Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Путешествие в мир веществ



2020-02-03 156 Обсуждений (0)
Путешествие в мир веществ 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Вступительное слово

Учитель. Вы пришли в необычный кабинет (подчеркнуть необычность кабинета, показать таблицы, химическую посуду, склянки с химическими реактивами и т.п.). В этом кабинете происходят таинственные вещи. Прежде чем показать вам интересные опыты, мы выясним, чем же занимаются в этом кабинете. Сначала ответьте на вопросы.

Как назвать одним словом все то, что нас окружает? Город? Страна? Земля? Вселенная? (Природа.)

Из чего состоит окружающая нас природа? (Парты, окошки, деревья – это тела.)

Из чего состоят тела? (Демонстрация предметов из стекла и дерева.) (Тела состоят из материала, вещества.)

Учитель пишет на доске: Природа – Тела – Вещества.

Учитель. Химия – наука о веществах. В этом кабинете изучают вещества. Веществ очень много, и все они разные. Одни твердые, другие жидкие, третьи газообразные. Одни вредные, другие полезные, третьи – опасные… (демонстрация рисунков). Словом, с веществами необходимо работать, соблюдая меры предосторожности. Существует очень много правил, называются они «Правила техники безопасности». Эти правила являются результатом многовекового общения человека с веществом. Неправильное обращение с веществами приводит к страшным последствиям.

Практическая часть

(Демонстрация и объяснение опытов)

1. «Дым без огня»

О б о р у д о в а н и е и р е а к т и в ы. Два стеклянных цилиндра (или стакана) с крышками, 25%-й водный раствор аммиака, концентрированная соляная кислота.

П р о в е д е н и е о п ы т а. В один чисто вымытый цилиндр налейте несколько капель концентрированной соляной кислоты, а в другой – раствор аммиака. Оба цилиндра закройте крышками и поставьте друг от друга на некотором расстоянии. Перед опытом следует показать, что цилиндры «пустые». Во время демонстрации цилиндр с соляной кислотой (на стенках) переверните вверх дном и поставьте на крышку цилиндра с аммиаком. Крышку уберите. Внутри цилиндра образуется белый дым – признак химической реакции.

2. «Химическое молоко»

О б о р у д о в а н и е и р е а к т и в ы. Два химических стакана, растворы хлорида бария и серной кислоты.

П р о в е д е н и е о п ы т а. Слить растворы хлорида бария и серной кислоты. Частицы образовавшегося белого осадка, не успев осесть, создают эффект молока.

3. «Химическая хирургия»

О б о р у д о в а н и е и р е а к т и в ы. Деревянная линейка, ватка, растворы хлорида железа(III) и роданида калия.

П р о в е д е н и е о п ы т а. Пригласить самого смелого. Смочить вату хлоридом железа(III) и протереть руку. Деревянную линейку смочить роданидом калия. При соприкосновении этих веществ образуется раствор кровавого цвета. Смыть раствор и показать ребятам отсутствие следов пореза.

4. «Цвет по волшебству»

О б о р у д о в а н и е и р е а к т и в ы. Химический стакан, растворы щелочи, фенолфталеина, серной кислоты, лакмуса.

П р о в е д е н и е о п ы т а. В раствор щелочи добавьте фенолфталеин, покажите малиновую окраску. Прилейте серную кислоту, покажите, что раствор в стакане снова стал бесцветным. Добавьте фиолетовый лакмус и получите снова красную окраску.

5. «Черный удав из стакана»

О б о р у д о в а н и е и р е а к т и в ы. Сахарная пудра, вода, концентрированная серная кислота ( = 1,84 г/см3), два химических стакана на 100–150 мл, мензурка, стеклянная палочка, весы, разновесы.

П р о в е д е н и е о п ы т а. Взвесьте на весах 30 г сахарной пудры и перенесите ее в химический стакан. Отмерьте мензуркой 12 мл концентрированной серной кислоты. Осторожно смешайте в стакане стеклянной палочкой сахар и кислоту в кашеобразную массу (стеклянную палочку тотчас выньте и поместите в стакан с водой). Через некоторое время смесь чернеет и разогревается, и вскоре из стакана начинает выползать пористая угольная масса*.

