Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Провал и результаты коллективизации



2020-02-04 186 Обсуждений (0)
Провал и результаты коллективизации 0.00 из 5.00 0 оценок




Провал коллективизации . Принудительная коллективизация закономерно обернулась кризисом сельского хозяйства. В 1932 году резко сократилось поголовье скота, общее производство сельскохозяйственной продукции уменьшилось на 25% по сравнению с 1926 годом. Белорусские крестьяне стали питаться хуже, чем в годы НЭПа.

Государственные цены на зерно и другие продукты не компенсировали расходов на их производство. Они были в 10-12 раз ниже рыночных . С начала 1932 года голод охватил Ельский, Наровдянский,Туровский, Гомельский и некоторые другие районы юга Беларуси. Сотни белорусских сельчан умирали голодной смертью, а зерно тем временем увозили на экспорт. Из Туровского района колхозники писали: «Если не поможете, придётся съесть своих детей». Но, несмотря на явный провал политики коллективизации, большевистское руководство проводило её самыми жестокими методами.[7,c.154]

Многие колхозники снова становились единоличниками, хотя местные власти буквально давили их невыносимыми налогами, за невыплату которых угрожала конфискация имущества. Были случаи, когда большевики в домах бедняков-единоличников снимали с хозяев передники, рубахи и брюки. Но и это не помогало. От «голодомора», подобного украинскому, белорусов спасла картошка. Её на экспорт не отправляли, поэтому кое-как с помощью «бульбы» удавалось выжить.

Именно тогда, в 1932 году, был принят печально известный закон «о пяти колосках», позволявший бросать в лагеря на 10 лет голодных крестьян лишь за то, что они подбирали колосья, оставшиеся на колхозных полях после уборки. По этому закону в БССР только за два года (в 1933-34 гг.) осудили свыше 10 тысяч человек! [2.c.73]

Белорусские крестьяне убегали в города, в Сибирь, на Северный Кавказ, где жилось немного легче. Чтобы колхозники не разбежались совсем, в 1932 году в СССР ввели паспортную систему с пропиской по месту жительства. Отныне никто из сельчан под угрозой тюрьмы не мог оставить своё место жительства без паспорта, который сельским жителям не выдавали. Так большевистское государство на 35 лет превратило крестьян в своих крепостных рабов.

Отмечались случаи бегства крестьян на польскую сторону. Они убегали из социалистического «рая», чтобы не умереть с голода и не попасть в лагеря. Желание покинуть БССР высказывали крестьяне латышкой, литовской, немецкой национальностей. В ответ власти усилили пограничные заставы, создали конные отряды, патрулирующие границу.

Только к концу 1934 года большевикам удалось более или менее закрепить колхозные порядки в деревне. Но и на шестом году коллективизации сопротивление советским властям не утихало. Например, в Чаусском районе появились партизанские отряды, уничтожавшие колхозы и раздававшие их имущество единоличникам. В 1937 году в лесу у деревни Паньковская Буда Костюковичского района появились рукописные листовки с призывом «Бей угнетателей крестьянства- большевиков!». Фактически с самого начала коллективизации белорусское крестьянство постоянно вело явную и скрытую борьбу против большевистских властей.

Борьба с хуторянами-единоличниками. К концу 1937 года в БССР было коллективизировано 87% крестьянских хозяйств, меньше, чем в целом в СССР. Тогда, чтобы принудить единоличников вступать в колхозы, в 1937-39 гг. раскулачивание добавили ликвидацией хуторов. Большинство крестьян отказывалось переселяться в деревни. Не помогали ни уговоры, ни льготы, ни кредиты на новое строительство. В таких случаях их вывозили принудительно, а все строения на хуторах уничтожали, чтобы не было куда возвращаться. За 1937-40 гг. около 200 тысяч хуторских хозяйств было переведено на центральные усадьбы. Ухоженные хуторские земли заросли бурьяном. На новом месте только половина хуторян получила жильё, остальные долго жили в сараях или землянках. Так значительная часть белорусских крестьян потеряла свою «малую Родину». Истребление хуторов подрывало корни белоруской народной культуры. Но и переселение не заставило большинство хуторян- единоличников вступить в колхозы. [4,c.36,78,80]

Становление колхозного крепостничества. Хуторяне не покорялись, но репрессии всё же принудили пойти в колхозы основную массу единоличников. К концу второй пятилетки (1937 г.) в их руках осталось только 5% посевных площадей республики. А коллективные хозяйства начали задыхаться от переизбытка рабочей силы. Тогда «лишних» крестьян в вагонах-«телятниках» по разнарядкам, спускавшимся «сверху», стали вывозить на сталинские стройки и малозаселённые земли, в том числе в опустошённую голодом 1933 года Одесскую область. В 1938-40 гг.ежегодно из БССР вывозили более 130 тысяч человек. Некоторая часть вывезенных самовольно возвращалась на родину, но совсем нищими.

Колхозы держались исключительно за счёт дармового физического труда крестьян. Даже в 1938 году колхозники пахали преимущественно вручную (79% обрабатываемой земли), сеяли (85%), собирали зерно (98%), молотили (55%). [7,c156]

Чтобы ещё больше усилить экономическую зависимость крестьян от государств, в 1939 году было проведено измерение приусадебных участков колхозников и единоличников с целью обрезки «излишков». А налоговый пресс усиливался. Так в мае 1941 года вышел приказ об обязательной сдаче государству каждым крестьянским двором молока, мяса, картофеля, овощей, овечьей шерсти и сена. Сами колхозы с заготовкой продуктов не справлялись. Не миновал деревню и политический террор. Крестьян польской, латышкой, литовской, немецкой национальностей обвиняли в шпионаже. За выступления против коллективизации колхозников и деревенскую интеллигенцию судили и высылали следом за «кулаками». Кроме того, «контрреволюционные организации» чекисты фабриковали специально, чтобы поддерживать среди колхозников «трудовую дисциплину», а все провалы колхозного хозяйствования списывались на «врагов народа», «троцкистов», «вредителей», «шпионов» и «диверсантов».

 


Заключение

Коллективизация-трагедия белорусского народа. В результате коллективизации произошла беспрецедентная по своим результатам деформация социальной и экономической структуры белоруской деревни. Коллективизация сельского хозяйства явилась сложным и трудным экспериментом по переводу сельскохозяйственного производства на новые основы. Его объективные трудности заключались в том, что в истории сельского хозяйства это был первый эксперимент в таком масштабе осуществить коренные изменения в способе производства, в складе жизни и психологии крестьян, которые формировались столетиями.

Тем не менее, за весьма короткий срок в годы довоенных пятилеток основой производственных отношений в деревне стала колхозно-кооперативная собственность на средства производства.

Ведение сельскохозяйственного производства на маленьких участках земли с использованием примитивных орудий труда обрекало страну на постоянный дефицит продуктов питания и сырья для промышленности, а крестьян – на тяжелый труд, мелкотоварное производство. Это сдерживало и общее экономическое развитие страны.

В этой связи, исходя из опыта развитых стран, вызывалась необходимость преобразований на основе коренной технической реконструкции и укрупнения сельскохозяйственного производства с учетом экономических законов и методов его ведения.

Во второй половине 20-х годов сельское хозяйство Беларуси развивалось на основе новой экономической политики и рыночных отношений, что явилось стимулом для ускорения его развития. Существовал реалистический, последовательный подход к колхозному движению. Наметившаяся в стране в период НЭПа тенденция развития сельского хозяйства создавала предпосылки для перехода единоличных хозяйств к крупным формам производства. Причем этот процесс должен был осуществляться добровольным, натуральным путем при экономической заинтересованности крестьян.

И вместо этого партийное руководство страны навязывало крестьянам принудительную коллективизацию, проведенную в весьма короткие сроки, с жестким, нечеловеческим раскулачиванием зажиточным и нередко середняцких хозяйств, их репрессированием. Исчез весь слой наиболее трудолюбивых и умелых земледельцев. Одних убили, других сослали, третьи сбежали в города или иные регионы. . За 30-е годы белорусская деревня потеряла около миллиона жителей! А остальных начала развращать система коллективной безответственности и всё, что было с ней связано: безынициативность, бесхозяйственность, злоупотребление алкоголем.

Именно коллективизацией большевики нанесли смертельный удар крестьянской белоруской нации. Последействия принудительной коллективизации сказываются в нашей республике и сегодня, и, прежде всего в потере на земле хозяина.

 


Литература

1. Горбачёв Л. К. Белорусская деревня в годы НЭПа Мн.: «Тессей», 2003.

2. Врублевский А.П., Протько Т.С. Из истории репрессий против белорусского крестьянства. 1929-1934. Мн.: «Навука и Тэхніка" 1992.

3. Григорьев Г.А. Крестьянские общества взаимопомощи БССР,1921-1930 гг. Мн.: Навука и Тэхніка" 1993.

4. Лыч Г. Трагедыя беларускага сялянства. Мн.: Інстытут кіравання,2003

5. Платонаў Р. На крутым павароце: Ідэолага-палітычная барацьба на Беларусі ў 1929-31 гг. (Дакументы, матэрыялы, аналіз). Мн.: БелНДІДАС, 1999.

6. Віцьбіч Ю. Антыбальшавіцкія паустані і партызанская барацьба на Беларусі. Вільня: «Gudas», 2006.

7. Калубовіч А. Крокі гісторыі (Даследванні,артыкулы, успаміны). Беласток-Вільня-Менск: «ГаМакс»,1993.

 

 



2020-02-04 186 Обсуждений (0)
Провал и результаты коллективизации 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Провал и результаты коллективизации

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (186)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)