Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Антимонопольное законодательство в России



2020-02-04 340 Обсуждений (0)
Антимонопольное законодательство в России 0.00 из 5.00 0 оценок




 

В Российской Федерации начало регулирования антимонопольной деятельности связано с принятием Закона РСФСР от 22 марта 1991 г. №948-1 «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках». Монополистическая структура экономики России, которая в научной литературе часто обозначается как государственный монополизм, складывалась под воздействием трех основных факторов:

1. наличия административно-командной системы управления, что проявилось в директивном управлении, централизации большой доли дохода, назначении «сверху» хозяйственных руководителей;

2. существования устойчивого и массового дефицита, многократно обостряющего конкуренцию потребителей и превращающего всех производителей в монополистов. Монополия, возникшая в результате дефицита, может сама его и воспроизводить, так как фирма-монополист не заинтересована в полном удовлетворении потребительского спроса;

3. концентрации и специализации производства. В конце 1980-х гг. в руках государства было сосредоточено около 85% массы основных средств производства. Более 90% продукции машиностроения производилось на предприятиях, на которых было занято свыше 1 тыс. рабочих (для сравнения: в США 60% продукции машиностроения производится на предприятиях, насчитывающих менее 500 рабочих). В настоящее время государство рассредоточило основные фонды среди вновь создаваемых частных структур промышленного производства, оставляя за собой необходимый процент основных средств для осуществления государственного контроля. Вместе с тем высокая степень концентрации производства до сих пор наблюдается практически во всех отраслях экономики России. Она дополняется узкой предметной специализацией производства, которая просто несовместима с конкурентной борьбой и, более того, порождает зависимость от поставщиков-монополистов.

Серьезное изучение путей и методов борьбы с монополизмом в России началось сравнительно недавно. Обсуждаются два варианта антимонопольной политики. Первый из них предусматривает, что демонополизация производства должна в значительной мере предшествовать переходу к рынку, т.е. заблаговременно должны создаваться предпосылки конкурентного, а не монополистического рынка. Второй вариант – это путь борьбы с монополизмом в процессе перехода к рыночным отношениям. Центральное место здесь занимают методы рыночного саморегулирования и косвенного регулирования: создание возможностей для протекания в экономике процессов, способствующих демонополизации, что потребовало принятия ряда законов для определения организационных и правовых основ предубеждения, ограничения и пресечения монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, а также для обеспечения условий создания и эффективного функционирования товарных рынков.

Федеральный закон от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» дает определение таких понятий, как «товар», «финансовая услуга», «хозяйствующий субъект», «конкуренция», «дискриминационные условия», «доминирующее положение», «монополистическая деятельность» и др. В соответствии с ч. 1 ст.5 указанного Закона доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта (за исключением финансовой организации):

1. доля которого на рынке определенного товара превышает 50%, если только при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства или осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией будет установлено, что, несмотря на превышение указанной величины, положение хозяйствующего субъекта на товарном рынке не является доминирующим;

2. доля которого на рынке определенного товара составляет менее чем 50%, если доминирующее положение такого хозяйствующего субъекта установлено антимонопольным органом исходя из неизменной или подверженной малозначительным изменениям доли хозяйствующего субъекта на товарном рынке, относительного размера долей на этом товарном рынке, принадлежащих конкурентам, возможности доступа на этот товарный рынок новых конкурентов либо исходя из иных критериев, характеризующих товарный рынок.

Не может быть признано доминирующим положение хозяйствующего субъекта (за исключением финансовой организации), доля которого на рынке определенного товара не превышает 35%, за исключением указанных в законе случаев (ч. 2 ст. 5 Закона о защите конкуренции).

В соответствии с Указом Президента РФ от 9 марта 2004 г. № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» создана Федеральная антимонопольная служба (ФАС России), которая выполняет следующие функции (ст. 2 Закона о защите конкуренции):

1. обеспечивает государственный контроль за соблюдением антимонопольного законодательства федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также к государственными внебюджетными формами, хозяйствующими субъектами, физическими лицами;

2. выявляет нарушения антимонопольного законодательства, принимает меры по прекращению нарушения антимонопольного законодательства и привлекает к ответственности за такие нарушения;

3. предупреждает монополистическую деятельность, недобросовестную конкуренцию, другие нарушения антимонопольного законодательства федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фонтами, хозяйствующими субъектами, физическими лицами;

4. осуществляет государственный контроль за экономической концентрацией в сфере использования земли, недр, водных и других природных ресурсов, в том числе при проведении торгов, в случаях, предусмотренных федеральными законами.

В соответствии со ст. 23 Закона о защите конституции ФАС России ведет реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем 35%. Порядок формирования и ведения реестра устанавливается правительством РФ. Для таких предприятий предусматривается обязательное декларирование повышения свободных цен, а также обязательное представление статистической отчетности по объему производства в натуральном выражении, удовлетворению спроса на рынке сбыта, показателям качества. С 1995 г. В состав федеральных органов вошли отраслевые комиссии по регулированию цен, установленных монополиями на транспорт, энергию, топливо.

 

 

Заключение

На первый взгляд может показаться, что конкуренция и монополия совершенно несовместимы друг с другом. Ведь монополии представляют собой прямую противоположность свободной конкуренции. Между тем монополия находится в весьма сложной и противоречивой взаимосвязи с конкуренцией.

Крупнейшие монополии играют главенствую роль в экономической жизни любой страны, но это не значит, что все хозяйство сплошь ведется монополиями. Наконец, наряду с монополиями продолжают существовать самостоятельные предприятия, считающие для себя невыгодным присоединение к монополистическим союзам. В ряде отраслей, главным образом производящих средства потребления, таких предприятий довольно много. Они по-прежнему ведут конкурентную борьбу на рынке между собой и противтмонополий.

В то же время господство монополий не только не устраняет конкуренции, а, наоборот, делает конкурентную борьбу несравненно более ожесточенной и разрушительной. Конкуренция приобретает разносторонние, запутанные, сложные формы, она достигает небывалой остроты.

Прежде всего, конкуренция не устраняется даже внутри монополистических объединений, среди их участников. В картелях отдельные участники борются между собой за наиболее выгодные рынки, за наибольшую долю (квоту) в общем объеме производства и сбыта, установленном соглашением. В трестах происходит непрекращающаяся борьба за распределение прибылей, за наиболее выгодные и влиятельные посты в руководящих органах треста. Каждый шаг на пути развития монополий сопряженпсьострейшейбконкурентнойлборьбой.

Наконец, чрезвычайной остроты и напряжения достигает конкуренция между монополистическими гигантами. Когда в какой-либо отрасли существует несколько монополий, то борьба между ними носит особенно упорный, продолжительный и жестокий характер. Монопольные цены, диктуемые обладателями источников сырья, вызывают сопротивление монополий, нуждающихся в этом сырье. Металлургические и химические монополии, крупные электростанции, железнодорожные компании обзаводятся собственными шахтами. В свою очередь угольные монополии присоединяют к шахтам установки по переработке угля. Возникающие таким путем комбинированные гиганты вступают в ожесточенную конкуренцию междуьсобой.

Большую роль в борьбе между монополиями различных отраслей играет развитие новых видов сырья и так называемых заменителей. Нержавеющая сталь успешно конкурирует с цветными металлами, алюминий—с медью, искусственное волокно — с хлопком, шелком и шерстью.

Итак, не только конкуренция порождает монополию, но и монополия в свою очередь порождает конкуренцию, усиливая и обостряя ее до крайних пределов. «...Монополии, вырастая из свободной конкуренции, не устраняют ее, а существуют над ней и рядом с ней, порождая этим ряд особенно острых и крутых противоречий, трений, конфликтов».


Список литературы

 

1. Лобачева Е.Н. «Экономическая теория». – М: Высшее образование, 2008.

2. Зайдель Х., Темен Р. «Основы учения об экономике». – М.: Дело ЛТД, 1994 г.

3. Львов Ю.А. «Основы экономики и организации бизнеса». – С-П.: Формика, 1992 г.

4. Маконнелл К., Брю С. «Экономикс: принципы, проблемы и политика». –

М.: 1992 г.

5. Рыбалкин В.Е. «Анализ экономики». – М.: Международные отношения, 2006.

6. Тарануха Ю.В. «Конкуренция и конкурентные стратегии». – М: «Дело и сервис». 2008 г.

 

 

Приложение 1

 

Источник: Ю.В. Тарантуха «Конкуренция и конкурентные стратегии». М: Издательство «Дело и сервис». 2008 – 79с.

 

 

Приложение 2

 

 

Источник: Ю.В. Тарантуха «Конкуренция и конкурентные стратегии». М: Издательство «Дело и сервис». 2008 – 19с.

 

 

Приложение 3

 

 

Источник: Ю.В. Тарантуха «Конкуренция и конкурентные стратегии». М: Издательство «Дело и сервис». 2008 – 24с.

 

Приложение 4

 

 

Источник: Ю.В. Тарантуха «Конкуренция и конкурентные стратегии». М: Издательство «Дело и сервис». 2008 – 25с.

 

Приложение 5

 

Источник: Ю.В. Тарантуха «Конкуренция и конкурентные стратегии». М: Издательство «Дело и сервис». 2008 – 29с.

 

 

Приложение 6

 

 

Источник: Ю.В. Тарантуха «Конкуренция и конкурентные стратегии». М: Издательство «Дело и сервис». 2008 – 32с.

 

 

Приложение 7

 

 

Источник: Ю.В. Тарантуха «Конкуренция и конкурентные стратегии». М: Издательство «Дело и сервис». 2008 – 45с.

 

 



2020-02-04 340 Обсуждений (0)
Антимонопольное законодательство в России 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Антимонопольное законодательство в России

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (340)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)