Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Социальная работа с детьми



2020-02-03 215 Обсуждений (0)
Социальная работа с детьми 0.00 из 5.00 0 оценок




В соответствии с Конвенцией ООН о правах ребёнка (1989 г.) ребёнком признаётся лицо в возрасте до 18 лет, если национальным и государственным законодательством не установлен более ранний возраст совершеннолетия[13].

Всё множество социальных проблем, с которыми сталкиваются дети, можно с определённой степенью условности разделить на следующие группы:

1. Порождённые возрастными особенностями детей, (кризис переходного возраста, переход из дошкольного учреждения в среднюю школу, недоверие со стороны взрослых и т.п.).

2. Обусловленные основными характеристиками семьи ребёнка (жестокое обращение с ребёнком, непонимание в семье, отсутствие одного или обоих родителей, экономические трудности и т.п.).

3. Порождённые деятельностью некоторых социальных институтов и организаций, работающих с детьми (конфликты с педагогами в школе, педагогическая запущенность, детская преступность и т.п.).

4. Порождённые особенности социально-экономического и социально-политического развития общества (эксплуатация детей, сокращение детских учреждений, дети-беженцы, дети - участники незаконных вооружённых формирований, угроза жизни и здоровью детей).

Основные методы социальной работы с детьми сводятся к следующим:

1. Социально-психологические, направленные на внутренний мир ребёнка и предполагающие определённую коррекцию его системы ценностей и ориентаций, а также представлений и предпочтений, совершенствование его психологических возможностей и оказание соответствующей поддержки и помощи (методы психодиагностики и психокоррекции, психологическое консультирование и т.п.).

2. Социально-педагогические, дающие возможность повысить образовательный и интеллектуальный уровень ребёнка, сформировать адекватную окружающим его условиям систему ценностных ориентаций и представлений (методы образования и просвещения, педагогической коррекции и педагогического консультирования).

3. Социально-медицинские, предназначенные для оказания ребёнку своевременной и необходимой медицинской помощи (лечение, социально-медицинская реабилитация и адаптация, организация необходимой и комфортной среды жизнедеятельности и т.п.).

4. Социально-правовые, включающие в себя определённые процедуры и операции, позволяющие привести процесс жизнедеятельности ребёнка в соответствие с существующими нормами закона и права (юридическая и правовая защита интересов ребёнка, правовое просвещение, правовой контроль, правовые санкции).

5. Социально-экономические, направленные на решение проблем материального благосостояния ребёнка, создание необходимых ему для полноценной жизни и развития экономических условий (расширение и совершенствование системы экономических прав и возможностей детей, материальная поддержка и помощь, трудоустройство и т.п.).

6. Социально-групповые, позволяющие социальному работнику и другим специалистам вести работу с социальным окружением ребёнка (семейное консультирование, коррекция системы отношений в детском коллективе, и организация детских коллективов, ориентированных на позитивную деятельность).


3. Социальные технологии, используемые при решении проблем детей и семьи на примере ГОУСОССЗН "Мурманский Центр социальной помощи семье и детям"

 

В качестве объекта изучения нами выбран "Мурманский Центр социальной помощи семье и детям". Центр функционирует с февраля 2004 года. Центр размещается по адресу: ул.К. Маркса, 32. Он действует за счет средств городского бюджета и доходов от спонсоров. В Центре работают психологи, социальные работники, социальный педагог, юрист.

Центр оказывает населению следующие услуги: консультации психолога, юриста; психолого-педагогическую помощь и сопровождение семей, находящихся в трудной жизненной ситуации; компьютерную психодиагностику; профессиональную помощь родителям по воспитанию детей; осуществление мероприятий по повышению психологической культуры населения в сфере межличностного, семейного, родительского общения. Вся помощь оказывается бесплатно.

Среди направлений деятельности Центра можно выделить следующие проекты: "Молодая семья", "Ранняя профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних", "Примирение в семье", "Работа волонтеров".

Партнерами Центра являются детские поликлиники, детские дома, Центр социального здоровья молодежи и планирования семьи, Наркологический диспансер, Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей, и другие учреждения.

Одним из важных направлений деятельности центра является профилактика суицида среди детей и молодежи. Информация о суицидной попытке поступает в Центр в виде письма из Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав. Социальный работник ознакамливается с данной информацией, анализирует ее, после чего посещает семью, в которой имеет место попытка суицида у подростка. Социальный работник анализирует обстановку, условия жизни, взаимоотношения в семье, после чего приглашает подростка и его родителей в Центр для проведения консультирования. Родители могут сами обратиться в Центр для оказания помощи подростку, совершившему попытку самоубийства. Также самостоятельно могут обратиться за помощью в Центр молодые люди (после 18 лет).

В центре работают психолог, социальный работник, социальный педагог. Среди форм и методов оказания помощи молодому человеку, совершившему попытку суицида, можно выделить следующие: социальная диагностика, которая направлена на установление достоверной информации о клиенте и его окружении, а также на проектирование действий по оказанию необходимой помощи; основным методом социальной диагностики, применяемым в Центре, является беседа; социальное консультирование; социальная профилактика конфликтных отношений в семье как одной из причин суицида в молодежной среде. При необходимости применяется консультативная работа с семьей подростка, проводятся тренинги, способствующие адаптации молодого человека к окружающей его социальной среде.

В ходе консультирования специалист социальной работы помогает подростку и его родителям, или молодому человеку, изучить и понять причины суицидной попытки и предложить различные варианты, которые могут быть использованы для решения проблемы. При проведении индивидуального консультирования, что немаловажно, происходит поддержка клиента, осуществляется морально-психологическая помощь.

Процесс консультирования в Центре состоит из нескольких этапов:

1. Выявление причин, вызвавших необходимость проведения консультирования.

2. Анализ, оценка и диагностика проблемы.

3. Определение целей консультирования.

4. Установление стратегии и плана действий.

5. Осуществление соответствующих действий.

6. Оценка результатов консультирования и выводы.

Основными принципами работы при проведении консультирования в Центре являются: установление отношений и поддерживание контакта с подростком, получение необходимой информации; идентификация и прояснение основной проблемы; оценка суицидального потенциала; оценка сил и ресурсов для планирования дальнейших действий; мобилизация ресурсов молодого человека и его окружения; выработка терапевтического плана и начало соответствующих действий.

При проведении консультирования социальный работник рассматриваемого нами Центра опирается на следующие принципы:

1. Работать с актуальной ситуацией (давность событий не более 2 месяцев).

2. Не решать проблему, а формулировать ее. Необходимо указывать на причину суицидной попытки, на моральную боль, но не стремиться избавить от нее.

3. Принятие сторонами обоюдного решения о продолжении работы, либо о направлении к психологу, в другую службу.

В целом, специалисты Центра выделяют 4 этапа проведения консультирования:

1. Введение в проблему.

2. Ориентация в проблеме молодого человека.

3. Воздействие.

4. Выработка плана совместных действий.

На первом этапе социальному работнику важно установить контакт с подростком, создать атмосферу взаимного уважения и доверия. Специалист должен уметь располагать к себе. Консультант помогает молодому человеку самому определить цель и задачи консультирования, то, что он хочет получить в результате консультаций. Социальный работник Центра ищет вместе с клиентом способы поведения, которые могут быть эффективны в данной ситуации. Специалист старается признавать как правильную любую точку зрения на проблему подростка. Специалисты Центра подчеркивают, что очень важно строить процесс консультирования с учетом чувств и мыслей обратившегося за помощью.

Принимаемых мер по оказанию помощи детям и семьям, оказавшихся в трудной жизненной ситуации явно недостаточно. В Мурманске действует лишь один телефон доверия, население не обладает достаточной информацией о том, куда можно обратиться в случае наступления кризисной ситуации. Становится очевидным, что необходимо развивать сеть учреждений по оказанию помощи людям, находящимся в трудной жизненной ситуации, увеличить число телефонов доверия в городе. Это вызвано, прежде всего, возросшей конфликтностью в обществе, отсутствием понимания подростка в школе, семье, неумением найти друзей и возникновением чувства одиночества.

При организации социальных служб для детей и подростков очень важно четко определить их задачи. Важно создать в городе социально-реабилитационный центр, который включал бы в себя отделение диагностики с целью выявления дезадаптированных подростков, отделение социальной реабилитации, дневного пребывания и стационар.

В учебных заведениях необходимо наличие психолога и социального работника, которые должны оказывать реальную помощь подростку, испытывающему трудности в семье, в общении с друзьями, при переживаниях, связанных с неразделенным чувством любви и так далее. Сегодня деятельность психологов и социальных работников в школах не отвечает требованиям ситуации в среде молодежи, их работа не эффективна, практически отсутствуют индивидуальные консультации подростков по тем или иным вопросам.


Заключение

 

При определении технологий в социальной работе необходимо учитывать, во-первых, общую трактовку социальных технологий, во-вторых, особенности социальной работы как одного из видов человеческой деятельности и, в-третьих, особенности объектов, субъектов, содержания, средств и других компонентов социальной работы как определенной целостности. Представляется вполне приемлемым определение социальных технологий применительно к социальной работе, которое дается в отечественной литературе - они трактуются как совокупность приемов, методов и воздействий, применяемых социальными службами, отдельными учреждениями социального обслуживания и социальными работниками для достижения поставленных целей в процессе осуществления социальной работы, решения разного рода социальных проблем, обеспечения эффективности реализации задач социальной защиты населения.

Социальные технологии в этой области общественной жизни базируются на реальном опыте социальной работы, принципах и теоретико-методологических закономерностях, выявленных социальными науками - социологией, теорией социальной работы, теорией управления, правом, социальной педагогикой, валеологией и др.

Классификация технологий в социальной работе может быть самой разнообразной, т.к. технологии в социальной работе могут быть классифицированы по различным основаниям.

Разработка и применение технологий будут зависеть от дифференциации объекта. Как известно, объекты социальной работы довольно разнообразны. Это старики и пенсионеры, инвалиды и дети, подростки с девиантным поведением, бездомные, мигранты, неполные, многодетные семьи и др. Каждый из них имеет социально-демографические, психологические особенности, характеристики и специфические проблемы, присущие ему на конкретном этапе жизненного пути.

Для успешного решения социальных проблем необходимо системное применение на практике социальных технологий квалифицированными специалистами.




2020-02-03 215 Обсуждений (0)
Социальная работа с детьми 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Социальная работа с детьми

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (215)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)