Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Структура мировых товарных рынков.



2020-02-04 164 Обсуждений (0)
Структура мировых товарных рынков. 0.00 из 5.00 0 оценок




В процессе изучения мировых товарных рынков особую роль играет изучение их структуры. Власть над рынком в огромной степени зависит от количества конкурирующих поставщиков (потребителей) или, более точно, от количества экономических альтернатив, доступных покупателям (продавцам).

В более широком смысле, структуры рынка различаются по тому, насколько интенсивен конкурентный нажим на утвердившиеся фирмы. При этом необходимо учитывать не только число конкурентов на рынке, но и их сбалансированность по размеру.

Для определения достаточно выявления полного круга поставщиков (потребителей) на рассматриваемом товарном рынке, следовательно и объемов рынка. После определения основных хозяйствующих субъектов, действующих на данном рынке, необходимо к тому же узнать, кто является основными потребителями (поставщиками, чтобы с их помощью установить, какие поставщики (потребители) существуют на данном рынке помимо основных.

Рынок может иметь большое количество равномерно сбалансированных фирм при доминировании одной, более конкурентоспособной.

Выделяют следующие количественные показатели, характеризующие структуру мировых товарных рынков:

Численность конкурентов, действующих на данном рынке;

Доля участия конкурентов на данном товарном рынке;

Показатели рыночной конкуренции.

Численность конкурентов, действующих на данном товарном рынке, не позволяет сделать полных и достоверных выводов о наличии (отсутствии) и характере конкуренции между ними, за исключением случаев, когда их количество мало. Но эта информация необходима для определения рыночной доли конкурентов.

Для определения рыночной доли хозяйствующих субъектов проводятся расчеты:

а) общего объема товарного ресурса рынка, как сумм реализации (приобретения) данного товара всеми поставщиками (потребителями).

Формула № 110:

Vрынка = Vi,

где Vi - объем реализации (приобретения) конкретным i-тым поставщиком (потребителем) товара на соответствующем товарном рынке.

В случае отсутствия прямых данных об объемах реализованной продукции, объем рынка можно определить расчетным способом по формуле № 211:

Vрынка = Пр + Вв - Ввыв,

где:

Пр - объем поставок товара на территорию рынка местным производителем,

Вв - объем ввоза на территорию рассматриваемого рынка,

Ввыв - объем вывоза товара за пределы рассматриваемого

рынка;

б) удельного веса реализации (приобретения) данного товара каждым поставщиком (потребителем), который определяется как отношение реализованной (приобретенной) продукции конкретным поставщиком (потребителем) к общему объему рассматриваемого рынка.

Формула № 312:

Di = Vi /Vрынка.

Объем и величина реализации товара могут быть оценены в натуральном или стоимостном выражении при однородности товаров данного рынка эти величины следует оценивать в натуральных показателях, при неоднородности товаров данного рынка его объем и количество реализованной (поставленной) хозяйствующим субъектом продукции следует оценивать в стоимостном выражении. Расчет и анализ вышеперечисленных показателей осуществляется на основе информации, предоставляемой органами госстатистики, и непосредственно от поставщиков (потребителей), действующих на данном рынке.

На основе полученных данных составляется ранжированный перечень поставщиков (потребителей) на товарном рынке; анализируется существенность разброса долей участия поставщиков (потребителей) на товарном рынке; делается вывод о равнозначности (равномерности) присутствия поставщиков (потребителей); выявляются поставщики (потребители), занимающие доминирующее положение на товарном рынке.

Однако, следует отметить, что доля рынка не является индикатором возможности определить рыночную силу, но является необходимой информацией. Доля рынка более 65% обычно является указателем доминирования. Но доля рынка менее 65% тоже может говорить о доминировании, если имеются и другие факторы, например, незначительная эластичность спроса, малые по размеру конкуренты, вертикальная интеграция, высокие барьеры для выхода на данный товарный рынок или выхода из него.

Показатели рыночной концентрации позволяют судить о степени монополизации рынка, равномерности (или неравномерности) присутствия на нем хозяйствующих субъектов. Уровень концентрации в отрасли, измеренный коэффициентом концентрации, представляет собой ключевой элемент структуры рынка и в значительной степени определяет характер и результаты конкуренции. Максимальный уровень концентрации - монополия, когда существует единственный продавец, и монопсония, когда на рынке только один покупатель. Большая часть рынков в промышленно развитых странах имеют черты олигополии.

Олигополия - это пример синтеза конкуренции и монополии. Для олигополии характерны следующие признаки:

На рынке присутствует два или несколько конкурирующих фирм;



2020-02-04 164 Обсуждений (0)
Структура мировых товарных рынков. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Структура мировых товарных рынков.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (164)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)