Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Государственный университет – Высшая школа экономики



2020-02-04 158 Обсуждений (0)
Государственный университет – Высшая школа экономики 0.00 из 5.00 0 оценок




ЧАСТЬ II

 

Методические рекомендации по введению системы тестирования

Учебных достижений студентов в вузе

 

Разработано: М.В. Артамонова

методист высшей категории

УМУ ГУ-ВШЭ

 

Научная редакция: И.Б. Назарова

Канд. соц. наук, Начальник Отдела

развития и контроля качества

образовательных программ

УМУ ГУ-ВШЭ

 


Задачи проекта

 

Присоединение России к странам Болонской декларации катализировало процессы реорганизации, которые происходят сейчас в высших учебных заведениях Российской Федерации. Необходимость выхода на «европейский уровень» ставит перед органами управления задачу привести Российскую систему ВПО в соответствие с общеевропейскими стандартами и нормами, что связанно с коренными изменениями философии российского образования и сложившимися традициями. Основные задачи, согласно европейскому соглашению, которые рекомендуется выполнить до 2010 г., включают 5 условий, одним из которых является «развитие сотрудничества в сфере обеспечения качества образования с целью создания сопоставимых критериев и методологий». В этой связи создание методики объективной оценки образовательной деятельности вуза и её подсистемы оценки учебных достижений студентов приобретает исключительное значение. Система тестирования – это универсальный инструмент для определения обученности студентов на всех уровнях образовательного процесса. В современных условиях овладение методикой тестирования и создание баз тестовых заданий по учебным дисциплинам требует больших трудозатрат педагогов. В связи с этим тестирование медленно внедряется в учебный процесс.

Предлагаемые методические рекомендации имеют цель помочь при создании вузовской системы тестирования избежать типичных ошибок процесса внедрения. Проект был разработан для внедрения в Государственном Университете - Высшей Школе Экономики и может быть использован для создания собственного Положения адаптированного для конкретных условий конкретного вуза. Процесс внедрения может быть успешным только при выполнении четырех минимальных требований:

1. Осознанной и активной поддержке руководства вуза, выраженной как минимум в утверждении приказов и распоряжений, регламентирующих процесс внедрения.

2. Организации обучения преподавателей технологии составления тестов.

3. Материальном и моральном стимулировании преподавателей.

4.  Наличии мотивированного персонала – организаторов, выполняющих штабные функции сбора, учета и технического редактирования тестов.

5. Достаточного компьютерного и программного обеспечения (для системы компьютерного тестирования).

 

В процессе эксперимента по «Внедрению системы тестирования в учебный процесс ГУ-ВШЭ», на основе результатов социологического исследования в ГУ-ВШЭ в 2004/2005г., уточнялось содержание мотиваций преподавателей включения в инновационную педагогическую деятельность, в частности, готовность применять и разрабатывать технологии тестирования и тестовые материалы для оценки учебных достижений студентов.

Обоснование программы проведения эксперимента содержало следующие положения:

В целях создания единого методического подхода к определению учебных достижений студентов в ГУ-ВШЭ предусматривается использование единой системы компьютерного тестирования.

Необходимость внедрения системы компьютерного тестирования в ГУ-ВШЭ диктуется введением с 2004г. обязательной процедуры тестирования оценки качества подготовки студентов по дисциплинам федерального компонента при Аттестационной экспертизе вузов Министерством науки и образования РФ.

       Тестирование –– инструмент вузовского мониторинга и прогнозирования. Мониторинг как контролирующая и диагностическая система обеспечивает преподавателя объективной и оперативной информацией об уровне усвоения студентами обязательного учебного материала, а администрацию об эффективности управления.

Система компьютерного тестирования –– это универсальный инструмент для определения обученности студентов на всех уровнях образовательного процесса. Учебный процесс включает тестирование с дробными функциональными задачами как внутривузовский компонент системы. Можно выделить три уровня: тестирование для проведения оперативного и текущего контроля (темы семинаров, разделы и собственно тестирование по дисциплине); тестирование для проведения рубежного контроля (по дисциплинам любого содержательного или временного модуля, по блокам дисциплин ГСЭ, ЕН, ОПД, СД, по дисциплинам специализации или совокупности дисциплин, выделенных по любому другому основанию); тестирование для проведения итогового контроля (междисциплинарный экзамен, предварительный этап госэкзаменов) результирующее тестирование в конце обучения - проверка уровня готовности специалиста, его соответствие требованиям ГОС. Единая система тестирования позволяет комбинировать тестовые задания разных дисциплин в рамках одного блока или дисциплин одной тематической направленности.

Результаты текущего и рубежного тестирования –– это не только объективный показатель освоения студентами темы, раздела или дисциплины, но и, прежде всего, показатель качества работы преподавателя. Вузовская база тестов может включать контрольный тест по дисциплине, предлагаемый студентам каждого следующего набора для сравнения ежегодных результатов обучения (в том числе разными преподавателями).

Создание тестов на высоком методологическом уровне требует от преподавателя разработки четкой понятийно-терминологической структуры курса, т.е. таблицы проверяемых в тестах понятий и тезисов, структурированных по темам и разделам программы учебной дисциплины.

       Такая разработка, наряду с программой, является самостоятельным методическим материалом обеспечения качества преподавания. Кроме того, дает возможность на макроуровне устранять дублирование тем в дисциплинах в образовательных профессиональных программах.

Понятийно-терминологические структуры курсов – тезаурусы – основа для сопоставимости образовательных программ, образовательных уровней при разработке совместных образовательных программ с зарубежными вузами.

Для студентов работа с компьютерными тестами способствует освоению компьютера как инструмента учебной деятельности, приучает к самоконтролю. Тестирование в самостоятельной работе студентов имеет не столько контролирующие, сколько обучающие функции (для отработки отдельных тем, типов задач, подготовки к зачетам и т. д.). Для самостоятельной работы студентов система тестирования представляет возможность использования электронных С D библиотек, а также интернет-тестирования (домашняя и самостоятельная работа). Электронные библиотеки CD методического обеспечения дисциплин могут содержать наряду с тестами тренинга, самоконтроля, различные учебные материалы. Выдача CD –компакт-дисков производится в компьютерном классе или в читальном зале учебной библиотеки. CD – компакт-диски с тестами по дисциплине могут выдаваться с учебными пособиями в начале учебного года, семестра или модуля.

Система компьютерного тестирования является неотъемлемой составляющей для перспективного развития дистанционных форм обучения.

Большое значение имеет система тестирования для определения качества образовательного процесса в филиалах вуза. Применение её дает возможность с наименьшими затратами отслеживать соответствие содержания образования головного вуза и филиалов. Проверка филиалов с помощью тестирования –– эффективный метод для последующей корреляции и унификации учебных программ, педагогических методик.

В системе дополнительного образования и второго высшего образования тесты могут быть использованы не только как методическое обеспечение дисциплин, но в основном, для оценки и перезачета дисциплин по образовательным программам других вузов при поступлении на дополнительные ОПП.

Тесты могут быть использованы Учебно–методическими Объединениями (УМО) при вузе, одной из функций которых является разработка методических материалов в целом по направлению/специальности. Контрольный пакет фондов контрольных заданий в форме тестов по дисциплинам ОПП является средством для оценки соответствия качества подготовки специалистов при самообследовании и аттестации вуза и при оказании УМО консультационных услуг юридическим и физическим лицам.

Вуз имеет возможность реализовать через торговую сеть тестовые программы и базы тестов по учебным дисциплинам, что решает задачи: популяризация педагогического опыта вуза, подтверждение его высокого статуса на рынке труда, дополнительная реклама вуза среди потенциальных работодателей и т.д.

 

Программа эксперимента по внедрению системы тестирования в учебный процесс ГУ-ВШЭ

Цель: оптимизация образовательного процесса и контроль качества подготовки специалистов.

Задача: Внедрение системы тестирования в учебный процесс.

Средства решения: Создание Базы тестов вуза, разработка процедуры тестирования и схемы внедрения её в учебный процесс, мониторинг.

Результат: Тестирование как вид учебной деятельности и инструмент контроля в учебном процессе вуза.

 

Задачи:

1. В рамках создания общеуниверситетской системы контроля качества образовательного процесса в ГУ-ВШЭ организовать систему тестирования для проверки учебных достижений студентов по дисциплинам федерального компонента Государственного образовательного стандарта ВПО по направлениям, реализуемым в ГУ-ВШЭ.

