Особенности преподавания русского языка в связи с подготовкой учащихся к государственной итоговой аттестации в 9 классе
Методическое письмо О преподавании учебного предмета «Русский язык» в 2008-2009 учебном году в общеобразовательных учреждениях Ярославской области
Федеральный компонент государственного стандарта общего образования по русскому языку приоритетной задачей обучения в основной школе определяет "развитие речевой и мыслительной деятельности учащихся, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях общения; готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности в речевом самосовершенствовании. Основное содержание обучения на этом этапе составляет освоение знаний о родном языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах, основных нормах русского литературного языка и речевого этикета. На старшей ступени обучения (X-XI классы) подростки проявляют интерес к выбору профессии, профессиональной ориентации, строят планы на будущее. В связи с этим задачей обучения на данном этапе является развитие и совершенствование способности учащихся к речевому взаимодействию и социальной адаптации. На базовом уровне предусматривается углубление и расширение знаний о языковой норме и ее разновидностях, нормах речевого поведения в различных сферах общения, совершенствование умений моделировать свое поведение в соответствии с условиями и задачами общения. На профильном уровне, помимо указанного, происходит углубление лингвистических знаний, а также совершенствование речевых умений в профессионально ориентированной сфере общения». Особенности преподавания русского языка в 7 классе
С 1 сентября 2008 года переход на новые учебные планы, разработанные на основе федерального базисного учебного плана 2004 года, а также на государственный образовательный стандарт по русскому языку осуществляют 7-е классы. В письме «О некоторых вопросах организации образовательного процесса в общеобразовательных учреждениях Ярославской области в 2008-2009 учебном году» от 07.05.2008 № 1892/01-10 Департамент образования информирует, что при составлении учебных планов общеобразовательных учреждений на 2008-2009 учебный год следует руководствоваться: -в 9 классах – региональным учебным планом, утвержденным приказом от 12.05.2006 № 01-03/318 «Об утверждении регионального учебного плана»; -в 1-3 и 5-7 классах – приказом Министерства образования Российской Федерации от 09.03.2004 № 1312 «Об утверждении базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»; - в 4 и 8 классах – приказом Минобразования России от 09.02.1998 №322 «Об утверждении базисного учебного плана общеобразовательных учреждений Российской Федерации». Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений РФ предусматривает обязательное изучение русского языка в 7 классе в объеме 140 часов (из расчета 4 часа в неделю). Содержание школьного курса определяется стандартом, примерными программами, авторскими программами.
Основные умения и навыки, которыми должны овладеть учащиеся 7 класса к концу учебного года. Речевая деятельность. Аудирование. Адекватно понимать содержание научно-учебного, публицистического и художественного текста, воспринимаемого на слух; выделять основную и дополнительную информацию текста, определять его принадлежность к типу и стилю речи; составлять план текста, полный или сжатый пересказ (устный или письменный); обнаруживать ошибки в содержании и речевом оформлении устного высказывания одноклассника. Чтение. Дифференцировать известную и неизвестную информацию прочитанного текста; находить в тексте ключевые словосочетания, слова, предложения и объяснять их значение; проводить маркировку текста (подчеркивать основную информацию, выделять непонятные слова и фрагменты текста, делить текст на части и т. п.); составлять тезисный план исходного текста; владеть ознакомительным, изучающим и просмотровым видами чтения; прогнозировать содержание текста по данному началу; с помощью интонации передавать авторское отношение к предмету речи при чтении текста вслух. Говорение. Сохранять при устном изложении, близком к тексту, типологическую структуру текста и выразительные языковые и речевые средства; создавать собственные высказывания, соответствующие требованию точности, логичности и выразительности речи; строить небольшое по объему устное высказывание на основе данного плана; формулировать выводы (резюме) по итогам урока, по результатам проведенного языкового анализа, после выполнения упражнения и т. п.; размышлять о содержании прочитанного или прослушанного текста лингвистического содержания, соблюдать основные лексические и грамматические нормы современного русского литературного языка, нормы устной речи (орфоэпические, интонационные); уместно использовать этикетные формулы, жесты, мимику в устном общении с учетом речевой ситуации. Письмо. Сохранять при письменном изложении типологическую структуру исходного текста и его выразительные языковые и речевые средства; создавать собственные высказывания, соответствующие требованию точности, логичности и выразительности речи; писать тексты-размышления на лингвистические, а также морально-этические темы дискуссионного характера; соблюдать основные лексические и грамматические нормы современного русского литературного языка, а также нормы письменной речи (орфографические, пунктуационные); уместно употреблять пословицы, поговорки, крылатые выражения, фразеологизмы в связном тексте; использовать лингвистические словари при подготовке к сочинению и при редактировании текста; редактировать текст с использованием богатых возможностей лексической, словообразовательной, грамматической синонимии. Текстоведение. Анализировать тексты с точки зрения их темы, основной мысли, проблематики, соответствия их требованию точности и логичности речи; рецензировать чужие тексты и редактировать собственные с учетом требований к построению связного текста; устанавливать в тексте ведущий тип речи, находить в нем фрагменты с иным типовым значением; определять стиль речи, прямой и обратный порядок слов в предложениях текста, способы и средства связи предложений в тексте. Морфология. Различать постоянные и непостоянные морфологические признаки частей речи и проводить морфологический разбор слов всех частей речи; правильно, уместно и выразительно употреблять слова изученных частей речи; использовать знания и умения по морфологии в практике правописания и проведении синтаксического анализа предложения. Орфография. Владеть правильным способом применения изученных правил орфографии; учитывать значение, морфемное строение и грамматическую характеристику слова при выборе правильного написания. Синтаксис и пунктуация. Устно объяснять пунктуацию предложений изученных конструкций, использовать на письме специальные графические обозначения, строить пунктуационные схемы предложений; самостоятельно подбирать примеры на изученные пунктуационные правила. Если учитель работает по учебникам, не переработанным в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта, то раздел «Коммуникативная компетенция» рекомендуется дополнить темами: -виды чтения (ознакомительное, изучающее, просмотровое), -приемы работы с учебной книгой и другими информационными источниками, включая СМИ и ресурсы Интернет. В раздел «Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции» рекомендуется включить темы: -основные морфологические нормы русского литературного языка, -основные выразительные средства морфологии. На изучение раздела «Культуроведческая компетенция» можно выделить 2 часа. Рекомендуются темы: -русский язык-национальный язык русского народа, основные формы существования национального русского языка, -русский речевой этикет.
Учителя русского языка области работают по УМК В.В.Бабайцевой, М.М.Разумовской, Т.А.Ладыженской, С.И.Львовой. Учебники указанных авторов рекомендованы (допущены) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2008/2009 учебный год (см. приложение 1). Примеры рабочих учебных программ по УМК Т.А.Ладыженской и В.В. Бабайцевой для 7 класса, разработанные педагогами, даны в приложении 3.
Особенности преподавания русского языка в связи с подготовкой учащихся к государственной итоговой аттестации в 9 классе Государственная итоговая аттестация по русскому языку в 9-х классах (за курс основной школы) проводилась все предыдущие годы в школах Российской Федерации по нескольким моделям. Тексты для изложения брались из сборника Л.М.Рыбченковой и В.Л.Скляровой. В 2007 году экзаменационная работа состояла из трех частей: 1.подробное изложение прослушанного текста, 2.чтение и анализ печатного текста, сопоставление его содержания с текстом изложения, выполнение тестовых заданий по всем темам школьного курса русского языка, 3.написание небольшого по объему сочинения-рассуждения на основе прослушанного и прочитанного текстов. Тестовые задания представляют собой определенный набор из 10 вопросов, каждый из которых направлен на определение языковой компетентности учащегося: 1) понимание основной мысли, объединяющей прочитанный и прослушанный тексты; 2) понимание основного содержания текста; 3) стили и типы текста; 4) средства связи предложений в тексте; 5) лексика, фразеология; 6) фонетика; 7) морфемика и словообразование; 8) морфологический анализ; 9) простое предложение; 10) сложное предложение. Учителю необходимо знакомить детей с различными видами тестов в течение всего периода обучения языку, давать необходимые рекомендации по выполнению заданий. Третья часть – написание небольшого по объему (100 слов) сочинения – рассуждения – предполагает ответ на проблемный вопрос, который связан с содержанием представленных отрывков. Сочинение по двум текстам – новый для учащихся вид деятельности, которому также необходимо обучать. Экзаменационная работа в новой форме в соответствии со спецификацией Министерства образования РФ 2008 года состоит из 3 частей. Часть 1 включает 1 задание (С 1) и представляет собой небольшую письменную работу по прослушанному тексту (сжатое изложение текста). Часть 2 состоит из 9 заданий с выбором ответа (А1-А9), 14 заданий с кратким ответом (В1-В14) и задания С2 с развернутым ответом. К каждому заданию с выбором ответа (А1-А9) даны 4 варианта ответа. Ответы к заданиям В1-В14 учащиеся формулируют самостоятельно. Задание С2 представляет собой небольшое сочинение-рассуждение на лингвистическую тему: «Зачем нужна пунктуация?» Задания А9 и С2 относятся к повышенному уровню сложности. Правильный ответ в зависимости от сложности каждого задания оценивается одним или несколькими баллами. Перечень вопросов, которые могут контролироваться в процессе государственной итоговой аттестации в 2008 году, приведен в Кодификаторе элементов содержания экзаменационной работы для выпускников 9 классов общеобразовательных учреждений 2008 года по русскому языку, помещенном на сайте www.fipi.ru. В 2007 году по новой форме сдавали экзамен выпускники 9 классов г.Переславля-Залесского, в 2008 году в эксперименте участвуют также учащиеся 9 классов г.Переславля-Залесского. При составлении рабочих учебных программ педагогам рекомендуется включить в план уроки развития речи по подготовке к написанию сжатого изложения, сочинения по прослушанному и прочитанному текстам, сочинения на лингвистическую тему; чаще использовать тестовую форму контроля на уроках русского языка.
Популярное: Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (154)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |