Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Произвольная форма мотивации как основа волевой регуляции человека.



2020-02-04 156 Обсуждений (0)
Произвольная форма мотивации как основа волевой регуляции человека. 0.00 из 5.00 0 оценок




Волевая регуляция не осуществляется ради нее самой, за ней все­гда скрывается какая-то потребность. Это может быть потреб­ность самой личности в проверке себя как волевой, но чаще всего за волевой регуляцией действия стоит субъективно переживаемая необходимость в этом действии. Тем самым исследование волевой регуляции выводит на проблему потребностей. На анализ этой проблемы заставляет нас выходить и исследование мотивации деятельности.

Первопричина поведения, трансформированная в переживае­мую потребность, предстает перед субъектом как жизненная за­дача, создающая готовность к поисковому поведению. В процес­се своего опредмечивания потребность превращается в мотив поведения, а система потребностей в предметах, средствах и спо­собах ее удовлетворения — в отношение к миру, на основе которо­го выбираются цели, средства и способы действия, формируются смысл действий, готовность к конкретному виду деятельности и побуждение к ней.

Понимая мотив и как конкретный побудитель поведения, С. Л. Ру­бинштейн писал, что «мотив, как осознанное побуждение для оп­ределенного действия, собственно и формируется по мере того, как человек учитывает, оценивает, взвешивает обстоятельства, в кото­рых он находится, и осознает цель, которая перед ним встает: из отношения к ним и рождается мотив в его конкретной содержа­тельности, необходимой для реального жизненного действия». [6; 564]

К настоящему времени психология собрала огромное количе­ство экспериментально и эмпирически подтвержденных данных о том, что актуально переживаемый мотив, как стремление к чему-либо, непосредственно поведение не побуждает (когда нет средств достижения предмета потребности или промежуточных целей, когда субъект не владеет способами действия, когда на­лицо недостаток физических сил и т. д.). Отсюда и те неприят­ные эмоциональные переживания, когда значимый мотив, акту­ализируемая потребность не могут быть удовлетворены. Вместе с тем в качестве одной из важнейших функций мотива практи­чески всеми выделяется функция побуждения.  Сам термин «мотив» есть производное от латинского толкать, приводить в движение.

Роль средств в инициации действий признается в работах мно­гих авторов, так как «вне средств цель оказывается лишь абст­рактным стремлением», а потенциальные мотивы (мечты, идеалы) лишь тогда становятся реальными, когда полу­чают свои средства реализации. Если живое существо не обла­дает средствами (сенсорными и моторными), то деятельность не может и начаться. Роль моторных средств в побуждении подчеркивал еще И. М. Сеченов, который писал, что воля не властна заставить делать человека то, что он не умеет.

Таким образом, можно утверждать, что для инициации поведе­ния недостаточно иметь актуализированную потребность, мало иметь налицо предмет потребности — необходимо наличие мно­гих внешних и внутренних факторов, чтобы поведение началось и успешно закончилось

Обычно совершенно справедливо указывают на регулирую­щую роль познавательных и эмоциональных процессов в осу­ществлении деятельности. Но эти процессы имеют вполне ре­альную, хотя и менее заметную роль в построении побуждения к действию, т. е. в процессе мотивации. В качестве необходимого звена процесс построения побужде­ния входит в мотивацию любой деятельности.

Распространить принципы деятельностного подхода на мотивацию — это значит понять мотивацию как особый психи­ческий процесс или особое психическое действие со своим стро­ением и с функцией формировать побуждение. Это действие по построению побуждения может быть свернутым или развернутым во времени, учитывать мно­гие или немногие условия, опираться на многие или немногие психические процессы, быть осознанным или совершаться не­произвольно на неосознаваемом уровне.

Идея произвольности постепенно завоевала свои позиции в психологии, хотя долгое время произвольность поведения, на­блюдаемая как житейский факт, объяснялась свободной волей человека, которая сама не поддавалась детерминистическому объяснению. Были выделены произвольные память, внимание, восприятие, движение, но мотивация все еще рассматривалась только в непроизвольной форме. Постепенно в советской психо­логии формировалось представление о необходимости и возмож­ности произвольной мотивации. Важные указания на необходимость выделения произвольной формы мотивации мож­но найти в работах К. Маркса. При исследовании мотивации обычно исходят из наличия у субъекта возникающей независимо от его намерений актуальной потребности, которая должна через свои мотив, цели и действия получить удовлетворяющий ее предмет. Но реально дело часто обстоит скорее наоборот. Независимо от потребностей человека, общество включает его в решение социальных задач, и человек па основе ориентировки в своих мотивах должен найти мотивационное обоснование и побуждение своей деятельности по дос­тижению общественных целей или создать новый мотив, чтобы вписать цели общества в свою мотивацию и соединить тем са­мым потребности общества и личные потребности. [2; 143-145]

И в этом смысле прав С. Л. Рубинштейн, который указывал, что «мотивы определяются задачами, в которые включается человек, во всяком случае, не в меньшей мере, чем эти задачи — мотива­ми...» и что «в своих вершинных формах они основываются на сознании человеком своих моральных обязанностей, задач, ко­торые ставит перед ним общественная жизнь...»  [6; 564]

Развитие произвольности начинается с подчинения внешним требованиям, исходящим от общества. Между мотивом как основанием действия и побуждением к активности находится смысл действия и побу­дительная функция мотива реализуется только через смысл. Произвольное формирование побуждения развертывается в плане сознания, во «внутреннем интеллектуальном плане». Из это­го следует, что формирование смысла действия или намеренное его изменение составляют одно из звеньев мотивационного дей­ствия в его произвольной сознательной форме.

Когда цель задается человеку извне, то первая операция в мотивационном процессе — это поиск в памяти мотива, способного отвечать данной цели и создавать смысл действий. Если такого адекватного мотива нет, то побуждение формируется на един­ственном мотиве избегания наказания или неприятной ситуации либо к этому мотиву добавляется еще один значимый для челове­ка мотив, например через воображаемую ситуацию, где мотив и действия реальны, но их связь существует только в сознании че­ловека. Поведение без актуальной потребности — это и есть воле­вое поведение, где смысл заданного извне действия формируется, через произвольно выбранный субъектом мотив, через осмысле­ние ситуации и последствий действий.

Таким образом, волевое поведение — это часто поведение пере­ходное от заданного действия к действию с адекватным мотивом или, другими словами, к действию с постпроизвольной мотива­цией, когда произвольная мотивация автоматизируется, сверты­вается до актуализации того или иного мотива.

Понимание волевой регуляции как регуляции действий или психических процессов через произвольную форму мотивации означает, что побуждение к действию обеспечивается не особым образованием - волей, не особыми волевыми мотивами, не особой потребностью в преодолении препятствий, а работой общего для любой активности мотивационного механизма.

Психологическим механизмом произвольного изменения побуждения является изменение смысла действия. Волевое усилие определяется ситуативным изменением личностного смысла действия. Изменение побуждения к действию можно осуществить и через субъективное изменение вероятности успеха действия, что достигается благодаря новому знанию, повышающему уверенность в своих силах, в успехе, в справедливости и возможности действия.

Волевая регуляция (в варианте самодетерминации) есть регуляция действия (или психического процесса) через изменение смысла действия, обеспечивающего необходимое побуждение (торможение) к нему.

Волевая регуляция есть часть произвольной регуляции процессов и действий человека или, что более точно, один из уровней произвольной регуляции - личностный уровень.

В традициях деятельностного подхода процесс мотивации может быть описан как особое внутреннее действие по построению побуждения.

В основе волевой регуляции побуждения к действию лежит произвольная форма мотивации, где изменение побуждения достигается через изменение смысла действия.

По мнению В. А. Иванникова, главной психологической функцией воли является усиление мотивации и совершенствование на этой основе сознательной регуляции действий. Реальным механизмом порождения дополнительного побуждения к действию является сознательное изменение смысла действия выполняющим его человеком. Смысл действия обычно связан с борьбой мотивов и меняется при определенных, преднамеренных умственных усилиях. [2;149]

 

 

Литература

1. Забродин Ю.М., Сосновский Б.А. Мотивационно - смысловые связи в структуре направленности человека. // Вопросы психологии. № 6. 1989

2. Иванников В. А. Психологические механизмы волевой регуляции. Изд: Питер, 2006.- 204с

3. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. - СПб.: Питер,  2000. - 502с.

4. Леонтьев А.Н. Лекции по общей психологии. – М.: Смысл, 2000. - 509с.

5. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Основы теоретической психологии. М, 1998.- 528с.

6. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. — М, 1946.- 141с



2020-02-04 156 Обсуждений (0)
Произвольная форма мотивации как основа волевой регуляции человека. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Произвольная форма мотивации как основа волевой регуляции человека.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (156)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)