Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Внеклассная работа и её роль в формировании экологических понятий



2020-02-04 202 Обсуждений (0)
Внеклассная работа и её роль в формировании экологических понятий 0.00 из 5.00 0 оценок




 

  Внеклассная работа – форма разнообразной организации добровольческой работы учащихся вне урока под руководством учителя для возникновения и проявления их познавательных интересов и творческой самостоятельности. Внеклассное изучение природы способствует выявлению простейших закономерностей её жизнедеятельности, включает в себя ряд мероприятий по охране природы: подкормка птиц зимой, изготовление и развешивание скворечников, уборка территории школьного участка и его

озеленение, борьба с вредителями растений, сбор лекарственных растений и так далее. По своему содержанию, формам организации и методам проведения внеклассная работа по природоведению очень разнообразна. Выделяют индивидуальные, групповые и массовые виды внеклассной работы.

Реализация идеи экологического образования осуществляется также и во внеклассной работе. Программные экскурсии по природоведению дополняются экологическими вопросами. В ходе экскурсии решаются некоторые экологические задачи: научить вести экологические наблюдения в природе, глубже узнать свой край, отработать правила личного природоохранного поведения, применить теоретические знания на практике. Система программных практических работ на местности позволяет сформировать у учащихся систему экологических знаний, показать пути и возможности практического применения. При этом важно отметить, что работа охватывает всех учащихся. Углубить свои знания, дополнительно потренироваться в их творческом применении ребята могут в ходе внеурочной и внеклассной работы. В систему внеурочной работы, направленную на развитие экологических знаний, входят школьные олимпиады, предметные недели, праздники, кружки и экологические факультативы. В программу предметных недель обычно включают: конкурс газет по экологической тематике, КВН по экологическому краеведению, школьные олимпиады. Вопросы школьной олимпиады составляются с учётом следующих требований: соответствие заданий возрасту и степени обученности, практической значимости вопросов, вопросов экологического характера, опоры на краеведческий материал, использование проблемных заданий.

     Особое место среди всех видов массовых внеклассных мероприятий по природоведению занимают натуралистические кампании: «Неделя леса», «Неделя сада», «Праздник русской берёзки», «Праздник цветов», «Праздник урожая», «День птиц» и другие. Проведение этих мероприятий связано с длительной подготовкой, заключающейся в разнообразной работе школьников: наблюдения в природе, постановка простейших опытов, сбор природного материала для выставок, участие в озеленительных работах на территории школы. Вся подготовительная работа должна заканчиваться организацией праздника, на котором подводятся итоги проделанной работы школьников. Работа кружков и факультативов позволяет углубленно изучать вопросы, выйти на практическое применение экологических знаний. Внеклассная работа по предмету открывает большие возможности для реализации идеи экологизации школьного образования.

    Факультативный курс «Экология для младших школьников» разработан как дополнение к курсу природоведения в начальной школе. Он предназначен для третьего класса четырёхлетней начальной школы и рассчитан на 34 занятия (1 час в неделю), изучается параллельно курсу природоведения и подготовлен с учётом программы и учебника по данному предмету (автора А.А. Плешакова).

Курс призван решать следующие задачи:

= расширение экологических представлений младших школьников, формируемых в основном курсе, их конкретизация, иллюстрирование значительным числом ярких, доступных примеров;

= углубление теоретических знаний учащихся в области экологии, формирование ряда основополагающих экологических понятий, составляющих адекватный возрастным возможностям младших школьников «первичный срез» экологии как науки;

= обеспечение более широкой и разнообразной, чем это возможно в рамках основного курса практической деятельности учащихся по изучению и охране окружающей среды.

В программе выделено 14 учебных тем, названия которых даны в виде формулировок определённых познавательных, практических задач. Первые четыре темы («Выясняем, что такое экология», «Учимся распознавать растения и животных ближайшего природного окружения», «Знакомимся с живыми существами, которые могут исчезнуть», «Изучаем способы охраны природы») являются дополнением к теме «Природа и мы» основного курса природоведения. Следующие две темы («Выясняем роль живой природы в жизни живого», «Открываем жизнь в почве») изучаются параллельно теме «Сбережём воздух и воду, полезные ископаемые и почву» курса природоведения. Пять последующих тем («Пополняем наши знания о разнообразии живой природы», «Изучаем экологические связи в живой природе», «Знакомимся с охраняемыми растениями и животными», «Мастерим домики для птиц», «Учимся передавать свои знания другим ребятам») дополняют тему «Сохраним удивительный мир растений и животных» основного курса. Ещё две темы («Выявляем связь между состоянием природы и здоровьем человека», «Обсуждаем примеры экологических катастроф») изучаются параллельно с темой «Будем беречь здоровье» курса природоведения. В конце учебного года проводятся обобщения изученного, выделенного в программе факультатива в самостоятельную тему «Подводим итоги нашей работы за год».

    В целом, факультативный курс «Экология для младших школьников» позволяет полнее реализовать воспитательный и развивающий потенциал природоведческих знаний, обеспечивает более надёжные основы экологической ответственности младших школьников. Во внеурочное время проводятся и другие мероприятия экологического

направления.

 

 



2020-02-04 202 Обсуждений (0)
Внеклассная работа и её роль в формировании экологических понятий 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Внеклассная работа и её роль в формировании экологических понятий

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (202)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)