Профессиональная компетентность
Гуманистический подход Под гуманизацией российского образования его последователи понимают «продвижение» в образо- вательную среду системы взглядов, утверждающих высшей ценностью человека. Человек понимается, с одной стороны, как «общественное существо», стре- мящееся к соответствию определенному стандарту, а с другой стороны, как индивидуальность, которая готова преодолеть любой социальный стандарт. Именно в разрешении этого диалектического проти- воречия – залог существования и развития человека. Основные положения гуманистической педаго- гики состоят в следующем: – Укоренение в сознании педагогов идеи о том, что человек в процессе воспитания превращается из природного человека в культурного и становит- ся «общественным» существом. – В процессе своего становления как «общест- венного существа» человек способен на своем био- логическом материале (индивидууме, по термино- логии А. Бердяева) строить различные системы способностей, которые позволяют реализовать ему себя как социального индивида, субъекта деятель- ности и личности (статусы – состояния). – Существуют некие фундаментальные образо- вания, позволяющие человеку быть индивидуаль- ностью. Формирование этих фундаментальных об- разований происходит в самостоятельном преодо- лении всеобщего (универсальных форм культуры) и особенного (статусы – состояния человека). Каж- дый человек способен самостоятельно вырастить в себе уникальную и универсальную индивидуаль- ность, если у него возникнут соответствующие мо- тивы. Задача взрослых – передать ребенку ответ- ственность за свои действия и поступки, а также технику выращивания и культивирования фунда- ментальных важнейших образований индивиду- альности, к которым относятся: уникальные цен- ностные ориентации, универсальное умение стро- ить и осуществлять деятельность, универсальную способность человека – интеллект. – Становление индивидуальности человека рас- сматривается в педагогике как безграничная воз- можность. В основе идеи человека как безгранич- ной возможности лежат: идея «подчинения систе- мы образования задачам развития человека», со- здания в рамках системы образования условий для развития каждым человеком самостоятельно своих ценностей, своего сознания, воображения, мышле- ния, своей деятельности и средств общения; идея использования каждым человеком системы образо- вания своего саморазвития. – Идея о безусловном принятии ребенка незави- симо от его поведения, деятельности, проявляемых им эмоций и чувств. Демонстрация ребенку своей убежденности в положительных изменениях в нем, его личностном росте и развитии. Личностное об- щение педагога и школьника позволяет создавать условия для: а) осознания учащимися своих пот- ребностей и интересов; б) открытия учащимися личной значимости знаний; в) направления усилий школьников на самопроблематизацию, самоопреде- ление и самостроительство, что позволяет макси- мально реализовать безграничные возможности каждого учащегося. Знания особенностей гуманистического подхо- да способствуют формированию новой педагоги- ческой позиции. Они актуализируют в педагоге потребность в самоизменении. Сформировать их можно в ходе дискуссий на философские, психо- логические, педагогические темы, в процессе и в результате которых происходит постепенное пе- реосмысление постулатов, разрушение стереоти- пов и развитие взглядов и убеждений на основе анализа имеющегося педагогического опыта. Во- обще, сформировать педагогическую культуру специалиста можно только в деятельности, и это требует деятельностных (активных) организаци- онных форм. Профессиональная компетентность Субъектом деятельности становится тот, кто об- ладает профессиональной компетентностью (в дан- ном случае педагогической). Существует прямая связь профессиональной подготовки учителя и ре- зультата его работы, так как сначала происходит становление идеального представления о результа- те деятельности (определение цели), а потом кон- струируется система для достижения этой цели. Знания современного педагога должны включать культурологическую подготовку. Вхождение в куль- туру означает воспроизводство, воссоздание дости- жений человеческой культуры. Учителю недоста- точно самому быть культурным, он должен изучать феномен культуры, прослеживая динамику, выявляя сущность, фиксируя формы культурологической ди- намики. Философская подготовка – второе условие пе- дагогической компетентности. Философская куль- тура педагога – сложное и многогранное качество, проявление его общекультурной и профессиональ- ной подготовки. Она складывается из ряда взаимо- связанных элементов. Основные из них: понима- ние сущности философского знания; умение ви- деть множественность смыслов в понятиях, теори- ях, концепциях, соотносить их друг с другом и выделять собственные смыслы в знаниях, миро- воззренческих позициях, своей профессиональной деятельности; умение обосновать цели, задачи, со- держание и методы своей педагогической деятель- ности в соответствии с выбранной образователь- ной парадигмой; владение основами современной научной методологии; умение ориентироваться в понятиях синергетики; представление о современ- ной картине мира и ее роли в науке, социальной и личной жизни человека и знание основных тенден- ций и закономерностей развития мировой цивили- зации, характера их отражения в образовательном процессе. Умение отдавать отчет в ходе и течении жизни, оценивать протекающие события надситуа- тивно, видя в фактах явления жизни, а в явлениях ее закономерности, должно быть развито у педаго- га, если он хочет формировать личность, произво- дящую свободный выбор из вариантов достойного образа жизни. Без философской подготовки педагог функцио- нирует как организатор, информатор, контролер, но не воспитатель. Философия исследует отноше- ние человека к миру, выраженное в системе духов- ных, познавательных, деятельностных ценностей, изучает человеческое знание о мире, включенное в систему личностных смыслов. А личностный смысл, который любой человек осознанно или не- осознанно вкладывает в то или иное проявление культуры, всегда уникален, неповторим. Его можно облечь в формы всеобщего (в понятия, присущие мышлению людей всех культур), можно связать с социокультурными закономерностями, передать другим. Но смысл, т.е. понимание всего происхо- дящего с человеком, культурой, обществом, миром, всегда глубоко личностен, уникален, как уникален каждый из нас. Культурологическая подготовка позволяет педа- гогу организовать культурный фон жизни ребенка и культурное содержание деятельности. Воспита- тель должен владеть культурой социально ответс- твенного решения и поступка, активной деятель- ностью общения с культурой и в культуре. Мышле- нию педагога могут быть присущи достижения различных культур и эпох. Каждая культура по- своему права. Войти в спор с ней, найти точку со- прикосновения, извлечь полезные уроки из исто- рического опыта, ощутить себя частью мировой культуры – вот цель методики культурологической подготовки. Кроме способности к воспроизводству культурного опыта педагогу необходима коррекция собственной деятельности в соответствии с изме- няющимся содержанием культурного процесса, своего рода непринятие догматизма и застоя в об- щественном бытии. В педагогической деятельнос- ти постоянно происходит самосовершенствование учителя и наполнение этическими смыслами каж- дого педагогического поступка в общем процессе деятельности. Именно культура воплощает стиль мышления и поведения человека. Профессиональная подготовка должна также включать овладение педагогической технологией – искусством прикосновения к личности ребенка. Вза- имодействие педагога с ребенком – это взаимоотно- шение двух субъектов. Здесь играют роль мимика и жесты, пластика, лексический строй и интонация, внешний облик и содержание действий, темпо-ритм, мелодика голоса. Вероятно, поэтому Ушин ский ха- рактеризовал педагогику как искусство. Искусство выстраивать взаимоотношения с людьми изучается социальной психологией. Реша- ющим фактором для выстраивания отношений со- циальные психологи выделяют воздействие на пар- тнера по общению. Умение выстраивать воздействие как психоло- гически обоснованный акт, корректировать отно- шения ребенка к миру, своим влиянием активизи- ровать энергетику воспитанника, а значит, в итоге максимально реализовать воспитательный потен- циал сотрудничества с ребенком и есть содержание педагогической технологии. Педагогическая технология – это система про- фессионально значимых умений, обеспечивающих реализацию научно обоснованных, необходимых для данного момента развития воспитанника воз- действий в контексте организуемого взаимодейс- твия педагога и ребенка. На практике это – набор операций, которыми должен владеть педагог, что- бы, свободно варьируя их сочетание, добиваться желаемого результата. Это искусство перевода вос- питанника в позицию субъекта в процессе взаимо- действия с ним благодаря психологически оправ- данному воздействию для дальнейшего сотрудни- чества. Проблему профессиональной компетентности мы предлагаем решать путем индивидуальной ра- боты по самообразованию, участия в научно-мето- дических семинарах, где рассматриваются психо- лого-педагогические и методические основания использования какого-либо приема, способа орга- низации деятельности, технологическая проработ- ка приемов (с использованием групповых форм ра- боты, учебно-тренировочных занятий, мыслетех- ник).
Популярное: Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (164)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |