Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Элементы имиджа телеведущего



2020-02-04 329 Обсуждений (0)
Элементы имиджа телеведущего 0.00 из 5.00 0 оценок




Многообразие понятия имидж.

Имидж в переводе с английского - «образ», «изображение» — искусственный образ, формируемый в общественном или индивидуальном сознании средствами массовой коммуникации и психологического воздействия. Имидж создается (пропагандой, рекламой) с целью формирования в массовом сознании определённого отношения к объекту. Может сочетать как реальные свойства объекта, так и несуществующие, приписываемые. В переводе с английского имидж – это образ, изображение.[4]

Исконно русское слово, несущее ту же смысловую нагрузку, что и имидж, образ – существовало всегда. По В.И. Далю, «образ – это вид,  внешность, фигура, портрет, писаное лицо… и он связан со временем»[5].  Но М.А. Шишкин отмечает, что «в отличие от «образа», возникающего произвольно, «имидж» является целесообразно и программно конструированной категорией».[6]

Понятие «имидж» возникло на Западе в 50х гг. и первоначально использовалось в рекламной практике. Далее, в 60х гг. этот термин вновь возникает в сфере предпринимательства как основное средство психологического воздействия на потребителя. Позже понятие имиджа стало основным элементом теории и практики Public Relations, прочно вошло в политическую и общественную жизнь.

В России понятие «имидж» появилось сравнительно недавно, при этом происходило слепое копирование западных алгоритмов решения данного вопроса.  Одним из первых, кто ввел понятие «имидж» в отечественную литературу был О. Феофанов. В своей работе «США: реклама и общество», появившейся в 1974 г., он рассматривает имидж «как основное средство

психологического воздействия рекламодателя на потребителя»[7]. Другими авторами, чьи работы посвящались этой же теме, имидж тоже рассматривался как средство манипулирования массовым сознанием.

В современной зарубежной и российской литературе встречается большое количество разноплановых определений понятия «имидж». Сложность анализа определений данного понятия связано с тем, что в этом коммуникативном пространстве работают специалисты различного профиля: журналисты, социологи, рекламисты, специалисты по маркетингу и PR и др.

Проанализируем некоторые определения понятия «имидж», встречающейся в научной литературе.

Комлев Н.Г. дает следующую трактовку имиджу «имидж- это целенаправленно формируемый образ (какого-либо лица, явления, предмета), призванный оказать эмоционально-психологическое воздействие на кого-либо в целях популяризации рекламы»[8].

Музыкант В.Л. в своей работе «Теория и практика современной рекламы» пишет, что имидж «искусственная имитация или внешний вид объекта, человека. Основные характеристики имиджа – синтетичность, т.е. создание с четко определенной целью, для достижения цели, формирование заранее заданного представления»[9].

Опрошенные же журналисты практики понятие «имидж» определили, прежде всего, как «образ, которого в сфере массовой коммуникации ещё не было» (43% ответивших), как «респектабельность, располагающий внешний вид» (18%), «уверенность в себе» (14%), как «умение казаться, а не быть» (11%) и т.д.[10]

Как видно из приведенных определений, важнейшими характеристиками составляющими имиджа являются: образ, целесообразность, ориентация на какую-либо цель и соответствие его требованиям и ожиданиям целевой аудитории.

В современном информационном обществе имидж, как правило, всегда конструируется в соответствии с какой-либо целью. Это может стать цель стать президентом страны, «поп-звездой», лидером, а целью создания имиджа телеведущего является популяризация телепередачи и доверительное отношение зрителя к ней. Именно так, ведь телеведущий - это лицо программы.

С учетом изложенного имидж можно определить как эмоционально окрашенный стереотипный образ, идеализированную модель, идеальную структуру, целенаправленно формируемую в индивидуальном, групповом и общественном сознании для достижения результатов. Другими словами - это непосредственно или преднамеренно создаваемое впечатление о том или ином объекте. Именно впечатление, а не оценка.      

Сегодня трудно найти крупного политического деятеля, который специально не обращался к имиджмейкерам. Имидж таких личностей отшлифован буквально до мелочей. Например, на лицах пожилых людей сильнее заметны возрастные изменения, поэтому во время телепередач их лица подаются на определённом расстоянии от съёмочной камеры. Или такой факт: весьма важен фон, на котором представлена личность. Маргарет Тетчер было трудно получить политическое признание в стране со столь консервативными порядками. Поэтому её имиджмейкеры пристальное внимание уделяли выбору интерьеров: большинство её телевыступлений были отсняты в домашней обстановке на фоне зажжённого камина.[11]

Таким образом, имидж создается для положительного восприятия героя, в нашем случае телеведущего. Какими методами это делается, мы с вами узнаем далее.