2. Организовать системную проверку (срезов) знаний студентов на основе тестирования.

3. Организовать общеуниверситетскую базу тестов.

4. Организовать базу тестов для самостоятельной работы студентов (интернет-тестирование, CD, медиатека).

5. Провести НИР по апробации тестов, выбору компьютерной оболочки, внедрению оптимальной процедуры тестирования.

6. Осуществить подготовку кадров из ППС и УВП - специалистов в области тестирования.

7. Подготовить материалы (тезаурусы курсов, контрольные тесты) для сопоставимости отдельных образовательных программ, реализуемых в ГУ-ВШЭ с образовательными программами зарубежных вузов.

8. Подготовить тесты для контроля качества и стандартизации образовательных программ, реализуемых филиалами ГУ-ВШЭ.

9. Подготовить комплекты тестов для УМО в области экономики и менеджмента.

10. Подготовить комплекты тестов по отдельным ОПП для структур Дополнительного образования и второго высшего образования.

11. Организовать подготовку к аттестации ОПП в части тестовой экспертизы ЦТВПО Минобрнауки в рамках самообследования факультетов.

12. Представлять руководству вуза и преподавателям объективную информацию об истинном уровне обученности студентов и качестве подготовки выпускников.

 

На этапе разработки документационного обеспечения системы тестирования было проведено предварительное исследование ситуации в Университете.

 

1. Анализ статистических данных по Университету о количестве и распределении по предметным областям знаний преподавателей, которые используют методику тестирования в учебном процессе. Анализ проводился по ежегодным отчетам о методической работе кафедр и электронному опросу преподавателей.

2. Анкетирование преподавателей с целью выяснения их мотивации применения или отказа от методов тестирования и потребности повышения уровня компетентности в технологии составления тестов по учебным дисциплинам.

Исследование проводилось методом электронного опроса и анкетирования экспертов из числа преподавателей, а также в форме неформализованных интервью с преподавателями и представителями администрации вуза.

Наиболее мотивированны оказались преподаватели, работающие на 1,2, курсах – на больших потоках, вынужденные принимать экзамены более чем у 100 студентов в один день экзамена.

Большинство (82%) преподавателей возрастной группы 50 и более лет, из числа опрошенных, включенные во множественную занятость и имеющие большую педагогическую нагрузку, отрицательно относятся к введению тестирования. Эта же группа преподавателей считает, что; техническое оформление тестов, освоение новых компьютерных методик слишком трудоемко и не оправдано.

В качестве основных причин отказа, нежелания, ограниченного применения технологии тестирования преподаватели называют:

· увеличение трудозатрат на этапе разработки тестовых заданий;

· невозможность сохранить конфедициальность информации;

· проблему защиты интеллектуальной собственности;

· ограниченность тестовых технологий в оценке качественной «мыслительной» составляющей знаний студентов;

· сложность унификации форм проверки результатов как ограничение творческого начала педагогической деятельности;

· излишнюю формализованность ответов в тестовых заданиях как причину ограничения полноты ответов студентов;

· отсутствие материального стимулирования со стороны руководства вуза.

На этапе проведения организационных изменений в вузе в период внедрения системы тестирования необходимо поддерживать постоянную систематическую обратную связь со всеми участниками процесса и проводить корректирующее управление.

 

 

Рекомендации составлены с использованием идей и технических материалов В.А. Липова (Национальный институт бизнеса), СГА, Центра образовательных коммуникаций тестирования профессионального образования (АСТ-центр), МГУПа. Выражаем благодарность за содержательные замечания начальнику юридического отдела ГУ-ВШЭ Т.А. Ларьковой.

Выражаем благодарность руководству ЦОКТПО и лично В.И. Васильеву и Т.Н. Тягуновой за поддержку и возможность публикации.

После публикуемых материалов (на последних страницах) читателям предлагается заполнить Анкету, для получения информации о практической полезности данных материалов, а также для распространения среди преподавателей, сотрудников учебных и методических отделов и администрации вузов, которые заинтересованы в применении тестирования в образовательном процессе.

 


Проект

Государственный университет – Высшая школа экономики



2020-02-04 158 Обсуждений (0)
Государственный университет – Высшая школа экономики 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Государственный университет – Высшая школа экономики

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (158)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.013 сек.)