(Обугливание сахара и других углеводов серной кислотой объясняется окислительными свойствами концентрированной серной кислоты. Восстановителем является углевод, процесс экзотермический. Выделяющиеся газы и пары воды вспучивают угольную массу, которая поднимается в стакане.)

6. «Вулкан на столе»

О б о р у д о в а н и е и р е а к т и в ы. Коническая колба, фарфоровый тигель или чашка, лучинка, спички, дихромат аммония, спирт.

П р о в е д е н и е о п ы т а. В горло конической колбы вставьте тигелек или фарфоровую чашку. (Колбу можно покрыть пластилином, придав ей форму горы, или изготовить макет сопки.) Под колбу или макет положите большой лист бумаги для сбора оксида хрома(III). В тигелек насыпьте дихромат аммония, в центре холмика смочите его спиртом. Зажигается «вулкан» горящей лучинкой. Реакция экзотермическая, протекает бурно, вместе с азотом вылетают раскаленные частички оксида хрома(III). Если погасить свет, то создается впечатление извергающегося вулкана, из кратера которого выливаются раскаленные массы.

В завершение опытов подарить каждому полоску универсальной индикаторной бумажки, которая меняет свой цвет в зависимости от среды раствора, и предложить дома капнуть на нее водой из-под крана, соком лимона и раствором соды.

Напутственные слова

Учитель. Самое интересное в окружающем нас мире – это то, что он очень сложно устроен и к тому же постоянно изменяется. Каждую секунду в нем происходит неисчислимое множество химических реакций, в результате которых одни вещества превращаются в другие. Человек сделал вдох – и в организме начались реакции окисления органических веществ. Он сделал выдох – и в воздух попал углекислый газ, который затем поглотится растениями и в них превратится в углеводы. Некоторые реакции мы можем наблюдать непосредственно, например ржавление железных предметов, свертывание крови, сгорание автомобильного топлива. Однако подавляющее большинство химических процессов остаются невидимыми, но именно они зачастую определяют свойства окружающего мира. Чтобы управлять превращениями веществ, необходимо как следует разобраться в природе подобных реакций. Для этого и нужна химия.

Химия занимает особое место среди наук о природе. Она обладает фантастической созидательной силой. Часть веществ (кислород, вода, белки, углеводы, нефть, золото и др.) дана нам природой в готовом виде, другую часть (например, асфальт или искусственные волокна) человек получил сам из природных веществ. Но самую большую группу составляют вещества, которых раньше вообще не существовало, и человек синтезировал их самостоятельно. В этом и заключается уникальность химии: она не только изучает то, что дано природой, но и сама постоянно создает для себя все новые и новые объекты исследования. В этом отношении химии нет равных среди других наук.

Мир веществ разнообразный, причудливый и таинственный. Окунуться в богатство химического знания вы пока не можете. Но у вас все впереди.


Глава 3.ДИДАКТИЧЕСКИЕ КАРТОЧКИ ПО ТЕМЕ «ВЕЩЕСТВО»

вещество химический элемент

1. Химические явления – это

...............................................................................................................

...............................................................................................................

.............................................................................................................. .

2. Вещество – это

...............................................................................................................

...............................................................................................................

.............................................................................................................. .

3. Выпишите только химические явления из приведенного ниже списка: испарение воды, окисление меди, нагревание воды, горение топлива, плавление железа, гниение дров, ржавление железа.

...............................................................................................................

...............................................................................................................

.............................................................................................................. .

Знаки химических элементов

1. Напишите химические знаки следующих элементов:

водород, кальций, углерод, натрий, фосфор, калий, азот, магний, кислород, медь, хлор, железо, сера, алюминий, кремний, цинк, бром, марганец. ...............................................................................................................

...............................................................................................................

...............................................................................................................

Подчеркните знаки химических элементов, молекулы которых двухатомны.

2. Запишите с помощью символов химических элементов, индексов и коэффициентов:

две молекулы азота …………….. ; пять атомов хлора ……………. .

Химические формулы

1. Что называется относительной молекулярной массой?

...............................................................................................................

...............................................................................................................

.............................................................................................................. .

2. Найдите относительную молекулярную массу следующих веществ: Н3РО4, Са(ОН)2, СuSO4.

...............................................................................................................

...............................................................................................................

.............................................................................................................. .

3. Определите массовую долю каждого элемента в соединении СuSО4.

...............................................................................................................

...............................................................................................................

.............................................................................................................. .

Строение атома

1. В чем заключается физический смысл номера периода?

...............................................................................................................

...............................................................................................................

.............................................................................................................. .

2. Составьте схему строения атома кремния, напишите электронную конфигурацию, определите число протонов, нейтронов и электронов.

...............................................................................................................

...............................................................................................................

.............................................................................................................. .

Химическая связь

1. Какая связь называется ковалентной?

...............................................................................................................

...............................................................................................................

.............................................................................................................. .

2. Укажите виды химической связи в следующих веществах:

Вr2 ………………………. ; ZnO ………………………………….. ;

NH3 ………………………; Mg …………………………………... .

Соединения химических элементов

1. Что называется степенью окисления?

...............................................................................................................

...............................................................................................................

.............................................................................................................. .

2. Определите степень окисления каждого элемента в сложных веществах из следующего списка:

ОF2 , N2O3 , Cl2, H2CO3, NaOH.

Выпишите формулы бинарных соединений и назовите эти соединения.

...............................................................................................................

...............................................................................................................

.............................................................................................................. .

Основные классы неорганических соединений

1. Дайте характеристику серной кислоты

...............................................................................................................

...............................................................................................................

.............................................................................................................. .

2. Какие оксиды соответствуют следующим кислотам:

угольная – ……………………… ; фосфорная – .

3. Из предложенного перечня веществ:

H2S, K2O, LiOH, MgSO4, HNO3

выпишите отдельно и назовите:

оксиды – …………………………………………………………….…. ;

кислоты – …………………………………………………………...…. ;

основания – …………………………………………………………….. .


ЛИТЕРАТУРА

 

О. В. Байдалина. О прикладном аспекте химических знании // Химия в школе, 2005, № 5, с. 45-47.

Ахметов Н. С. Методика преподавания темы «Закономерности протекания химических реакций» // Химия в школе. 2002, № 3, с. 15 – 18.

Ахметов Н. С. Учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 1998 г.

Рудзитис Г. Е., Фельдман Р. Г. Учебник для 8 класса средней школы. М.: Просвещение, 1992.

Материалы сайта www.1september.ru

О. С. Габриелян, Н. П. Воскобойникова, А. В. Ящукова. Настольная книга учителя. Химия. 8 класс. М.: Дрофа, 2003 г.

Малинин К. М. Технология серной кислоты и серы. М., Л., 1994.

Васильев Б. Г., Отвагина М. И. Технология серной кислоты. М., 1985.

Отвагина М. И., Явор В. И., Сретенская Н. С., Шарифов М. Ю. Промышленность минеральных удобрений и серной кислоты. М., НИИТЭХИМ. 1972. Выпуск № 4.

Резницкий И. Г. Возможности использования нитрозного способа для переработки газов автогенных процессов на серную кислоту / Цветные металлы. 1991. № 4.

 Березина Л. Т., Борисова С. И. Утилизация фосфогипсов - важнейшая экологическая проблема // Химическая промышленность. 1999 г. № 12.

Громов А. П. Экологические аспекты производства серной кислоты // Экология и промышленность России. 2001, № 12.

Лидин Р. А. Химия: Руководство к экзаменам / Р. А. Лидин, В. Б. Маргулис. – М.: ООО Издательство «АСТ»: ООО «Издательство Астрель», 2003. с. 64 – 70.

Единый государственный экзамен 2002: Контрольные измерительные материалы: Химия / А. А. Каверина, Д. Ю. Добротин, М. Г. Снастина и др.; М.: Просвещение, 2002. – с. 39 – 51.

Химия: Большой справочник для школьников и поступающих в вузы / Е. А. Алферова, Н. С. Ахметов, Н. В. Богомолова и др. М.: Дрофа, 1999. с. 430-438

Р. П. Суровцева, С. В. Сафронов. Задания для самостоятельной работы по химии. М.: Просвещение, 1993 г.

 



2020-02-03 156 Обсуждений (0)
Путешествие в мир веществ 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Путешествие в мир веществ

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (156)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)