Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


и коммерческая логистика



2020-02-03 205 Обсуждений (0)
и коммерческая логистика 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Планирование доставки материалов предусматривает движение материалов от поставщика к потребителю. При этом могут быть рас­смотрены два направления: каналы снабжения и логистика снабжения.

Каналы снабжения характеризуют движение товаров от по­ставщика к потребителю с выполнением юридических обяза­тельств сторон. При этом определяются различные структуры, че­рез которые осуществляется процесс снабжения. Это могут быть прямые закупки у производителя, закупки у оптовых и розничных торговцев, с использованием агентов и брокеров или созданием собственной закупочной организации на предприятии.

Логистика снабжения рассматривает проблемы физической транспортировки и хранения материалов. Как правило, маршруты доставки материалов совпадают с юридически оформленной дос­тавкой. Однако в ряде случаев юридически оформленная доставка не совпадает с маршрутом следования грузов, например, при по­ставках скоропортящихся или трудно перевозимых грузов. В этом случае следует перевозить по кратчайшему пути следования, что­бы обеспечить сохранную доставку.

Коммерческая логистика представляет собой самостоятельное на­учное направление, а ее практическое применение обеспечивается соз­данием логистических систем, направленных на минимизацию транс­портных издержек путем рационализации транспортных потоков.

Основные признаки логистики можно классифицировать по следующим направлениям.

Первый признак рассматривает логистику как процесс управления продвижением материальных ресурсов. На этом пути совершается множество логистических операций на этапах мате­риально-технического снабжения, производства и сбыта готовой продукции. Логистика здесь называется заготовительной, внутри­производственной и распределительной.

Второй признак рассматривает логистику как ресурсную,
которая состоит из материальной или транспортно-складской, ин­
формационной, финансовой и кадровой логистики.

Третий признак логистики характеризуется сферой ее при­ложения в предпринимательской деятельности и носит преиму­щественно отраслевой характер.

Наиболее распространенными видами бизнеса выступают про­изводственное, финансовое предпринимательство и коммерция. Исходя из этого в бизнес-логистике выделяются производственная, финансовая и коммерческая логистика.

Остановимся подробнее на содержании коммерческой логисти­ки. В настоящее время коммерческая логистика рассматривается как научное направление в эффективном управлении материаль­ными потоками в сфере производства и обращения.

В сфере материально-технического снабжения основой логи­стического потока являются: транспортные средства, погрузо-разгрузочные механизмы, весовое хозяйство, складские сооруже­ния, средства связи и передачи информации. Связи между отдель­ными элементами логистики представляют логистические цепи. Аналогично логистической цепи существует и логистический ка­нал, состоящий из поставщика, потребителя, посредников и пере­возчиков. Логистическая цепь представляет собой совокупность лиц, участвующих в логистической операции.

Параметрами логистической цепи являются организацион­ный коэффициент звенности (который показывает, сколько раз продавалась та или иная продукция) и складской коэффи­циент звенности (свидетельствующий о количестве совер­шенных перевалок на пути следования груза).

Существующие методы и средства логистического управления в совокупности составляют логистическую инфраструктуру то­варного рынка. К субъектам ее относятся транспортные и склад­ские предприятия и коммерческие посредники. Они непосредст­венно или косвенно предопределяют материальные потоки в сфере обращения при установлении хозяйственных связей и выборе спо­соба доставки материалов в адрес конкретных потребителей.

Коммерческая логистика в силу своей целевой ориентации взаимодействует с маркетингом в целях беспрепятственного про­движения материальных потоков непосредственно до каждого по­требителя. Для согласования интересов материально-технического снабжения, производства и сбыта коммерческая логистика предпо­лагает формирование общей логистической концепций, на основе которой осуществляются анализ состояния внешней экономиче­ской среды, установление темпов развития потребительского спро­са и состояния конкуренции на рынке товаров.

Логистическая концепция при соответствующей проработке и реализации приводит к конкретным экономическим результатам по сокращению производственного цикла, уменьшению запасов матери­альных ресурсов и готовой продукции, усилению инвестиционных процессов и повышению конкурентоспособности на рынке товаров.

Затраты на выполнение логистических операций формируют логистические издержки, которые представляют собой сумму из­держек обращения и части издержек производства (затраты на та­ру, упаковку, траспортно-складские работы и т.д.). Затраты на ло­гистику могут быть исчислены в процентах от суммы продаж в расчете на единицу массы сырья, материалов и готовой продукции.

Эффективность логистической системы определяется набором показателей, характеризующих качество работы данной системы при заданном уровне логистических издержек. С точки зрения потребите­лей, эффективность логистической системы можно определить двумя показателями: качеством и ценой обслуживания, которые характери­зуют логистические издержки. Вместе с тем, качество обслуживания как синтезирующий, совокупный показатель, можно исчислить исхо­дя из следующих критериев: доставка продукции потребителю в ус­тановленный срок, обеспечение высокого уровня технического об­служивания и выполнение заказа в установленное время.

При оптимизации транспортных издержек следует учитывать совокупные издержки, которые включают издержки не только на приобретение и транспортировку, но и связанные с поиском про­дукции на рынке и установлением хозяйственных связей с изгото­вителем. Такие издержки называются трансакционными, вклю­чающими затраты на поиск информации, ведение переговоров и заключение контракта и затраты по соблюдению условий контрак­та. Наличие больших трансакционных издержек побуждает потре­бителя изыскивать организационные и технические средства по их сокращению. Одним из направлений по сокращению трансакционных издержек является логистика и формирование логистических структур при организации процесса товародвижения.

 

VI. Методы планирования в снабжении

И логистике

 

Создание запасов материальных ресурсов — ключевой вопрос планирования МТО, поэтому находится под постоянным контро­лем работников снабжения.

При принятии решений о доставке материалов, организации складирования или осуществления новых закупок важно знать на­значение запасов, их положительные и отрицательные стороны.

Управление запасами может усложниться в связи с быстро меняющейся рыночной обстановкой. Складские запасы всегда могут быть либо завышенными, либо слишком малыми, либо не соответствующими требуемому ассортименту. Однако из­вестно, что излишние запасы сопряжены со значительными из­держками по их хранению и переработке.

Существует множество различных систем управления запаса­ми, применение которых направлено на сокращение расходов по хранению и переработке запасов. Зарубежная практика (японская, американская) целиком полагается на разработку системы плани­рования, построенной на определении потребности в сырье и ма­териалах. Применение в Японии системы «кан-бан» изменило от­ношение производителей ко всем формам складирования. В основе этой системы лежит точная и своевременная информация по всем направлениям деятельности участников товародвижения. Совре­менные компьютерные программы позволяют широко автоматизи­ровать процесс закупок и контроля за состоянием запасов.

Основные расходы, связанные с хранением и содержанием запасов, включают: стоимость по хранению и аренде складских помещений, стоимость складского оборудования, расходы, связанные с хранением материалов на складе, оплату обслуживающего персонала и эксплуата­ционные расходы, расходы по страховке материальных ценностей и др. Общие складские издержки достигают значительных размеров и со­ставляют порядка 25-50% стоимости хранимых материалов.

Существует множество методов планирования и закупок, и по­ставок продукции. Рассмотрим некоторые из них.

Метод ABC. Итальянский ученый В.Парето доказал, что незави­симо от страны меньшая часть населения контролирует большую часть благосостояния, и на этой основе построил соответствующую кривую. Этот же принцип применим и к другим ситуациям, в част­ности, к системе снабжения. Кривую Парето часто называют прави­лом 80-20, или, чаще, методом АВС. Содержание этого метода по­кажем на простом примере.

Пусть закупаемые изделия по объему и сумме затрат распола­гаются в следующем соотношении (табл. 1):

Таблица 1. Соотношение объемов и затрат закупаемых изделий

Класс Общий объем закупок материалов, % Общая сумма затрат на закупку, %
А 10 70-80
В 10-20 10-15
С 70-80 10-20

 

Это процентное соотношение может быть различным в различ­ных фирмах, закупающих материалы. Для его нахождения опреде­ляется доля отдельных видов сырья и материалов в общей стоимо­сти закупаемых материалов.

Допустим, что производитель с общим годовым объемом заку­пок на сумму 30,4 млн долл. имел следующее соотношение товаров (табл. 2):

Таблица 2. Соотношение товаров

Количество изделий Процент изделий Годовой объем закупок Процент годового объема закупок Класс
1095 10,0 21,6 71,1 А
2168 19,9 5,9 19,4 В
7660 70,1 2,9 9,5 С
10923 100,0 30,4 100,0  

 

По данным табл. 2 видно, что изделия группы А составляют лишь 10%, а по стоимости годового объема закупки составили бо­лее 70%; изделия группы В являются промежуточными между А и С. Поэтому при закупке наибольшее внимание уделяется изделиям группы А как наиболее дорогостоящим. Однако из-за специфики отдельных видов изделий отношение к каждой группе должно быть одинаковым.

Метод ABC представляет собой анализ, с помощью которого определяют степень распределения конкретных характеристик ме­жду отдельными элементами какого-либо множества. С точки зре­ния снабжения анализируется количественная и стоимостная структура приобретаемого сырья и материалов.

Одна из основных проблем снабжения и логистики состоит в определении оптимального объема поставки, так как увели­чение объема поставок требует дополнительных расходов по размещению и хранению запасов.

Существуют различные модели для определения объема заказа и уровня запасов. Их применение зависит от того, является ли спрос на материалы зависимым или независимым. Зависимый спрос означает, что поставляемое изделие является частью более крупного изделия и его использование зависит от графика произ­водства этого более крупного изделия.

Рассмотрим модель фиксированного объема поставок. Следует ответить на вопрос, нести ли дополнительные расходы по содер­жанию запасов на складе либо сократить эти расходы путем уве­личения частоты поставок, но меньшими партиями. Общая цель заключается в сокращении годовых расходов на приобретение и содержание запасов на складе.

Пусть ежегодный спрос на материалы составит Р в течение пе­риода Л при цене материалов, равной С. Расходы на оформление заказа равны 3, процент расходов на содержание запасов — К.

Тогда общие расходы на приобретение и хранение запасов на складе можно определить по формуле:

                                М = РС + РЗ : Q + QKCо.п : 2 ,                       (8)

где Q о.п — фиксированный объем партии поставок.

Минимальный объем партии поставок можно определить по формуле:

                                                     ________

                                       Q о.п = √ 2РЗ : КС .                                 (9)

Пусть ежегодная потребность Р = 900 изделий, стоимость дос­тавки изделий С = 45 ед. на изделие, расходы на содержание изделий на складе (в процентах к стоимости изделия) К = 25%, расходы на оформление заказа составили 50 ед. на заказ, время на поставку Л = 10 дней. Используя формулу (9), можно определить опти­мальную партию поставок

                               __________________

                 Q о.п = √ 2 ∙ 900 ∙ 59 : 0,25 ∙ 45 = 89 изделий .

На рис. 2, 3 показаны модели зависимости расходов от объема заказа и изменение уровня запасов от времени поступле­ния. Период повторного заказа можно определить по формуле:

П = (ЛǽР) : 250 = (10ǽ900) : 250 = 36 дн.,

где 250— количество рабочих дней в году.

                     

  Рис.2. Расходы на содержание                         Рис.3. Модель при фиксированном

                запаса и заказ                                                          объеме заказа

 

 

VII. Выбор поставщика

 

Выбор поставщика является основой создания устойчивой ба­зы снабжения любого предприятия. Решение разместить заказ у конкретного поставщика зависит от ряда факторов. Поставщик должен удовлетворять по качеству и объему поставляемой про­дукции, условиям доставки продукции, цене и уровню обслужи­вания. Немаловажным при выборе поставщика является его тех­ническое состояние, развитость инфраструктуры, финансовое по­ложение, трудовые отношения и местонахождение.

Решения о выборе поставщика можно рассматривать как выбор в условиях неопределенности, что сопряжено с достаточно высоким рис­ком. Риск будет возрастать при закупке неизвестных сырья или изделий. Поэтому следует обращаться к дополнительным источникам информации. Это могут быть каталоги, журналы, рекламные объявления и использование Интернета.

Все это свидетельствует о том, что оценка поставщика — не­прерывный процесс отслеживания деятельности существующих поставщиков. Обычно предприятия-заказчики разбивают сущест­вующих поставщиков на две группы. В первую входят новые по­ставщики, надежность которых еще не проверена. Вторую группу составляют поставщики, уже зарекомендовавшие себя в прошлые годы. Эти поставщики постоянно оцениваются с формальных и неформальных позиций. Неформальная оценка включает оценку личных контактов с поставщиком и сотрудниками его подразделе­ний. Заказчик аккумулирует всю информацию о поставщике, осо­бенно важно установить личные контакты с отделом закупок.

Многие компании (фирмы) проводят рейтинги поставщиков при балльной системе оценки по каждому фактору. Хорошие ре­зультаты деятельности поставщика могут быть вознаграждены до­полнительными заказами, в то время как слабые поставщики могут получить сниженные объемы заказа или отказ от их услуг.

Большинство предприятий наблюдает за деятельностью основ­ных поставщиков гораздо внимательнее, чем за второстепенными поставщиками. При этом используется модель ABC для деления поставщиков аналогично делению запасов по объемам и цене за­купаемых партий материалов. Цель такого деления на категории заключается в том, чтобы оценить каждую категорию по соответ­ствующей схеме оценки поставщиков.

Важной является оценка деятельности не только существующего поставщика, но и потенциального. Для проверки деятельности по­тенциального поставщика часто необходимы значительные затраты времени и средств. При оценке потенциальных поставщиков наибо­лее важными факторами являются такие, как технические и инже­нерные возможности поставщика, его производственный и финан­совый план и способность эффективно управлять производством.

При оценке потенциального поставщика необходимо отве­тить на следующие вопросы: способен ли данный поставщик удовлетворить потребности заказчика в краткосроч­ном и долгосрочном периоде и имеются ли доводы о том, что данный поставщик сможет обеспечить потребности заказчика в краткосрочном и долгосрочном периодах.

Важна оценка финансовой стороны поставщика. В числе других показателей проверяется его кредитный рейтинг, струк­тура капитала, рентабельность, оборотный капитал, состояние запасов, коэффициент ликвидности, доходность инвестиций и др. Все эти показатели характеризуют финансовую стабильность и конкурентоспособность продукции поставщика.

Кроме указанных факторов, которые следует учитывать при вы­боре поставщика, важным является и решение покупать продукцию у производителей или у дистрибьюторов. Для принятия этого реше­ния нужно исследовать финансовое состояние, сложившуюся репу­тацию, качество поставляемой продукции и обслуживания, надеж­ность поставок и обоснованность цены. Все эти факторы следует учитывать при выборе дополнительных источников снабжения.

VIII. Выводы

 

· При организации МТО предприятий в условиях ры­ночных преобразований широко используются логи­стические подходы. Главная часть инфраструктуры процесса снабжения — складское хозяйство.

· Одним из основных вопросов организационной струк­туры управления МТО по функциям и товарному принципу является определение потребности в мате­риальных ресурсах. Для определения материальных
ресурсов применяются различные методы.

· Основное преимущество коммерческой логистики со­стоит в том, что использование логистического метода в снабжении позволяет минимизировать транспортные издержки при рационализации процесса снабжения.

· Особый интерес представляют методы планирова­ния в снабжении и логистике: модели по определению партии поставок продукции, минимизации рас­ходов на содержание запасов.

· Выбирая поставщика при организации закупок мате­риальных ресурсов, следует соблюдать основные принципы, что является гарантией надежности и эффективности организации процесса снабжения материальными ресурсами.

 

IX. Литература

 

1. Горфинкель В.Я., Швандар В.А. Экономика предприятия. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Юнити-Дана, 2000.

2. Грузинов В.П., Грибов В.Д. Экономика предприятия: Учебное пособие. – 2-е изд. доп. – М.: Финансы и статистика, 2001.

3. Киршина М.В. Коммерческая логистика. – М.: Центр экономики и маркетинга, 2001.

 

 



2020-02-03 205 Обсуждений (0)
и коммерческая логистика 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: и коммерческая логистика

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (205)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)