНВД – предприятия московской области.

Исходя из таблицы, автор делает вывод, что более «ловкие» предприниматели в условиях отсутствия ЕНВД могут налогов не платить. Но, в то же время, использование ЕНВД позволяет вывести конкуренцию между малыми предприятиями на более справедливый уровень, тем самым вместо решения проблем о налогообложении повышать эффективность обслуживания своих покупателей.

ЕНВД как налог, берется не с фактически полученного, а с вмененного дохода, то есть с того, который предполагается у вас (и за вас) чиновниками. Этот налог берется с предпринимательской деятельности, а не физического или юридического лица, поэтому ЕНВД хорошо сочетается с упрощенной системой налогообложения. Но в основном, многие торговые фирмы реализуют товар не только оптовым покупателям, но и в розницу. Поэтому в регионах, где на этот вид торговли введен ЕНВД, фирмам приходится организовывать раздельный учет. Это не только значительно усложняет учет, но и приводит к увеличению налогов.

Так мы рассмотрели несколько немаловажных факторов, которые мешают малому предпринимательству полностью себя реализовать. Тут и нехватка ценных работников, умеющих грамотно и правильно использовать и производить ресурсы, и недостаточно расширенные возможности подачи информации, проблема налогов, конкуренция и боязнь внедрения инноваций. Но, таким же значимым фактором как эти является, и проблемная аренда. В наше время этот вопрос, вообще, наверное, можно поместить с 1-го по 3-тье места.

Проблемная аренда

Этот вопрос преследует предпринимателей с 90-х годов 20 века. Когда предпринимателю приходилось арендовать помещения (площади) у дет.садов, жилых домов и других муниципалитетов. И сейчас, если учитывать местоположения объектов, муниципалитеты продолжают занимать монопольное положение и диктовать рынку условия, которые не всегда приемлемы малому бизнесу:

· Заключение краткосрочных договоров;

· Требование проведения капитального ремонта за счет собственных средств;

· Заключение договоров с крупными компаниями-посредниками, которые передают помещения в субаренду малому бизнесу по завышенным ставкам;

Стоимость аренды зависит еще и от местоположения муниципалитета, если это например центр города, то соответственно значительно дороже. А для того что бы бизнес процветал необходимо сделать все для удобства потребителей: доступное расположение, яркая заметная вывеска вдоль центральных улиц, это опять большие затраты.

 

 

Проведенный анализ местных бюджетов показал, что в последние годы доля поступлений от аренды в доходах городских бюджетов имеет тенденцию к росту: так рост за 2003-2006 годы составил в среднем 1,5 раза, если исключить Новосибирск. Данный вид бюджетных доходов увеличился не столь высокими темпами, как земельный налог.

 

Анализ городских бюджетов позволяет сделать вывод, что роль поступлений от аренды в доходах городских бюджетов в целом незначительна, и ее планируемое снижение может быть вполне компенсировано земельным налогом. Поэтому аргументы противников приватизации основаны на потенциальном сокращении бюджетных поступлений. Проблема приватизации арендуемой ныне недвижимости заключается не в уменьшении расходной части бюджета, а в отсутствии материальной основы для выполнения муниципальными образованиями своих функций экономическими методами – предоставлять аренду недвижимости на льготных условиях, если арендатор занимается социально значимыми видами деятельности.

В итоге государство приняло решение, что к 1 января 2009 года все муниципалитеты должны были освободиться от объектов, не отвечающие их функциям, от нежилой недвижимости, сдаваемой в аренду. Малым предприятиям это было невыгодно, потому что сумма платежа была достаточно высокой, а сроки выплаты сократили до минимума, поэтому предприниматели малых организаций вынуждены были отказываться от приватизации. Чем длиннее срок рассрочки, тем лояльнее власти относятся к среднему и малому бизнесу.

Вопрос о приватизации или арендной платы до сих пор остается нерешенным до конца. Власти пытаются организовать что-то максимально подходящее по финансам и срокам для предприятий: государственное регулирование основных параметров арендной платы и иные условия предоставления муниципальной недвижимости в аренду.



2020-02-04 227 Обсуждений (0)
Проблемы становления малого бизнеса в России 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Проблемы становления малого бизнеса в России

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (227)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)