Базовый уровень (70 часов)
Методические рекомендации по использованию учебников: А.И. Кравченко «Обществознание». (10 класс); А.И. Кравченко, Е.А. Певцова «Обществознание». (11 класс) При изучении предмета на базовом уровне Государственный стандарт среднего (полного) Общего образования. Обществознание: цели, содержание, требования К уровню подготовки выпускников. Базовый уровень
Среднее (полное) общее образование в системе школьного образования является третьей, завершающей ступенью общего образования. Старшая ступень общеобразовательной школы в процессе модернизации образования подвергается самым существенным изменениям. Социально-педагогическая суть этих изменений — обеспечение наибольшей личностной направленности и вариативности образования, его дифференциации и индивидуализации. Эти изменения являются ответом на требования современного общества максимально раскрыть индивидуальные способности, дарования человека и сформировать на этой основе профессионально и социально компетентную, мобильную личность, умеющую делать профессиональный и социальный выбор и нести за него ответственность. Федеральный компонент Государственного стандарта общего образования на ступени среднего (полного) общего образования направлен на реализацию следующих основных целей: формирование у обучающихся гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, самостоятельности, инициативности, способности к успешной социализации в обществе; дифференциация обучения с широкими возможностями построения старшеклассниками индивидуальных образовательных программ в соответствии с их способностями, склонностями и потребностями; —обеспечение обучающимся равных возможностей для их последующего профессионального образования и профессиональной деятельности, в том числе с учетом реальных потребностей рынка. Учебные предметы федерального компонента представлены на двух уровнях — базовом и профильном. Оба уровня стандарта имеют общеобразовательный характер, однако они ориентированы на приоритетное решение разных комплексов задач. Базовый уровень стандарта учебного предмета ориентирован на формирование общей культуры и в большей степени связан с мировоззренческими, воспитательными и развивающими задачами общего образования, задачами социализации. Профильный уровень стандарта учебного предмета выбирается исходя из личных склонностей, потребностей учащегося и ориентирован на его подготовку к последующему профессиональному образованию или профессиональной деятельности. Интегрированный учебный предмет «Обществознание» является обязательным для изучения в 10—11 классах па базовом уровне для всех профилей (обязательным базовым общеобразовательным предметом). В классах социально-экономического и социально-гуманитарного профилей интегрированный учебный предмет «Обществознание» является профильным общеобразовательным предметом повышенного уровня, определяющим специализацию конкретного профиля обучения. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования по обществознапию включает: —цели изучения предмета; —обязательный минимум содержания основных образовательных программ по предмету; —требования к уровню подготовки выпускников па базовом и профильном уровне. Структура целей построена с учетом необходимости всестороннего развития личности обучающегося и включает освоение знаний, овладение умениями, воспитание, развитие и практическое применение приобретённых знаний и умений (ключевые компетенции). Обязательный минимум представлен в форме набора предметных тем (дидактических единиц), включаемых в обязательном порядке в основные образовательные программы. Он представлен в двух форматах. Прямым шрифтом выделено содержание, изучение которого является объектом контроля и оценки в рамках итоговой аттестации выпускников. Курсивом выделено содержание, которое подлежит изучению, но не является объектом контроля и не включается в требования к уровню подготовки выпускников. Данный способ представления обязательного минимума расширяет вариативность подхода к изучению учебного материала, предоставляет возможность разноуровнего обучения. Требования к уровню подготовки выпускников задаются в деятельностной форме (что в результате изучения обществознания на базовом или профильном уровне учащиеся должны знать, уметь, использовать в практической деятельности и повседневной жизни). Требования служат основой разработки контрольно-измерительных материалов для государственной аттестации выпускников, сдачи ЕГЭ. Содержание среднего (полного) общего образования на базовом уровне по учебному предмету «Обществознание» представляет собой комплекс знаний, отражающих основные объекты изучения: общество в целом, человек в обществе, познание, экономическая сфера, социальные отношения, политика, духовно-нравственная сфера, право. Все обозначенные компоненты содержания взаимосвязаны, как связаны и взаимодействуют друг с другом изучаемые объекты. Помимо знаний, в содержание курса входят: социальные навыки, умения, ключевые компетентности, совокупность моральных норм и принципов поведения людей по отношению к обществу и другим людям; правовые нормы, регулирующие отношения людей во всех областях жизни общества; система гуманистических и демократических ценностей. Содержание курса на базовом уровне обеспечивает преемственность по отношению к основной школе путем углубленного изучения некоторых социальных объектов, рассмотренных ранее. Наряду с этим вводится ряд новых, более сложных вопросов, понимание которых необходимо современному человеку. Освоение нового содержания осуществляется с опорой на межпредметные связи с курсами истории, географии, литературы и др. Изучение обществознания (включая экономику и право) в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей: —развитие личности в период ранней юности, ее духовно-нравственной, политической и правовой культуры, экономического образа мышления, социального поведения, основанного на уважении закона и правопорядка, способности к личному самоопределению и самореализации; интереса к изучению социальных и гуманитарных дисциплин; —воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, правового самосознания, толерантности, приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации; —освоение системы знаний об экономической и иных видах деятельности людей, об обществе, его сферах, правовом регулировании общественных отношений, необходимых для взаимодействия с социальной средой и выполнения типичных социальных ролей человека и гражданина, для последующего изучения социально-экономических и гуманитарных дисциплин в учреждениях системы среднего и высшего профессионального образования или для самообразования; —овладение умениями получать и критически осмысливать социальную (в том числе экономическую и правовую) информацию, анализировать, систематизировать полученные данные; освоение способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в жизни гражданского общества и государства; —формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области социальных отношений; гражданской и общественной деятельности, межличностных отношений, отношений между людьми различных национальностей и вероисповеданий, в семейно-бытовой сфере; для соотнесения своих действий и действий других людей с нормами поведения, установленными законом; содействия правовыми способами и средствами защите правопорядка в обществе. Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации 2004 г. отводит 140 часов для обязательного изучения учебного предмета «Обществознание» (включая Экономику и Право) на базовом уровне. В том числе; в X и XI классах по 70 часов, из расчета 2 учебных часа в неделю. Примерная программа среднего (полного) общего образования по обществознанию предусматривает резерв свободного учебного времени в объеме 16 учебных часов (или 11 %) для реализации авторских подходов, использования разнообразных форм организации учебного процесса, внедрения современных методов обучения и педагогических технологий. Примерная программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Обществознание» на этапе среднего (полного) общего образования являются: —определение сущностных характеристик изучаемого объекта, сравнение, сопоставление, оценка и классификация объектов по указанным критериям; —объяснение изученных теоретических положений на предлагаемых конкретных примерах; —решение познавательных и практических задач, отражающих типичные социальные ситуации; —применение полученных знаний для определения экономически рационального, правомерного и социально одобряемого поведения и порядка действий в конкретных ситуациях; —умение обосновывать суждения, давать определения понятий, приводить доказательства (в том числе от противного); —поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа и извлечение необходимой информации из источников, созданных в различных знаковых системах (текст, таблица, график, диаграмма, аудиовизуальный ряд и др.). Отделение основой информации от второстепенной, критическое оценивание достоверности полученной информации, передача содержания информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно); —выбор вида чтения в соответствии с поставленной целью (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.); —работа с текстами различных стилей, понимание их специфики, адекватное восприятие языка средств массовой информации; —самостоятельное создание алгоритмов познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера; —участие в проектной деятельности, владение приемами исследовательской деятельности, элементарными умениями прогноза (умение отвечать па вопрос: «Что произойдет, если...»); —формулирование полученных результатов; —создание собственных произведений, идеальных моделей социальных объектов, процессов, явлений, в том числе с использованием мультимедийных технологий; —пользование мультимедийными ресурсами и компьютерными технологиями для обработки, передачи, систематизации информации, создание баз данных, презентаций, результатов познавательной и практической деятельности; —владение основными видами публичных выступлений (высказывание, монолог, дискуссия, полемика), следование этическим нормам и правилам ведения диалога (диспута). В примерной программе по обществознанию определены самостоятельные, лабораторные и практические работы, выполняемые учащимися. Не менее 40% учебного времени отводится на самостоятельную работу учащихся, позволяющую им приобрести опыт познавательной и практической деятельности. Набор выполняемых учащимися работ включает в себя: —работу с источниками социальной информации, с использованием современных средств коммуникации (включая ресурсы Интернета); —критическое осмысление актуальной социальной информации, поступающей из разных источников, формулирование на этой основе собственных заключений и оценочных суждений; —решение познавательных и практических задач, отражающих типичные социальные ситуации; —анализ современных общественных явлений и событий; —освоение типичных социальных ролей через участие в обучающих играх и тренингах, моделирующих ситуации из реальной жизни, через самостоятельное формулирование правил и норм поведения (в школе, общественных местах и т.п.); —применение полученных знаний для определения экономически рационального, правомерного и социально одобряемого поведения и порядка действий в конкретных ситуациях; —аргументированную защиту своей позиции, оппонирование иному мнению через участие в дискуссиях, диспутах, дебатах о современных социальных проблемах; —написание творческих работ по социальным дисциплинам. Результаты изучения учебного предмета «Обществознание» приведены в разделе «Требования к уровню подготовки выпускников». Требования направлены на реализацию деятельностного, практико-ориентированного и личностно ориентированного подходов; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в социальной среде, делать сознательный выбор в условиях альтернатив. Рубрика «Знать/понимать» включает требования к учебному материалу, который усваивается и осознанно воспроизводится учащимися. Рубрика «Уметь» включает требования, основанные на более сложных видах деятельности, в том числе творческой: характеризовать, анализировать, объяснять, раскрывать на примерах, осуществлять поиск социальной информации, оценивать, формулировать собственные суждения и т. д. В рубрике «Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни» представлены требования, выходящие за рамки учебного процесса и нацеленные па решение разнообразных жизненных задач. Некоторые результаты обучения могут быть определены как прогнозируемые и не подлежат непосредственной проверке, поскольку связаны с личностными чертами и мировоззренческими установками выпускников. Требования к уровню подготовки выпускников определяют, что в результате изучения обществознания (включая экономику и право) на базовом уровне ученик должен знать/понимать: —биосоциальную сущность человека, основные этапы и факторы социализации личности, место и роль человека в системе общественных отношений; —тенденции развития общества в целом как сложной динамичной системы, а также важнейших социальных институтов; —необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм, механизм правового регулирования; —особенности социально-гуманитарного познания; уметь —характеризовать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки, закономерности развития; — анализировать актуальную информацию о социальных объектах, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствие между существенными чертами, признаками изученных социальных явлении и обществоведческими терминами и понятиями; —объяснять причинно-следственные и функциональные связи изученных социальных объектов (включая взаимодействие человека и общества, важнейших социальных институтов, общества и природной среды, общества и культуры, взаимосвязи подсистем и элементов общества); —раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук; —осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма, аудиовизуальный ряд); извлекать из неадаптированных оригинальных текстов (правовых, научно-популярных, публицистических и др.) знания по заданным темам; систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию; различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы; —оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личности, группы, организации, сточки зрения социальных норм, экономической рациональности; —формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам. использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: —успешного выполнения типичных социальных ролей; сознательного взаимодействия с различными социальными институтами; —совершенствования собственной познавательной деятельности; —критического восприятия информации, получаемой в межличностном общении и в массовой коммуникации; осуществления самостоятельного поиска, анализа и использования собранной социальной информации; —решения практических жизненных проблем, возникающих в социальной; деятельности; —ориентировки в актуальных общественных событиях, определения личной гражданской позиции; —предвидения возможных последствий определенных социальных действий; —оценки происходящих событий и поведения людей с точки зрения морали и права; —реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей; —осуществления конструктивного взаимодействия людей с разными убеждениями, культурными ценностями и социальным положением. Рекомендации по использованию учебников: А.И. Кравченко «Обществознание» (10 класс); А.И. Кравченко, Е.А. Певцова «Обществознание» (11 класс) при изучении предмета на базовом уровне Изучение обществознания в 10-11 классах на базовом уровне до издания новых учебников осуществляется на основе действующих учебников, включённых в Федеральные перечни учебников и учебно-методических пособий на 2005/2006 учебный год. В целях обеспечения преемственности содержания обществоведческого образования, качества обществоведческой подготовки на ступени среднего (полного) общего образования, успешного прохождения итоговой аттестации, сдачи (в рамках эксперимента) ЕГЭ, но обществознанию целесообразно использование и образовательном процессе завершенных линий учебников по обществознанию для 5 (6)-11 классов. К такой линии учебников относятся учебники «Обществознание» А.И. Кравченко для (0класса, А.И. Кравченко, Е.А. Певцовой для 11 класса издательства «Русское слово» (2001-2004 гг.), завершающие содержательную линию с 5 по 11 класс. Авторская концепция учебников отражена в программе курса и статье доктора социологических наук, профессора А.И. Кравченко в журнале «Преподавание истории и обществознания в школе». 2001 г. № 1. В соответствии с ней содержание учебников призвано содействовать формированию у выпускников целостного представления о тенденциях и закономерностях развития человеческого общества, его социальной структуры, политических институтов, экономики, духовной сферы, становления правосознания и гражданской культуры личности. В отличие от учебников для 8—9 классов основной школы оно построено на основе принципа проблемного подхода к изучению общества и направлено на углубление анализа социально-экономических, политических и духовных проблем современного общества во всем его многообразии, сложностях и противоречиях, на формирование у старшеклассников навыков самостоятельного осмысления реальностей современного мира и активной гражданской позиции. Содержание учебников в целом отражает предметные темы нового обязательного минимума содержания интегрированного учебного предмета «Обществознание» и включает комплекс знаний, раскрывающих основные объекты изучения: общество в целом, человек в обществе, познание, экономическая сфера, социальные отношения, духовно-нравственная сфера, право. Это создает возможность использования данных учебников для изучения обществознания па базовом уровне в 10-11 классах в переходный период до введения профильного обучения и в соответствии с образовательным стандартом. Для организации учебного процесса, активной познавательной деятельности учащихся, контроля результатов обучения, подготовки к итоговой аттестации необходимо использовать полный комплект учебно-методических пособий издательства «Русское слово» по обществознанию, который включает следующие издания; Кравченко AM. Обществознание. Программы курсов для 8-9 и 10—11 классов. М.: Русское слово, 2001. Кравченко А.И. Обществознание. Учебник для 10 класса. Часть 1. М.: Русское слово, 2001-2004. Кравченко А.И., Певцова Е.А. Обществознание. Учебник для 11 класса. Часть 2. М.: Русское слово, 2001-2004. Кравченко А.И. Тесты по обществознанию. 10-11 класс. М.: Русское слово, 2001. Кравченко А.И. Задачник по обществознанию: 10—11 класс. М.: Русское слово, 2000. Певцова Е.А.. Обществознание. 10—11 класс. Книга для учителя. М.: Русское слово, 2001. Певцова Е.А. Поурочные методические разработки. 10 класс. М.: Русское слово, 2005. Певцова Е.А. Поурочные методические разработки. 11 класс. М.: Русское слово, 2005. Кравченко А.И., Резникова Т.П. Обществознание. Справочное пособие для абитуриентов. М.: Русское слово, 2001. Певцова Е.А. Право. Основы правовой культуры. Учебник. 10, 11 класс. М.: Русское слово, 2005. Волкова Е.В. Этика. Учебное пособие. 10, 11 класс. М.: Русское слово, 2001. Кишеикова О.В. Тестовый контроль па уроках обществознания в 10—11 кл. М.: Русское слово, 2005. Согласно федеральному базисному учебному плану и Примерной программе среднего (полного) общего образования 2004 г. по обществознанию объем учебного времени на изучение предмета в 10-11 классах увеличился до 140 часов вместо 102 часов по федеральному базисному учебному плану 1998 г. Увеличение учебного времени отведено в основном на изучение экономики и права, а так же на раскрытие новых аспектов содержания обществознания. На базовом уровне обучения возможны два варианта изучения экономики и права в рамках обществоведческого образования. Первый вариант предусматривает изучение интегрированного учебного предмета «Обществознание», с включением Экономики и Права в качестве разделов (модулей) в составе данного предмета и увеличением учетного времени на их изучение до 30 часов. Второй вариант предусматривает возможность преподавания Экономики и Права в качестве самостоятельных учебных предметов наряду с интегрированным учебным предметом «Обществознание». В связи с перечисленными выше изменениями в содержании школьного обществознания на старшей ступени обучения в 10—1 I классах возникает необходимость внесения корректив в тематическое планирование учебного предмета с учетом нового обязательного минимума содержания, увеличения объема учебного времени на изучение обществознания в 10—11 классах и вариативности изучения разделов Экономика и Право. В помощь учителям, работающим в 10—И классах по УБП 2004 г. и учебникам «Обществознание» А.И. Кравченко Е.А. Певцовой, предлагается тематическое планирование учебного материала на 2 года обучения на базовом уровне в двух вариантах в зависимости от способа изучения экономики и права. Оно составлено на основе обязательного минимума содержания обществознания на ступени среднего (полного) общего образования (Сборник нормативных документов. Обществознание. Федеральный компонент государственного стандарта. Федеральный базисный учебный план. М.: Дрофа, 2004) и Примерной программы по обществознанию (Сборник нормативных документов МОРФ. Вестник образования 2004 г., № 17).
Тематическое планирование 10—11 классы Базовый уровень I вариант Данный вариант тематического планирования рассчитан на 140 часов учебного времени за два года обучения: 70 часов — 10 класс (2 часа в неделю) и 70 часов — 11 класс (2 часа и неделю). Он предусматривает изучение разделов Экономика и Право в рамках интегрированного учебного предмета «Обществознание». Планирование включает 6 разделов: «Общество и человек», «Экономика», «Политика», «Социальные отношения», «Культура и духовная жизнь», «Правовое регулирование социальных отношений». Основное содержание тематического планирования и его структура совпадают с содержанием и структурой учебников А.И. Кравченко и Е.А. Певцовой по обществознанию для 10—11 классов. Наиболее существенные изменения произведены в планировании учебного материала по разделам Экономика и Право. Содержание этих разделов дано в расширенном формате с учетом увеличения учебного времени до 30 часов на каждый из этих разделов. Раздел Экономика изучается с привлечением учебников по экономике, рекомендуемых для базового уровня обучения: B.C. Автономов Введение в экономику. 10-1! классы. М.: Вита-Прссс, 2004.; И.В. Липсиц Экономика. 10-] 1 классы. М.: Вита-Пресс, 2004. При изучении раздела Право предлагается использовать учебник Е.А. Певцовой «Право: основы правовой культуры. 10—11 класс.» (М.: Русское слово, 2005). Учебник разработан на основе обязательного минимума федерального компонента государственного стандарта общего образования. Он раскрывает теоретические основы права и конкретные нормы гражданского, семейного, административного, трудового, международного Права. В ряде случаев в предлагаемом тематическом планировании содержание учебников А.И. Кравченко и Е.А. Певцовой перегруппировано. Это объясняется необходимостью обновления содержания действующих учебников, в том числе и данного учебника, с учетом нового обязательного минимума. Учителю необходимо помочь старшеклассникам ориентироваться в учебниках с учетом внесенных корректив в тематическое планирование учебного материала в 10 и 11 классах. С этой целью в планировании к каждой теме урока указаны соответствующие параграфы учебников. В целях ориентации учителя на новый обязательный минимум содержания обществознания (базовый уровень) и подготовки выпускников к итоговой аттестации (в том числе в форме ЕГЭ) в тематическое планирование введены новые разделы. Раздел «Элементы содержания федерального компонента государственного стандарта общего образования» включает для каждого урока перечень дидактических единиц обязательного минимума, раздел «Элементы содержания КИМ ЕГЭ» — перечень дидактических единиц кодификатора ЕГЭ. Примерное содержание уроков тематического планирования обозначено в Примерной программе по обществознанию 2004 г., где дан перечень основных понятий и вопросов, которые могут стать основой для разработки учителем индивидуального плана урока. В целях обеспечения преемственности в обществоведческой подготовке на ступени среднего (полного) общего и основного общего образования и с учетом проблемного подхода авторов учебника к раскрытию содержания обществознания в 10— 11 классах в планирование включен раздел: «Материалы учеб-пиков 8—9 классов» с указанием параграфов учебника для повторения и актуализации опорных знаний по теме урока. Раздел «Дополнительные учебные материалы» включает указания на возможность использования новых учебных пособий по обществознанию для Ю—11 классов (2002—2005 гг.), рекомендованных Министерством образования РФ, словарей, а также справочных пособий для абитуриентов. Они особенно необходимы при проведении уроков обобщении и контроля результатов обучения. Кроме того, в условиях проведения эксперимента по введению ЕГЭ как формы итоговой аттестации выпускников рекомендовано по всем разделам тематического планирования использовать учебно-тренировочные материалы для подготовки к ЕГЭ по обществознанию. В список литературы для учителя включены также издания учебников для учреждений среднего и высшего профессионального образования, рекомендованные Министерством образования РФ. При осуществлении отбора форм учебных занятий, методов и приемов организации эффективной учебно-познавательной деятельности учащихся учителю рекомендуется использовать Книгу для учителя (М., Русское слово, 2000-2001 и Поурочные методические разработки для 10—11 класса. (М., Русское слово. 2005)автора Е.А. Певцовой. Национально-региональный компонент в тематическом планировании включен в содержание заключительных уроков при изучении экономики, социальной, политической и духовной сфер жизни современного общества. Рекомендации планирования носят примерный характер, учитель может внести в них изменения, которые обусловлены конкретными условиями образовательного учреждения, объемом учебного времени, уровнем обществоведческой подготовки учащихся, а также состоянием учебно-методического и кадрового обеспечения преподавания предмета. Тематическое планирование. 10-11 класс (140 часов) Класс Базовый уровень (70 часов) I Вариант
Уро- Ка |
Названия Тем уроков |
Элементы содержания
Популярное: Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (224)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |