Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Профессиональная компетентность



2020-02-04 164 Обсуждений (0)
Профессиональная компетентность 0.00 из 5.00 0 оценок




Гуманистический подход

Под гуманизацией российского образования его

последователи понимают «продвижение» в образо-

вательную среду системы взглядов, утверждающих

высшей ценностью человека. Человек понимается, с

одной стороны, как «общественное существо», стре-

мящееся к соответствию определенному стандарту,

а с другой стороны, как индивидуальность, которая

готова преодолеть любой социальный стандарт.

Именно в разрешении этого диалектического проти-

воречия – залог существования и развития человека.

Основные положения гуманистической педаго-

гики состоят в следующем:

– Укоренение в сознании педагогов идеи о том,

что человек в процессе воспитания превращается

из природного человека в культурного и становит-

ся «общественным» существом.

– В процессе своего становления как «общест-

венного существа» человек способен на своем био-

логическом материале (индивидууме, по термино-

логии А. Бердяева) строить различные системы

способностей, которые позволяют реализовать ему

себя как социального индивида, субъекта деятель-

ности и личности (статусы – состояния).

– Существуют некие фундаментальные образо-

вания, позволяющие человеку быть индивидуаль-

ностью. Формирование этих фундаментальных об-

разований происходит в самостоятельном преодо-

лении всеобщего (универсальных форм культуры)

и особенного (статусы – состояния человека). Каж-

дый человек способен самостоятельно вырастить в

себе уникальную и универсальную индивидуаль-

ность, если у него возникнут соответствующие мо-

тивы. Задача взрослых – передать ребенку ответ-

ственность за свои действия и поступки, а также

технику выращивания и культивирования фунда-

ментальных важнейших образований индивиду-

альности, к которым относятся: уникальные цен-

ностные ориентации, универсальное умение стро-

ить и осуществлять деятельность, универсальную

способность человека – интеллект.

– Становление индивидуальности человека рас-

сматривается в педагогике как безграничная воз-

можность. В основе идеи человека как безгранич-

ной возможности лежат: идея «подчинения систе-

мы образования задачам развития человека», со-

здания в рамках системы образования условий для

развития каждым человеком самостоятельно своих

ценностей, своего сознания, воображения, мышле-

ния, своей деятельности и средств общения; идея

использования каждым человеком системы образо-

вания своего саморазвития.

– Идея о безусловном принятии ребенка незави-

симо от его поведения, деятельности, проявляемых

им эмоций и чувств. Демонстрация ребенку своей

убежденности в положительных изменениях в нем,

его личностном росте и развитии. Личностное об-

щение педагога и школьника позволяет создавать

условия для: а) осознания учащимися своих пот-

ребностей и интересов; б) открытия учащимися

личной значимости знаний; в) направления усилий

школьников на самопроблематизацию, самоопреде-

ление и самостроительство, что позволяет макси-

мально реализовать безграничные возможности

каждого учащегося.

Знания особенностей гуманистического подхо-

да способствуют формированию новой педагоги-

ческой позиции. Они актуализируют в педагоге

потребность в самоизменении. Сформировать их

можно в ходе дискуссий на философские, психо-

логические, педагогические темы, в процессе и в

результате которых происходит постепенное пе-

реосмысление постулатов, разрушение стереоти-

пов и развитие взглядов и убеждений на основе

анализа имеющегося педагогического опыта. Во-

обще, сформировать педагогическую культуру

специалиста можно только в деятельности, и это

требует деятельностных (активных) организаци-

онных форм.

Профессиональная компетентность

Субъектом деятельности становится тот, кто об-

ладает профессиональной компетентностью (в дан-

ном случае педагогической). Существует прямая

связь профессиональной подготовки учителя и ре-

зультата его работы, так как сначала происходит

становление идеального представления о результа-

те деятельности (определение цели), а потом кон-

струируется система для достижения этой цели.

Знания современного педагога должны включать

культурологическую подготовку. Вхождение в куль-

туру означает воспроизводство, воссоздание дости-

жений человеческой культуры. Учителю недоста-

точно самому быть культурным, он должен изучать

феномен культуры, прослеживая динамику, выявляя

сущность, фиксируя формы культурологической ди-

намики.

Философская подготовка – второе условие пе-

дагогической компетентности. Философская куль-

тура педагога – сложное и многогранное качество,

проявление его общекультурной и профессиональ-

ной подготовки. Она складывается из ряда взаимо-

связанных элементов. Основные из них: понима-

ние сущности философского знания; умение ви-

деть множественность смыслов в понятиях, теори-

ях, концепциях, соотносить их друг с другом и

выделять собственные смыслы в знаниях, миро-

воззренческих позициях, своей профессиональной

деятельности; умение обосновать цели, задачи, со-

держание и методы своей педагогической деятель-

ности в соответствии с выбранной образователь-

ной парадигмой; владение основами современной

научной методологии; умение ориентироваться в

понятиях синергетики; представление о современ-

ной картине мира и ее роли в науке, социальной и

личной жизни человека и знание основных тенден-

ций и закономерностей развития мировой цивили-

зации, характера их отражения в образовательном

процессе. Умение отдавать отчет в ходе и течении

жизни, оценивать протекающие события надситуа-

тивно, видя в фактах явления жизни, а в явлениях

ее закономерности, должно быть развито у педаго-

га, если он хочет формировать личность, произво-

дящую свободный выбор из вариантов достойного

образа жизни.

Без философской подготовки педагог функцио-

нирует как организатор, информатор, контролер,

но не воспитатель. Философия исследует отноше-

ние человека к миру, выраженное в системе духов-

ных, познавательных, деятельностных ценностей,

изучает человеческое знание о мире, включенное в

систему личностных смыслов. А личностный

смысл, который любой человек осознанно или не-

осознанно вкладывает в то или иное проявление

культуры, всегда уникален, неповторим. Его можно

облечь в формы всеобщего (в понятия, присущие

мышлению людей всех культур), можно связать с

социокультурными закономерностями, передать

другим. Но смысл, т.е. понимание всего происхо-

дящего с человеком, культурой, обществом, миром,

всегда глубоко личностен, уникален, как уникален

каждый из нас.

Культурологическая подготовка позволяет педа-

гогу организовать культурный фон жизни ребенка

и культурное содержание деятельности. Воспита-

тель должен владеть культурой социально ответс-

твенного решения и поступка, активной деятель-

ностью общения с культурой и в культуре. Мышле-

нию педагога могут быть присущи достижения

различных культур и эпох. Каждая культура по-

своему права. Войти в спор с ней, найти точку со-

прикосновения, извлечь полезные уроки из исто-

рического опыта, ощутить себя частью мировой

культуры – вот цель методики культурологической

подготовки. Кроме способности к воспроизводству

культурного опыта педагогу необходима коррекция

собственной деятельности в соответствии с изме-

няющимся содержанием культурного процесса,

своего рода непринятие догматизма и застоя в об-

щественном бытии. В педагогической деятельнос-

ти постоянно происходит самосовершенствование

учителя и наполнение этическими смыслами каж-

дого педагогического поступка в общем процессе

деятельности. Именно культура воплощает стиль

мышления и поведения человека.

Профессиональная подготовка должна также

включать овладение педагогической технологией –

искусством прикосновения к личности ребенка. Вза-

имодействие педагога с ребенком – это взаимоотно-

шение двух субъектов. Здесь играют роль мимика и

жесты, пластика, лексический строй и интонация,

внешний облик и содержание действий, темпо-ритм,

мелодика голоса. Вероятно, поэтому Ушин ский ха-

рактеризовал педагогику как искусство.

Искусство выстраивать взаимоотношения с

людьми изучается социальной психологией. Реша-

ющим фактором для выстраивания отношений со-

циальные психологи выделяют воздействие на пар-

тнера по общению.

Умение выстраивать воздействие как психоло-

гически обоснованный акт, корректировать отно-

шения ребенка к миру, своим влиянием активизи-

ровать энергетику воспитанника, а значит, в итоге

максимально реализовать воспитательный потен-

циал сотрудничества с ребенком и есть содержание

педагогической технологии.

Педагогическая технология – это система про-

фессионально значимых умений, обеспечивающих

реализацию научно обоснованных, необходимых

для данного момента развития воспитанника воз-

действий в контексте организуемого взаимодейс-

твия педагога и ребенка. На практике это – набор

операций, которыми должен владеть педагог, что-

бы, свободно варьируя их сочетание, добиваться

желаемого результата. Это искусство перевода вос-

питанника в позицию субъекта в процессе взаимо-

действия с ним благодаря психологически оправ-

данному воздействию для дальнейшего сотрудни-

чества.

Проблему профессиональной компетентности

мы предлагаем решать путем индивидуальной ра-

боты по самообразованию, участия в научно-мето-

дических семинарах, где рассматриваются психо-

лого-педагогические и методические основания

использования какого-либо приема, способа орга-

низации деятельности, технологическая проработ-

ка приемов (с использованием групповых форм ра-

боты, учебно-тренировочных занятий, мыслетех-

ник).



2020-02-04 164 Обсуждений (0)
Профессиональная компетентность 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Профессиональная компетентность

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (164)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)