Элементы имиджа телеведущего

Мысль о видении на расстоянии возникла у человечества ещё в глубокой древности, но это стало возможно лишь с изобретением телевидения. С помощью него мы можем переноситься в любую точку земного шара, оно заменяет нам собеседника, большой поток информации, который поступает к нам ежеминутно, мы можем увидеть по телевидению. Оно так прочно вошло в нашу жизнь, что уже трудно представить себе, как раньше люди могли обходиться без ставшего близким и привычным нам «электронного собеседника». «Беседа в эфире – это один из первых по своему генезису жанров эфирной журналистики, возникший на основе традиций устного творчества, реализовавший себя благодаря специфическим возможностям радиовещания, среди которых важнейшим является звучащее слово».[12] Экранная информация воздействует одновременно на зрение и на слух, синтезируя в себе практически все накопленные человечеством способы общения. Важная особенность телевидения – личностный, доверительно - интимный характер телевизионного общения. Технологические возможности телевидения создают условия, чтобы у зрителя сформировались три своеобразных состояния общения: «эффект присутствия», «эффект диалогичности» и «эффект доверительности».

Благодаря этим эффектам, телевидение выступает в качестве мощного

коммуникационного фактора, воздействующего на психологию людей разного возраста, формирующего их мировоззрение. Телевидение, став наиболее массовыми средствами распространения информации, начало нуждаться в квалифицированных специалистах, способных вести телепередачи.

Эффективность телевизионного общения с телезрителями определяется личностным имиджем телеведущих. На заре вещания, когда телевидение только начинало готовить своих собственных профессиональных творческих работников, возник вопрос о том, кто имеет право обращаться к аудитории от своего имени, ведь зрители сознательно или бессознательно отождествляют и персонифицируют воспринимаемую с телеэкрана информацию с тем человеком, который её передает.[13] По мнению Игоря Леонидовича Кириллова, одного из первых дикторов отечественного телевидения, ставшего впоследствии руководителем Школы дикторов, диктор – это не просто лицо, читающее текст у микрофона, а личность, которая стремится воздействовать на зрителя умным доверительным разговором.

Человек, выступающий перед такой огромной аудиторией, несет огромную ответственность: на него смотрит и его слушает почти вся страна, его слова могут оказать мощное влияние на сознание людей, на их взгляды, понимание. Поэтому особое значение придавалось человеческим и профессиональным качествам диктора, его способности вызвать полное доверие и уважение у зрителей.

«Телевизионная передача – не парад модных моделей и не конкурс красоты, её успех или неуспех зависит в первую очередь от знаний, профессиональной подготовки, таланта и индивидуальности, внутренних человеческих качеств выступающего в кадре».[14]

Особенности телевидения сегодняшнего дня: многоканальность, использование различных способов телевизионного общения, жанровое разнообразие телепрограмм, возможность творческого воплощения самых невероятных проектов, наличие большого количества выразительных средств и способов их осуществить. Однако при всём этом по-прежнему успех у зрителей той или иной программы во многом определяется обаянием личности телеведущего.

Ещё одно важное качество телеведущего: он должен выполнять свою работу с чувством радости и удовольствия, а не потому – что это надо делать. Телеведущий в первую очередь сам должен профессионально ответственно подходить к созданию личного имиджа на экране. «Грустно, когда внешний облик, телесность остаётся единственным и самодостаточным средством персонификации», – пишет П.С. Гуревич.[15]

Итак, телевидение обладает особым характером общения, главная роль в котором отводится ведущему. Он должен быть наделён даром коммуникабельности:создавать контакт со зрителями, вызывать у них ощущение того, что он видит аудиторию, умеет улавливать её настроение и ожидания.

В книге «Имиджелогия. Секреты личного обаяния» В.М. Шепель пишет: «Благоприятные внешние данные являются тем природным достоянием, которым следует умело распорядиться. Как в личной жизни, так и в профессиональной деятельности... Вне всякого сомнения, красивым людям легче создать эффект личного обаяния. На кино- или телеэкране наш взор выхватывает и запечатлеет в памяти образы внешне привлекательных людей. Не однажды проводя эксперименты, психологи убеждались, что из десяти случаев, по меньшей мере, в восьми наше первоначальное впечатление о других складывается по их внешности».[16]

Каковы же эталоны внешней привлекательности или, как говорят имиджмейкеры, смотрибельности телеведущего? Я считаю, что нужно выделить следующие критерии:

1. здоровый вид

2. правильные черты лица

3. красивые волосы

4. стройная и пропорциональная фигура

5. белые и ровные зубы.

6. приятно звучащий голос.

7. выразительность жестов.

8. живой ум.

9. доверительность.

Зритель, включая телевизор, прежде всего, обращает внимание на внешность телеведущего, его лицо, одежду, вслушивается в его голос, следит за его манерой поведения, жестикуляцией, мимикой.

Таким образом, при создании имиджа и в целях повышения эффекта своей популярности телеведущему следует обратить внимание на выше названные качества.

Обратимся к перечисленным качествам телеведущего:

Здоровый вид. Это первое и можно сказать, одно из основных качеств привлекательного образа телеведущего. Его внешний вид должен показывать здоровье и оптимизм.

Во время работы телеведущий испытывает сильное эмоциональное напряжение, а это сказывается на его внешнем виде. Поэтому забота о здоровье – это один из критериев успеха работы на телеэкране. Здоровые люди наиболее работоспособны, могу творить, им свойственны общительность и чувство юмора, много новых идей и предложений. Нездоровый, заспанный, уставший человек не сможет выглядеть на экране эффектно: его действия, мимика, поза, обязательно выдадут его угнетенное внутреннее состояние.[17]

Правильные черты лица. Этот критерий важен, несомненно, для всех телеведущих, но особенно для тех, кто ведет выпуски новостей. Все потому, что поза телеведущих неподвижна и зрители обращают все свое внимание на лицо. Этих телеведущих часто показывают крупным планом. Поэтому следует строже подходить к отбору теледикторов по физическим параметрам лица.

Что касается ведущих авторских, шоу и других программ, то здесь обязательное условие – отсутствие явных недостатков на лице.

Красивые волосы. Это обязательная составляющая имиджа телеведущего. Но если природа не оказалась щедра, недостаток можно скрыть хорошо уложенной прической, соответствующим головным убором, если это позволяет тематика телепередачи. 

Стройная и пропорциональная фигура. Конечно, не всем удается соответствовать параметрам фотомодели, и телевидение не выносит категоричное требование к пропорциям фигуры. Но все, же желательно, чтобы на экране это не выглядело нелепо. Поэтому телеведущему следует уделять время поддержанию своей физической формы, заниматься шейпингом, верховой ездой, игрой в теннис, чтобы эффектно смотреться на экране и иметь подтянутую, стройную фигуру.

Белые, ровные зубы. Это является обязательным требованием. Если у телеведущего больные дёсны, а зубы не здоровы, это обязательно будет видно на экране, особенно если передача идёт крупным планом. Красивая улыбка – залог успеха на экране. Трудно припомнить известных телеведущих с неровными зубами, ведь, правда?

Приятно звучащий голос. Голос играет важнейшую роль в имидже телеведущего. Обладатель резкого, визгливого, «деревянного» голоса вряд ли сможет вести передачу. Голос телеведущего должен обладать приятным тембром, быть гибким, пластичным, нагруженным эмоциональной теплотой.

Выразительность жестов. Жесты несут огромное количество информации. Это необходимый аспект телеведущего, а потому владеть техникой жеста – обязательное требование к работе таких профессионалов. Резкие жесты в кадре не приветствуются.

Живой ум. Богатое воображение, дар импровизации, умение нестандартно мыслить, живо реагировать на события, происходящие вокруг, – великолепные качества, которые желательно иметь телеведущим.

Доверительность. Это качество необходимо для телевизионного общения. Ведущий призван демонстрировать своё искреннее отношение к тому, о чём он рассказывает с экрана. Важно, чтобы он был уважительным по отношению к своему собеседнику по телепередаче, тактично воспринимал его мнения и переживания.

Главные характеристики имиджа в сфере деятельности СМИ можно описать, учитывая три обстоятельства:

¾ во-первых, имидж коммуникатора всегда упрощен по сравнению с объектом;

¾ во-вторых, этот имидж как бы живет самостоятельной жизнью в сознании аудитории, значит, динамичен и может изменяться;

¾ в-третьих, он находится между реальным и желаемым, восприятием и воображением.[18]

Таким образом, телеведущий должен иметь не только привлекательную внешность, всегда следить за собой, но и вызывать у телезрителей доверие, слушать и понимать их.

Основная задача в профессии телеведущего – умение нравиться публике. Не многие ведущие имеют имиджмейкеров, стилистов, PR - специалистов поэтому им следует уделить особое внимание своему имиджу, т.е. подачи себя, привлечения внимания телезрителей к своим лучшим качествам.[19]

Она помогает овладеть реальным механизмом эффективного воздействия внешнего облика людей друг на друга. В.М. Шепель в книге «Имиджеология: Секреты личного обаяния» пишет: «Чем значительнее замыслы и претензии личности, тем более она озабочена своим имиджем. У такой личности стремление к созданию яркого имиджа – мощный внутренний мотиватор, побуждающий её на огромную работу над собой, на преодоление в себе всего того, что мешает быть лидером или звездой... Отсутствие внешних данных не перекрывает дорогу к личному имиджу. Только надо хотеть или уметь наилучшим образом самовыразить свои сильные личные качества. Более того, в каждом имеется дарование нравиться людям... чем больше прилагается усилий нравиться людям, тем ярче высвечиваются интеллектуальные, художественные, телесные и информационные характеристики личности».[20]

В технологию самопрезентации В.М. Шепеля входят четыре мини-технологии:

¾ визуализация облика,

¾ коммуникативная механика,

¾ флюидное излучение,

¾ вербальный эффект.

Лицо для телеведущего значит многое. Создание привлекательной мимики – одна из важных профессиональных проблем телеведущего. Обозначим основные приёмы решения проблемы, связанные с имиджем.

Гигиена кожи лица.Лицо – это первое на что обращают внимание люди. Телеведущему, как человеку публичной профессии, необходимо следить за ним. Для этого необходимо знать особенности своей кожи и уметь правильно за ней ухаживать.

Макияж. На телевидении и женщины, и мужчины должны пользоваться косметикой, чтобы хорошо выглядеть. Нельзя появляться перед камерой без профессионально сделанного макияжа. Хорошо, если на студии есть визажист, который поможет ведущему справиться с этой задачей. Но многие телеведущие предпочитают отказываться от услуг визажистов и делают макияж сами, зная особенности своей кожи и конфигурацию лица. И вот некоторые средства, которые могут понадобиться для правильного тона лица: тональный крем, корректирующие или нейтрализующие маскирующие средства, высветлитель, компактная или рассыпная пудра.

Телеведущие должны учитывать, что крупный план позволяет увидеть самые незначительные недостатки, часто их даже усиливая. Так, неправильно поставленный свет может состарить молодого телеведущего, показав все недостатки кожи. На имидже это может негативно отразиться.

Причёска.Правильно подобранная прическа, безусловно, необходима для создания хорошего имиджа на экране. Ведущему важно уметь оценить, насколько форма, цвет и структура причёски «работают» на него перед глазом телекамеры. Волосы должны быть не только причёсаны, но и выглядеть естественно. Ведущим программы информационных новостей иметь чрезмерно сложную причёску не желательно.

Глаза.При макияже глаз важно учитывать форму глаз и их цвет. Какой оттенок теней подходит вашему цвету глаз, лучше поинтересоваться у визажистов. Глаза должны быть без излишков макияжа. И еще, пожалуй, самое главное. Это взгляд. У телеведущего он должен быть заинтересованным.

Одежда. Выбирая одежду, ведущий должен исходить из жанра передачи. Если это новости, то одежда должна быть строгой, в то время как ведущие развлекательных программ могут позволить себе стилевое и цветовое разнообразие.

Язык жестов.По мнению В.М. Шепеля, имидж без выразительного языка взглядов и языка жестов маловыразителен. Жесты и мимика выдают весьма наглядную информацию о человеке, поскольку имеют рефлекторную природу. Поза, жест и мимика есть опредмеченное проявление чувств и мыслей людей. Телеведущий всегда должен помнить, что поза, жесты говорят часто гораздо больше, чем слова. Они должны соответствовать содержанию того, что происходит на экране.[21]

Из всего вышесказанного мы поняли, что каков бы имидж у вас не был, он всегда должен соответствовать типу передачи, обстановке и не выходить за рамки приличия. Желательно, чтобы прическа, макияж, одежда были выдержаны в одном стиле и гармонировали между собой.

Итак, от многих специалистов зависит то, как будет выглядеть телеведущий на экране– модельеров, визажистов, парикмахеров, парфюмеров.

Мы выделили следующие эталонные качества, которые формируют имидж телеведущего: здоровый вид, гармония черт лица, красивые волосы, стройная и пропорциональная фигура, белые и ровные зубы, приятно звучащий голос, выразительность жестов, живой ум и доверительность.

Главные характеристики имиджа в сфере деятельности СМИ можно описать, учитывая три обстоятельства: во-первых, имидж коммуникатора всегда упрощен по сравнению с объектом; во-вторых, этот имидж как бы живет самостоятельной жизнью в сознании аудитории, значит, динамичен и может изменяться; в-третьих, он находится между реальным и желаемым, восприятием и воображением.

Таким образом, телевидение обладает особым характером общения, где ведущий играет главную роль. Он должен быть наделён даром коммуникабельности: создавать контакт со зрителями, вызывать у них ощущение того, что он видит, слышит, понимает аудиторию, умеет улавливать её настроение и переживания.[22]

Еще, телеведущий должен быть заинтересован в том, что делает, и делает он это не потому, что так надо, а потому, что это ему нравится, он получает огромное удовольствие от своей работы. Если это присутствует, то телеведущий всегда будет интересен зрителям.

 



2020-02-04 329 Обсуждений (0)
Элементы имиджа телеведущего 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Элементы имиджа телеведущего

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (329)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)