Результаты формирующего
этапа педагогического эксперимента Современные требования к образованию детей дошкольного возраста указывают на то, что существует необходимость совершенствования педагогических программ для дошкольных образовательных учреждений. Проанализируем основные подходы к построению образовательных программ. Р. С. Лазарев, М. М. Поташник рассматривают программу как модель совместной деятельности группы людей, определяющую: а) исходное состояние некоторой системы; б) образ желаемого будущего состояния этой системы; в) состав и структуру действий по переходу от настоящего к будущему. Согласно «Рекомендациям по экспертизе образовательных программ для дошкольных учреждений Российской федерации» от 27.04.95 определены виды и общие требования, принципы и содержание к построению программ для дошкольников: -актуальность – свойство быть ориентированной на решение наиболее важных проблем для будущей системы дошкольного воспитания; -прогностичность - свойство программы отражать в своих целях и планируемых действиях не только сегодняшние, но и будущие требования к дошкольному учреждению, т.е. способность программы соответствовать изменяющимся требованиям в которых она будет реализовываться; -рациональность – свойство программы определять такие цели и способы их достижения, которые позволяют получить максимально полезный результат; -реалистичность- свойство программы обеспечить соответствие между желаемым и возможным; -целостность - свойство программы обеспечивать полноту состава действий, необходимых для достижения цели, а также согласованность связи между действиями; -контролируемость – свойство программы определять конечные и промежуточные цели (ожидаемые результаты), то есть определять их таким образом, чтобы существовал способ проверки реально полученных результатов на их соответствие целям; -чувствительность к сбоям – свойство программы своевременно обнаруживать отклонения реального положения дел не предусмотренного программой. До середины 80-х годов прошлого века дошкольные образовательные учреждения руководствовались в своей работе «Программой воспитания и обучения в детском саду» (А. В. Васильева), которая с 1962 по 1982 годы, являлась единым государственным документом образования детей дошкольного возраста в детском саду. С утверждением в 1989 году новой «Концепции дошкольного воспитания» (В. В. Давыдов, В. А. Петровский) ключевыми позициями концепции выступали: -охрана и укрепление здоровья детей (как физического, так и психического); -гуманизация целей и принципов образовательной работы с детьми; -раскрепощение условий жизни детей и работы педагогов в дошкольном образовательном учреждении; -обеспечение преемственности между всеми сферами социального становления ребенка ; «Временное положение о дошкольном учреждении» 1991 года, дало возможность многим педагогическим коллективам выбирать из имеющихся свою программу обучения и воспитания детей, вносить в нее собственные дополнения, создавать авторские программы, использовать разнообразные формы работы. Согласно положению основными функциями дошкольного образовательного учреждения являлись: -охрана и укрепление физического и психического здоровья детей; -обеспечение интеллектуального и личностного развития ребенка; -забота об эмоциональном благополучии каждого ребенка; -взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития ребенка. Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении 1995года, подтвердило права дошкольных учреждений на выбор программ из комплекса вариативных программ, рекомендованных государственными органами управления образованием. В связи с изменением нормативно-правовой базы в конце 90-х годов, возникла необходимость в подготовке разнообразных программ, которые наряду с типовой, могли быть предложены практике дошкольного образования. Рекомендации по экспертизе образовательных программ 1995 года определили принцип личностно-ориентированного взаимодействия взрослых с детьми и должны обеспечивать: -охрану и укрепление физического и психического здоровья детей, их физическое развитие; -эмоциональное благополучие каждого ребенка; -интеллектуальное развитие ребенка; -создание условий для развития личности ребенка, его творческих способностей; -приобщение детей к общечеловеческим ценностям; -взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития ребенка. В процессе формирующего эксперимента (июнь- октябрь 2009 г.) со старшими дошкольниками проводилась целенаправленная работа, в работу были включены родители дошкольников. В сентябре 2009 г. дети из старшей группы перешли подготовительную группу. В осеннее - зимнее время педагоги перешли на другие формы и работы, т.к. в северных районах 9 месяцев зимы. Важной задачей оставалось – оздоровление и систематическая профилактика заболеваемости детей. Особое внимание уделялось играм-занятиям по формированию представлений о здоровом образе жизни. Так как, исследование проходило в старшей группе дошкольников, в экспериментальной работе были использована методики «Валеологический практикум», которая широко используется в настоящее время в программах по валеологическому образованию в дошкольных учреждениях: методика «Чистые руки», «здоровые зубы», которые включали цикл специально - разработанных занятий. Образ жизни старших дошкольников строится с учетом важнейших социальных потребностей: - в эмоциональной поддержке, любви и доброжелательности окружающих; - в познании и информационном обмене; - в активной самостоятельной деятельности и самоутверждении; - в разнообразном, содержательном общении со сверстниками и взрослыми; - в признании своих достижений со стороны окружающих людей; - в обеспечении условий для регулярного питания, активности и отдыха. Не достаточное удовлетворение данных потребностей нарушает гармонию психического и физического развития детей. Старшие дошкольники активно приобщаются к нормам здорового образа жизни. В увлекательной, наглядно-практической форме воспитатели обогащали представления детей о здоровье, об организме, его потребностях, о способах предупреждения травматизма, закаливании. Необходимым элементом организации образа жизни детей старшего дошкольного возраста явился цикл занятий « Помощники, которые всегда с тобой ». На этих занятиях дети приобрели ценные сведения о своем организме (органы чувств, движения, пищеварения, дыхания ) и практические умения по уходу за ними.
Популярное: Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (223)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |